Президент Марий Эл Леонид Маркелов: "Новый закон о местном самоуправлении обезопасит людей от дурости властей"
- Леонид Игоревич, Марий Эл - один из первых российских регионов, где начинается реформа местного самоуправления. Однако стоит отметить, что несмотря на то, что многие россияне и жители республики о ней слышали - как из уст Президента России и депутатов Госдумы, так и из сообщений СМИ, но немногие точно представляют себе, в чем же эта реформа заключается.
- Начнем с того, что есть в России регионы, где нет местного самоуправления. Это - Москва, Санкт-Петербург, Башкортостан и Татарстан. Это - благополучные регионы, где есть управляемость и сильная власть, способная решать региональные и федеральные задачи. Вы, например, можете себе представить, что, например, мэр Казани отказывается выделять землю под строительство значимого социального объекта, который идет по правительственной программе? Да завтра такой мэр уйдет в отставку. И вообще, никогда не будет назначен мэр, который будет противодействовать региональной власти. Поэтому там - полная управляемость, взаимодействие и люди не страдают от глупости властей.
Народ ведь власть не делит власть на местную и региональную. Когда нет света или горячей воды, люди говорят - вы все власти, вы и разбирайтесь. Такое происходит в стране, где действует закон о местном самоуправлении. Я считаю, что Россия к этому закону не готова, но коли уж он принят, то необходимы дополнительные рычаги, предусматривающие механизм отстранения от должности нерадивых глав муниципальных образований, которые не могут или не хотят выполнять свои функциональные обязанности.
Давайте возьмем такой пример. Вам не нравится, как убираются дороги в Йошкар-Оле? Мне тоже не нравится. Но я, как президент республики, не могу заставить главу местного самоуправления города этими дорогами заниматься. Он всегда найдет причины сказать, что он, по его мнению, делает все хорошо, и народу, как он считает, это нравится. Но на самом деле мы видим иную картину. Отстранить от должности главу администрации - невозможно, заставить его выполнять какие-то требования правительства - тоже невозможно. Его надо уговаривать и гладить по головке. Это - глупость. А в новом законе, на мой взгляд, законодатель попытался сделать шаг вперед, чтоб от таких ситуаций уйти. Я говорю о назначении глав, об их выборе депутатами районного собрания или представительного органа власти.
Суть такова - на территории проходят выборы представительного органа власти - избираются примерно 70 депутатов. Они из своего числа избирают главу районного собрания - представительного органа власти. Затем депутаты совместно с представителями регионального правительства (в нее могут войти члены правительства, профессиональные чиновники, представители общественности и т.д.) объединяются в квалификационную комиссию, которая по конкурсу отбирает главу администрации из людей профессиональных, гибких политиков, которые способны руководить хозяйством и пользуются авторитетом. Представители исполнительной власти составляют примерно 13 от числа членов квалификационной комиссии. С выбранным членами комиссии человеком на пост мэра подписывается контракт, в котором оговариваются все условия его работы и содержания, и я, как глава правительства, наделяю его государственными полномочиями. После этого государственными полномочиями наделяется это муниципальное образование, с мэром подписывается контракт и он начинает работать.
При такой системе начинает четко действовать принцип разграничения полномочий. Председатель райсобрания - глава законодательной власти, мэр - исполнительной. Иначе говоря, каждое муниципальное образование становится мини-парламентской республикой. Такая система, например, существует в Венгрии. Этот вариант, по мнению правительства республики, наиболее оптимален. Во-первых, мы уходим от этих бесчисленных выборов, этих драк и грязи, которые туманят голову нашим избирателям и не дают им сделать правильный выбор. Яркий пример тому - выборы мэра Йошкар-Олы, которого 4 года назад избрали жители, и теперь в адрес правительства республики идет бесчисленное количество жалоб и нареканий на работу администрации города. Но при существующих законах мы эту ситуацию разрешить не можем. Согласно новому закону о местном самоуправлении, если мэр не будет выполнять свои обязанности, с ним можно будет расторгнуть контракт. Это позволит уйти от конфликтов между правительством и муниципальными образованиями, а от конфликтов, как правило, страдают простые горожане. Мо моему мнению, схема выбора главы местного самоуправления, прописанная в новом законе - оптимальна, и, по мнению большинства глав муниципальных образований республики, она должна быть эффективной.
Когда в Марий Эл будет внедрен новый механизм организации местного самоуправления?
Республика перейдет на данную модель уже в этом году, после выборов в местные районные собрания, которые состоятся осенью. Правительство больше не может за городские власти решать. И люди не могут так жить - они уже намучились с данной администрацией. Вы посмотрите, какие там штаты! Посмотрите, можно ли придти в мэрию и оперативно решить вопросы, скажем, для бизнеса. Невозможно. А что стоит получить площадку для строительства? Такая работа мэрии республике просто вредит. И я могу привести примеры.
Например, в прошлом году правительство республики достигло договоренности с Пенсионным фондом России и руководством Поволжского отделения Сбербанка о выделении 200-миллионных сумм инвестиций на строительство зданий отделения Пенсионного фонда и Сбербанка. Между тем в мэрии до сих пор не подписаны документы на выделение стройплощадок. Мы вынуждены отложить реализацию этих проектов до 2005 года, и наши строители потеряли хороший подряд. Главное же - новое здание отделения пенсионного фонда проектировалось специально для пенсионеров. В нем были предусмотрены все условия для того, чтобы пожилые люди могли решить свои пенсионные вопросы - это и удобное расположение, и комфортные помещения с залами ля отдыха....
У мэрии с руководителем отделения пенсионного фонда полтора года уже идет тяжба - то документы не подписываются под разными предлогами, то выгоняют их на окраину города. 200 миллионов рублей - это какой бы был подряд и для строителей, и для предприятий - производителей строительного комплекса. Но мэр не хочет подписывать документы под этот проект. Ну не могу же я расстрелять мэра, заставить его подписать проект. А он этого делать не хочет. Вот яркий пример того, когда деятельность местного самоуправления наносит ущерб экономике города.
В этом году из республиканского бюджета будет направлено 100 миллионов рублей на городские дороги. Не от хорошей жизни, а потому, что этим не занимается городская власть. В прошлом году, например, республиканские предприятия, занимавшиеся дорожным ремонтом в Йошкар-Оле, имели постоянные конфликты с городскими властями. Я как президент не мог заставить мэра ни уборку сделать на дорогах, ни отремонтировать их. А когда были выборы Президента России, нам неоднократно говорилось, что местная власть не должна вмешиваться в ход подготовки к выборам. В результате в день голосования, и я сам это видел, когда приехал на избирательный участок, не были убраны дороги, люди еле шли по сильнейшему гололеду, чтоб проголосовать. Это был кошмар, а не дороги. Это что, работа мэрии по обеспечению своих функциональных обязанностей? Нет, конечно.
Я привел эти примеры потому, что они - подтверждение тому, что никакая власть - ни президент республики, ни президент страны - не в состоянии заставить работать нерадивого муниципального главу. А новый закон о муниципальном управлении позволяет выбрать человека, который, во-первых, будет для народа работать, во-вторых - будет профессионален, и, в-третьих, будет подконтролен представителям органов власти, т.е. районному собранию. А через депутатов местного собрания жители смогут влиять на политику городской власти. Именно в этом в новом законе шаг вперед - теперь можно обезопасить людей от дурости властей.
Известны ли персоны, которые будут предложены на должность главы самоуправления Йошкар-Олы?
Кандидаты есть и желающих много. Но говорить об этом мы будем, когда Горсобрание утвердит эту схему выборов главы города и внесет изменения в устав города. А то я назову сейчас какого-нибудь кандидата, и тут же в его адрес городскими властями будут инсценированы какие-нибудь проверки.
Вот, например, мне сообщили, что недавно в адрес одного депутата, позволившего себе критику в адрес одного из муниципальных глав, были этим главой инициированы проверки по линии МЧС, но беспредела удалось избежать. Так зачем подставлять человека? Тем более что городские власти дружат с определенными силовыми структурами, и могут попросить, например, возбудить в отношении него дело, прописать это в прессе, в общем, дискредитировать человека. Мы подождем до времени выборов главы и внесем свою кандидатуру.
В чем будет заключаться гарантия того, что мэр города, работающий по контракту, будет выполнять свои обязательства?
Знаете, у нас в России гарантии может дать только Господь. И в своих молитвах с утра каждому жителю республики советую обращаться к Богу, как это делаю я. Нет у нас святых людей. Но возможность избрать достойного человека из числа профессионалов - есть.
Правда, не все профессионалы пойдут на выборы, в эту грязь и дерьмо предвыборной кампании. Я, например, заинтересован в том, чтоб в Госсобрание республики пришли профессионалы и толковые люди. Недавно я общался с руководителем одного успешно работающего предприятия, у которого поинтересовался, не желает ли он выдвинуть свою кандидатуру в Госсобрание, на что получил ответ: "Избавьте меня от этого. У меня хорошая семья, хорошее предприятие. Я не хочу лезть в эту грязь, которая может отразиться и на моей семье, и на моем бизнесе". Многие авторитетные люди не хотят лезть в это болото. Но я уверен, что мы сможем из числа кандидатов выбрать достойного человека, в котором не ошибемся.
В связи с тем, что статус городов будет изменен на городской округ, изменится ли порядок их финансирования?
Нет, мы оставим схему, действующую сейчас, когда часть денег, поступающих в городскую казну - это налоговые отчисления, а другая часть - это дотации республиканского бюджета или дотации по линии Минэкономики, Минстроя, Минкульта и т.д. По этим программам будут финансироваться отдельные объекты. Например, реконструкция очистных сооружений йошкар-олинского водоканала финансируется в рамках республиканской программы, но через муниципальный бюджет целевым образом.
Когда грядущие изменения должны быть законодательно оформлены на местном уровне?
До июня. Согласно закону, все изменения в устав городов и районов должны быть включены за 3 месяца до выборов представительных органов власти. Занимать этим будет Минюст, прокуратура, и, конечно же, президент республики.
А сколько будет стоить местному бюджету реформа местного самоуправления?
Нисколько. Но тут еще есть вещи, зависящие от депутатов. Именно они определяют, какую зарплату платить и какой персонал должен работать в этом собрании. На мой взгляд, нужно оставить все так, как есть сейчас. Раздувать штаты не нужно.
Ныне действующие глав администраций доработают свои сроки?
Да, и более того, многих из ныне работающих глав мы будем предлагать на следующий срок. Думаю, что большинство глав останется. Сложно сейчас найти профессионального и толкового человека, который бы мог занять пост муниципального главы или руководителя министерства или ведомства.
Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать идеальный муниципальный глава?
Они просты: профессионализм, желание работать для своего района или города. Я знаю точно, что не хочу, чтобы он был конфликтным человеком, чтоб он занимался бизнесом на своем месте, не хочу, чтоб он противостоял республиканским и федеральным структурам. Он должен быть лоялен и уметь договариваться. В таких конфликтах страдают простые люди.