Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 13 апреля 2004
"Жестко, но справедливо".
(Эксперт. 12.04.04. А.Шмаров, Е.Шохина).
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин знает, как привлечь инвестиции в регион
"Каким я вижу Красноярский край в 2010 году? Это должен быть быстро растущий регион с диверсифицированной экономикой, развитым перерабатывающим сектором и высокой долей инновационных предприятий", - так амбициозно начал свое выступление в середине марта в Москве, в Американской торговой палате (АТП), перед 50 инвесторами из США и Европы губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Чтобы осуществить эти масштабные планы, г-н Хлопонин решил создать "Корпорацию развития Красноярского края", которая, по его словам, позволит в 20, а то и 30 раз увеличить инвестиционные ресурсы администрации края за счет средств частных инвесторов. О том, какой должна быть государственная политика в отношении частного бизнеса, как будет работать "Корпорация развития" и почему ею непременно заинтересуются инвесторы, рассказал Александр Хлопонин корреспондентам "Эксперта" после своего выступления в АТП.
- В конце 2002 года в ходе предвыборной кампании вы обещали избирателям экономический рывок региона. Изменилось ли что-либо с того времени?
- Судите сами. Прибыль предприятий края превысила убытки на 57,6 миллиарда рублей - рост за год в 2,1 раза. Число убыточных предприятий сократилось на 11,5 процента. Объем промышленного производства вырос на 4,1 процента. Многие отрасли экономики показали более высокий рост, например в машиностроении и металлообработке он составил 34,7 процента, в топливной промышленности - 8,8 процента, в черной металлургии - 6 процентов, так что рост мог бы быть и существеннее, но подвела цветная металлургия, а это 70 процентов всей экономики края, она росла медленно. Инвестиции в основной капитал выросли на 16,4 процента и составили 27,5 миллиарда рублей. Среднемесячная заработная плата выросла на 17,8 процента и составила 7270 рублей. Тогда, в 2002 году, мы запланировали, что экономический рывок будет осуществлен в три этапа. Сегодня два из них уже позади: первый - антикризисный этап, куда входят гармонизация политической и социальной обстановки, оптимизация бюджета и налаживание рабочих отношений с федеральным центром и с собственниками ключевых предприятий региона, и второй - этап выбора приоритетов в экономической политике региона. Остался третий - инвестиционный - этап развития. Он и обусловит экономический прорыв региона, прежде всего благодаря диверсификации экономики. Основной инструмент для стимулирования инвестиций, и на него мы возлагаем большие надежды, - это создание "Корпорации развития Красноярского края".
- Что будет представлять собой эта корпорация и как она сможет стимулировать инвестиции?
- Собственно, задумывая "Корпорацию развития" (КР), мы обратились к опыту зарубежных стран - США, Индии, Китая, Кувейта, стран Латинской Америки и Скандинавии. Там фонды регионального развития работают и способствуют развитию экономики. Механизм работы "Корпорации" таков. Администрация края инициирует создание КР: определяет ее основные цели и задачи, приглашает потенциальных инвесторов. Инвесторы создают наблюдательный совет КР, где распределение мест осуществляется пропорционально вкладу в капитал, и выбирают российскую или международную управляющую компанию, имеющую опыт работы с подобными структурами.
Управляющая компания, в свою очередь, будет принимать окончательное решение по инвестиционным проектам - по их отбору, финансированию, контролю за деятельностью инвесторов.
- Как вы намерены привлекать инвесторов и каких - российских или зарубежных? Пока что в страну не очень активно идут долгосрочные инвестиции.
- Конечно, речь идет о долгосрочных инвестициях. Мы уже отобрали несколько привлекательных инвестиционных проектов, которые будут интересны инвесторам, в том числе зарубежным. Подкреплять интерес будем различного рода налоговыми льготами по региональным налогам в рамках концессионных и лицензионных режимов. Это будет своего рода налоговый кредит. Например, мы говорим инвестору - вот вам льгота по налогу на прибыль на три года в рамках того, что позволено по краевому законодательству, вы инвестируете капитал, а потом отдаете нам недовыплаченный налог обратно. Но все это, конечно, только для серьезных долгосрочных инвесторов. Первоначально мы отобрали проекты с высокой окупаемостью. Например, достройка Богучанской ГЭС. Она требует около одного миллиарда долларов инвестиций на три-четыре года. Вместе с тем известно, что там очень дешевая генерация. Или развитие Нижнего Приангарья - это богатейшая сырьевая провинция Сибири. Оценочная стоимость ее природных запасов - 230-460 миллиардов долларов. Это и золотые месторождения, и свинцовые, и марганцевые, я уже не говорю о лесных ресурсах. Для иностранных инвесторов такие вещи очень привлекательны, даже больше, чем для наших. Российский инвестор говорит: не хочу за 12 процентов прибыли работать, мне интересно "отбивать" больше денег, вложив средства в какую-нибудь фирму. Не вопрос, пожалуйста, западного инвестора 10-12 процентов гарантированной прибыли точно устроит. Поэтому западный инвестор в нашу "Корпорацию" наверняка придет, и сегодня мы ведем переговоры со многими компаниями, инвестирующими по миру в региональные фонды развития. Главное - гарантировать инвестору нормальные стабильные условия работы. "Корпорация развития" фактически будет венчурным фондом, куда придет инвестор и вложит деньги под минимальный процент, который гарантирует управляющая компания, состоящая из группы профессиональных менеджеров, которые отберут эффективные проекты. Краевая администрация готова вложить в капитал КР в 2004 году не менее одного миллиарда рублей, то есть 35 миллионов долларов - деньги эти выделены в бюджете текущего года. По нашим расчетам, эти средства позволят нам сформировать капитал "Корпорации" в 100-120 миллионов долларов, что позволит запустить проектов на 500-600 миллионов долларов. Частные инвесторы могут инвестировать как в капитал "Корпорации", так и в отдельные проекты, в которых она будет участвовать.
- Хорошо. Вы сказали, что отобрали уже несколько инвестиционных проектов. А сами предприниматели смогут предложить "Корпорации" свои проекты?
- Конечно. Полный перечень проектов родится в диалоге власти и бизнеса - учредителей "Корпорации". Тот, кто захочет развивать тот или иной проект, должен будет прийти в "Корпорацию" и провести презентацию своего проекта. Сказать, сколько денег дополнительно ему потребуется и в течение какого времени они окупятся. Тогда мы сможем либо собрать инвестиции, либо предоставить льготы на недостающую сумму. В "Корпорации" будет несколько отделений, которые будут отвечать за разного рода проекты: одно, например, по коммунальным проектам, другое - по промышленным, третье - по малому бизнесу и так далее.
- Уже на протяжении нескольких лет мы проводим исследование "Инвестиционная привлекательность России". По данным этого исследования, иностранных инвесторов больше всего сдерживает необустроенность нашей судебной системы, а точнее, практики - законы судьи трактуют очень произвольно. Вы согласны с тем, что иностранцы боятся и нашей административной системы, в основном из-за коррупции, и неразвитости финансовой системы?
- Сейчас основная игра иностранцев на российском рынке - это риск. Основные свои инструменты западники размещают в свои же государственные бумаги и облигации, а десятью оставшимися процентами играют на российском рынке. Это как раз портфельные инвестиции, которые направляются на высокодоходные рисковые операции в России. Поэтому риск заложен в самой структуре их инвестиций в Россию. Цель той формы частно-государственного партнерства, которую мы решили опробовать, - снизить риски через такой вот, опробованный во всем мире, институт.
- Сколько уже есть желающих стать инвесторами и работать в "Корпорации"?
- Предварительный интерес участвовать в "Корпорации развития" и в ее отраслевых проектах высказали такие российские компании, как "Базовый элемент", "Норильский никель", группа МДМ, РАО "ЕЭС России" и другие. Но мы еще только начали Road Show, только собираем заявки о предварительном интересе к презентации и еще не проводили инвестиционный форум.
- Ну возьмем, к примеру, лесную отрасль. Вы уже говорили о том, что это интересный объект для инвестиций. Но все же знают, что основная проблема лесного комплекса даже не экономическая, а организационно-административная. Порядка нет, вряд ли инвесторы захотят работать в таких условиях. Как вы там будете наводить порядок? Министерство отдельное создадите?
- Министерство - это чиновники, а чиновники - это коррупция. Даже если чиновники будут проводить аукционы и распределять квоты, никакой эффективности не будет, за взятки можно будет всс обойти.
Задача в другом - надо, чтобы все регулировалось законами и чтобы законы эти работали.
- А как же это сделать?
- А при помощи той же "Корпорации". Мы возьмем, например, три краевых лесных предприятия, введем их в "Корпорацию" как одну вертикально интегрированную компанию. Доля региональной администрации в этой компании будет около 17 процентов. Составим инвестиционную программу, высококачественный лесной ресурс выделим на 49 лет в аренду, и за каждый сантиметр этого леса компания будет отвечать по закону. У нее будет стабильная лесная база и качественный менеджмент "Корпорации", что позволит этой компании быстрыми темпами развивать проекты в лесопереработке. А чтобы сократить незаконные рубки, незаконный экспорт и все прочее, я создам свою лесную комиссию и фуры с лесом буду на каждом посту проверять. Более того, построю четыре-шесть лесных терминалов, каждый куб древесины должен будет пройти через такой лесной терминал. И если по дороге попытаются провезти древесину без маркировки терминала, будем наказывать - за воровство, вплоть до ареста. Будем заниматься регулированием на региональном уровне.
- Какие еще инвестиционные проекты предложит "Корпорации" администрация края?
- Мы решили сосредоточиться прежде всего на четырех видах проектов: инфраструктурных, куда входит развитие железных дорог, автодорог, малой авиации и водного транспорта; коммунальных; промышленно-отраслевых (телекоммуникации, информационные технологии, освоение месторождений полезных ископаемых, сборочные производства, предприятия, повышающие добавленную стоимость) и социальных.
Если говорить более конкретно, то мы планируем не только достроить Богучанскую ГЭС и развивать Нижнее Приангарье, о чем я уже говорил, но и привлечь частных управленцев и инвесторов в коммунальный сектор, и развивать международный транспортный узел на базе красноярского аэропорта Емельяново. Со временем он должен стать главным транзитным центром Сибири.
- То есть это будет своего рода перевалочный пункт на Восток-Запад, Север-Юг и трансполярные трассы? Но, насколько нам известно, такую задачу поставили себе еще лет десять-пятнадцать назад и Новосибирск, и даже Баку, и Омск, и Иркутск, они и сейчас активно тем же самым занимаются. Не опоздали ли вы? Каковы будут здесь ваши конкурентные преимущества?
- Действительно, проработкой этого вопроса помимо Красноярска занимаются еще Иркутск и Новосибирск. Но у Красноярска географические преимущества - он расположен ровно в центре пересечения трасс ЮВА-Европа и ЮВА-Америка. Мы разговаривали с зарубежными и российскими компаниями - они очень приветствуют создание транзитного узла именно в Красноярске. Говорят, если мы построим современный многотерминальный аэропорт, они будут им активно пользоваться, поскольку за счет него резко снизятся их транспортные издержки. Особенно это актуально для южного направления.
- Получается, что упор в основном делается на реализацию крупных проектов. А малый бизнес вы собираетесь как-то развивать?
- Безусловно, нас интересуют не только крупные проекты, но и развитие малого бизнеса. Пока по числу малых предприятий на десять тысяч жителей Красноярский край занимает 63-е место в России. Нас такой результат удовлетворить не может.
Мы уже сегодня предусмотрели средства в своем бюджете на развитие "малышей": например, будем субсидировать часть процентной ставки по привлекаемым кредитам для малого бизнеса на конкурсной основе. На субсидии выделено 100 миллионов рублей.
Мы изменили законодательную базу по инвестиционной направленности, и теперь при инвестициях от 10 миллионов рублей возможно предоставление инвестиционных налоговых кредитов. 10 миллионов рублей - это как раз и есть инвестиции малого бизнеса. Мы дадим толчок к развитию "малышей", а дальше они уже должны сами о себе позаботиться.
- Как говорят сами представители малого бизнеса, душат его уже не столько бандиты и налоги, сколько административная система. Вы собираетесь что-нибудь менять, чтобы помочь малому бизнесу развиваться и выводить его из тени?
- Это не вся правда. Я разговаривал с несколькими сотнями предпринимателей и понял, что мешают легализоваться малому бизнесу вовсе не административная система и налоги. Вот я прихожу к руководителю малого предприятия и спрашиваю его: если мы вам льготу дадим, вы тогда зарплату "вбелую" будете больше платить? Он говорит: нет, не будем, как 500 рублей официально платили, так и будем платить, а остальные 15 тысяч в конверте выдадим. Они и так уже никаких налогов на территории края не платят. Живут в теневой экономике не потому, что их администрация душит, а потому, что так привыкли. Потому, что это процесс накопления капитала. Единственный выход в работе с малым и средним бизнесом - всячески способствовать его укрупнению. Все очень просто. Вот смотрите, что в России происходит сегодня. До тех пор пока у предприятия оборот, скажем, составляет 500 тысяч долларов, ему не надо легализовываться. Руководители этого предприятия ничего не хотят, живут на кэш, на собственный карман. И какие бы условия для них ни создавали, какие бы барьеры ни убирали, не будут они платить налоги, не будут легализовывать свой бизнес. Как только у предприятия оборот превышает миллион долларов - руководителям хочется хорошую квартиру, хорошую машину, хороший ресторан. И они вынуждены легализовывать часть своего дохода, поскольку при покупке квартиры и машины государство очень жестко будет смотреть систему доходов и расходов покупателя. Какой выход во всей этой ситуации? Быстрее их загонять в миллионный оборот. За счет чего? Например, за счет выдачи определенных льгот тем, у кого оборот превышает миллион долларов. Но до миллиона строго контролировать налоговые выплаты и применять серьезные санкции к нарушителям.
Вот тогда и создадутся условия для развития малого и среднего бизнеса. А они вам все время поют песни про бюрократов и коррупцию. А кто ее поощряет? Они же сами, малый и средний бизнес. Руководители таких предприятий приходят к чиновнику и говорят: на тебе денег, чтобы я не платил налоги. На тебе денег, чтобы мне снизить такую-то ставку. Это - дорога с двухсторонним движением, и нельзя только одну сторону обвинять во всем этом.
- Но укрупнение бизнеса - это же достаточно инерционный процесс. Обороты ведь трудно наращиваются. Что вы предлагаете?
- Для этого, в частности, мы и создаем "Корпорацию". Представители малого бизнеса могут подать заявку на привлечение инвестиций и на льготы, но при этом инвесторы должны получить четкий бизнес-план, а представители "Корпорации" - доступ к проверке проекта. О законодательной базе этого вопроса я уже говорил.
- Иностранные инвесторы гнут свою линию, требуют в обмен на свои инвестиции повысить энерготарифы внутри России. А как вы считаете, электроэнергия в России должна быть дорогой или дешевой?
- Она должна быть рыночной, что означает, что она должна равняться себестоимости, сложенной с прибылью. Но энергия у нас не должна зависеть от мирового рынка. Если в Сибири дешевая энергия по географическим причинам, она не должна становиться там дорогой только потому, что так хочет Запад. Но она не должна быть и ниже себестоимости, как хотят некоторые промышленники. Однако сегодня для крупнейших потребителей цена электроэнергии занижается. Получается, что сверхприбыль снимается за счет государственных ресурсов. Это уже чистое лоббирование.
- Но ведь крупные потребители, алюминщики например, в пользу такого занижения цен для них приводят свои расчеты, доказывают, что иным способом они не смогут покрыть свои издержки и прочее. Это можно как-то проверить?
- Да нет вопросов. Если мы говорим о том, что для них эта дорогая энергетика, тогда все очень просто. Мы им должны сказать: ребята, мы хотим, чтобы ваша отрасль развивалась, потому что у вас занято большое количество людей в производстве, и мы считаем, что ваше развитие - исполнение экономической политики государства. В рамках этой политики мы предлагаем вам кредит. Например, предоставляем льготу по тарифам на энергетику, чтобы вы развивались и инвестировали деньги в экономику. Это годится. Но кредит вы должны вернуть. Если вы против этого, то есть не возвращаете кредит, то вопрос решается изъятием части прибыли вплоть до национализации предприятия. Так, кстати, делают, в Европе. Например, в Англии угольные разрезы три раза национализировались и три раза приватизировались. Национализировались, когда отрасль не расплачивалась с государством из-за низкой конъюнктуры цен. Как только конъюнктура цен изменялась, как только рынок выпрямлялся и объемы потребления вырастали, государство опять приватизировало отрасль, отдавало в частный сектор. Такое государственное регулирование должно быть и в России. А у нас бред какой-то. Предприятие получает сверхприбыль и сидит на льготе, и плюс к этому еще и налогов не платит, пользуясь толлингом. А проверить финансовое состояние предприятия можно. Не надо быть семи пядей во лбу для того, чтобы, грубо говоря, посчитать цену на алюминий на мировом рынке, а дальше посчитать издержки предприятия. Как только они вам в издержках показывают непонятные вещи, например содержание социальной инфраструктуры или еще что-то, то сразу ясно - это ложь и можно применять штрафные санкции.
"Движущая сила Сибири".
(Эксперт. 12.04.04. Ю.Гончарова).
Чтобы организовать экономический прорыв, нужно консолидировать усилия власти и бизнеса
В марте в Красноярском крае был явный всплеск деловой активности - зафиксировано более двухсот крупных инвестиционных сделок. В последние дни месяца поступило сообщение, что французская компания Accor приняла решение строить в краевом центре сеть своих отелей. Значит, даже недоверчивые французы осознали, что Красноярск - перспективная бизнес-площадка. Все идет именно так, как обещал два года назад в интервью "Эксперту" Александр Хлопонин, тогда только-только избранный губернатором.
Трудное наследство
В начале 2002 года Красноярский край был зоной всевозможных конфликтов: между законодательной и исполнительной властью, финансово-промышленными группами и местной предпринимательской элитой, исполнительной властью региона и районных центров, муниципалитетами и энергетиками. "Кредиторская задолженность края накапливалась долгие годы и дошла до четырнадцати миллиардов рублей - фактически край был на грани банкротства", - вспоминает заместитель начальника главного управления регионального экономического развития Красноярского края Рафаэль Шагеев.
Еще труднее было собрать доходную часть бюджета. Любые попытки территории увеличить свои доходы неизменно приводили к перераспределению средств в пользу федерального центра. Значит, оставалось лишь одно - добирать налоги на территории края, что было весьма проблематично. Всех плательщиков регионального бюджета можно разделить на несколько групп: крупные ФПГ ("Сибнефть", ЮКОС, "Русал" и др.); естественные монополии (железная дорога, энергетика, связь); краевая промышленная элита, не имеющая отношения к ФПГ; малый и средний бизнес. Практически все крупные холдинги работали по трансфертным ценам, то есть потребляли природные ресурсы в регионе, а выплачивали налоги в Чувашии или на Чукотке. Не говоря уже о том, что акцизы компании тоже могли платить там, где им удобно. Выходило, что бюджет края ежегодно недополучал налогов на миллиарды рублей.
Краевая промэлита вела себя так же, как и ФПГ: все сбытовые конторы были зарегистрированы в Новосибирске или в других крупных городах соседних областей. Но если ФПГ и крупные краевые предприятия еще как-то платили налоги, то от малого и среднего бизнеса региональный бюджет не получал ничего - все было в тени. Полнейшая неразбериха была и с естественными монополиями. Компании показывали нулевую рентабельность, а тарифы росли с завидной регулярностью (компании, вместо того чтобы осуществлять свои инвестиционные программы за счет прибыли, а при износе фондов на 80% это необходимо, закладывали расходы на них в тарифы). Понятно, что это мешало и работе, и долгосрочному планированию как краевой администрации, так и всех предприятий региона.
Экономический фон все ухудшался, и в итоге в 2002 году Красноярский край фактически остановился в своем развитии: снизились темпы роста промышленного производства и объемы инвестиций, выросла кредиторская задолженность компаний и задолженность по зарплате, больше половины предприятий края были признаны убыточными, не росли доходы населения. Новому губернатору края Александру Хлопонину досталось трудное наследство. Он пришел из крупного бизнеса: пять лет руководил "Норильским никелем" - весьма успешным российским предприятием. До этого был банковским менеджером, после - губернатором Таймыра. Как говорит заместитель губернатора края, начальник Главного финансового управления краевой администрации Александр Новак, "в политическом пространстве были люди, возможно, внешне более яркие, чем Хлопонин. У него нет опыта командования армиями, как у предыдущего губернатора края Александра Лебедя. Но у него есть четкая логика и последовательность. Он много не обещает, но много делает. Это показала его работа и в Норильске, и на Таймыре". И это уже показывает его работа в Красноярске.
Как заставить бюджет работать
Команда Хлопонина свою работу осенью 2002 года начала с довольно непопулярных мер: был ликвидирован бюджет развития на 2003 год и начал составляться новый - реальный и прозрачный (в прошлом году доходная база бюджета составила 38 млрд рублей, а расходная - 40 млрд; в этом году доходы достигнут 46 млрд рублей, а расходы - 48 млрд). Главной задачей краевой администрации стало введение казначейской системы управления бюджетом (только за счет этой оптимизации получено 12% экономии бюджета). "Сегодня все бюджетные средства прозрачны, - говорит Рафаэль Шагеев. - Мы хотим, чтобы каждый житель края мог знать, как и куда расходуются бюджетные средства. Надо, чтобы население нам верило. Сегодня мы смело утверждаем, что народные деньги работают, не уходят налево. А если где-то задержка, деньги провисают, то сразу видно, где именно. Значит, в следующем месяце мы вводим штрафные санкции. И механизм начинает работать - даже такой сложный, как Красноярский край".
Электронная система казначейского исполнения бюджета была разработана специалистами финансового управления краевой администрации (теперь они разрабатывают такую же программу для администрации Пермской области), и сейчас устанавливается программное обеспечение, чтобы в режиме on-line можно было проследить, как исполняется бюджет. Не все муниципалитеты восприняли это нововведение с энтузиазмом - во многих попросту не было компьютеров, не говоря уже о людях, умеющих на них работать. Пришлось краевой администрации проводить компьютерный ликбез на местах - программисты выезжали в деревни и поселки. А через несколько месяцев муниципалитеты даже начали открывать свои виртуальные приемные. И в такой приемной города Ачинска, например, можно не только найти информацию об инвестиционных конкурсах, муниципальных тендерах и различных городских программах, но и получить через Интернет информацию по ведению бизнеса, задать вопросы и найти полезные советы.
В корне изменились и межбюджетные отношения региона с муниципалитетами. Если раньше нормативы по налогам для всех муниципальных образований (МО) утверждались ежегодно, то теперь единые нормативы установлены на три года. А деньги из краевого фонда финансовой поддержки городам и районам распределяются на основе объективных методик: краевые власти рассчитывают налоговый потенциал территории, учитывая при этом даже разницу в стоимости оказываемых услуг в разных городах. "Недовольные были, - комментирует Александр Новак. - Это в основном представители дотационных городов и районов. Но когда мы стали объективно считать, где и сколько средств может и должно приходить в местный бюджет, вскрылись все болячки этих муниципалитетов и стало ясно, как их лечить".
На адаптацию местным властям дали два года, в течение которых из того же краевого фонда будут при необходимости идти дотации на обеспечение сбалансированности бюджета. Постепенно эти дотации будут сокращаться, а через два года исчезнут совсем. С мэриями заключены договоры, в которых четко оговаривается, как оптимизировать расходы на местах и избавиться от завышенных оценок доходной базы.
Оптимизм администрации, впрочем, разделяют не все. Некоторые эксперты полагают, что краевой фонд поддержки нужен будет еще лет пять как минимум, поскольку во многих депрессивных образованиях существенного экономического роста не предвидится. Краевым властям останется или продолжать их дотировать, или провести централизованное переселение, или просто махнуть на них рукой. Первые два варианта обойдутся недешево, третий сулит тяжелые социально-политические потрясения.
Осложняет проблему новая инициатива федерального центра - ограничить финансовую самостоятельность автономных округов (в связи с предстоящим объединением регионов). Подразумевается, что Таймыр и Эвенкия - регионы-спутники Красноярского края - не будут получать федеральную финансовую поддержку, а полномочия, которые сегодня возложены на автономии (зарплата учителей, жилищные субсидии и выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований), будут переданы Красноярскому краю. Этот новый порядок начнет действовать уже с 2005 года. По прогнозам аналитиков, от этих изменений прямые потери края вместе с автономными округами составят почти 2 млрд рублей, а это как раз та сумма, которая приходит из федерального бюджета в качестве финпомощи Таймыру и Эвенкии. Понесут потери и местные бюджеты края - в силу нового распределения краевого фонда финансовой поддержки, ведь к "выпадающим" муниципалитетам прибавятся города и районы автономных округов.
Понятно, что краевые власти не испытывают особого желания оплачивать объединительные амбиции центра из своего бюджета. "Ничто не мешает организовать получение трансфертов для округов через Красноярск, - считает губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. - Я предложил Минфину России принять следующую схему: Москва оставляет в ближайшие три года неизменным существующий порядок начисления трансфертов и дополнительно выделяет из федерального бюджета пять миллиардов рублей на региональный бюджет развития и на решение проблем северных территорий. В первую очередь эти средства пойдут на развитие реального сектора экономики. С помощью бюджета развития мы сможем решить задачи господдержки инвестиционных проектов, направленных на стимулирование экономической активности бизнеса". И в этом случае даже формального объединения территорий не потребуется.
Политика соглашений
Сделав региональный и местные бюджеты максимально прозрачными, краевые власти занялись наращиванием доходной базы. И в первую очередь нужно было решать вопрос с региональной задолженностью. Сначала стали договариваться с энергетиками, угольщиками и коммунальщиками. Реструктуризировали задолженность - муниципалитеты подписали соглашения со всеми поставщиками о рассрочке платежей на пять лет. "Возврат долгов - один из элементов развития, - комментирует Рафаэль Шагеев. - После реструктуризации задолженности ситуация заметно стабилизировалась. За прошлый год в крае не было ни одного отключения. Следующим этапом стало подписание различных соглашений с естественными монополиями о фиксировании тарифов на определенный срок. Закладывать в тарифы инвестиционную составляющую можно до бесконечности, но предприятия края не могут планировать свою работу, если цены постоянно скачут".
Снизилось напряжение между крупными ФПГ и местной бизнес-элитой. Еще недавно главным инструментом в этих отношениях было банкротство: если крупные корпорации хотели стать акционерами какого-то предприятия, они его попросту банкротили и забирали за бесценок. Теперь в администрации создана специальная комиссия, которая оценивает финансово-экономическое состояние предприятий.
Но главное достижение новой администрации края, считает Александр Новак, - это подписание различных соглашений с ФПГ. "На сегодня у губернатора немного реальных правомочий повлиять на крупный бизнес, - считает он. - И во многом взаимоотношения строятся на человеческом факторе, тут очень помогает то, что Александр Хлопонин хорошо знает эту среду. Многие договоренности существуют не на бумаге, а на словах, тем не менее все уверены, что устные обещания не будут нарушены. Сегодня на социальные программы мы можем тратить в разы больше запланированного. Так, в 2002 году на финансирование закона о ветеранах пошло 300 миллионов рублей, в 2003-м - почти миллиард. В прошлом году расходы на социальную сферу в крае составили 19 миллиардов рублей, в нынешнем на эти цели направляется 24 миллиарда".
Как только команда Хлопонина пришла в Красноярск, она отозвала иски Законодательного собрания края к Сибирско-Уральской энергетической компании (СУЭК). Несколько месяцев она боролась с депутатами за "Красноярский уголь", те считали, что акции компании должны вернуться в госсобственность. А краевые власти решили, что отношения с бизнесом нужно выстраивать по-другому. "Угольная отрасль должна работать в интересах края, устанавливать нормальные цены, чтобы не было проблем ни с поставками угля, ни с выплатой налогов, - говорит заместитель губернатора Сергей Соколов. - Глупо вставлять палки в колеса уходящему поезду в ситуации, когда мы имеем все для того, чтобы договориться и подписать соглашение. Если бы мы поступили иначе и лишили СУЭК лицензии, то рано или поздно она все равно вернула бы ее себе через суд. Но у нас тогда бы уже не было возможности договориться об увеличении налоговых платежей со всеми остальными. ФПГ хотят инвестировать в край, и если мы начнем применять административные методы, то они еще подумают, стоит ли строить какие-либо производства у нас, не лучше ли сделать это в других регионах".
Еще в прошлом году администрация края договорилась с владельцами Красноярского алюминиевого завода, Красноярской ГЭС, Ачинского глиноземного и Красноярского целлюлозно-бумажного комбинатов о единых для всех "правилах игры" - и тут же существенно выросли налоговые платежи этих предприятий в бюджет края. С компанией "Евросибэнерго" договорились совместно разработать программу установления экономически обоснованных тарифов для потребителей края, причем программой этой будет предусмотрена поддержка социально незащищенных слоев населения. С предприятиями, занимающимися лесозаготовкой и лесопереработкой, договорились о полной уплате всех налогов с продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках и о привлечении крупных инвестиций в эту область. В числе обязательств ФПГ - развивать производства, создавать новые рабочие места и увеличивать зарплату, размещать заказы на предприятиях края и пользоваться их услугами, если они сочтут это выгодным.
Однако, по подсчетам экспертов краевой администрации, не менее половины от общего дохода бюджета может приносить все-таки не крупный, а малый и средний бизнес. Сегодня деньги "малышей" в основном крутятся в тени. В России минимальная оплата труда (МРОТ) - 600 рублей. И платят МРОТ, а все остальное - в конвертах. Администрация провела совещания с надзорными органами, выработала механизм взаимодействия налоговой и трудовой инспекций, пенсионного фонда, УВД и комитета труда - чтобы знать реальную зарплату и отражать ее в договорах. С 1 июля 2003 года, когда краевые власти начали заниматься этой проблемой, средняя зарплата увеличилась на 30% - от самого факта, что такая работа началась.
Сейчас в администрации готовят реестр всех предприятий края. Компаниям дают заполнить анкету, в которой есть пункт о заработной плате. Скажем, приходит предприниматель регистрировать свое предприятие, а у него десять человек, работающих с зарплатой в 600 рублей, - ему отказывают в регистрации до тех пор, пока не поставит сумму хотя бы 3000 рублей. В администрации сетуют, что нет в России пока такого закона, как, например, в Америке, где меньше пяти долларов в час человеку заплатить не могут.
Ни для кого не секрет, что в отчетах предприниматели занижают численность работающих. "Мы требуем, чтобы хозяева предприятий показывали реальные данные, - рассказывает Рафаэль Шагеев. - Дальше мы будем увеличивать требования к зарплате. Для этого существует трехстороннее соглашение между администрацией края, профсоюзами и Союзом товаропроизводителей края. Кстати, уже есть прецеденты, когда профсоюз подавал в суд на Союз товаропроизводителей. И хотя суды их иски не удовлетворили - все дело тут в недостатках самой нормативной базы, - эти примеры показательны".
Регулировщик экономики
Реестр предприятий - это не только кнут для нерадивых предпринимателей. Он составляется еще и для того, чтобы определить, кто нуждается в поддержке региональных властей. В бюджете развития на эти цели заложено более миллиарда рублей. Из этой суммы на погашение предприятиям части процентной ставки пойдет 100 млн (практику субсидирования кредитной ставки используют многие регионы России, в Красноярском крае это вводится впервые). По прогнозам, эти субсидии администрации помогут привлечь как минимум 1,5 млрд рублей банковских кредитов. Экономический эффект оценивается в 3-4 млрд, то есть один вложенный бюджетный рубль принесет 4-7 рублей прибыли.
Конечно, помогать краевые власти будут не всем. Изначально было решено поддерживать только сильных и тех, у кого есть потенциал развития. Взять, к примеру, Саянский маслозавод - он в сутки производил всего 700 кг масла. Средств на закупку молока, чтобы увеличить производство, не было - счета завода практически были заморожены. Администрация края заплатила за поставки молока на завод, и предприятие ожило. Сейчас завод вырабатывает ежедневно 30 тонн продукции. В Лесосибирске и Енисейске администрация помогла встать на ноги муниципальным транспортным предприятиям.
И все же краевые власти не собираются злоупотреблять субсидиями, считая, что многого можно добиться только лишь за счет создания конкурентной среды. Так, в Минусинском районе (на юге края) оплата за коммунальные услуги в несколько раз превышала оплату за тепло в северном Норильске. Выяснилось, что практически все котельные принадлежали предприятию, аффилированному с муниципальными властями. Региональная администрация никого увещевать и совестить не стала, а взяла и профинансировала строительство теплотрассы от электростанции в соседнем районе. Местные котельные немедленно разорились, зато население платит за тепло гораздо меньше.
Свои стратегические приоритеты администрация обозначила в Программе социально-экономического развития до 2010 года. "Все территории разные, - говорит Рафаэль Шагеев. - Нельзя сделать что-то, к примеру, на юге и растиражировать это на весь край. Мы выстроили трехуровневую систему программного исполнения: это программа развития территорий (районов), программа социально-экономического развития края и программа социально-экономического развития ассоциаций. Мы разделили регион на пять частей: центр, север, юг, запад, восток. По трем ассоциациям - северу, югу и западу - уже идет работа, а потом все эти наработки будут увязаны и растиражированы на весь край". Например, на юге края усиленно развивают сельское хозяйство с помощью кооперационных связей. В этом случае краевая администрация играет роль регулирующего центра: скажем, договаривается с торговыми сетями об объединении компаний под единым брэндом. Решаются и стратегические вопросы: сейчас идут переговоры о сотрудничестве с Казахстаном в производстве зерна.
Программа развития территорий состоит из множества программ развития муниципальных образований. В них прописываются и программы развития предприятий. Для того чтобы регион стал управляемым, нужно перейти к проектному управлению и решить бюджетные проблемы. "Мы сможем этого достичь только совместными усилиями. Просто потому, что разрозненными оперативными действиями и маневрами на территории региона нельзя решить сколько-нибудь значимую и масштабную задачу, - говорит Александр Новак. - Тем более, когда ощущается дефицит рычагов. Теперь не будет 'плана развития' с соответствующими подпланами и предложениями по всем территориям и направлениям деятельности. Гораздо важнее показать шансы и риски, связанные с развитием края, а также возможные цели и стратегии, которые позволят достичь результатов".
Точки и кусты
"Пока многие российские рынки еще остаются неструктурированными, - говорит Рафаэль Шагеев, - и это дает краю шанс раньше других определить точки роста и сформировать вокруг них кусты - кластеры, которые могли бы в перспективе успешно конкурировать на глобальных рынках". Свою роль администрация видит в том, чтобы помочь перспективным предприятиям выйти на иностранные рынки, организовать взаимодействие с трансрегиональными торговыми сетями, помочь в обучении персонала и при сертификации производств и продукции в соответствии с международными стандартами.
Сегодня в экономике Красноярского края структурно выделяются три сектора: локальные рынки, где кластеры образоваться не могут в принципе; монополизированный сырьевой сектор, где кластеры, как правило, не образуются; отрасли и рынки, где кластеры могут возникнуть. Понятно, что замкнутые локальные рынки в крае сохранятся, например, рынок строительных материалов и строительства. Замкнутые рынки останутся и там, где проникновение на них связано со слишком большими издержками на производство и дистрибуцию - это сфера бытовых услуг, легкая промышленность и транспорт.
Кластеры могли бы образоваться в красноярском машиностроении, но оно, как ни странно, пока работает на локальном рынке. Машиностроительный комплекс в крае всегда был одной из ключевых отраслей регионального хозяйства. Но в последнее десятилетие этот комплекс переживает далеко не лучшие времена. Относительно устойчиво чувствуют себя те машиностроительные предприятия и производства, которые были втянуты в качестве поставщиков и субподрядчиков в крупные сырьевые компании. Есть предприятия, которые работают устойчиво и в принципе могли бы претендовать на роль "кластерообразующих" (к таким можно отнести ОАО "КХЗ 'Бирюса'", ОАО "Сибтяжмаш"), но они сориентированы либо на производственную кооперацию вне края (НПО "Прикладная механика"), либо на слишком узкие сегменты рынка (судоверфь, Красноярский электровагоноремонтный завод). Если в крае не будут достроены соответствующие производственные кластеры, в долгосрочной перспективе эти предприятия обречены на угасание либо на включение. Печальный опыт Сосновоборского завода прицепной техники - тому подтверждение. Какие только не предлагались планы реанимировать завод: и организовать сборку автобусов, и выпускать комплектующие к сельхозтехнике, и даже строить дирижабли. Однако завод до сих пор в плачевном состоянии.
Основную ставку региональные власти делают на образование кластеров в лесопромышленном комплексе края. Пока здесь работают несколько разрозненных, весьма скромных технологических комплексов - это три ЛДК в Лесосибирске, объединяющие лесозаготовителей, Енисейский ЦБК в Красноярске с сетью поставщиков сырья и деревообрабатывающие предприятия в Канске. В то же время условия для формирования мощного лесного кластера существуют: лесозаготовка, деревообработка (в том числе и мебельные фабрики), целлюлозно-бумажная промышленность, биохимические заводы, транспорт, специализированное машиностроение (Красноярский завод лесного машиностроения), полиграфическая промышленность (ПИК "Офсет"). Однако эти потенциально технологически связанные производства не могут стать полноценным кластером из-за неразвитости звеньев конечного передела - деревообработки, химической переработки древесины, целлюлозно-бумажного производства и полиграфии. Чтобы получить информацию из первых рук, увидеть проблемы отрасли и досконально разобраться с ними, специалисты краевой администрации недавно побывали в Богучанском и Лесосибирском районах края. Это проблемные районы: в одном сосредоточены заготовительные мощности, в другом - перерабатывающие, а между заготовителями и переработчиками - вечный конфликт. Самое главное, что вынесли региональные эксперты из поездки, - они четко поняли, что тормозит лесную отрасль и как составить программу ее развития (концепция программы будет подготовлена к нынешнему маю). Собственно, тормозят развитие отрасли две проблемы. Первая - так как край удален от восточных и западных границ, транспортные расходы предприятий слишком высоки и нужен альтернативный путь с минимизацией транспортных расходов. Вторая - в этой отрасли нет крупных инвесторов, а это необходимое условие развития переработки, поскольку строительство ЦБК обходится в несколько сотен миллионов долларов.
Проблема с транспортировкой практически решена: недавно был подписан протокол по развитию Севморпути. Согласно ему, в дальнейшем предполагается снижение тарифов грузоперевозчиков, а именно Енисейского речного, Мурманского морского и Северного морского пароходств. Другой способ транспортировки леса - железнодорожный. Но так как тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются на федеральном уровне, краевым властям повлиять на ситуацию сложнее. Но есть другое решение - перейти на более глубокую переработку леса, что снизит транспортные расходы и увеличит добавленную стоимость. "Министерство путей сообщения заинтересовано в увеличении объемов перевозок, - говорит Рафаэль Шагеев. - Нам сказали: мы готовы снизить тарифы, если вы будете возить не только лес, но и алюминий, и нефть. Поэтому в разработке и обсуждении протокола между властями и железнодорожниками принимали участие все: и алюминщики, и нефтяники, и лесозаготовители, и переработчики. К тому же железная дорога и главные порты - Новороссийск и Санкт-Петербург - сейчас перегружены. Поэтому в администрации решили разработать альтернативную схему транспортировки лесной продукции". Сейчас обсуждается вопрос о развитии порта Игарка, в котором должны появиться дополнительные мощности по переработке лесной продукции, что повысит ее конкурентоспособность.
Отдельная проблема - легализация экспорта леса. Региональные власти борются с фирмами-однодневками, которые продают лес, при помощи лицензионной политики, конкурсов, договоров аренды. Сейчас обсуждается возможность аренды сроком на 49 лет. Краевые власти считают так: если и сдавать в аренду, то серьезной компании, с историей и опытом работы, умеющей выстраивать цивилизованные отношения и с партнерами по бизнесу, и с администрацией.
Могут сформироваться кластеры и в такой важной для края сфере, как транспортные услуги. О необходимости создавать в Сибири мультимодальные транспортные узлы не только национального, но и мирового значения говорится давно. Есть все основания расположить такой узел в Красноярске: и географическое его положение (пересечение Енисея и Транссиба, выход к Северному морскому пути), и наличие крупных транспортных компаний ("Красэйр", Енисейское речное пароходство, КЖД), поставщиков и подрядчиков (Ачинский НПЗ, Красноярский электровагоноремонтный завод). Но кластеров на базе транспортных компаний пока нет. Для создания полноценного мультимодального транспортного узла не хватает логистического обеспечения, не развиты автомобильные перевозки на дальние расстояния, таможенная инфраструктура существенно уступает тому же Новосибирску. (В Новосибирске около 650 тыс. кв. м складских помещений, из них 250 тыс. - отапливаемые. Под таможенные склады и терминалы отведено 120 тыс. кв. м. В Новосибирске же базируется половина всех грузовых автомобилей Сибири, которые имеют лицензию на международные перевозки.)
Пока единственный перспективный проект для создания кластера транспортных услуг - модернизация и расширение аэропорта Емельяново. Правда, и у него есть новосибирский конкурент - только что реконструированный аэропорт Толмачево. Что тормозит развитие Емельяново - очевидно: фактический монополизм "Красэйр" на региональном рынке авиаперевозок. Этой компании принадлежат и самолеты, и аэропорт. Почти три года назад в край пыталась зайти компания "Трансаэро", но "Красэйр" создала ей такие условия, что филиал "Трансаэро", по сути, был убыточным, и компания, проработав чуть больше полугода, удалилась. Но не все так печально. Вот уже полгода на этом рынке пытаются работать "Домодедовские авиалинии", и, возможно, их опыт будет более удачным - пока домодедовцы предоставляют два рейса до Москвы и обратно два раза в неделю, поэтому в другие дни приходится покупать билеты "Красэйр", а они на 3-4 тыс. рублей дороже "домодедовских".
Изменить ситуацию краевые власти пока не в силах: контрольный пакет "Красэйр" в руках у федеральных властей. Поэтому администрация раскручивает другой, не менее грандиозный проект - "Северный воздушный мост", который соединит воздушными трассами Северную Америку со странами Юго-Восточной Азии через территорию Сибири и Северный полюс. Сейчас региональные власти ищут потенциальных инвесторов для этого проекта - он мультипликативно даст эффект на строительную индустрию, гостиничный и туристический бизнес.
Но трансполярные трассы все-таки проект относительно далекого будущего. Если говорить о ближайшей перспективе - на следующий год региональная администрация ставит перед не менее амбициозные задачи: для начала вытеснить соседей с внутреннего краевого рынка, а затем самим выйти со своей продукцией за пределы края.
"Сегодня регион представляет собой некий сосуд. Но пока у этого сосуда дно, как сито, через которое уходят деньги. Наша цель - задержать их в регионе, чтобы они сначала дошли до краев, а потом начали выплескиваться в соседние регионы, - говорит Рафаэль Шагеев. - Сегодня мы просто создаем задел на будущий год, когда начнем вести жесткую и массовую экспансию в Россию. Для этого практически все готово".
"Ставка на прозрачность".
(Эксперт. 12.04.04)
Красноярск занимает достойное место среди крупнейших экономически развитых городов России. В городе больше 29 тысяч предприятий и организаций, в том числе 130 крупных и средних предприятий промышленности.
В промышленном комплексе города объемы производства неуклонно растут: если в 2002 году произведено продукции на 35, 7 млрд рублей, то в прошлом эта цифра достигла 42, 3 млрд. Наибольший прирост показывали предприятия черной и цветной металлургии, химической и пищевой промышленности. В 2003 году красноярские предприятия инвестировали в основной капитал 7, 6 млрд руб. (основные средства были направлены в обновление оборудования и транспортных средств, а также в строительно-монтажные работы). Тем не менее, по мере повышения производительности труда на производствах, замены старого оборудования на более современное, число занятых на предприятиях будет сокращаться.
Поэтому городская администрация поставила перед собой задачу - удлинить производственную цепочку внутри города, стимулируя создание перерабатывающих производств, строительных организаций, а также предприятий малого и среднего бизнеса.
Все это нашло отражение в программе развития Красноярска до 2005 года, которая была разработана муниципальными властями еще три года назад, - городская администрация одной из первых в стране ввела в муниципальное управление принципы долгосрочного стратегического планирования. А с прошлого года в мэрии начали разрабатывать концепцию новой программы развития Красноярска - уже до 2010 года (кстати, такая же работа идет сегодня и в краевой администрации, задавая стратегический курс территориям региона). Эти документы - основа для текущего планирования (бюджетного, градостроительного, социального).
Они позволяют не только формировать политику устойчивого развития города, но и укреплять его конкурентные позиции. Причем красноярские власти сделали ставку на ясность и прозрачность своей работы для бизнесменов и инвесторов.
В программе развития Красноярска изначально были сформированы принципы налоговой политики с учетом реальных возможностей предпринимателей-налогоплательщиков.
К примеру, были установлены оптимальные значения корректирующего коэффициента для расчета суммы единого налога на вмененный доход на территории города.
В администрации поддерживают создание и расширение городских предприятий - бизнесменам с 2004 года планируется возмещать часть процентной ставки по кредиту. Кстати, в этом году в городском бюджете на субсидирование ставок предусмотрено 5 млн руб. Так что на один рубль муниципальных вложений можно привлечь до двадцати рублей инвестиционного капитала.
Эффективная бюджетная политика только за последние три года дала экономический эффект 1, 6 млрд рублей. К примеру, установив в некоторых школах города теплосчетчики, администрация за три года сэкономила 56 млн рублей. Только за счет своевременного капитального ремонта муниципального пассажирского транспорта и рационального использования тепловой и электрической энергии удалось сэкономить больше 62 млн руб.
Привлечение средств от населения, кредитных организаций, с фондового рынка - одно из перспективных инвестиционных направлений в развитии экономики краевого центра. Удачно разместив в прошлом году на биржевой площадке ММВБ муниципальный облигационный займ в размере 700 млн руб., в этом году администрация также планирует выпустить облигаций на 634 млн рублей.
Взяв старт со столичной биржевой площадки, Красноярск пошел и по пути размещения муниципальных займов на внутреннем рынке. Осенью прошлого года городской администрацией размещен первый целевой "розничный" облигационный займ на 41, 6 млн рублей (большую часть облигаций - 89% - приобрели физические лица). Особенность займа в том, что облигации реализовывались через "розничную" филиальную сеть Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ на территории всего Красноярского края. А привлеченные средства направлены на финансирование строительства недорогого типового жилья.
В этом году для продолжения финансирования строительства планируется разместить "в розницу" целевой облигационный займ уже на 100 млн рублей.
Вся программа рассчитана на десять лет: до 2012 года будет привлечено и инвестировано через целевые облигационные займы более 3 млрд руб. По расчетам аналитиков, это позволит дополнительно построить более 260 тыс кв м жилья.
Кроме того, придавая важное значение развитию строительного сектора экономики города, администрация полностью подготовила инфраструктуру одного из наиболее перспективных для строительства микрорайонов (на эти цели пошло около 5 млн долл. долгосрочного займа, предоставленного Международным Банком Реконструкции и развития), а вернутся эти средства за счет реализации площадок строительным организациям на конкурсной основе.
Кстати, муниципальные власти совместно с МБРР осуществляют ряд целевых программ в разных сферах экономики. За десять лет в развитие городской инфраструктуры будет инвестировано более 20 млн долларов. По проекту "Городское теплоснабжение" планируется вложить в реконструкцию городских сетей теплоснабжения 16, 8 млн долларов, из которых 13 млн долларов - за счет кредитных средств, предоставляемых МБРР. Обновление теплотрасс и двух крупных котельных города снизит теплопотребление в среднем на 12%. Реализация в 2003 году одного из восьми лотов на 1, 386 млн долларов только за шесть месяцев работы позволила получить экономический эффект более 1, 3 млн руб.
Администрация города планирует принять активное участие в международном проекте "Северный воздушный мост", который соединит воздушными трассами Северную Америку со странами Юго-Восточной Азии по кратчайшему пути через территорию Сибири и Северный полюс. Этот проект создаст новые транспортные возможности для региона и привлечет существенный капитал в развитие строительной индустрии, туристического и гостиничного бизнесов города. Что, несомненно, сделает Красноярск еще более привлекательным для новых инвестиций.
"Растет рейтинг кредитоспособности".
(Эксперт. 12.04.04)
На прошлой неделе поступило сообщение о том, что рейтинговый консорциум "Эксперт РА-АК&М" присвоил Красноярскому краю рейтинг кредитоспособности категории А с позитивными перспективами.
Рейтинг высшей категории А лишь на две ступеньки ниже максимального (А++), который был недавно присвоен Москве. Он означает, что Красноярский край по результатам 2003 года относится к классу регионов, имеющих высокий уровень надежности бюджетно-финансовой системы. Это означает, что в краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств администрацией Красноярского края низкий, а вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности эмитента отсутствуют. Вместе с тем существует определенная напряженность в финансово-экономической сфере региона.
Красноярский край является единственным в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах бюджетным донором. Особенно следует отметить, что основные показатели, определяющие кредитоспособность бюджета края, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и нормативам Минфина России. При этом большинство из них существенно ниже допустимых пороговых значений, что определяет достаточный запас надежности бюджетной системы Красноярского края.
За последний год заметно улучшились показатели кредитоспособности региона.
Ретроспективный анализ показал, что еще год назад Красноярский край мог быть отнесен лишь к категории В+, то есть за год кредитоспособность края повысилась сразу на две ступени. В связи с этим рейтинговый консорциум утверждает, что в течение текущего года кредитоспособность Красноярского края будет улучшаться.
"Богучанскую ГЭС ждут три варианта достройки".
(Коммерсантъ, 13.04.04 И.Рыбальченко, А.Видишев)
Вчера стали известны итоги встречи главы МЭРТа Германа Грефа с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным, на которой обсуждался вопрос достройки Богучанской ГЭС. Как выяснилось, для привлечения частного инвестора Герман Греф может согласиться с объединением Богучанской и Красноярской ГЭС: такой сценарий выгоден "Базэлу", однако требует пересмотра постановления правительства, зафиксировавшего состав оптовых генерирующих компаний. Впрочем, это лишь один из тех возможных вариантов, которые будут обсуждаться в правительстве этим летом.
Уставный капитал ОАО "Богучанская ГЭС" (город Кодинск, Красноярский край) составляет 6, 1 млрд руб. 66, 12% акций принадлежит РАО "ЕЭС России", около 25% - структурам "Базэла". Проектная мощность станции - 3 тыс. МВт.
Напомним, сейчас строительство Богучанской ГЭС финансирует РАО "ЕЭС России" за счет своей инвестпрограммы, формируемой из абонплаты, но этих средств хватает лишь на поддержание строительного комплекса в рабочем состоянии.
В прошлом году Александр Хлопонин, обратившись в правительство, стал инициатором поиска частного инвестора для достройки Богучанской ГЭС. Готовность инвестировать в проект около $800 млн высказала компания "Евросибэнерго", дочерняя структура "Базэла" (холдинг связывает с этой ГЭС проект сооружения заводов в регионе).
Перед началом инвестиций "Евросибэнерго" запланировало выкупить контрольную долю в имущественном комплексе станции, после чего предложило объединить ее с Красноярской ГЭС. Однако против этой идеи выступило РАО "ЕЭС России" (владеет около 65% акций станции): по мнению РАО, инвестор должен увеличивать свою долю пропорционально объему вложенных средств. Кроме того, в РАО отметили, что объединение сибирских ГЭС потребует пересмотра правительственного постановления о создании оптовых генерирующих компаний.
В пятницу в Москве судьбу Богучанской ГЭС обсуждали Герман Греф и Александр Хлопонин. Отметим, что незадолго до этой встречи в марте господин Хлопонин провел совещание Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, на котором раскритиковал инвестиционную политику региона. Он, в частности, привел следующие аргументы: "Красноярскэнерго" покупает у гидроэлектростанций электроэнергию по цене 6, 5 коп. за 1 кВт/ ч, у теплоэлектростанций - по 12-13 коп. за 1 кВт/ ч, а тарифы для потребителя установлены в размере 1, 05-1, 2 руб. за 1 кВт / ч. ""Красноярскэнерго" является барьером на пути привлечения инвестиций в край", - пожаловался губернатор.
Однако три возможных варианта привлечения частных инвесторов в достройку Богучанской ГЭС Герман Греф и Александр Хлопонин все-таки нашли. По итогам встречи стало ясно, что ни Минэкономразвития, ни администрация Красноярского края не возражают против объединения Богучанской и Красноярской ГЭС. Во всяком случае, этот вариант господин Греф поручил детально проработать своему заместителю Андрею Шаронову. Два других обсуждаемых варианта - достройка станции с помощью допэмиссии акций, предусматривающей целевой выкуп инвестором, и аренда ГЭС инвестором с правом конвертации построенного имущества в долю в капитале станции. Согласованное решение должно быть вынесено на обсуждение правительства летом этого года.
Между тем, не дожидаясь решения правительства, "Евросибэнерго" начало переговоры с канадской Hydro Quebek и австрийскими Verbund и Strabag о возможности совместной реализации проекта достройки Богучанской ГЭС. Сегодня в Москву приезжает делегация Strabag, чтобы обсудить детали проекта с генеральным директором "Евросибэнерго" Сергеем Белобородовым.
"Греф найдет деньги для Богучанской ГЭС".
("Красноярский рабочий", 13.04.04)
Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф выразил готовность содействовать достройке Богучанской ГЭС.
Об этом он заявил в Москве, во время встречи с губернатором края Александром Хлопониным. Сейчас прорабатывается три возможных инвестиционных механизма. Возможно, это будет серия дополнительных эмиссий акций гидростанции с целевым выкупом инвесторами. Не исключается аренда объекта инвестором с правом соответствующей конвертации построенного имущества. В принципе, не исключается пока и слияние Богучанской и Красноярской ГЭС. Кроме того, губернатор предложил министру увеличить финансирование из федерального бюджета социально значимых объектов на территории края за счет перераспределения средств с объектов, не имеющих технико-экономического обоснования. Герман Греф поддержал предложение. Таким образом, дополнительные 36 миллионов рублей получат Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, библиотека госуниверситета, Красноярская государственная академия музыки и театра, а также русловый водозабор "Гремячий Лог".
"Блок против блока".
("Комок", 13.04.04, Федор Меркурьев)
Заявления Олега Кобелева, члена правления ОАО "Красноярскэнерго", вызвали много шуму. Напомним: руководитель пресс-службы компании заявил на первоапрельской пресс-конференции, что допэмиссия акции Красноярской ГЭС приведет к росту тарифов на электроэнергию в любом случае, будет ли государство биться за свой пакет акций или отдаст ГЭС "на съедение" "Русалу". Засим последовало странное заявление пресс-службы Красноярской ГЭС, начинавшееся со следующего пассажа: мнение члена Совета директоров ГЭС Олега Кобелева есть его сугубо частное мнение. Но дело в том, что Кобелев не входит в Совет директоров Красноярской ГЭС, а его позиция есть официальная позиция РАО ЕЭС. То есть - шутки кончились...
- Если состоится допэмиссия, то для сохранения блок-пакета "Красэнерго" должно выкупить более 24 миллионов штук акций. По сегодняшним биржевым котировкам (разговор состоялся 9 апреля-Ред.) при цене 1,75 доллара за акцию - это больше сорока миллионов долларов. Нам предлагают взять эти деньги из прибыли. Напомню, что РАО ЕЭС - это государственная организация, и все наши расходы утверждаются государством. У нас четко расписано: на покупку угля - столько-то, на реконструкцию-столько-то. Если государство скажет достраивать Богучанскую ГЭС в срочном порядке, вопросов нет - потратим 20 миллиардов и достроим. Но где мы можем взять деньги? Из тарифов. Мы же больше ничего не производим, только электроэнергию. Посчитайте, во сколько раз поднимутся тарифы, если в прошлом году вся наша выручка составила 14 миллиардов. А нужно еще 20. Есть второй вариант - мы не выкупаем допэмиссию и теряем блок-пакет. На сегодняшний день более 70% акций Красноярской ГЭС принадлежит "Русалу", 2-3% - в свободном плавании, 25,01% -у "Красэнерго". Это позволяет собственнику РАО, то есть государству, влиять на ценовую политику. Если пакет выкупает кто-то другой, а это будет все тот же "Русал", скорее всего, контроль полностью переходит к нему. Не нужно больше устанавливать тарифы через ФЭК, и Красноярская ГЭС окончательно превращается в блок-станцию КрАЗа. В прошлом году объем потребления электроэнергии КрАЗом составил 15,5 миллиарда киловатт-часов, а всего ГЭС произвела 16,7 миллиарда. Зазор, как видите, совсем небольшой. Край теряет Красноярскую ГЭС и получает электроэнергию с ФОРЭМ, которая в разы дороже. Кроме того, мы на сегодняшний день субсидируем за счет дешевой электроэнергии средний и малый бизнес и бюджетные организации примерно на 1,2 млрд рублей в год.
Если это уходит-опять-таки повышаются тарифы. Неудивительно поэтому, что на Совете директоров РАО ЕЭС России и представители государства, и миноритарии выступали против эмиссии акций Красноярской ГЭС. Единственный, кто выступил за, - представитель "Русала" Джеованис Бранис. Что касается объявленной цели эмиссии, то на сегодняшний день не существует никакого механизма инвестирования в достройку Богучанской ГЭС. Поэтому я предлагаю подождать, пока пройдут 30 дней, в течение которых ФСФР должна будет либо утвердить проспект эмиссии, либо отказать.
- У вас ведь были и другие варианты спасения пакета? Например, "Норникель"?
- Этот вариант окончательно не исключен. Я не могу сказать, что все предварительные договоренности с "Норильским никелем" уже сняты.
В заключение Олег Кобелев выразил уверенность, что окончательно вопрос может быть решен уже 15-17 апреля, во время Инвестиционного форума, проводимого администрацией края. Одной из крупнейших делегаций на форуме как раз и будут представители РАО ЕЭС.
"Подарок "Живой планете".
("Красноярский рабочий", 13.04.04)
Администрация края официально объявила об участии в международной кампании "Живая планета".
Цель кампании - поддерживать сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий. Губернатор Александр Хлопонин подписал официальное письмо почетному президенту Всемирного фонда дикой природы принцу Филиппу Эдинбургскому, в котором обязуется удвоить площадь особо охраняемых территорий и довести ее до 6,2 миллиона гектаров. Это позволит сохранить разнообразие животного мира края, уникальные природные объекты, снизить объем нелегальной заготовки древесины, усилить контроль над лесными ресурсами, будет способствовать продвижению системы добровольной лесной сертификации.
"Реклама - двигатель выборов".
("Красноярский рабочий", 13.04.04)
В минувшее воскресенье состоялись внеочередные выборы главы Саянского района.
При довольно высокой явке избирателей, свыше 60 процентов, победу одержал Сергей Воробьев, руководитель общественно-политических проектов ООО "Рекламное агентство "Анатольев и партнеры".
Как нам сообщили вчера в крайизбиркоме, он набрал 63,9 процента голосов, в то время как первый заместитель главы района Сергей Ишаков - только 31,86 процента.
"Космический гость".
("Красноярский рабочий", 13.04.04)
Вчера Сибирский государственный аэрокосмический университет посетил летчик-космонавт, Герой России Александр Лазуткин.
Он является автором проекта "Космическая одиссея", в рамках которого, как уже сообщал "Красноярский рабочий", шесть студентов университета пройдут курс подготовки профессиональных космонавтов. Александр Лазуткин встретился с участвующими в проекте ребятами, поделился с ними опытом и ответил на их вопросы.