"Проект Лесного кодекса требует доработки": Интервью замначальника Объединенного управления природных ресурсов по Новгородской области Николая Чистякова ИА REGNUM
Бурную полемику продолжает вызывать в прессе проект нового Лесного кодекса России, подготовленный Министерством экономического развития РФ. И, несмотря на ряд замечаний и предложений, этот законопроект был 18 марта в целом одобрен новым составом Правительства РФ. Дан месяц на доработку, после чего документ будет направлен на рассмотрение Государственной Думы.
Оговоримся, что проблема реформирования лесопользования и лесного хозяйства в России давно тревожит умы как работников леса, так и правительственных чиновников, чему свидетельство - количество разнообразных проектов главного лесного закона, появившихся в последнее время. Однако с уверенностью можно сказать, что только версия ведомства Германа Грефа вызывает у специалистов такое неоднозначное понимание. О последнем проекте Лесного кодекса с корреспондентом ИА REGNUM согласился побеседовать заместитель по лесному хозяйству начальника Объединенного управления природных ресурсов по Новгородской области Николаем Чистяковым. Интервью подготовлено при содействии пресс-службы Объединенного управления природных ресурсов по Новгородской области.
Николай Николаевич, каково ваше отношение к проекту главного лесного закона России?
Должен отметить, что целый ряд положений кодекса вызывает у меня, моих коллег из Государственной лесной службы серьезную озабоченность. В первую очередь вопросы вызывает предусмотренный в проекте порядок передачи лесов в частную собственность, структура уполномоченных органов по управлению лесным фондом. Кроме того, в новом кодексе отсутствует порядок финансирования мероприятий в государственных лесах.
Какой же порядок перехода лесных участков в частную собственность предусматривается проектом, в чем его недоработки, по Вашему мнению?
Дело в том, что если предложенный проект вступит в законную силу, в частную собственность без участия субъектов Федерации может быть передана основная часть лесов. В условиях Новгородской области это составит около 85% общей площади лесного фонда.
Практически, таким образом, предоставляется возможность одному богатому бизнесмену взять все леса какого-то региона в аренду, а в дальнейшем оформить их в частную собственность. Он получит право передавать участки леса для заготовки древесины другим лесопользователям.
Отмечу, что в настоящее время в Новгородской области около 700 лесопользователей, которые не в состоянии взять участки леса в аренду, ввиду отсутствия оборотных средств. Они могут оплатить за лесопользование только по отдельным делянкам. В результате реализации положений нового Лесного кодекса эти представители мелкого и среднего предпринимательства попадают в зависимость от одного человека, очередного олигарха. И в этом случае их интересы не сможет защитить ни один орган госвласти!
Кроме того, введение частной собственности приведет к ограничению посещения леса местным населением. Даже сегодня уже имеются примеры, когда арендатор ставит шлагбаумы на лесных участках, переданных в аренду, тем самым ограничивает доступ населения для отдыха, сбора грибов и ягод.
Вы упоминали о новой системе управления лесным хозяйством, предлагаемым проектам Лесного кодекса. Какова эта система и почему вызывает столько нареканий со стороны специалистов лесного хозяйства?
В отличие от действующего Лесного кодекса в проекте предусматривается передача всех прав Правительству Российской Федерации, которая может передать часть своих полномочий администрации области путем заключения соглашения между федеральным агентством и администрацией области, утверждаемое распоряжением Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 проекта полномочия передаются только в части принятия решения о предоставлении в аренду лесных участков, заключению договоров о передаче лесных участков в аренду, осуществлению контроля за соблюдением пользователем обязанностей по договору. Фактически таким образом, в Российской Федерации не будет единой системы управления лесным фондом.
Далее, проектом предусмотрено три уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: в области нормативного правового регулирования, собственно по управлению лесным фондом и, осуществляющая надзор за соблюдением лесного законодательства.
Отмечу, что распределение полномочий между этими тремя органами крайне запутано. Так, полномочия федерального органа по управлению лесным фондом предусматривают организацию борьбы с лесными пожарами, и в то же время полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора переданы федеральному органу исполнительной власти по надзору за соблюдением лесного законодательства. Дробление этих функций между двумя ведомствами затруднит организацию борьбы с лесными пожарами. Охрану лесов от пожаров осуществляет федеральный орган управления лесами, а охрану лесов от лесонарушений осуществляет федеральный орган по надзору за соблюдением лесного законодательства. В соответствии с действующим кодексом все эти функции выполняет государственная лесная охрана. Разделение этих функций и дробление лесной службы определенно приведет к неразберихе и хаосу.
Вопрос финансирования всегда стоит наиболее остро. Что можно сказать о финансовой стороне законопроекта?
В первую очередь отмечу, что проектом вообще не предусмотрено финансирование мероприятий в лесах, находящихся в государственной собственности. На практике государственные леса скорее всего будут занимать наибольшую площадь. Ведь и в настоящее время 70% территории лесного фонда Новгородской области лесопользователями не востребованы. Отсутствие схемы и гарантий государственного финансирования приведет к невыполнению лесовосстановительных мероприятий в необходимых объемах, а также к ухудшению породного состава лесного фонда, накоплению мягколиственных насаждений, которые сегодня не востребованы потребителем и снижению уровня охраны лесов.
На каких еще положениях проекта Лесного кодекса РФ Вы хотели бы заострить внимание?
Вызывает озабоченность отмена бесплатного отпуска леса на корню участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, пенсионерам, лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и другим незащищенным категориям населения.
Другая, на мой взгляд одна из важнейших, проблема - осуществление охраны лесов от пожаров. В проекте структура, осуществляющая тушение пожаров, не предусмотрена, как и не предусмотрено финансирование специализированной лесопожарной службы.
Отмечу, что в условиях Новгородской области специализированных лесопожарных служб не имеется. Организацией и тушением лесных пожаров занимались лесхозы. Теперь же, при вступлении в силу проекта Лесного кодекса в предлагаемой редакции, лесхозы как федеральные государственные учреждения фактически ликвидируются. Естественно отсутствие единой системы организации и тушения лесных пожаров приведет к снижению уровня противопожарной охраны, вплоть до полной неуправляемости при тушении лесных пожаров. Я уже не говорю о том, что при ликвидации лесхозов значительно пополнится число безработных в сельских районах, что увеличит социальную напряженность. А ведь только в лесном хозяйстве Новгородской области работает более 3,5 тыс. человек.