Встреча 7 апреля Н.Назарбаева с акимом Алматы В.Храпуновым и обсуждение жилищного вопроса сегодня широко освещалась в СМИ. Как пишет "Известия-Казахстан", на встрече с главой государства тема жилищного строительства в ряду других была отмечена особо. Президент в ходе встречи отметил определенную работу руководителей города по дальнейшему улучшению внешнего облика, сохранению стабильности общества, политической, гражданской стабильности, межнационального согласия.
Нурсултан Назарбаев поставил задачи по развитию автотранспортных магистралей, транспортных развязок, по привлечению инвесторов для окончания строительства алма-атинского метро и строительства монорельсовых дорог: "Нам надо окончательно решить вопросы с метро и электрическим транспортом в этом городе. И должны быть большие требования к выхлопным газам для всех автомобилистов. Я думаю, что правительству надо специально посмотреть, что государство должно дополнительно сделать для того, чтобы город Алматы стал красивым, привлекательным центром для всех инвесторов и местом, откуда мы будем осуществлять новейшую индустриальную программу страны. Жители Алматы должны знать, что государство, правительство и я, как президент, постоянно будем уделять внимание городу Алматы. Алматы будет и дальше цвести, как лучший, красивейший город притяжения всех казахстанцев". Особое внимание Глава государства уделил также вопросам строительства жилья, его доступности рядовым горожанам.
На брифинге, организованном для журналистов после встречи Виктора Храпунова с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, отвечая на вопросы журналистов, В. Храпунов сообщил, в 2005- 2007 годах в Алматы планируется построить около двух млн. квадратных метров жилья, что потребует максимальных усилий по изысканию финансовых средств. Будет введено новшество в осуществление жилищной программы. Главное условие - 1 кв. м жилья не должен быть дороже 350 долларов. Будет применяться система ипотечного кредитования и строительных сбережений, пишет "Казахстанская правда".
По поручению Нурсултана Назарбаева, районным акиматам Алматы планируется выделять из бюджета определенные средства на строительство жилья. Банки второго уровня будут выдавать кредиты по сниженным процентам и со сроками погашения до 20-25 лет. Примечательно, что Казахстан - единственная в СНГ страна, где внедряются подобные новшества. На брифинге Виктор Храпунов сказал прямо: "Подобных схем сегодня нет ни в одном государстве СНГ. Мы понимаем: задача, которую ставит перед нами глава государства, из хозяйственной превращается в политическую. Мы обязаны ее выполнить!", пишет "Столичная жизнь (Алматы)".

"Казахстанская правда" подвела итоги визита в Казахстан действующего председателя ОБСЕ - министра иностранных дел Республики Болгария Соломона Пасси, которого 6 апреля в своей алматинской резиденции принял Нурсултаном Назарбаевым. На встрече с журналистами С.Пасси подчеркнул, что доволен результатами сотрудничества между ОБСЕ и Казахстаном. По его словам, в стране в последние годы наблюдается большой прогресс в демократических реформах. Очень важно, подчеркнул С. Пасси, что у Казахстана есть твердое желание развивать партнерские связи с ОБСЕ.
Он также высоко оценил экономические успехи Казахстана и значительные продвижения реформ, в частности, положительно отозвался о введении частной собственности на землю. На просьбу журналистов, высказать свое мнение по поводу казахстанского Закона о СМИ, дипломат заметил, что закон разработан недавно, и этому предшествовал тщательный и кропотливый труд. Но оценку закону, по его словам, даст Департамент по средствам массовой информации. В конце нынешнего года, сообщил С. Пасси, ОБСЕ и Правительство Казахстана договорились провести совместную конференцию, посвященную средствам массовой информации. "Я уверен, что Казахстан движется в правильном направлении. Причем, если сравнивать его с другими странами Центрально-азиатского региона, можно утверждать, что ваша страна находится далеко впереди", - сказал председатель ОБСЕ.
Действующий председатель ОБСЕ также сообщил, что господин Президент хотел бы видеть больше болгарских инвестиций в экономику Казахстана. В разговоре с Президентом Нурсултаном Назарбаевым, по словам гостя республики, обсуждалась возможность участия казахстанской нефти в нефтяном проекте Бургас - Александрополос. Помимо этого речь зашла о создании и дальнейшей работе двусторонней торгово-экономической комиссии. Достигнута договоренность об обмене делегациями бизнесменов, которые, как надеется С. Пасси, должны способствовать скорейшему развитию сотрудничества между двумя государствами.
Так как действующий председатель ОБСЕ прибыл в Казахстан из Узбекистана, то разговор, конечно, коснулся недавних терактов, происшедших в этой республике. "Президент Узбекистана проинформировал нас о том, что следствие по этому делу продвинулось, и вскоре он сообщит о результатах расследования, - сказал С. Пасси. - Мы осуждаем любое проявление терроризма и используем все возможности для того, чтобы противостоять ему".

Оппозиционная "Казахская правда" комментирует требование З.Нуркадилова об отставке первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, называя эти требования "гнилью", министров и акимов - "благодетелями", которые "только тем и заняты, что способствуют разложению общества, распаду государства". "Как быть, что делать? Не надо требовать отставки Президента (тем более, что это не что иное, как элементарное сотрясение воздуха). Надо ему помочь в осуществлении его стратегий".

"Казахская правда" в сегодняшнем номере также осветила проблему развития казахского языка в республике, сетуя на то, что за последние 6 лет, прошедшие со дня написания Обращения к властям и общественности под названием: "Пусть родной язык станет опорой нашей духовной свободы и государственной независимости", "положение казахского языка не изменилось ни на йоту". "Как президент страны подавал пример уважения к государственному языку, так и сейчас подает пример. А наши чиновники и политический истеблишмент как пренебрегали, так и пренебрегают казахским языком, высокий государственный статус которого закреплен Конституцией РК. Мало того, казахский язык находится "в загоне", как и в бывшем СССР, не выдерживает конкуренции с русским языком, имеющим статус официального языка". Автор статьи сокрушается по поводу пренебрежения государственным языком парламентеров, которые год назад своим большинством проголосовали против по вопросу "Кандидат в депутаты казахской национальности обязан знать государственный язык, культуру и историю страны". Как отметили потом в своих комментариях и откликах на "этот национальный позор" многие казахи-патриоты из числа политиков, общественных деятелей, политологов и все казахские СМИ, "наши законодатели единственные в мире, кто не признает конституционно закрепленного статуса государственного языка своей страны!".
"Во всей этой истории с фиаско казахского языка в стенах Парламента, который должен грудью стоять на страже Конституции, есть еще один аспект. Все русскоязычные газеты обычно под микроскопом ищут невидимые соринки в национальной политике нашего государства и любят погоревать без всякого повода к тому о якобы ущемленном положении русского языка. А плачевная ситуация с государственным языком их вполне устраивает, в этом проявляется все их "уважение" к государствообразующей коренной нации. Поэтому они, как будто сговорившись, не заметили "бревна в глазу" парламентариев, проголосовавших против законной роли казахского языка. Но молчание, как известно, знак согласия, поэтому их позиция ясна - они на стороне русского языка и мечтают о "похоронах" казахского".
"За прошедшие 13 лет со дня обретения суверенитета у всех желающих быть в большой политике, занимать правительственные посты, владеть министерскими портфелями и депутатскими мандатами было более чем достаточно времени, чтобы овладеть государственным языком. А также обучить ему своих детей, которые за это время выросли и, как и их родители, стремятся облагодетельствовать народ. Вот только одно неудобство: за годы Независимости русским и английским они овладели, а своим родным казахским пренебрегли. Но теперь это уже их проблема, а основанием казахской государственности может быть только государственный язык, на котором строится культура, менталитет любой нации. Это аксиома, и всякие "анау-мынау" - всего лишь уловки, создающие серьезную угрозу национальной безопасности. Казахский язык не должен и дальше пребывать на пороге ни в Парламенте, ни в Правительстве, как сирота в чужом доме, а занять, наконец, почетное место (тер) в своем собственном доме - на всей территории Казахии, стать языком государственного управления".

Газета "Время" осветила ситуацию вокруг газеты "Диапазон". Судьба учредителя актюбинской газеты "Диапазон" Владимира Михайлова, осужденного в марте Актюбинским городским судом к году лишения свободы, кажется, стала поворачиваться к нему лицом.
Второго апреля 2004 года мажилисмен Серикбай Алибаев получил ответ на депутатский запрос, направленный им и его коллегами - Валентином Макалкиным, Ерасылом Абылкасымовым и Гани Касымовым - генеральному прокурору. Как пишет и. о. генпрокурора Ильяс Бахтыбаев, его ведомством "дано указание прокуратуре Актюбинской области при рассмотрении данного дела в апелляционной инстанции дать заключение о необходимости изменения приговора и назначения Михайлову другого наказания, не связанного с лишением свободы".
Хозяйственный спор между учредителем "Диапазона" (он же - и. о. директора издательского дома "Арсенал") и руководством завода "Актюбрентген" тянется с позапрошлого года, когда областной специализированный экономический суд обязал г-на Михайлова отодвинуть стену издательского дома, освободив территорию завода.
"Дело о "соседском заборе", не стоящее, по большому счету, выеденного яйца, грозило перерасти в нешуточный политический скандал. Депутаты, правозащитники, лидеры журналистских организаций принялись "бомбить" министерства и ведомства письмами, обращениями, запросами. По их мнению, уголовное преследование Михайлова - "прямое доказательство давления на свободу слова".
И вот, кажется, появилась надежда: сужения "Диапазона" не будет. Только сдается, в родном Отечестве и вправду напряженка со свободной прессой, коль ее без прокурора не защитить..."

Газета "Время" в сегодняшнем выпуске анализирует теракты в Узбекистане и соответствующие угрозы для Казахстана. Недавняя серия терактов в Узбекистане, в результате которых погибли 43 человека, не на шутку встревожила его ближайших соседей, в том числе и Казахстан. Возникает ряд вопросов: Почему именно Узбекистан? Какие причины вызвали всплеск насилия? Дойдет ли взрывная волна до Казахстана? 2 апреля генеральный прокурор Республики Узбекистан Рашид Кадыров заявил, что "совершенные теракты являются происками международных террористических организаций", имея в виду вездесущую "Аль-Кайеду". Таким образом, официальный Ташкент расценивает действия террористов как месть за участие Узбекистана в антитеррористической коалиции, к которой страна присоединилась в 2001 году, предоставив свои военные базы США для нанесения ударов по Афганистану. Такая версия ставит нашего южного соседа на одну доску с Испанией, расплатившейся тремястами погибшими за отправку военных в Ирак, и создает ему ореол мученика, пострадавшего в борьбе с мировым злом.
Политолог Александр Нарижный в своей материале "Кто крайний?" анализирует влияние исламских настроений в Узбекистане, которые начали расти с начала 90-х. В Узбекистане одна за другой создаются мусульманские организации: "Воины ислама", "Исламская партия возрождения", "Исламская партия Туркестана", "Адолат уюшмаси" и другие. Власти не сумели, а скорее, не захотели вести с ними цивилизованный диалог, и в 1992-93 годах их деятельность была запрещена президентом Исламом Каримовым. После запрета мусульманских организаций более двух тысяч их активистов подались в Таджикистан и Афганистан. Объединившись, они создали в 1996 году Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Его политическим лидером стал Тахир Юлдашев, военным - Джума Намангани. Стремительно радикализируясь, ИДУ установило контакты с "Аль-Кайедой", Талибаном, "Хизб-ут-Тахриром". Как утверждают узбекские спецслужбы, ИДУ ежегодно получает от бен Ладена $3 млн. В 1997 году на Ислама Каримова было совершено покушение, и начался новый виток репрессий. Они еще более ужесточились после серии взрывов в Ташкенте 16 февраля 1999-го, которые власти расценили как попытку государственного переворота. Более сотни хизбовцев были взяты под стражу, а 12 членов этой партии приговорены к длительным срокам лишения свободы - от 9 до 18 лет. Многочисленные аресты среди сторонников "Хизб-ут-Тахрира" проведены и после мартовских терактов. Напомню, ХУТ проповедует создание халифата мирным путем. Вне всякого сомнения, радикальное слово - такое же мощное оружие, как и бомба. И хизбовцы так же опасны, как и сторонники ИДУ, которых тоже подозревают в причастности к взрывам. Однако в Узбекистане так и осталось недоказанным непосредственное участие членов "Хизб-ут-Тахрира" в подготовке и совершении террористических действий.
В октябре 2001 года радио "Свобода" выдало в эфир следующее:
"Борьбу с международным терроризмом узбекские власти используют как предлог для того, чтобы расправиться с исламской оппозицией, считают московские правозащитники. По их словам, в Каракалпакии действует специальный концентрационный лагерь для исламских активистов. За последние три года (1999-2001) известно более 15 случаев гибели от пыток людей, связанных с исламской оппозицией".
Правозащитники пришли к неутешительному резюме: "Узбекистан оказывается в первых рядах развернувшейся сейчас в мире борьбы с международным терроризмом, но парадокс состоит в том, что режим Каримова сам является фактором, воспроизводящим терроризм. А именно: политические репрессии в этой стране, подавление инакомыслия, подавление мирной политической оппозиции реально ведут к укреплению позиций терроризма". "Внутренняя политика правительства Ислама Каримова является фактором, дестабилизирующим обстановку во всем Центральноазиатском регионе".
Делая выводы, А. Нарижный пишет: "Есть ли в Казахстане экономическая почва для распространения религиозного экстремизма? Если сравнивать с Узбекистаном - безусловно, нет. Осуществленные реформы и вся экономическая политика государства предоставили подавляющему большинству казахстанцев более прозаическое, но жизнеутверждающее занятие - зарабатывание денег, которому они от души и предаются: возможностей для этого предостаточно, было бы желание.
Есть ли база для образования исламской оппозиции в нашей стране? Тоже вряд ли. С первых лет независимости руководство страны встало на путь диалога с духовными пастырями. Межконфессиональное согласие - одно из главных и безусловных завоеваний суверенного Казахстана, что доказал международный успех I Съезда мировых и традиционных религий, проведенного осенью прошлого года в Астане.
Впрочем, полностью исключать риски религиозного экстремизма было бы безответственно. Тем более что в ряде регионов страны тоже появились непрошеные гости из "Хизб-ут-Тахрира". Их "листовочная" пропаганда привела к трем судебным процессам в Шымкенте и Павлодаре, на которых активисты были приговорены к символическим срокам. Так сказать, для профилактики, чтоб другим неповадно было. О массовых репрессиях, как в Узбекистане, способных вызвать волну протестов вплоть до вооруженного противостояния, речи, конечно же, не идет.
Есть ли опасность мести со стороны фанатиков за участие Казахстана в антитеррористической коалиции? Наша страна - член АТК. Но участие участию рознь. Казахстан, в отличие от Узбекистана и Киргизии, не согласился на дислокацию американских войск на своей земле (российских, кстати, тоже). И в Ирак мы послали не вооруженные до зубов войсковые подразделения, а саперов Казбата. Для гуманитарной миссии - разминирования территории. Шаг этот, как показали недавние события в Испании, был дальновидным: безопасность собственных граждан дороже американских интересов".

6 марта в Москве открылась встреча министров иностранных дел прикаспийских государств. Замминистра иностранных дел, специальный представитель президента РФ по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря В.Калюжный прокомментировал ситуацию вокруг БТД и в позитивных тонах коснулся Казахстана в интервью российским "Известиям". Он отметил, что "сейчас главная задача для участников проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - конечно, "заманить" туда казахстанскую нефть, чтобы обеспечить загрузку этого нефтепровода на уровне не менее 30 млн тонн в год". На вопрос "как Россия координирует энергетическую политику с партерами по СНГ", В.Калюжный ответил, что "ранее была политика, направленная на достижение с Казахстаном взаимодействия по совместному транзиту углеводородов в Европу, но в последние 4 года вектор несколько изменился. Те предложения, которые раньше делала российская сторона (в том числе и о совместном выходе на Китай), не реализовались. Казахстан осуществляет самостоятельную политику выхода на внешние рынки".

Российская газета "Красная звезда" в сегодняшнем номере позитивно осветила военное сотрудничество Казахстана и России, повествуя об очередной командно-штабной тренировки (КШТ) Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ, в которой приняли участие более ста боевых частей и подразделений вооруженных сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

"Независимая газета" пишет о Казахстане как о стране, имеющей проблемы со "свободой слова". Олег Панфилов в своей статье "Президенты стран СНГ в роли унтер-офицерских вдов" анализирует отношение президентов стран СНГ, которые вдруг "решили озаботиться проблемами прессы". Вначале Леонид Кучма распорядился, чтобы налоговики не трогали СМИ в период предвыборной кампании. Почти одновременно с ним Владимир Воронин неожиданно заявил о том, что необходимо исключить из Уголовного кодекса Молдавии статью 170 "За клевету", предусматривающую лишение свободы сроком на 5 лет, и велел парламенту оформить законодательную инициативу. Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) отказалась от проверок средств массовой информации до завершения кампании по выборам президента в 2004 году, а председатель ГНАУ своим распоряжением обязал руководителей государственных налоговых администраций... "в период проведения кампании по выборам президента Украины не осуществлять проверки субъектов предпринимательской деятельности - средств массовой информации".
Три года назад президент Киргизии Аскар Акаев направил в парламент республики законопроект, предусматривающий отмену уголовного преследования журналистов за клевету. Президентский законопроект предусматривал в качестве наказания недобросовестных журналистов не уголовные, а административные меры. Кроме того, в проекте закона говорится о 5-процентном залоге от требуемой суммы компенсации в случае, если на журналиста или редакцию подается иск в судебные органы. Киргизские депутаты доблестно отклонили проект, но настойчивый Аскар Акаев и в этом году попытался сделать то же самое. Результаты пока неизвестны. Зато понятно, почему власти Белоруссии молчат по поводу инициатив журналистов, которые периодически напоминают, что в Уголовном кодексе этой страны есть три (!) статьи, предусматривающие наказание за "клевету в отношении президента Республики Беларусь" (ст. 367), "оскорбление президента Республики Беларусь" (ст. 368) и "оскорбление представителя власти" (ст. 369). Впрочем, подобные меры наказания предусматривает и УК Казахстана. И в Белоруссии, и в Казахстане уже отмечено несколько случаев возбуждения уголовных дел против журналистов именно по этим обвинениям.
Что бы ни говорили президенты стран СНГ о своей роли в построении демократических обществ (в том числе и те, кто заявляет о собственном пути в демократию, например, Ислам Каримов или Туркменбаши), прослеживается довольно четкое совпадение личного отношения к свободной прессе со здравой необходимостью - например, получения финансовых или геополитических дивидендов.
Автор в итоге делает вывод: "чем богаче страна, тем больше проблем со свободой слова: Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и, наконец, Россия. И наоборот: сравнительно лучше ситуация с прессой в Грузии, Таджикистане и Армении".