"Чтобы вступить в НАТО, нам надо разрешить карабахский конфликт": интервью главы социально-политического департамента Администрации президента Азербайджана Али Гасанова ИА REGNUM
Устраивает ли Азербайджан существующий режим на границе с Ираном? Не препятствует ли этот режим экономическому сотрудничеству между двумя странами, приграничной торговле?
У нас с Ираном облегченный режим пересечения границы. Он действует для жителей наших южных районов. Мы в целом довольны установившимися с Ираном пограничными и таможенными отношениями. Правда, Иран пару раз предлагал установить на границе безвизовый режим, но на это мы пока не готовы. Возможно, спецслужбы Ирана уверены, что к ним с нашей территории никакие нежелательные лица не попадут, но мы не можем иметь такой уверенности относительно Ирана. Эта страна граничит с государствами, где процветает религиозный экстремизм, с тем же Афганистаном. В этом мы пока видим для себя существенную опасность.
Насколько корректно мнение о том, что сейчас между Ираном и Азербайджаном подобие "холодной войны"?
Я бы так не говорил. У нас с Ираном добрососедские отношения, по многим вопросам наши интересы совпадают полностью. Есть, конечно, расхождения по вопросу о статусе Каспия. Кроме того, Иран недоволен присутствием в Азербайджане некоторых международных структур. Но все эти разногласия можно уладить мирным путем. А в целом отношения у нас с Ираном - партнерские, я бы сказал, даже выше, чем партнерские.
Сейчас в Тегеране опасаются, что Азербайджан может стать плацдармом для действий американцев против Ирана. Насколько обоснованы эти опасения?
У нас с Ираном есть договоренность: они не позволяют использовать свою территорию для военных действий против нас, мы, в свою очередь, не позволяем, чтобы иностранные войска нападали на них с нашей территории. В остальном мы не вмешиваемся во внешние контакты друг друга, мы две независимые страны.
И в России, и в Иране большое беспокойство вызывает тот факт, что на территории Азербайджана для защиты нефтепровода Баку - Джейхан появятся войска НАТО. Какими аргументами Азербайджан может "успокоить" своих соседей?
Ни мы, ни США никогда не заявляли, что нефтепровод Баку - Джейхан будут защищать американские войска или войска других стран НАТО. Наши собственные силовые струкутры вполне способны справиться с этой задачей. Мы лишь говорили, что будем сотрудничать с НАТО в данном вопросе. Так что о размещении на нашей территории американских военных баз вопрос не стоит. В сотрудничестве же с Североатлантическим альянсом у нас есть свои интересы. Впрочем, с НАТО сотрудничаем не только мы, но и, например, Россия - в рамках программы "Партнерство во имя мира".
Вы курируете в администрации Президента Азербайджана вопросы внутренней политики. Насколько верен тезис о том, что Азербайджан на международной арене балансирует между США и Россией только потому, что США, наряду с помощью в строительстве нефтепровода Баку - Джейхан, допускает открытое вмешательство во внутренние дела вашей страны? Многие эксперты утверждают: мол, если бы США не вмешивались во внутреннюю политику Азербайджана, пророссийской составляющей в его внешней политике не было бы вовсе.
Не вижу здесь связи. Азербайджан - независимая страна с определенными специфическими интересами. Баланс между Россией и Западом во внешней политике вытекает из собственных интересов Азербайджана, мы заинтересованы в его сохранении. Основой нашей внешней политики является открытость к взаимовыгодному сотрудничеству.
Опасаются ли в Азербайджане, что США и Сорос организуют здесь "революцию роз" по типу Грузии?
В Азербайджане "революцию роз" сделать невозможно. У нас сложившаяся структура государственного управления. Посредством митингов ее никому не удастся заменить. Власть у нас можно сменить только путем выборов. Но недавние президентские выборы показали, что пока альтернативы действующей власти, альтернативы президенту Ильхаму Алиеву в стране нет.
Каких новых предложений ждет Азербайджан от Минской группы ОБСЕ, на которую возложено посредничество в деле карабахского урегулирования? Известно, что деятельность Минской группы подвергается в Азербайджане резкой критике.
Мы действительно ждем и требуем от Минской группы новых предложений. Пока мы их не видим. Руководство Азербайджана не раз заявляло, что Минская группа сама должна для себя определить, из чего она исходит и из чего должна исходить в своей работе, выдвигая свои предложения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. У них есть два пути. Во-первых, они могут руководствоаться нормами международного права, принципами ООН и ОБСЕ. Во-вторых, они могут признать право сильного. В таком случае они должны призвать весь мир: отныне, если часть территории какой-то страны оккупирована, эта страна должна примириться с оккупацией. Мы требуем, чтобы Минская группа сделала здесь, наконец, свой выбор. Надо определить, кто виновен в армяно-азербайджанском конфликте, назвать виновного и действовать. То есть требовать от страны - виновницы конфликта соблюдения норм международного права.
Может ли НАТО активнее влиять на ситуацию вокруг Карабаха?
Почему бы и нет. НАТО - мощная международная структура, имеющая в своем арсенале все средства, необходимые для решения подобных конфликтов.
То есть если Азербайджан вступит в НАТО, можно надеяться, что карабахский конфликт будет разрешен?
Я не думаю, что, пока этот конфликт существует, Азербайджан или Армения могут быть приняты в НАТО. Прежде чем думать о вступлении в НАТО, надо решить карабахский конфликт. И если мы будем вступать в НАТО, мы сделаем это не для того, чтобы кто-то приехал и урегулировал ситуацию вокруг Карабаха, а для того, чтобы интересы нашей национальной безопасности интегрировались с интересами национальной безопасности других, более развитых стран.
Насколько сильным в работе европейских структур вам видится фактор "христианской солидарности"?
В настоящее время мы его не чувствуем. Быть может, он присутствует в линии поведения отдельных стран, но не ЕС в целом.
Запад сильно давит на Турцию, чтобы она открыла свою границу с Арменией. Президент Ильхам Алиев заявил, что в этом случае станет невозможным мирное урегулирование карабахского конфликта. Можно ли это истолковать так, что открытие границы с Турцией стимулирует новую войну в Карабахе?
Однозначно так утверждать нельзя. До вооруженного разрешения конфликта должны быть испробованы и другие способы. Но мы надеемся, что Турция выдержит оказываемое на нее давление и границу не откроет. Против этого выступает не только наша общественность, но и общественность Турции. Если все же граница будет открыта - это, конечно, дело Турции, но мы все же считаем, что Турция не имеет права сотрудничать со страной-агрессором, каковой является Армения, оккупировавшая нашу территорию и заставляющая наших граждан более десяти лет жить в нечеловеческих условиях. Ни наш народ, ни турецкий народ не поняли бы такого решения турецкого правительства, так что думаю, что этого не произойдет.
Последнее время армянская оппозиция в борьбе с президентом Кочаряном открыто признает, что в Азербайджане внимательно следят за полиическим противостоянием внутри Армении. Есть ли в Армении или в Карабахе политические силы, с которыми Баку мог бы сотрудничать более конструктивно, чем с нынешним армянским руководством?
Есть. Это народ Армении. Он сам стал жертвой авантюристической, националистической политики некоторых своих лидеров. Мы думаем - недалек тот день, когда народ Армении встанет и скажет "нет" агрессивной националистической политике своего руководства. По нашему убеждению, в интересах народа Армении - сотрудничество с Азербайджаном, а не оккупация азербайджанской территории. Что касается армянской оппозиции, то я не знаю, какая часть ее исходит из интересов армянского народа, но политика руководства Армении из этих интересов не исходит точно.
Насколько сейчас велика зависимость Азербайджана от российского газа? Представитель вашего правительства не так давно заявил, что через 5-8 лет, по мере эксплуатации вашего газового месторождения Шахдениз, российский газ Азербайджану вовсе не потребуется.
Мы ни от кого не зависим. Просто это свободная торговля - мы покупаем газ, продаем нефть. Будет время - станем продавать газ, и, наоборот, закупать нефть. А то, что покупаем газ у России, а не у Ирана - это жест добой воли в сторону России.
Раз речь зашла о газе - каковы перспективы взаимоотношений с еще одним его экспортером, Туркменией?
Надеемся на лучшее.
Есть основания для подобной надежды?
Конечно, есть. Туркменский народ - наш братский народ. И вопросы раздела Каспия, уверен, мы с ними как-то решим. Разногласий по другим вопросам у нас нет.
Готов ли Азербайджан к массовому вхождению российского капитала, в частности, РАО ЕЭС, на свой рынок?
На этой неделе в Баку проходит российско-азербайджанский деловой форум. Думаю, там будут обсуждаться все эти вопросы. Мы готовы принять российский капитал.
Есть ли какие-то ограничения на российские инвестиции?
Не думаю. Вообще у нас большой объем иностранных инвестиций, но мы заинтересованы в инвестициях именно из России, поскольку с Россией у нас большие исторические связи. Много наших граждан живет и работает в России. Мы - рынок для России, Россия - рынок для нас. Российские инвестиции в нашу экономику имеют ряд преимуществ, которые мы не находим в инвестициях европейских. Однако европейцы уже делают то, что могут, в Азербайджане. Россия пока не делает у нас того, что может. Мы хотим, чтобы это поменялось.
Со стороны Азербайджана в адрес России прозвучало предложение направить нефть, поступающую в Новороссийск, по имеющемуся трубопроводу в Баку, чтобы далее перегонять ее по нефтепроводу Баку - Джейхан. Подготовлены ли уже какие-либо конкретные предложения? И с помощью чего можно заинтересовать в этом Россию?
Я думаю, Россия сама умеет считать свои расходы, и может понять, насколько дешевле перекачка нефти по трубе по сравнению с ее транспортировкой танкерами через турецкие проливы. Пусть посчитают. Кстати, предлагаемый нами вариант выигрывает и в плане безопасности.
Признание некоторыми странами мира, в том числе Швейцарией, факта геноцида армян в Османской империи в начале двадцатого века вызывает в Азербайджане крайне жесткую реакцию - более жесткую, чем в самой Турции. Почему?
Потому, что армяне повинны в геноциде азербайджанцев - гораздо более масштабном, чем так называемый турецкий геноцид против армян. В Турции на эти вопросы смотрят более поверхностно - что-то произошло в начале 20-го века, эта уже история, назад оглядываться не надо, надо смотреть вперед, сотрудничать и т.д. А мы смотрим на это как народ, по сей день сталкивающийся с результатами армянской агрессии. Поэтому кампания армян за признание геноцида нас не только беспокоит, но и злит. Они кричат о геноциде, однако повинны в геноциде сами. Так что вопрос о геноциде армян в Турции нам ближе, чем турецким политикам.
В первой половине 1990-х была заметна определенная напряженность вокруг Северного Азербайджана. Связана она была, в частности, с тем, что с распадом СССР лезгины оказались разделенным народом - примерно одинаковое их количество оказалось в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Можно ли сейчас говорить, что напряженность вокруг этого вопроса пошла на убыль?
Реальной напряженности там нет сейчас, как не было и тогда. Напряженность искусственно нагнеталась в "информационном поле". Были силы, заинтересованные в нагнетании проблем вокруг наших национальных меньшинств. Ими и создавался "лезгинский вопрос", "курдский вопрос", "талышский вопрос". Им было выгодно, чтобы карабахский вопрос как бы растворился в ряду других проблем. А на самом деле в Азербайджане всегда была атмосфера дружбы между населяющими его народами.
Несмотря на очевидную преемственность власти в Азербайджане, новый президент начал обновлять свою команду. Можно ли сказать, насколько серьезными будут кадровые изменения и каков будет их основной вектор?
Время покажет. Главное состоит в том, чтобы увеличить инициативность управленческого состава. Президент Ильхам Алиев уже сказал, что те, кто справляется с работой, останутся на своих должностях. Масштабной замены руководящих кадров Азербайджану сейчас, думаю, не нужно. У нас во власти слаженная команда, костяк которой был сформирован при Гейдаре Алиеве.