"Россия должна решить - остается она на Южном Кавказе или нет": интервью Рубена Мирзаханяна ИА REGNUM
Рубен Мирзаханян - общественно-политический деятель, руководитель общества "Текеян Армении"
Г-н Мирзаханян, выдвинув ультиматум президенту страны, оппозиция не оставила себе пути к отступлению. Вместе с тем, представители оппозиции заявили о готовности сотрудничать с партиями провластной коалиции после отставки Роберта Кочаряна. Нет ли здесь подвоха?
Стоит проследить за поведенческой линией оппозиции, и это заявление не вызовет особого удивления. Дело в том, что оппозиционно настроенные деятели сегодня объединены вокруг одной идеи - свержения Роберта Кочаряна с поста президента страны. Что касается того, готовы ли они к сотрудничеству с партиями коалиции... Во всяком случае, это довольно логичный подход к достижению цели. Известно, что входящие в коалицию политические силы - довольно-таки разные как по своей идеологии, так и по качественному составу, и подходам, которых, впрочем, также объединяет, в принципе, одно - возможность в той или иной степени быть в составе исполнительной власти. Таким образом, заявление оппозиции о готовности к сотрудничеству исходило из указанных мною реалий, ибо, являясь различными партиями, но, работая в одном правительстве, у партий коалиции выявлялись и выявляются различные подходы к тем или иным вопросам. Естественно, наличествуют претензии к увеличению доли во власти. Так что, с точки зрения политической необходимости подобный подход оппозиции естественен, поскольку для кризисной ситуации или, как в свое время называли, революционной ситуации, необходимо, чтобы не только низы не хотели, но и верхи должны не были в состоянии управлять страной.
Тем не менее, удастся ли оппозиции добиться намеченной цели?
Думаю, что нет. Попробую объяснить. Опять-таки, анализируя поведение властных структур и, в частности, исходя из некоторых высказываний президента и других руководителей страны, мы четко прослеживаем желание властей разрешить возможный кризис при необходимости и силовыми методами. Почему я говорю о возможном кризисе... В отличие от многих, не считаю, что мы сейчас пребываем в кризисном состоянии, но и далек от мысли, что ничего подобного нет. Мы в предкризисном состоянии - разовьется она в кризис или нет - другой вопрос. Предпринимаемые действия, в частности, спешное рассматривание закона, регламентирующего проведение митингов и шествий, а также имевшие место прецеденты провоцирования конфликтов в ходе митингов свидетельствуют о том, что власть, возможно, будет готова применить силу. С учетом того, что силы этой предостаточно, а также, оценивая возможности оппозиции, думаю, вопрос будет решен относительно в пользу властей. Почему относительно... Потому что силовое подавление оппозиции - это еще не победа... Но, предсказывать, как говорится, дело неблагодарное.
Насколько корректно увязывать активизацию внутриполитических процессов в Армении с положением дел вокруг Нагорного Карабаха? Многие сходятся на том, что ультимативные заявления армянской оппозиции и отказ Баку от переговоров по нагорно-карабахской проблеме находятся в определенной связи.
Очень даже корректно. Такая взаимосвязь однозначно существует. Давайте следовать от обратного. Если бы внутриполитический кризис имел место в Азербайджане, я уверен, и наши власти, и оппозиция отреагировали бы на это. Наивно было бы полагать, что внутриполитическая ситуация в Армении для Азербайджана безразлична. Усматривать эту связь очень даже корректно, естественно и необходимо. Мало того, такие жизненно важные для нас вопросы, как карабахская проблема и отношения с Азербайджаном, нуждаются в детальном анализе, а не поверхностном подходе который, в общем-то, имеет место быть.
Кто же, по-вашему, демонстрирует этот поверхностный подход: народ или политики?
Все мы очень любим говорить о народе. Еще большую ответственность берут на себя те, кто говорит от имени народа. Делать заявления от имени народа - весьма ответственно. Кризис, который может вылиться в столкновения или же возобновление боевых действий, прежде всего, коснется интересов того же народа, и коснется довольно печально. Надеюсь, и власть, и оппозиция - одна в безумном стремлении остаться у рычагов власти, другая в нечеловеческих потугах сменить ее - все же постараются обойтись, не то чтобы без спекуляции вопроса - это уже делается, а хотя бы без каких-либо действий, таящих в себе угрозу тем или иным способом провоцировать обострение конфликтной ситуации.
Существенно ли влияние внешнего фактора на все эти события?
Внешний фактор очень существенен, и среди государств, переживающих трудности переходного периода, Армения не исключение. В частности, этот фактор был очень серьезен и в Грузии, где наличествуют схожие проблемы - как в экономике, так и социальной сфере. Когда бедность - фактор, эффект внешнего воздействия особо возрастает, ибо воздействие оказывается в форме финансовых подпиток. К сожалению, это самая нелицеприятная и самая серьезная проблема наших дней. Очевидно, что любое внешнее вмешательство преследует не интересы, в данном случае, армянского народа, а, прежде всего, тех внешних сил, которые это влияние оказывают. Внешнее влияние во внутриполитических делах усиливается, когда для этого есть благоприятная почва. Вместе со всем этим есть вопросы, которые нами же и созданы. Я имею ввиду, прежде всего, процесс выборов и поляризацию общества - говоря простым языком, то количество несправедливостей, которое наличествует практически во всех сферах общественной жизни.
Прослеживаете ли Вы связь между напряженностью в Армении и неожиданным визитом Ильхама Алиева в Турцию?
Определение "неожиданный" в контексте визитов руководителя Азербайджана в Турцию и наоборот вряд ли уместно. Мы должны ясно представить себе, что турки и азербайджанцы - поистине братские народы, если не больше. Армяне - как во внутренней, так и во внешней политике - должны исходить именно из этих реалий.
Как Вы относитесь к идее разблокирования армяно-турецкой границы?
Наиболее важный момент - это позиция США. Они обладают очень сильным воздействием на внешнюю политику Турции, а чем дальше, тем больше и на позицию Азербайджана.
А какова роль России во всех этих процессах?
Становится все очевидней, что Россия сама должна решить, если еще не решила, остается в этом регионе или нет. Видимо, исходя из своих ресурсов и возможностей, Москва в свое время приняла решение не оставаться в Восточной Европе. Этот вопрос подлежит очень серьезному анализу: российских властей, соответствующих служб и аналитических центров. Речь идет о величайшей державе, безусловно, располагающей серьезными возможностями. В состоянии ли она остаться в этом регионе? Я не исключаю, что такое желание есть, как и у любой крупной державы. Если ответ России будет однозначен, то, соответственно, в качестве стратегического партнера ей будет нужна экономически сильная и стабильная Армения. Кстати, стабильность вовсе не предполагает, чтобы в стране оставались те же власти. Стабильность предполагает наличие на фоне ощутимого экономического роста, правительства, власти - относительно популярной у своего народа, и успешную в период выборов оппозицию.
С Ваших слов, говорить от имени народа - слишком ответственно. Что Вы, как гражданин, можете посоветовать народу: участвовать в акциях гражданского неповиновения или воздержаться от этого?
Если бы во внутриполитическом противостоянии воинственно была настроена одна из сторон, то я бы сказал, что призывам данной стороны следовать не стоит. Но когда горячность проявляется и той, и другой стороной, то и не знаешь, кого "предпочесть". Наверное, в данном случае следует обратиться к властям, и к оппозиции с призывом оставаться в рамках корректности и, самое главное, блюсти ответственность перед народом.