Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 1 апреля 2004
"К красноярским правоохранителям приехали ревизоры".
(Независимая газета, 01.04.04 Петр Уханов)
По итогам проверки комиссии МВД в краевой милиции ожидаются кадровые перемены
Комиссия Министерства внутренних дел РФ под руководством главного инспектора управления МВД генерал-майора Алексея Антонова начала проверку различных подразделений милиции Красноярского края. Ожидается, что сотрудники министерства (в составе комиссии 82 работника МВД) до 20 апреля посетят 12 районов края, после чего дадут оценку работы краевого УВД. По информации источников "НГ", по итогам проверки может быть поставлен вопрос об отставке руководителя УВД Красноярского края генерал-майора милиции Юрия Астахова.
Информация о работе московской комиссии не разглашается, однако, по предварительным данным, в результате ревизии отделу по борьбе с экономическими преступлениями Норильского УВД поставили "двойку".
Несмотря на успехи, о которых милицейское начальство рапортует в местных СМИ, криминогенная ситуация в регионе остается сложной. Об этом говорят и официальные данные МВД РФ, согласно которым Красноярский край относится к регионам с повышенным уровнем преступности - занимает 12-е место по стране и 4-е по Сибирскому федеральному округу. Об этом заявил сам Юрий Астахов в начале февраля этого года, отчитываясь перед журналистами на пресс-конференции, посвященной итогам работы краевого УВД за прошедший год. Все это происходит на фоне сообщенной ранее генералом информации о том, что в 2005 году ГУВД Красноярского края, возможно, перейдет на полное финансирование из федерального бюджета. Вероятно, в связи с этим Москва и решила устроить серьезный "разбор полетов" на местах.
Похоже, московских инспекторов интересует как личность, так и профессиональные качества Юрия Астахова. За два года руководства краевым УВД его имя не раз упоминалось в российских СМИ в явно неблагожелательном тоне.
Первый скандал вокруг работы УВД края под руководством генерала Астахова вспыхнул в январе 2003 года, когда вскоре после его назначения на эту должность была проведена инвентаризация, в ходе которой обнаружилась недостача боеприпасов. На одном из складов управления не хватало 17 автоматов, которые использовались в первой чеченской войне. Кроме того, при проверке на этом же складе оказалось на 40 гранат больше положенного. Тогда впервые с 1992 года была проведена служебная проверка, которая выявила серьезные нарушения инструкций по учету и обороту оружия. Пять работников склада были уволены.
Об этом ЧП милицейский начальник рассказал в январе 2003 года на специальной пресс-конференции.
В следующий раз имя Юрия Астахова всплыло в сентябре 2003 года во время расформирования скандально известного краевого фонда "Правопорядок", который пополнялся в том числе и за счет средств, полученных от граждан за оформление паспортов. А также в связи с крупной реорганизацией ГУВД края, когда уведомления о сокращении получили оперативники-профессионалы с многолетним стажем: начальник межрайонного отдела уголовного розыска при ГУВД края Сергей Колбасинский, его заместитель Сергей Назаров и начальник бывшего краевого Управления по борьбе с экономическими преступлениями Юрий Конев. Тогда господин Астахов заявил, что в ГУВД идут "элементарные кадровые перестановки" (заметим, что результатом одной из них стало назначение на пост начальника краевого УБОПа старого знакомого Астахова по работе на Камчатке Ивана Ермолаева).
О третьем, самом крупном, ЧП в милицейских кругах края после назначения Юрия Астахова стало известно 30 декабря 2003 года. Тогда из Москвы в Красноярск в срочном порядке прибыла группа оперативников комитета собственной безопасности МВД России, которых заинтересовали многочисленные заграничные командировки краевых милицейских чиновников.
В частности, особую проверку москвичи устроили в УВД Ачинского района, сотрудник которого несколько раз в течение года выезжал за пределы России, оформляя поездки не как служебные, а как туристические.
По не подтвержденным официально данным, этот милицейский чиновник за границей якобы за бесценок скупал автомобили, преимущественно японского производства, и перевозил их в Красноярск для перепродажи. Тогда же московские оперативники выясняли, насколько причастен к коммерческой деятельности с иномарками глава Ачинской районной милиции Александр Михайлов, и брали показания у Юрия Астахова, без резолюции которого ачинский сотрудник не мог выезжать за границу. В ГУВД края тогда напрочь отказались от комментариев.
Как сообщила красноярская телекомпания "Афонтово" 30 декабря 2003 года, оперативники московской комиссии подготовили доклад по итогам красноярского расследования и в начале 2004 года представили его начальнику комитета собственной безопасности МВД России.
Шлейф скандалов тянется за генерал-майором милиции Юрием Астаховым еще с Камчатки, где он занимал пост начальника УВД области. Его отставки добивался губернатор области Михаил Машковцев. Достаточно сказать, что Юрия Астахова на Камчатке называли "генерал-лосось". По сообщениям центральных СМИ, на соседних Сахалине и Курилах по распоряжению губернатора Игоря Фархутдинова был введен жесткий контроль над всеми силовыми структурами, подозреваемыми в прикрытии браконьерства. Тогда на вопрос местных журналистов, будут ли остановлены на Камчатке так называемые "ментовские рыбалки", губернатор Камчатской области Михаил Машковцев конкретного ответа не дал, заявив, что пока милицией руководит нынешний начальник, власти не смогут остановить милицейские бесчинства в местах массового лова.
"Троих бюджет не выдержит".
(Трибуна, 01.04.04. В.Пырх)
Уже в третий раз депутаты Красноярского края съехались в краевой центр, чтобы обсудить вопросы стратегии и тактики развития, а также проблемы народовластия в регионе. По словам председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усса, в течение двух дней делегаты съезда намерены обсудить вклад финансово-промышленных групп, работающих на территории края, в развитие его экономики, а также проблему объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в один субъект РФ. - Если мы напрямую возьмем содержание двух автономных округов на краевой бюджет, - заявил он по этому поводу, - то пострадают и они, и мы. Поэтому процесс такого объединения, который, как я надеюсь, неизбежен, должен сопровождаться заключением четырехстороннего межбюджетного соглашения между краем, автономными округами и Федерацией.
"Родина" в Красноярске".
("Красноярский рабочий", 01.04.04)
Вчера Красноярск посетила делегация депутатов Государственной Думы во главе с заместителем председателя Госдумы, руководителем фракции "Родина" Дмитрием Рогозиным.
Вначале депутаты встретились с губернатором края Александром Хлопониным, а после посетили красноярский завод холодильников "Бирюса".
Генеральный директор завода Виталий Слинкин провел депутатов и губернатора по цехам, подробно рассказал о выпускаемой продукции, показал процесс сборки холодильников. Затем они встретились с директорами крупнейших предприятий края. На этой встрече было заявлено, что фракция "Родина" готова отстаивать интересы Красноярского края в Государственной Думе.
"Несбыточных планов громадье".
("Красноярский рабочий", 01.04.04, Эрих Пырх)
Вчера завершил работу III съезд депутатов Красноярского края
30 марта после первого пленарного заседания началась напряженная работа в тринадцати "отраслевых" секциях, которые постарались охватить практически все сферы социально-экономической жизни края. Самой "многолюдной", что вполне объяснимо с точки зрения грядущей реформы, стала секция, обсуждавшая проблемы и задачи местного самоуправления. Она собрала ни много ни мало 180 участников. Некоторые секции не смогли уложиться в отведенное по регламенту время, завершив работу уже после шести часов вечера. Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, съезд для депутатов не формальное мероприятие, им действительно есть о чем поговорить друг с другом, чтобы "сверить часы" и обсудить планы на будущее. Во-вторых, дела в крае обстоят далеко не лучшим образом, раз столько внимания приходится уделять определению болевых точек, постановке диагноза и назначению лекарств (а ведь впереди еще и само лечение).
Вчера, снова собравшись в БКЗ, делегаты по-разному рассказывали о работе секций. Кое-кто просто зачитывал куски резолюции съезда, но были выступления, которые и докладами-то назвать язык не поворачивается. В них сквозили неравнодушие, боль за свой поселок, район, край и за всю Россию, искреннее желание помочь землякам, а порой и безысходность от того, что местная власть ничего сделать не в силах. Пожалуй, чаще всего упоминались две одиозные проблемы - спаивание селян "технарем" и опустошительный "сбор металлолома".
Еще на первом пленарном заседании председатель Красноярского горсовета Владимир Чащин заметил, что за последние годы в сфере купли-продажи лома металлов ничего не изменилось, несмотря на ряд постановлений правительства, Совета администрации и краевой закон. По-прежнему километрами срезают провода, сдают в лом канализационные люки. Эту же тему поднимал вчера депутат ЗС Петр Миков, его коллеги из Норильска и других территорий. Он же говорил о сбыте "стеклореза" на селе, мол, надо обратиться в правительство, разработать законодательную базу и т. д. Можно подумать, раньше никто не бил тревогу по этому поводу. Что остается думать простым людям? Одно из двух - либо власть (неважно какого уровня, для народа она вся "на одно лицо") полностью безвольна, раз не может прижать к ногтю сбытчиков спирта и приемщиков лома, либо, пардон, кормится из их рук.
Тяжелое впечатление оставил рассказ о работе секций, обсуждавших проблемы образования и защиту прав детей. Сначала депутат Красноярского горсовета Татьяна Казанова напомнила, что в крае растет число опекаемых детей, неполных семей, из рук вон плохо обстоят дела с питанием школьников, их здоровье, физическое и психическое, не выдерживает никакой критики. В одном из районов из трехсот обследованных детей почти двести оказались олигофренами - результат все того же повального пьянства на селе.
Затем депутат Березовского совета Светлана Пащенко нарисовала, по ее словам, "жуткую картину детства". Вот лишь пара "мазков" - вовлечение малолетних в наркоторговлю и проституцию, голодные обмороки школьников на уроках. Это не "страшилки" - это тревожный звонок для власти, которая нередко отрывается от бренной земли и витает в эмпиреях, созерцая оптимистичные диаграммы роста под убаюкивающие звуки среднестатистических показателей. Прочувствуйте диссонанс: где-нибудь в глубинке учителя скидываются на ведро молока и несколько буханок хлеба для голодающих школьников, а в Красноярске чиновники в поте лица разрабатывают заумные концепции и рапортуют о достижениях на пути реформирования всего и вся.
Кстати, о концепции, то бишь о программе социально-экономического развития края, основные направления которого обозначил на съезде губернатор. Делегаты считают, что этому документу недостает конкретики. Всеволод Севастьянов корректно дал понять, что по этой причине разочарован докладом Александра Хлопонина. Депутат ЗС второго созыва Леонид Федоренко был более прямолинеен: "Планов громадье, а цифры и сроки зачастую нереальные. Это что же получается -прокукарекал, а потом хоть не рассветай?!" Особенно его поразил маниловский прожект строительства нового ЦБК, который к 2010 году должен дать 700 тысяч тонн бумаги. Федоренко подчеркнул, что это было бы невозможно даже в благополучные времена Федирко. Сидевший в президиуме Павел Стефанович возражать не стал.
По мнению депутата Канского горсовета Владимира Макарова, губернатора "кто-то крупно подставил с реформой здравоохранения в крае" - она отрицательно скажется на доступности медицинской помощи, особенно в сельской местности. А когда Макаров назвал губернаторские стройотряды "профанацией в чистом виде" и призвал к возрождению прежних ССО, он сорвал аплодисменты зала. Хлопали и Надежде Сафоновой, которая говорила об антинародных реформах российского руководства, об удавке на шее населения в виде краевой реформы ЖКХ и о долларовом миллионере Хлопонине.
Понятное дело, что в принятой съездом резолюции места для митинговщины не нашлось. Отдав должное положительным экономическим тенденциям и пожурив исполнительную власть края вкупе с законодательной за недостаточное использование уникального хозяйственного потенциала края, делегаты сочли необходимым, в частности, следующее. Ускорить разработку программы социально-экономического развития края до 2010 года с учетом замечаний и предложений, высказанных на съезде. Существенно увеличить инвестиции в развитие промышленности и сельхозпредприятий в депрессивных районах. Принять краевую концепцию эффективного и экологически безопасного недропользования. Реализовать в крае федеральную реформу МСУ, предусмотрев для этого средства в краевом бюджете. В ближайшем будущем резолюция съезда будет дополнена конкретными предложениями секций.
"Потенциал края определит форум".
("Городские новости", 01.04.04)
15-17 апреля в Красноярске пройдет "Инвестиционный форум регионального развития. Красноярский край-2004".
Приглашения выступить с докладом на форуме направлены: руководителям администрации президента РФ, руководителям Государственной Думы РФ и Совета Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителям Правительства РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства промышленности, науки и технологий РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства по атомной энергии РФ, Министерства имущественных отношений РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, руководителям крупнейших компаний России, инвестиционных компаний и банков, представителям зарубежных региональных фондов развития, инвесторам, рейтинговым агентствам, экспертам.
Основных задач у форума две. Во-первых, предстоит определить экономический и инвестиционный потенциал Красноярского края. Совет администрации Красноярского края представит на форуме мультиотраслевой сценарий экономического развития региона, предложив инвестиционному сообществу конкретные инструменты для развития отраслевых проектов на территории края. Губернатор края выступит с презентацией "Корпорации развития Красноярского края" - уникального для России фонда, созданного с учетом опыта успешных региональных фондов развития, работающих в Индии, Китае, Кувейте, США, Швеции, Финляндии, странах Восточной Европы.
Во-вторых, намечено выявить роль регионального уровня власти в ускорении экономического роста страны. Какой должна быть региональная политика России на современном этапе? Каково оптимальное место регионов в осуществлении экономической политики? Достаточно ли у региональной власти инструментов развития для реализации успешной промышленной политики? Какими должны быть принципы распределения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти для решения задачи интенсивного развития экономики страны? Организаторы полагают, что форум станет ключевым российским событием на тему регионального развития.
Ставка - миллиард. Кто больше?
Один миллиард рублей - такая сумма из средств краевого бюджета будет направлена на реализацию инвестиционных проектов через "Корпорацию развития Красноярского края".
По словам первого заместителя губернатора Василия Кузубова, эти средства предусмотрены в краевом бюджете на 2004 год, но не в виде "живых денег", а в виде бюджетных параметров, которые позволят привлечь их из любых кредитных учреждений, например, из банков.
Основной целью работы "Корпорации развития" будет распределение денег под конкретные инвестиционные проекты. Говоря о предстоящих проектах, Кузубов отметил: "Мы рассчитываем на то, что интересы власти и инвесторов должны совпадать, иначе проектов не будет. Задача инвесторов - получить прибыль, наша задача - дополнительные налоги и рабочие места".
Что касается самих проектов, то они будут обсуждаться на инвестиционном форуме регионального развития, который пройдет в Красноярске 15-17 апреля. На форум приглашены руководители федерального Правительства, Госдумы и Совета Федерации, руководители естественных монополий и крупных российских компаний, губернаторы, отечественные и зарубежные инвесторы, руководители инвестиционных компаний и банков. Основная задача форума - определить экономический и инвестиционный потенциал края. Заявки на участие в форуме уже подали около 30 крупных российских и зарубежных компаний. Среди них - "Норильский никель", РАО "ЕЭС России", "РУСАЛ", ЗАО "Полюс", "Российские коммунальные системы", "Роснефть", СУЭК, "ЮКОС", холдинг "Амтел" и другие.
"Дон Кихот Масальский".
("Красноярский рабочий", 01.04.04, Виктор Решетень)
Главным политическим скандалом прошедшей недели стало проведение второго тура выборов главы Уярского района.
Напомню читателям "Красноярского рабочего", что начало этому событию было положено еще 30 декабря минувшего года, когда на сессии Уярского районного совета было принято решение совместить 14 марта выборы президента страны с выборами главы района и депутатов райсовета. Раньше они намечались соответственно на сентябрь и декабрь 2004 года. Инициаторы досрочных выборов мотивировали свое предложение существенным сокращением бюджетных расходов. Суммы были названы столь значительные, что абсолютное большинство из 18 народных избранников района проголосовало "за".
Против преждевременного сложения своих полномочий выступили лишь несколько депутатов и глава Уярского района Василий Масальский. Но машина предвыборной кампании была уже запущена, и свое желание руководить районом выразили сразу десять человек, еще почти полсотни претендовало на депутатские портфели. В этом списке не оказалось лишь фамилии действующего главы района, который на каждом шагу подчеркивал противозаконность досрочных выборов. Ходатайство районной администрации по этому поводу было рассмотрено в районном суде, который, однако, признал правоту райсовета. Поддержал решение своих районных коллег и краевой суд, куда районная администрация обратилась с кассационной жалобой.
Казалось бы, после этих судебных решений проигрыш Василия Масальского и его сторонников был очевиден. Но ситуация резко изменилась после того, как свой протест в районный суд по поводу якобы незаконного создания избирательной комиссии муниципального образования вынес прокурор района. И суд действительно признал, что при создании муниципальной избирательной комиссии были нарушены нормы закона, поэтому она не имеет права проводить выборы.
Я помню, в какой глубокой растерянности находились народные избранники Уярского района, узнав о решении суда. Более того, присутствующий на встрече с депутатами заместитель руководителя краевого управления по местному самоуправлению и связи с регионами Сергей Чистов дал ясно понять своим коллегам, что после такого судебного решения продолжение избирательной кампании в районе не имеет юридической основы и с успехом может быть оспорено в суде. Одним словом, все шло к тому, что на внеочередной сессии депутаты отменят свое решение о досрочных выборах.
Но верно говорят, что утро вечера мудренее. За сутки инициаторы досрочных выборов (двое из них были претендентами на пост главы района) нашли иное решение: обратиться от имени райсовета в краевой суд с кассационной жалобой на решение районного суда. Поскольку на время рассмотрения иска решение районного суда было приостановлено, в Уяре успели провести выборы президента страны и районного депутатского корпуса. А вот главу района в первом туре избрать не удалось, поэтому второй тур выборов был назначен на 28 марта.
Видимо, сторонники досрочных выборов рассчитывали на бюрократическую волокиту краевой судебной инстанции, что позволило бы состояться второму туру. Но за четыре дня до проведения выборов коллегия краевого суда также признала незаконность создания Уярской муниципальной избирательной комиссии.
По логике вещей, если нет субъекта, отвечающего за организацию выборов, значит, и сами выборы не имеют юридической силы. Правда, в этот же день, 24 марта, в адрес председателя уярской избирательной комиссии Н. Хромовой поступило письмо от председателя крайизбиркома К. Бочарова. В нем в частности говорилось о том, что КИК "полагает необходимым проведение повторного голосования по выборам главы Уярского района и предлагает муниципальной избирательной комиссии выполнить все предусмотренные законодательством действия для обеспечения проведения указанного голосования".
Согласитесь, стиль письма больше похож на рекомендательный. Поэтому утром 25 марта Василий Масальский на заседании совета администрации зачитал свое распоряжение, в котором в связи с вступлением в силу решения Уярского районного суда от 2 марта 2004 года среди других мер, направленных на прекращение деятельности избирательных участков, главам поселковых и сельских администраций было предложено демонтировать оборудование избирательных участков. Что и было сделано к концу следующего дня.
Именно с этого времени события вокруг выборов главы Уярского района приобретают скандальный характер краевого масштаба. Свою оценку на сессии Законодательного Собрания высказывают спикер ЗС Александр Усс, заместитель губернатора Юрий Олейников, депутаты Игорь Захаров, Алексей Клешко и другие. Тон выступлений один: глава района Василий Масальский стоит на пути волеизъявления народа, препятствует свободным выборам. Вторят депутатам и чиновникам почти все средства массовой информации края и правоохранительные органы.
И ни слова о том, что досрочные выборы в районе изначально строились на неправовой основе. Ведь второй тур выборов стал законным лишь после того, как 26 марта краевая избирательная комиссия своим решением возложила полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению повторного голосования на выборах главы района на территориальную избирательную комиссию Уярского района. А как быть с первым туром, который прошел под патронажем муниципальной избирательной комиссии, объявленной судебным решением вне закона?
С этим правовым казусом, видимо, еще будут разбираться, а между тем 28 марта в районе все-таки состоялись повторные выборы, победу на которых одержал работавший ранее заместителем главы района Юрий Медведев.
На возмутителя спокойствия Василия Масальского заведено уголовное дело. В связи с этим наверняка возникает закономерный вопрос: зачем он так упорно противился досрочным выборам? К примеру, в соседнем Манском районе его коллега Николай Кустовский согласился с решением райсовета и в трудной борьбе, пусть во втором туре, одержал победу. Думается, если бы Масальский пошел по такому пути, шансов на успех у него было бы не меньше.
За последние четыре года в Уярском районе жить стали лучше, и это заметно невооруженным глазом. Здесь остановлен развал сельскохозяйственной отрасли, в которую не без участия главы района пришли инвесторы из Красноярска. В Уяре сохранены мясокомбинат, молочный завод, комбинат бытового обслуживания, хлебозавод, чего, к сожалению, не скажешь о многих других районах восточной зоны края. Успешно развивается торговля, мелкий и средний бизнес, представители которого, по сути дела, и стали инициаторами досрочных выборов.
Другое дело, что за это время Василий Федорович не сумел наладить отношения не только с деловой элитой района. На выборах 2000 года она поддерживала другого кандидата на пост главы района и, похоже, так и не смирилась со своим поражением. Не смог Масальский наладить отношения и с большинством депутатов. Его четырехлетнее руководство районом сопровождалось постоянной закулисной борьбой, попытками оппонентов добиться отставки главы или провести досрочные перевыборы. Этот шанс и был использован 14 марта.
По моему глубокому убеждению, 62-летний руководитель района со своими взглядами на жизнь выглядел Дон Кихотом, который пытается в одиночку бороться с ветряными мельницами новых рыночных отношений. Он верит в добро, силу закона, порядочность людей. А вокруг совершенно иная жизнь, иные порядки и правила, иные люди. Не случайно и в суде, и на встрече с депутатами райсовета, и на заседании местного совета администрации свою позицию Василий Федорович объяснял лишь желанием соблюсти букву закона при принятии решений, а не желанием удержаться в кресле. Он и при последней нашей встрече твердо заявил, что будет до конца отстаивать правоту своих действий. Так что точку в нашумевших событиях ставить рано...