В России с начала 2004 года, согласно измененному законодательству, началось разграничение полномочий между федеральным центром и регионами. О том, как идет процесс разграничения полномочий, о своей работе в Совете Федерации, и о функционировании этого органа власти в целом корреспонденту ИА REGNUM рассказал представитель губернатора Санкт-Петербурга в Совете Федерации Виталий Мутко.

Виталий Леонтьевич, как Вы стали сенатором?

Считаю, что у каждого человека есть определенные жизненные этапы, и стадия, связанная с развитием футбольного клуба "Зенит", определенными социальными проектами в Санкт-Петербурге, для меня завершена. Клуб имеет свою экономическую основу, социальную инфраструктуру, болельщиков и достойно представляет наш город как внутри страны, так и на европейском уровне. Если вести проект дальше, нужно было бы совмещать эту работу с иной деятельностью, поэтому я вернулся в политику и занялся более масштабными проблемами нашего города и страны в целом, чтобы, в рамках проводимых реформ, по мере своих возможностей, защитить интересы людей. Можно было бы и дальше оставаться в отлаженном бизнесе, но есть еще возможность и желание попытаться изменить жизнь в регионах к лучшему.

Вы уже определили блок вопросов, которыми будете заниматься в Совете Федерации в первую очередь?

Если бы был единый комитет, занимающийся вопросами социальной политики, я бы, безусловно, ориентировался исключительно на это направление, но так получилось, что в Совете Федерации социальные проблемы "рассеяны" по нескольким комитетам. Я стал членом Комитета по региональной политике и делам федерации, что позволяет заниматься проблемами практически всех сфер деятельности регионов. Сейчас наша основная задача заключается в том, чтобы спокойно, аккуратно, в рамках административной реформы принять необходимые изменения во все законы, которые надолго определят отношения межу центром и регионами. Пока речь идет об основополагающих вопросах - межбюджетных отношениях и Налоговом кодексе, а затем только в социальной сфере планируется принять свыше 100 законов! Все эти вопросы очень важны, так как, если сейчас не отстоять интересы субъектов федерации, может, например, получится так, что около половины всех социальных льгот не будут обеспечены никакими экономическими ресурсами, а просто будут переданы в регионы.

Вы новый человек в Совете Федерации. Какие, на Ваш свежий взгляд, требуются изменения в работе этого органа власти?

Мне кажется, что полномочия Совета Федерации нужно "докрутить", добавив туда несколько эксклюзивных полномочий. Кроме того, во всем мире, в тех странах, где парламент двухпалатный, обе палаты сразу получают законопроекты. Мы же, все-таки, зависимы от Государственной думы. У меня также неоднозначное отношение и к процессу комплектации данного органа власти - очень большой процент сенаторов фактически не представляют свой субъект федерации. Многие сенаторы управляемы, особенно те, кто назначен от исполнительной власти, потому как могут быть отозваны из Совета федерации в любой момент без объяснения причин. Несмотря на то, что парламенту только 10 лет, мы находимся еще в начале пути. В России будет идти административная реформа, и мне кажется, нужно сделать Совет Федерации более независимым, более самостоятельным органом, который бы реально влиял на политическую, социальную, экономическую ситуацию в стране, опираясь на мнения регионов.

Самое главное мое впечатление от работы этого органа заключается в том, что здесь работают профессионалы высокого уровня, прошедшие серьезную школу: это и бывшие губернаторы, и председатели законодательных собраний, и заместители министров. В Совете Федерации сосредоточен высокий интеллект, которым было бы грешно не воспользоваться. Нужно более активно использовать его в жизни страны, для чего необходимо усилить роль Верхней палаты парламента в законодательном процессе, в решении проблем субъектов федерации.

Как Вы будете координировать свою работу с представителями петербургских властей?

Определенный порядок работы уже сложился. Первая моя задача - знать все о жизни города, быть в курсе основных проблем. Все законопроекты, которые будут в ближайшее время рассматриваться в Совете Федерации (только в весеннюю сессию планируется обсудить около 128 проектов законов), я направляю в администрацию города. В юридическом и отраслевых комитетах отбираются те законопроекты, по которым мнение Санкт-Петербурга должно быть учтено. Если это необходимо, я встречаюсь с представителями заинтересованных властных структур, и уже от своего имени защищаю в Совете Федерации интересы города.

Второй круг проблем, который мы обсуждали с губернатором Санкт-Петербурга, касается экономического блока. Сейчас в городе идет ряд программ, которые финансируются из федерального бюджета и реализуются федеральным центром. Как депутат Федерального собрания, я буду направлять запросы, встречаться с федеральными чиновниками, чтобы помогать в их осуществлении. В этом плане я хочу быть полезным городу с точки зрения лоббирования (в хорошем смысле) его интересов. Безусловно, в своей работе я хотел бы опираться и на мнения горожан, общественных организаций, местного самоуправления. При той политической ситуации, которая сложилась в стране, при принятии важных решений их взгляды должны обладать большим весом.

Сейчас много говорят о передаче Санкт-Петербургу ряда столичных функций. На уровне Совета Федерации эти вопросы обсуждаются? Таких разговоров в стенах Совета Федерации пока не ведется. При обсуждении этой темы нужно быть грамотным и понимать, что вторую столицу из Санкт-Петербурга никогда не сделать, можно говорить лишь о передаче некоторых столичных полномочий. Вообще, по моему мнению, одной из причин децентрализации власти является желание избавиться от всесилия бюрократии. При переезде в другой город большая часть чиновников набирается из местных специалистов, что способствует распаду коррупционных связей. Это дает возможность власти заработать и "задышать" по-новому.

Кроме того, переезд одной из ветвей власти в другой город способствует развитию экономики региона. Это и дополнительные поступления в бюджет, а также инвестиции в строительство жилья, реконструкцию старых зданий и возведение новых. Разговоры о переводе в другой город отдельного министерства, по моему мнению, лишены смысла. Неужели чиновники будут на заседания правительства постоянно ездить в другой город? Разрывать сложившийся регламент работы нельзя, во всем должна быть завершенность, поэтому можно говорить только о переезде одной из ветвей власти целиком. Видимо, этот вопрос в ближайшее время будет обсуждаться в Совете Федерации.

Вернемся на региональный уровень. Как профессионал в сфере, как Вы оцениваете социальную политику в Санкт-Петербурге?

Сейчас идет работа по настройке всей социальной системы, и главной задачей является борьба с бедностью. Это направление я целиком поддерживаю. Надо прекратить разговоры об олигархах, богатых - нужно говорить о том, о чем говорят во всем мире - о повышении минимального уровня жизни. Для этого требуются колоссальные дополнительные ресурсы, следовательно, нужна стабильность экономики, рациональное использование имеющихся средств. Без реального производства мы никогда не решим социальные проблемы. В этом плане важна и работа с населением: все проводимые реформы нужно объяснять людям.