Администрация занялась "работой над ошибками". Банкиры объединяются. Налог на прибыль станет легче. Международный брэнд "Gazelle Бизнеса" - на российском рынке.

Между Смольным и Мариинским дворцом продолжаются сложные закулисные переговоры. Поздно вечером во вторник завершилась встреча губернатора Валентины Матвиенко с лидерами фракций городского парламента. А вчера вечером градоначальница встречалась уже с отдельно взятой фракцией ЗакСа - Демократической. У каждой из ветвей власти - свой интерес: депутатов волнует реформа местного самоуправления (МСУ) и вотум недоверия вице-губернатору Виктору Лобко, а В. Матвиенко - затеянная ею крайне непопулярная реформа ЖКХ. По версии газеты "Коммерсантъ-СПб", парламентариям нужна какая-то весьма существенная жертва со стороны Смольного, чтобы одобрить непопулярное среди большинства электората повышение тарифов на жилье. Такой жертвой может стать вице-губернатор В. Лобко, проваливший, по мнению многих законодателей, выборы в МСУ; или кто-то еще из членов правительства: вчера корреспонденту издания стало известно, что одна из парламентских фракций намерена поставить вопрос о вотуме недоверия другому вице-губернатору - бывшему председателю ЗакСа Сергею Тарасову. Одним словом, Смольный, судя по всему, плохо подготовился к повышению тарифов на жилье - логичнее было бы заранее договориться с депутатами о "цене вопроса". Теперь администрация занялась "работой над ошибками". Вместе с тем, вчера председатель комитета Смольного по делам МСУ Нина Шубина заявила, что довольна итогами муниципальных выборов в Санкт-Петербурге, поскольку в них приняло участие вдвое больше избирателей, чем четыре года назад. А все имевшие место злоупотребления она считает незначительными, поскольку до сих пор по этому поводу не заведено ни одного уголовного дела.

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Законопроектом вводится уведомительный характер проведения общественных мероприятий вместо разрешительного. Между тем, как комментирует событие "Деловой Петербург", в случае окончательного принятия такого закона в Санкт-Петербурге вообще не останется места для митингов, поскольку в городе сосредоточено значительное количество "объектов федеральных и местных властей", международных организаций и прочих учреждений, митинговать возле которых отныне запрещено.

Вчера депутаты ЗакСа в очередной, девятый по счету, раз провалили выборы местного уполномоченного по правам человека. Напомним, что в декабре прошлого года во второй тур этих выборов вышли бывший депутат ЗакСа Леонид Романков (его выдвинула группа парламентариев) и заместитель председателя горизбиркома Дмитрий Краснянский (его выдвинула в омбудсмены губернатор Валентина Матвиенко). На вчерашнем пленарном заседании, как и во время предыдущих попыток, никто из претендентов не набрал необходимых 24 голосов "за". Л. Романков заручился поддержкой 10 законодателей, а Д. Краснянский - 15. Среди новых возможных претендентов называют "яблочника" Александра Шишлова и правозащитника Юлия Рыбакова. Впрочем, как стало известно газете "Коммерсантъ-СПб", фракция "Спортивная Россия" готовит поправки в Устав города, которые "уничтожают" пост омбудсмена как таковой.

До конца года администрация Санкт-Петербурга вынесет на рассмотрение Законодательного собрания законопроект о льготах по налогу на прибыль. Об этом сообщил председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Андрей Михайленко. Как предполагает источник "Делового Петербурга" в Смольном, скорее всего, Санкт-Петербург воспользуется 4%-ной льготой, разрешенной федеральным законодательством. Сами же депутаты городского парламента сомневаются, что администрация на самом деле пойдет на такие поблажки. Говоря о налоговых льготах, губернатор Валентина Матвиенко отмечает, что на них бизнес может рассчитывать, только если "проявит социальную ответственность". По мнению губернатора, это проявляется в своевременной уплате существующих налогов и выводе "зарплаты сотрудников из тени". Более того, один подобный законопроект (о льготах по налогу на прибыль для предприятий, принадлежащих общественным организациям), уже 3 года "мусолится" чиновниками. В свою очередь, даже 4%-ная льгота не решит все проблемы бизнеса, заверяют предприниматели.

Правительство Санкт-Петербурга намерено увеличить долю малого бизнеса в городском ВВП до 50-60%. Об этом шла речь на первом заседании Совета по малому предпринимательству при губернаторе. Кроме того, городское руководство ставит целью в ближайший год довести долю малого бизнеса в налоговых поступлениях в городской бюджет с 28% до 40-45% за счет увеличения количества субъектов малого предпринимательства и оптимизации финансовой нагрузки на малый бизнес. На сегодняшний день, по словам губернатора Валентины Матвиенко, в Санкт-Петербурге действует более 140 тыс. малых предприятий, в деятельности которых участвует около 600 тыс. человек. На долю малого бизнеса приходится почти вся мелкая торговля города, а также сфера бытового обслуживания, сообщает "Предприниматель Петербурга". Вместе с тем, критерии отнесения к малому бизнесу будут пересмотрены. Об этом заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития. По его словам, этот вопрос будет рассмотрен Правительством РФ во 2-м полугодии. Сейчас малыми считаются предприятия, максимальный оборот которых не превышает 15 млн. рублей, сообщает "Деловой Петербург".

Газета "Деловой Петербург" выводит на российский рынок международный брэнд "Gazelle Бизнеса". Проект уже несколько лет успешно проводится газетами группы компаний Bonnier Business Press, куда входит "Деловой Петербург", в ряде европейских стран. В 2004 году ежегодный конкурс "Gazelle Бизнеса" впервые состоится в России. Проект рассчитан на стимуляцию роста малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге и области. Само движение зародилось в Дании в 1995 году. По словам руководителей проекта, непосредственного влияния на экономику проект не оказывает, но "Gazelle" хотят быть все, это провоцирует рост, новые рабочие места. Предприятия хотят быть креативными, приносить реальную пользу и себе, и другим". Одним из первых в России участвовать в проекте решило петербургское научно-производственное предприятие "ИСТА" - компания, которая благодаря своему ноу-хау сумела развить бизнес по трем промышленным направлениям и за последние 3 года увеличить свой оборот в 2 раза.

Вчера губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко внесла в Законодательное собрание поправки к законопроекту "О порядке представления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции", которому предстоит второе чтение. Строители ждут принятия закона с нетерпением: в последние полгода ИТК практически не предоставляла участков под жилищную застройку. Согласно поправкам, которые утвердила В. Матвиенко, чиновники сохранили за собой право предоставлять участки в аренду целевым образом - в рамках реализации региональных программ или соглашений со "стратегическими партнерами". До 1 января 2005 года администрация будет проводить торги по "короткому" пакету, который дает право только на проведение изыскательских работ. Но чиновники опасаются, что прохождение законопроекта через ЗакС может затянуться. Учитывая, что именно против предоставления участков целевым назначением боролись парламентарии, требуя упразднить ИТК, провести эту поправку через ЗакС чиновникам будет непросто. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Между тем, дефицит пятен под застройку - миф; сроки подготовки полного пакета документов затянуты искусственно; декларации новой петербургской администрации о переходе к системе торгов пока остаются именно декларациями. Об этом говорили представители бизнес-сообщества и чиновники в рамках круглого стола "Земельный дефицит: Цена вопроса", организованного ИА "Росбалт". Эксперты, проанализировав ситуацию в Санкт-Петербурге, обнаружили около 2000 участков (3000 га), пригодных для застройки. Следовательно, дефицит пятен поддерживается искусственно. Полтора-два года, которые сегодня девелопер тратит на прохождение всех инстанций и получение виз, - срок нереальный и ненужный. Часть инстанций можно упразднить (без ущерба для интересов города), часть согласований - упростить. Нет ясности с компенсацией затрат на подготовку пакетов. Анализ ситуации с точки зрения участников круглого стола - на страницах еженедельника "Недвижимость и строительство Петербурга".

На туристическом рынке Санкт-Петербурга разгорается очередной скандал. Два теплохода - "Санкт-Петербург" и "Кронштадт" - стали предметом судебного спора между двумя дочерними компаниями ОАО "Северо-Западное пароходство" - ОАО "Пассажирский порт" и ООО "Русские круизы". Вчера Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти признал право владения судами за Пассажирским портом. В "Русских круизах" заявляют, что подадут апелляцию. Интересно, что, выясняя отношения в суде, обе компании активно продают билеты на спорные теплоходы, в том числе иностранным туристам. Вне зависимости от исхода конфликта, разбирательства в канун летней навигации могут серьезно повредить туристическому рынку, который известен своей чуткостью к различного рода скандальным ситуациям. Ведь громкие скандалы, как правило, вызывают падение спроса на услуги всех участвующих в конфликте сторон, отмечает "Коммерсантъ-СПб".

Вчера стало известно, что кандидатура Андрея Костина, президента Внешторгбанка (ВТБ), включена в список кандидатур в наблюдательный совет Промышленно-строительного банка (ПСБ), который будет утверждать годовое собрание акционеров 26 апреля. Таким образом, информация о том, что ВТБ ведет переговоры о покупке ПСБ, получила подтверждение. Вхождение А. Костина в наблюдательный совет позволит ВТБ лучше оценить бизнес петербургского банка, сообщает "Коммерсантъ-СПб". Как стало известно, в свою очередь, "Деловому Петербургу", один из частных инвесторов Внешторгбанка купил пакет акций ПСБ, принадлежащий Владимиру Когану - 5,74% акций, чье имя связывают также и с компаниями - основными акционерами ПСБ. Сделка состоялась еще в сентябре, и руководство ВТБ намерено расширять фактически принадлежащий ему пакет. Внешторгбанк уже поступил таким же образом с эстонским "Ханзебанк".

Известие о признаках возможного поглощения Промстройбанка Внешторгбанком не вызывает особого изумления у руководителей кредитных учреждений. "Это вполне закономерно. Оба банка вели совместные проекты. Когда два банка проводят единую политику, у них единый стратегический интерес, то вхождение одного из членов группы в состав руководящего органа другой группы выглядит логичным. Как правило, такой обмен широко практикуется", - говорят собеседники "Делового Петербурга".

Начало реструктуризации МПС и отмена негласного запрета на приобретение вагонов частными перевозчиками спровоцировали всплеск сделок по приобретению железнодорожного транспорта. В итоге лизинг вагонов, до конца 2003 года не пользовавшийся широким спросом, с начала 2004-го стал необычайно популярен. Финансисты не исключают, что по итогам года этот вид услуг станет таким же перспективным направлением, как лизинг автотранспорта, а многие компании пойдут на создание дочерних фирм, специализирующихся исключительно на сделках с железнодорожным транспортом. Инвестиционная программа одного только ОАО "РЖД" на 2004 год предусматривает приобретение подвижного состава по лизингу на сумму около 325 млн. долларов. Помимо РЖД, потребность в лизинге вагонов выражают и частные транспортные и экспедиторские компании. Cовокупный объем рынка лизинга грузовых железнодорожных вагонов достигает 400 млн. долларов. Из них на долю Северо-Запада придется не менее 20%. В результате реформы МПС лизинговые компании Санкт-Петербурга могут рассчитывать на освоение в 2004 году около 80 млн. долларов. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Октябрьская железная дорога откроет 2 апреля после реконструкции цех по ремонту электровозов в локомотивном депо "Волховстрой". Его мощности позволят ремонтировать до 30 электровозов в месяц. Стоимость ремонта всего депо составляет около 900 млн. рублей, полностью завершить ремонт планируется до конца года. После этого будет осуществляться наружная обмывка и покраска электровозов. До сих пор ремонт электровозов ОЖД осуществлялся в Кандалакшском депо, которое не удовлетворяло потребности дороги. Теперь все работы по ремонту электровозов, принадлежащих ОЖД, будут сосредоточены в Волховстрое. Мощности депо позволят предлагать услуги по ремонту электровозов и другим железным дорогам. Об этом сообщает "Деловой Петербург".