"Енисей без простоев".

(Гудок. 27.03.04. Н.Юрлов)

Пассажирский лайнер "Антон Чехов", который четверть века считался гордостью Енисейского речного пароходства, нынче уже не будет бороздить его акваторию. Туристический теплоход продан и отправлен в один из речных портов Европейской части России. Примерно та же участь ожидает его собратьев - "Валерия Чкалова" и "Александра Матросова"...

С точки зрения жителей края, факт красноречивый. Ведь если и далее рассуждать, то пароходство, отказываясь от своих наработок, утрачивает завоеванные некогда позиции.

Но было бы несправедливо обвинять его в неумении выстраивать четкую рыночную политику, особенно с приходом команды менеджеров из "Норильского никеля". В руках северян сегодня находится и контрольный пакет акций пароходства, южной "дочки" заполярного гиганта металлургии. Профессиональным управленцам приходится пробиваться сквозь торосы проблем, нагроможденных в процессе сложного для речников вхождения в рынок. Отсюда и непопулярные меры, связанные с увольнением за прошлый год почти двухсот работников.

Жесткий административный каток прошелся по судьбе почти каждого двадцатого речника. Поиск "избыточных людей" будет и далее продолжен - перед транспортниками стоит важная задача дальнейшего роста производительности труда. Грузовая база при этом не увеличится сразу и вдруг, вот почему каждое структурное подразделение проходит сегодня проверку с точки зрения эффективности производства, сокращения издержек.

В силу малых сроков навигации не могут принести должной отдачи и круизы по Енисею - это веская, но далеко не единственная причина отказа речников от выполнения туристических программ. Судам с большой осадкой становится все труднее работать на сибирских реках. Истории свойственно повторяться: еще в 1894 году Министерство путей сообщения России проводило цикл мероприятий по улучшению судоходных условий таких рек, как Ангара и Чулым, да и Ангарская флотилия исправно работала на Кругобайкальскую железную дорогу. Наши предки в отличие от последующих поколений не делились на ведомства, не создавали себе всевозможные препоны в виде административных барьеров.

Сегодня бассейну Енисея также необходимы дноуглубительные работы. Мели на речных магистралях создают серьезные трудности не только в плане техники безопасности. Речь идет еще и об эффективности: многие караваны судов, чтобы без препятствий попасть в порты назначения, вынужденно возят "воздух" на борту. Недогруз создает высокую себестоимость перевозок, компанией до сих пор не преодолен уровень рентабельности в десять процентов.

Положение более чем серьезное, и природа здесь виновата лишь отчасти. А вот ведомства - в полной мере. Бывшее Министерство природных ресурсов РФ, энергетики Иркутской области, Красноярского края и речники не могут договориться друг с другом, каким же оптимальным должен быть сброс воды с гидроэлектростанций, чтобы не было при этом прямого ущерба движению на федеральных артериях.

По мнению специалистов, сибирские ГЭС еще с 1995 года исправно накапливали запасы воды, а потом началось просто бесконтрольное ее расходование. В межнавигационные периоды уже в норму вошли регулярные вскрытия ледового покрова, разрушение зимних переправ, и как следствие - срывание судов из мест отстоя. В навигацию, естественно, всплывают другие беды: из-за низкого уровня воды двадцать процентов леса, вывозимого по рекам, остается на берегу, лесопромышленники и речники несут обоюдные убытки.

В прошлом году, выступая на заседании Госсовета, посвященного выработке Транспортной стратегии России, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предельно четко обозначил существующую здесь проблему:

- Ухудшение судоходной обстановки в бассейнах Енисея и Ангары не может быть разрешено только усилиями Красноярского края, - подчеркнул руководитель региона. - Здесь затрагиваются вопросы транспортной безопасности государства и социально-экономические интересы других субъектов Федерации...

И все же, несмотря на существующие трудности, пароходство ни разу не сорвало график поставок сырья для перерабатывающих комбинатов Лесосибирска. Кругляк поступал вовремя, что делает честь енисейским капитанам и доказывает: сегодня у пароходства высокий запас прочности. Устойчивости перевозчика в стихии рынка способствует и то, что в пароходстве имеют неплохие наработки по взаимодействию как с конкретными клиентами, так и с администрациями регионов.

В предыдущую навигацию именно благодаря Енисейскому пароходству изменилась схема северного завоза. Нефтеналив и каменный уголь в полном объеме доставлены на Таймыр, а также в такие районы края, как Туруханский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский и Богучанский. Еще перед наступлением сезона речники выиграли тендер на поставку материально-технических ресурсов по заказам районных администраций и Таймырского автономного округа. В соответствии с договоренностями пароходство приобрело за счет собственных ресурсов весь необходимый объем топлива. От перекупщика, который наживает на заказах хороший барыш, отказались и сэкономили краевому бюджету более ста миллионов рублей. Эта практика, при которой пароходство выступает единым перевозчиком и поставщиком северного завоза, будет продолжена и нынче.

Как считают в компании, победа в тендерах, объявленных администрациями Красноярского края и Таймыра, позволила получить чистую прибыль в размере тридцати миллионов рублей. Это втрое больше, чем в предыдущую навигацию. Плодотворное сотрудничество с регионами речники рассматривают как важнейшую задачу своей экономической стратегии. Енисейский флот стареет, его мощности сегодня изношены на восемьдесят процентов, а средств на обновление и модернизацию, новое судостроение, понятно, не хватает. Что делать в этой ситуации? Сибиряки нашли оптимальный выход, который избавляет их от крупных банковских займов.

Еще в позапрошлом году на воду был спущен уникальный теплоход грузопассажирского класса "Таймыр", выполненный по заказу и с привлечением средств администрации Таймырского автономного округа. Для северян это судно поистине бесценно: оно может подходить близко к берегу, бороться со льдинами, проявляя неплохие ледокольные качества. Технику создали по проекту конструкторов из Санкт-Петербурга на дочернем предприятии пароходства - Красноярской судостроительной верфи. На этом не остановились: в августе со стапелей сойдет еще один теплоход аналогичного класса, а следом еще и еще...

Сегодня загружаются мощности ремонтно-эксплуатационных баз флота. К примеру, в Подтесове специализируются на перестройке сухогрузов под нефтеналивные баржи. Программа, с которой вышли новые менеджеры пароходства, впечатляет: только в нынешнем году предстоит отремонтировать не менее двухсот судов. Речники обещают почти стопроцентную загрузку всех ремонтных предприятий, включая ведущее - Красноярский судоремзавод.

Ему, в частности, передается весь объем ремонта в главном транспортном узле. За счет большей специализации и увеличения производительности труда сибиряки ожидают экономический эффект в размере пятнадцати миллионов рублей. Эти средства, естественно, не смогут покрыть всех расходов, потребуются инвестиции, притом немалые. Ничего другого не остается, как поднять тарифы на услуги пароходства на тринадцать-четырнадцать процентов. Метод непопулярный, но другого, увы, не дано.

Любопытно, что планы новой навигации были озвучены недавно при весьма интересных обстоятельствах - объявлении об отставке руководителя ОАО "Енисейское речное пароходство" Валерия Кургузова. Чуть больше года он стоял на капитанском мостике компании и смог существенно поправить финансовые дела. Как было заявлено исполняющим обязанности генерального директора Алексеем Трофимовым, традиции эффективного менеджмента у речников сохраняются. Прогнозы на предстоящую навигацию радуют: ожидается повышение грузооборота по сравнению с минувшим периодом примерно на десять процентов. Основной потребитель остается неизменным - группа компаний "Норильский никель". Доходы, по расчетам экономистов, должны приблизиться к одному миллиарду рублей - на такие рубежи за последние годы речники никогда еще не выходили.

Оптимизм в успешное проведение будущей навигации внушает еще одна победа пароходства, теперь уже в конкурсе на государственный заказ по перевозке нефтепродуктов для нужд Эвенкии. Контракт предусматривает поставку топлива в условиях малых рек. Лучшего перевозчика, несмотря на созданную конкурентную среду ("Причал", "Эвенкийская дорожно-транспортная компания"), найти очень сложно. Ведь флот енисейских речников уникален. В его составе имеются специализированные суда для перевозки нефти бочкотарой, а также крановые плавсредства для выгрузки. Это значит, что реки Енисейского бассейна в самую страдную пору не узнают простоев.

По мнению Красноярской краевой администрации, стабильность в работе Енисейского пароходства - залог экономической безопасности Красноярского региона в целом.

Николай ЮРЛОВ, соб. корр. "Гудка". Красноярск.

"Программы по весне считают".

("Красноярский рабочий", 27.03.04, Эрих Пырх)

Прошедшее вчера первое заседание X сессии Законодательного Собрания края имело, если можно так выразиться, яркую социально-инвестиционную окраску.

Почти получасовое обсуждение повестки, состоявшей всего из двух десятков вопросов, предварила скромная церемония вручения депутатских удостоверений и значков. В Законодательном Собрании появились три "новобранца". Статус народного избранника закрепили за собой Николай Дроздов, занявший по списку "Северной партии" место Раисы Кармазиной, Геннадий Кутин, одержавший победу на выборах в Шарыповском одномандатном избирательном округе, и Сергей Шмидт, "обставивший" своих соперников в Заозерновском округе.

Тема подготовки краевых целевых программ всплыла сразу же. Юрий Захаринский предложил перенести информацию Совета администрации края по этому вопросу на следующее заседание сессии, но коллеги его не поддержали. Алексей Клешко заметил, что по вине исполнительной власти далеко не все краевые целевые программы внесены и рассмотрены до 1 марта, как положено по закону. Представители Совета администрации смиренно признали нарушение сроков. Позже выяснилось, что корректировка бюджета содержит весьма спорный пункт о рассмотрении этих программ в течение финансового года. "Такого быть не должно", - укоризненно покачали головой депутаты, но по обыкновению вошли в положение краевой администрации и не стали проявлять законную принципиальность, чтобы вовсе не "зарубить" целевые программы в нынешнем году.

Более того, на вчерашнем заседании народные избранники оперативно приняли сразу в первом и втором чтениях законопроекты о краевой целевой программе "Вакцинопрофилактика" на 2004 год "стоимостью" около 12,3 миллиона рублей, о краевой целевой программе "Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае на 2004 год" (около 8,9 миллиона рублей), а также дополнительно включенный в повестку проект закона о краевой целевой программе по борьбе с ВИЧ и СПИДом (10 миллионов рублей). Самой дорогой стала тоже принятая в двух чтениях краевая целевая программа "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы в Красноярском крае на 2004-2006 годы". Всего за этот период на оплату геолого-разведочных работ и услуг научно-исследовательских организаций должно быть потрачено из краевого бюджета 169 миллионов 875 тысяч рублей. Кроме того, депутаты приняли в первом чтении законопроекты о краевой целевой программе "Отдых и оздоровление детей в Красноярском крае в 2004 году" и "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в сфере промышленного производства".

О привлечении инвестиций в край говорил с трибуны и замгубернатора, начальник ГУРЭП Эдхам Акбулатов. Он вкратце рассказал о том, как предполагается распределить пресловутый миллиард из бюджета развития, который появится в казне за счет увеличения госдолга края. По словам Акбулатова, вместе со средствами инвесторов бюджетные деньги пойдут "в отрасли со значительным потенциалом роста с целью развития производства и увеличения налогооблагаемой базы". Более конкретно об этом можно будет говорить после проведения в Красноярске 15-17 апреля представительного инвестиционного форума, свое участие в котором уже подтвердило более 30 крупнейших российских и зарубежных компаний. А на 2 апреля намечена презентация "Корпорации развития Красноярского края", призванной стать действенным инструментом привлечения инвестиций.

Вчера же депутаты дружно проголосовали за корректировку краевого бюджета на 2004 год, которая на прошлой сессии вызвала бурю эмоций. Напомним, что, по оценке парламентариев, Совет администрации края при разработке новой классификации бюджета грубо нарушил законодательство. По сути в течение двух месяцев исполнялся не закон края о бюджете на нынешний год, а бюджетная роспись, подписанная начальником главного финуправления. Пожалуй, это был первый серьезный "прокол" педантичного профессионала Новака. И он понес суровое наказание: Александр Хлопонин сделал замечание провинившемуся чиновнику. Даже, как уточнил первый зам губернатора Василий Кузубов, не просто замечание, а строгое указание. "Дело даже не в степени наказания, - резюмировал спикер ЗС Александр Усс. - Излишне легкое отношение к выполнению законов недопустимо. Думаю, Совет администрации понял это, получив хороший урок. Убежден, что допущенные нарушения не были связаны с корыстными намерениями".

"Депутаты трубят сбор".

("Сегодняшняя газета", 27.03.04)

Продолжается активная подготовка к III съезду депутатов Красноярского края. Ожидается, что на нем будет присутствовать более полутора тысяч человек вместе с приглашенными гостями.

Форум намечен на 30-31 марта. В нем примут участие депутаты Законодательного Собрания края, Красноярского горсовета, депутаты районных Советов, представительных органов местного самоуправления поселков, сельсоветов и районных городов. Кстати, как раз в этом году краевому парламенту исполняется 10 лет. Но юбилейной эйфории, по словам спикера А. В. Усса, не предвидится: много нерешенных задач и важных проблем. А "круглую" дату решено не игнорировать и отметить в мае.

Предполагается, что на пленарном заседании съезда губернатор Александр Хлопонин расскажет собравшимся о программе развития Красноярского края до 2010 года. А спикер Александр Усс сделает доклад о законотворческой деятельности, которая должна обеспечить социально-экономическое развитие региона.

Затем начнется работа десяти секций. Народные избранники рассмотрят вопросы о межбюджетных отношениях, административной реформе и реформе местного самоуправления, а также обсудят проблемы образования, промышленности и природопользования и др.

На съезд приглашены также парламентарии Государственной Думы от Красноярского края и члены Совета Федерации, а также депутаты от Таймырского и Эвенкийского автономных округов.

Председатель Законодательного Собрания Александр Усс отметил, что "съезд значим еще и тем, что помогает поддерживать у депутатов ощущение единства. Знать, чем живет край, чувствовать свое место в депутатском строю - важная предпосылка для ощущения собственной силы, а, следовательно, и для повышения отдачи от работы парламентариев".

"Красноярск рукоплещет мэру".

("Красноярский рабочий", 27.03.04, Наталья Сангаджиева)

Вчера в Красноярске состоялась инаугурация главы города Петра Пимашкова.

Церемония проходила в помещении Красноярского театра оперы и балета. Торжественный настрой ощущался, но сценарий был выстроен лаконично и без помпы. Петр Иванович Пимашков вышел к присяге не во фраке, как полагается по этикету, а в обычном костюме. И на сцене было немноголюдно - присутствовали только почетные граждане Красноярска. Владимир Капелько вручил Петру Пимашкову знак города. Известный тренер Валентин Шевчук - геральдическую подвеску. Архитектор Арэг Демирханов символично передал мэру ключ Красноярска.

- Очень благодарен всем красноярцам за оказанное доверие, - сказал в ответной речи Пимашков. - В своей работе я придерживался одной задачи - превратить Красноярск в город для горожан. Уверен, что он станет лучшим городом России, красноярцы этого достойны!

Губернатор Александр Хлопонин подарил вновь избранному мэру и городу герб России - огромного двуглавого орла. Сказал, что они, губернатор и мэр, будут сейчас работать в Красноярске, как два орла: "С одной стороны - вы, а с другой - я". Это была шутка. А если серьезно, губернатор отметил, что перед Петром Ивановичем стоит сейчас серьезная и трудная задача по реализации реформ, осуществляемых в стране.

Со "старым новым" мэром тепло и сердечно поздравил присутствующих спикер Законодательного Собрания Александр Усс.

- Мы вручаем вам, Петр Иванович, штурвал, который еще хранит тепло ваших рук. Сегодня власть и общество больше нуждаются в преемственности, стабильности и опыте, нежели в революциях. Вы относитесь к той категории людей, которые способны учитывать и исправлять прежние ошибки, совершенствоваться.

После победы на выборах Пимашков получил немало поздравительных телеграмм - от правительства России и правительства Москвы, от святейшего патриарха Алексия II, от президента Республики Адыгея Х. Совмена и ассоциации сибирских городов, от Совета Европы, из Канады, Китая, Японии. Одна телеграмма пришла из Франции, из города Канн, где сейчас гастролирует знаменитый ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко. Артисты жалели, что в день инаугурации они не могут выступить в концерте.

Мы, журналисты "Красноярского рабочего", от души поздравляем Петра Ивановича с победой на выборах. Уверены, что наше сотрудничество на благо города будет длиться многие годы!

"С новым старым мэром!".

("Сегодняшняя газета", 27.03.04)

В пятницу, 26 марта, мэр Красноярска Петр ПИМАШКОВ прошел процедуру официального введения в должность.

МЕСТОМ действия стал Театр оперы и балета. Как и положено для таких случаев, в зале театра яблоку негде было упасть. По правую руку от мэра в партере сидели губернатор Александр Хлопонин и председатель ЗС Александр Усс, по левую - председатель городского Совета Владимир Чащин. Зная слабость красноярского градоначальника к масштабным мероприятиям, публика ожидала зрелищ.

Зрелища косвенно обещало и приглашение на мероприятие, витиеватой вязью в нем было выведено следующее: "Продолжая традиции Красноярска, где со времен первых градоначальников звучали клятвы перед лицом горожан, приглашаю Вас на торжественную церемонию вступления в должность главы Красноярска... Петр Пимашков". Традиции, градоначальники, клятвы - слова, не самые употребимые в современном обществе. Высказывались предположения: никак, опять карнавал будет с переодеваниями? В лучших традициях 19 века?

Ожидания такого рода не оправдались. Все было строго, сухо, выдержанно. Но при этом - вполне традиционно. Символы мэрской власти - знак, подвеску и ключ от города - Пимашкову вручили почетные граждане. В ответном слове мэр пообещал в следующие четыре года сделать все для того, чтобы Красноярск стал лучшим городом России.

Губернатор Хлопонин в поздравительной речи поддержал мэра, сказал что да, мелочиться не стоит, тем более, что, по его субъективному мнению, Красноярск уже лучший город Сибири. Кроме того, Хлопонин посетовал на слова недоброжелателей мэра, которые утверждали, что кандидат Пимашков задействовал на этих выборах административный ресурс. По словам Хлопонина, утверждать такое - удел слабых людей. Это третья победа Пимашкова, самая убедительная, и это обозначает доверие жителей Красноярска своему градоначальнику.

С этими словами Хлопонин вручил мэру герб России - официальный подарок. А в неофициальном режиме Хлопонин пообещал привлечь физические силы - свои собственные, а также Александра Усса, Совета администрации и Законодательного Собрания по весне. От имени всех высоких чиновников, Хлопонин пообещал высадить целую аллею в дендропарке, что будет в скором времени разбит на острове Татышеве.

Наконец, председатель краевого парламента поздравил жителей Красноярска с новым старым мэром. Мы, кстати, к этому поздравлению тоже готовы присоединиться. Потому что от действительности никуда не деться: Красноярск все-таки меняется в определенно лучшую сторону. Власти уходят и приходят, а созданное - оно если не на века, то надолго. Поэтому будем терпимыми друг к другу и будем оптимистами - какие бы ни были недостатки у красноярского мэра, все-таки он - наш.

"Новый корпус академии музыки и театра".

("Красноярский рабочий", 29.03.04)

На днях состоялось торжественное открытие еще одного корпуса Красноярской государственной академии музыки и театра, в котором принял участие губернатор края Александр Хлопонин.

"Получилось достойно", - прокомментировал увиденное губернатор. На 5 апреля у него запланирована встреча с новым министром культуры, на которой разговор пойдет и о достройке академии. Строительство комплекса зданий академии было начато в 1977 году. В 1982-1986 годах были введены в эксплуатацию 4 блока. Затем из-за отсутствия финансирования строительство прекратилось. Остались недостроенными 3 блока комплекса. В то же время академия испытывает острую нехватку площадей: не имеет концертного зала, аудиторный фонд требует увеличения как минимум в два раза. В 2001-2003 годах на блоке N 3 велись интенсивные строительно-монтажные работы. Финансирование осуществлялось в основном за счет средств федерального бюджета. В настоящее время на блоке N 3 закончены строительно-монтажные работы и монтаж светозвукотехнического оборудования. Ректор академии Константин Якобсон заверил губернатора, что с апреля в новых аудиториях обязательно начнутся занятия.

"Полюс" дарит Питер".

("Красноярский рабочий", 27.03.04, Лика Кытманова)

На днях 45 ребятишек из Северо-Енисейского района отправились проводить каникулы в Санкт-Петербург. Этот подарок они получили от золотодобывающей компании "Полюс" ("дочки" "Норильского никеля") - уже девять лет она организует школьникам путевки на юг, а в город на Неве особо отличившихся отправляют во второй раз.

В зале ожидания аэропорта Емельяново царит непривычная даже для этого места суматоха. Самые младшие, 12-летние отличники не умолкают ни на минуту.

- Нам за два месяца сообщили, кого выбрали. Время же нужно, чтобы собраться. Мы все думали, что шутка, а вчера привезли в Красноярск и поселили в гостинице - тогда только поверили. Вот теперь скоро посадку объявят. Представляете, пять часов лететь!

Талантливых Заместитель генерального директора ЗАО "Полюс" Юрий Медардович Страгис на вопрос, почему организовываются такие мероприятия, ответил, что это обычная практика. С 1980 года компания регулярно помогает инвалидам, сиротам, ветеранам.

- Каждый год более ста детей отправляем на юг. А в Петербург мы в этом году первый раз решили на зимние каникулы школьников вывезти. Ездили все учащиеся поселковой школы. Сейчас уже вторая группа счастливчиков улетает.

Ребята будут отдыхать восемь дней, на обратном пути посетят Москву. Многие из них говорят, что мечтали пройтись по музеям, набережным и улочкам двух самых главных городов России. Но дети есть дети, поэтому с особым увлечением представляют, какие комнаты в гостинице будут и кого с кем расселят. Хоть и будут с ними трое учителей, а все же едут ребята почти самостоятельно - совсем как взрослые.

Школьников в районе много, поэтому выбирали особо отличившихся в учебе и спорте. Большинство ребятишек отправляется в столь дальнее путешествие впервые. Есть те, кто за пределы района никуда не выезжал.