"Александр Усс, председатель Законодательного собрания Красноярского края: Пора о проблемах не рассуждать, а решать их".

(Парламентская газета 24.03.04 Беседовал А.Михайлов)

В третий раз в Красноярске проводится съезд депутатов края, на котором обсуждаются проблемы муниципальных образований, реформы местного самоуправления и социально-экономического развития региона. О целях и задачах съезда рассказывает председатель Законодательного собрания края Александр Усс.

- Мы намерены, - подчеркнул Александр Викторович, - провести своего рода рекогносцировку на старте реформы местного самоуправления. Ну и, кроме того, надеемся, что на съезде будет озвучена и получит оценку программа развития края на ближайшие годы. Надеемся также, что на съезд приедут председатели законодательных органов из Томска, Барнаула, Новосибирска, Омска и других сибирских территорий. Их участие в работе я считаю важным. Многие законодательные инициативы, которые выходят сегодня на федеральный уровень, требуют коллективных усилий. В одиночку в Госдуме и Правительстве пробиться трудно.

- Как вы оцениваете прошедшие после второго съезда депутатов три года?

- К управлению пришли новые люди с новым мышлением. В минувшем году улучшился ряд экономических показателей в промышленности, в строительной индустрии. Край вышел на первое место по добыче золота. Есть некоторый рост объема инвестиций, немного повысилась заработная плата работников бюджетной сферы... Но пока что это очень слабые проблески, слабые зарницы обнадеживающих перемен. На общероссийском фоне наши успехи более чем скромны.

После второго съезда сменился состав Законодательного собрания. В эти дни мы, кстати, отмечаем его десятилетие. Это уже у нас четвертый созыв. Мне, понятно, поначалу было жалко прежнего состава - сработались, не один пуд соли вместе съели. Однако новый депутатский корпус на деле оказался ничуть не слабее, в чем-то даже и покрепче прежнего - понастырнее, повъедливее, поершистее... Многие пришли с хорошим багажом, с опытом работы в законодательных и исполнительных органах власти. Не случайно именно этот состав собрания активно приступил к рассмотрению социального кодекса, который призван регулировать отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды) и отношения по предоставлению различных социальных услуг и натуральной помощи (социальное обслуживание) за счет средств бюджетов всех уровней.

А вот что касается законопроектов, то в ушедшем году ни один из них, направленных в Федеральное Собрание, не обрел силу закона. Из сорока законодательных инициатив, направленных в Госдуму за последние четыре года, принято две. Я абсолютно убежден, что и другие были достаточно проработанными, обоснованными и нужными для страны. Но, увы, они так и остались не обсужденными.

Вообще я хочу подчеркнуть, что при всех плюсах развития правовой системы России есть и некоторые отрицательные тенденции. На мой взгляд, правовая система начинает проявлять черты внутренней противоречивости, конфликтности. Это касается и федерального законодательства, и регионального. Наблюдается тенденция неприятия многих федеральных инициатив теми, кто призван их исполнять со всеми вытекающими отсюда последствиями. Региональному законодательству становится тесно в рамках, установленных для него федеральными законами. Мы начинаем испытывать все больший дефицит в тех сферах, которые можем самостоятельно регулировать. Потому что федеральные законы, которые должны быть по идее рамочными, на самом деле прописывают детали и становятся все более частными, подробными, не оставляя никаких возможностей для нашего собственного усмотрения. Даже вот такой частный вопрос, как, допустим, порядок учета нашей собственности, фактически изъят из компетенции субъектов Федерации. На одном из заседаний Совета законодателей в присутствии Президента страны я предложил перейти к старой практике, которая существовала еще в советские времена, - принятия основ законодательства и своеобразных основ кодексов или других нормативных актов на уровне субъектов Федерации. Вот это было позитивно оценено Владимиром Путиным, и им было дано поручение проработать механизм реализации этого предложения.

Три года назад на нашем втором съезде депутатов края многие из глубинки сетовали на отсутствие закона о финансовых основах местного самоуправления. Ситуация меняется, открываются новые возможности в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Я бы прежде назвал наш краевой закон, принятый в ноябре прошлого года, который наконец-то освободит органы местного самоуправления от унизительной роли просителей и будет в значительной мере способствовать укреплению их позиций. Этот закон называется "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Он приводит в стройную систему порядок и принципы распределения между краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований доходов от всех уровней налоговых поступлений в консолидированный бюджет края.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - документ, можно сказать, исторический. По своему содержанию он означает новый этап в развитии местного самоуправления, определяет суть предстоящей реформы. Не сомневаюсь, что этот закон станет объектом особого внимания участников третьего съезда депутатов края.

Закон начинает работать с 2006 года, и очень хорошо, что есть такая пауза. Мне хотелось бы, чтобы этот промежуток времени мы использовали разумно и в рамках, предположим, Сибирского федерального округа или ассоциации "Сибирское соглашение" - на уровне двух-трех субъектов Федерации отработали бы некие модельные формы. На мой взгляд, Красноярский край может стать идеальной площадкой для такой работы.

- Если исходить из реальных условий, насколько обнадеживающе выглядит перспектива расширения источников налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований края?

- В целом положение дел во многих отраслях остается чрезвычайно сложным. Очень много предприятий находится в состоянии банкротства. В сорока девяти из них произошли массовые сокращения рабочих. За прошедший год еще больше обострилась проблема занятости людей в угледобывающей отрасли - в городах Назарово, Шарыпово, Бородино... Число безработных в крае выросло на двадцать процентов и составляет уже более пятидесяти семи тысяч человек. Не удалось стабилизировать ситуацию в сельскохозяйственной и лесной отраслях. Депутаты Законодательного собрания выражают глубокое неудовлетворение системой управления краем, ее несовершенством.

В таких условиях задача достижения экономической самостоятельности муниципальных образований не может стать реальностью и было бы наивным рассчитывать на то, что они вдруг где-то найдут надежные источники пополнения своей казны. Пока что у них одна надежда - фонд финансовой поддержки.

- Александр Викторович, в какую, на ваш взгляд, отрасль экономики инвестиционные вложения принесли бы более быстрый и гарантированный эффект?

- В России четверть мировых запасов леса, но российские компании занимают лишь три процента мирового рынка. Финны из одного кубометра леса дают продукции на 476 долларов, а мы всего лишь на 45 долларов - в десять раз меньше. Незаконные вырубки в крае определяются в пределах пятидесяти тысяч кубометров - по грубым прикидкам. Но я думаю, это лукавые цифры. На самом деле они на порядок выше. На какой порядок - никому не известно, потому что контроль за отраслью фактически утерян.

Лесной кодекс, который наконец-то у нас появится, многие несуразности лесопользования поможет устранить. Однако за порядком в собственном доме следить самим надо. Если окна и двери распахнуты настежь, его не обогреешь.

- Уже давно очевидно, у нас не все в порядке с системой выдачи лицензий на месторождения... Новый закон "О недрах" уже два года бродит по кабинетам Правительства. Недра - "живые" деньги. Кто скажет, сколько бюджет потерял при манипуляциях с нашими угольными разрезами?

- Еще в первый приезд Президента России в Красноярск мне предоставилась возможность сказать ему, что надо серьезно поработать над изменением законодательства, которое позволило бы обеспечить реальную уплату налогов сырьевыми предприятиями по месту их производственной деятельности. Напомнил о том, что серьезным фактором, также повлиявшим на финансовое положение в крае, явилось изменение налогового законодательства не в пользу регионов-доноров. Моя позиция в этом вопросе остается по-прежнему жесткой. В свое время из края были уведены (и не самым пристойным образом) пакеты акций Красноярской угольной компании. И если эти пакеты не удается вернуть, то за них следует заплатить достойную рыночную цену. И сделать это надо гласно и публично.

- Если говорить о перспективе, какие направления законотворческой деятельности Законодательного собрания вы могли бы назвать в ряду приоритетных, способствующих развитию экономики края?

- В области сельского хозяйства надо закрепить возрождение села в качестве основы краевой государственной политики, что должно найти соответствующее отражение в программных, нормативных документах и решениях государственных и муниципальных властей. Следует обеспечить финансовую поддержку села, которая должна быть прописана в законе края о бюджетном процессе. Создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, внести изменения в региональное законодательство, облегчающие выход хозяйствующих субъектов на рынок.

Установить в краевом законодательстве, что целью реформы ЖКХ является не превращение его отдельных предприятий в высокорентабельные путем поднятия тарифов на услуги, а обеспечение нормальной среды жизни для людей в крае. Эта программа должна давать ясный ответ на вопрос: кому и как должно служить жилищно-коммунальное хозяйство? Зафиксировать в региональном законодательстве приоритетность сохранения и развития бесплатных и общедоступных образования, здравоохранения, культуры. Вместо десятков краевых целевых программ в этой сфере должны быть приняты три-пять долгосрочных, на реализацию которых и надо мобилизовать бюджетные средства.

Обязательно должна быть пересмотрена система социальной помощи людям. Одним из главных направлений социальной политики должно быть создание рабочих мест, обеспечение достойной материальной поддержки ветеранам, инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам, солдатским вдовам, многодетным семьям, бывшим воинам, пострадавшим в локальных конфликтах, и другим малообеспеченным слоям населения.

"Медленный танец".

("АиФ на Енисее", 24.03.04, Александр Чернявский)

ИДЕЯ объединения регионов, похоже, прочно прописалась в разряде "долгоиграющих". Свою знаменитую вертикаль власти Владимир Путин начал создавать, учредив федеральные округа. Многие ожидали, что после "А" логично последует "Б", то есть укрупнение сложносочиненных субъектов РФ, но за первую "путинскую" четырехлетку реальный шаг в этом направлении сделали только на Урале. Там в декабре 2003 года на референдуме было принято решение об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Однако есть все основания полагать, что второй срок ВВП ознаменуется прорывом в этом направлении.

ВО ВРЕМЯ февральского визита Владимира Путина в Красноярск тема укрупнения регионов была одной из центральных, хотя в региональных масс-медиа она прошла фоном. Между тем, по данным "АиФ на Енисее", принципиальное решение о поглощении Красноярским краем автономных округов уже практически принято на самом верху. Сейчас речь идет только о технологии объединения. Именно в ней скрывается немало подводных рифов, способных торпедировать эту принципиальную реформу.

Очевидные минусы

ДЕЛО в том, что правительство РФ, проводя уже ставшую, к сожалению, привычной политику уравнивания субъектов РФ за счет регионов-доноров, не прочь за счет объединения пополнить федеральную казну. Эксперты крае вой администрации подсчитали, что совокупные потери бюджетов края и округов только из-за неизбежной отмены северных коэффициентов и надбавок могут составить около трех миллиардов рублей в год.

Более приемлемый вариант предложил Александр Хлопонин. По мысли красноярского губернатора, Минфин должен оставить существующую схему трансфертов в неприкосновенности на ближайшие три года. Плюс из федеральной казны должно выделяться еще пять миллиардов рублей для регионального "бюджета развития" и на решение проблем северных территорий. На февральском совещании Путин в принципе поддержал эту идею. Однако вопросы остаются.

Вариант Хлопонина вряд ли устраивает губернаторов Таймыра и Эвенкии. И Олег Бударгин, и Борис Золотарев прекрасно понимают, что в случае реализации этой идеи объем их властных полномочий будет однозначно уменьшен. Не следует забывать, что, возможно, с 2005-го или в крайнем случае - 2006 года трансферты для округов будут идти через краевой центр. Борис Золотарев на совещании в Красноярске уже выразил опасение, что округа вновь будут финансироваться по остаточному принципу, что неизбежно приведет к росту социальной напряженности в АО. В таком контексте любой референдум на тему объединения обречен на провал.

Неочевидные плюсы

ОЧЕНЬ долго никто не мог внятно объяснить, зачем вообще нужно укрупнение субъектов РФ. Доводы сторонников этого проекта носили скорее эмоциональный, чем рациональный характер. Все понимают, что наличие 89 субъектов не позволяет эффективно выстраивать государственное управление. В Красноярске есть немало людей, мечтающих о восстановлении "великого и неделимого" Красноярского края, который в советскую эпоху помимо округов включал еще и Хакасию.

Но ностальгия ностальгией, а годы суверенитета не прошли даром. Местные элиты за последние пятнадцать лет возмужали и окрепли, соответственно разрослись управленческие аппараты. Конечно, неплохо было бы их сократить, но не факт, что это даст ожидаемый результат. Нынешняя стабилизация - вещь очень хрупкая, и любое слишком резкое движение может произвести известный эффект "слона в посудной лавке".

Сторонники укрупнения считают, что приведение всех к общему правовому знаменателю позволит упразднить внутрироссийские оффшоры и тем самым ликвидировать неоправданные льготы одним регионам за счет других. Резон в этой мысли есть. Известно, например, что в прошлом году Красноярский край потерял один миллиард двести миллионов рублей, потому что акцизы за наши нефтепродукты ушли в полуоффшорную Мордовию. Но опять же непонятно, что мешает федеральному центру, особенно в условиях сегодняшней вертикали власти, жестко установить единые правила игры для всех без крупномасштабных потрясений?

Безусловно, объединение выгодно губернаторам регионов-поглотителей, которые смогут при таком раскладе на выборах главы нового субъекта продлить свою жизнь во власти. Но вряд ли при решении столь важного вопроса следует учитывать амбиции отдельных политиков.

Пока соотношение минусов и плюсов свидетельствует не в пользу укрупнения субъектов РФ. Именно поэтому регионы продолжают кружиться в медленном танце - слегка обнявшись, но без попытки слиться в экстазе объединения.

Справка "АиФ на Енисее":

ПЕРВУЮ крупномасштабную реформу административно-государственного устройства в России провел Петр Первый. В началеXVIII века страна была поделена на губернии и провинции. В результате реформы Екатерины II количество губерний увеличилось, и они были поделены на уезды. После отмены крепостного права в 1861 году Александр II проводит земскую реформу.

Радикальными административно-территориальными реформами сопровождался и советский период. Распад СССР повлек за собой очередные изменения. Сейчас в России - 49 областей, 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 2 города федерального значения и 1 автономная область.

"Олигархов просят подвинуться".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 24.03.04, Виктор Соколов)

В минувшую пятницу губернатор Александр Хлопонин представил журналистам своего нового заместителя, генерал-майора ФСБ Юрия Коновалова. Откуда у Александра Геннадиевича взялся новый заместитель - "силовик"? Этот вопрос в пятницу задавали все интересующиеся политикой красноярцы.

Генерал-майор Коновалов прибыл к нам из Томска, где отработал в системе госбезопасности 30 лет, а в последние годы возглавлял областное управление ФСБ. Ныне он будет курировать взаимодействие Совета администрации с ФСБ, ГУВД, ГО и ЧС, военкоматами. На первый взгляд - ничего особенного. Руководил себе человек областным УФСБ, утомился от трудов праведных, а тут подвернулось "теплое место". Вот и подался генерал-майор в соседний Красноярск. Логично? Вполне.

Правда, возникает целый ряд вопросов. От занимаемой должности Юрий Коновалов освобожден Указом Президента РФ "в связи с переходом на другую работу". Указ подписан 10 февраля. А через две недели генерал-майор представил томским журналистам своего преемника, прибывшего из Москвы полковника Александра Давыдова, На вопрос журналистов: "Куда же вы, Юрий Иванович?" - генерал ответил туманно: мол, работа у него будет сложная, ответственная, причем здесь же, в Сибирском федеральном округе.

То есть пригласил Александр Геннадиевич Юрия Ивановича - и упаковал генерал-майор чемоданы? Опять нестыковка. Генералы ФСБ до выхода в отставку сами себе работу не выбирают.

Процесс миграции руководства региональных силовых структур существовал всегда. При этом начальники областных управлений МВД и ФСБ разлетались не туда, где потеплее, а куда прикажут: генералов перебрасывали в соседние регионы, тасовали, как колоду карт. Главное требование - на новом месте "силовой" начальник не должен быть связан с местной политической и экономической элитой.

Спрашивается: что теперь будет делать секретарь краевого Совета безопасности Анатолий Ковригин? Как нас заверили в пресс-службе краевой администрации, остается на прежнем месте. Получается, не справлялся в одиночку со своими обязанностями секретарь Совбеза? Как отмечает председатель постоянной комиссии Законодательного собрания края по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике Юрий Абакумов, необходимость в таком заместителе чувствовалась, особенно в последние годы. И вот рядом с губернатором появляется долгожданный зам по взаимодействию с "силовиками" томич Юрий Коновалов, который освобождает от этих хлопотных обязанностей Александра Геннадиевича.

Или есть все-таки иная причина появления нового зама с полномочиями, дублирующими по сути обязанности секретаря Совбеза? Анатолий Ковригин, как известно, пришел в администрацию края из "Норильского никеля", где занимал пост директора по экономической безопасности и режиму горно-металлургической компании. Юрий Коновалов в связях с олигархами не замечен...

"Голова в Горсовете - от Пимашкова, зато плечи - от Быкова".

("Сегодняшняя газета", 24.03.04, Анна Вялкова)

Вчера, 23 марта, состоялась первая сессия Красноярского городского Совета. Согласно уставу города, вместе с началом этого заседания были прекращены полномочия депутатов предыдущего созыва и вошли в силу полномочия вновь избранных народных представителей. Главным вопросом первой сессии стали выборы председателя городского Совета и его заместителя.

ВЕЛА первую сессию нового Горсовета депутат со стажем Надежда Сафонова. Как и следовало ожидать, под руководством Надежды Игнатьевны дело выборов руководящего состава городского законодательного органа двигалось споро, с шутками и прибаутками. В перерыве Сафонова посетовала на то, что работа на этой сессии ей досталась не из легких - вести заседание городской Думы, оказывается, дело далеко не сахарное. К этой реплике лидера "Женщин родного Красноярья" многие не остались равнодушными, в том числе и приглашенный на сессию Анатолий Быков. Он сообщил, что завидует по-хорошему энергии и силам Надежды Сафоновой и надеется в ее возрасте быть таким же активным членом общества.

Столь милые беседы вспыхивали в перерывах то и дело. Депутаты присматривались друг к другу. Горсовет обновился наполовину, старенькие присматривались к новеньким, новенькие осваивались на новом месте. Предсказываемой пессимистами гегемонии пимашковского "За Красноярск!" не случилось. Из 35 депутатов Горсовета избраны 34 (по 9-му городскому избирательному округу победил "против всех", там пройдет повторное голосование). Из них только 19 депутатов - "За Красноярск!". Остальные - сборная солянка: "С Верой и Надеждой", "Женщины родного Красноярья", краевое отделение КПРФ, блок "Родина" и два самовыдвиженца - Анатолий Матюшенко и Елена Пензина. Вместе это 15 человек. Стоит всем им объявить себя оппозицией, и мэру города Петру Пимашкову придется забыть о спокойных трудовых буднях 2000-2003 годов.

Между тем, мэр все-таки на новый Горсовет рассчитывает, о чем он и сообщил в приветственном слове. Первый созыв Горсовета Пимашков назвал антикризисным, второй - заложившим основы развития города. Перед нынешним, третьим созывом стоит задача работать над дальнейшим развитием города. "При принятии важнейших решений нужно помнить, что в первую очередь мы - красноярцы, и только потом - политики", - подвел итог Пимашков.

Пламенная женщина родного Красноярья Надежда Сафонова сразу озвучила свое несогласие с мэром, сообщив, что она выбирает оппозицию ради истины в споре. В этом смысле для нее уже недостижимый идеал - первый Горсовет, где на равных бились аж семь фракций.

Пока не совсем понятна позиция Анатолия Быкова. В прошлый раз его блок также занял приличное число кресел, однако противопоставлять себя "За Красноярск!" его блок не стал. На этот раз ситуация готова повториться. При выборах председателя городского Совета альтернатива бессменному Владимиру Чащину не возникла - Сафонова и Маслов, случайно проскочившие в качестве возможных претендентов, не в счет, и к Быкову никакого отношения не имеют. Чащин был выбран подавляющим большинством голосов - 31 из 33 возможных.

В своем благодарственном выступлении вновь переизбранный председатель городского Совета выдал неожиданный демарш. Он предложил избрать себе заместителя. На самом деле вопрос о выборе заместителя председателя стоял в повестке дня сессии. Но стоял номинально - предыдущие два состава заместитель председателя не выбирался. Однако, в связи с "особо сложными задачами, которые стоят перед вновь избранным Горсоветом", Чащин предложил на этот раз выбрать для него заместителя.

Согласно уставу города, кандидатуру заместителя председателя предлагает сам председатель. Чащин согласился это сделать только после длительных консультаций с блоками "За Красноярск!", "С Верой и Надеждой" и другими партиями и депутатами. В итоге договоренность была достигнута, а заместитель председателя - выбран. Им стал Геннадий Киселев, представитель блока "СвиН". Что не может не радовать как Анатолия Петровича, так и Петра Ивановича. От Пимашкова в Горсовете - председатель, но заместитель-то его - от Быкова. Все это внушает и первому, и второму (а вместе с ними - и всему Красноярску) надежду на дружбу и взаимопонимание. Если не случится чего внутри блоков, конечно. История новоиспеченного красноярского парламентаризма такие примеры знает.

В любом случае, такой итог - есть большой позитив. Победитель - "блок власти" - ответственность на себя за судьбу города брать не стал, несмотря на все свое превосходство (наличие абсолютного большинства голосов, к примеру). Это значит, что в Красноярске думская история уже не повторится. Впрочем, окончательно расклад сил в Горсовете определится после выборов председателей комиссий, которые состоятся, скорее всего, на ближайшей внеочередной сессии городского Совета Красноярска.

"Привет, "Чикаго".

("Красноярский рабочий", 24.03.04, Дмитрий Лапин)

На прошлой неделе в Сибирском государственном университете путей сообщения (г.Новосибирск) прошла церемония награждения студентов - победителей Федеральной стипендиальной программы Владимира Потанина.

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", в этом году в стипендиальной программе Сибирь представляют 9 ведущих вузов, в том числе и КГУ. Причем впервые наряду с 60 крупнейшими вузами России в федеральной программе участвовали 7 вузов "поменьше" - таких, где на дневных отделениях учится менее 5 тысяч студентов. А всего, начиная с 2000 года, в конкурсах стипендиальной программы участвовало более 35 тысяч круглых отличников, и 3460 ребят стали стипендиатами. Впрочем, есть 49 студентов, три раза подряд завоевавших Потанинскую стипендию, и трое "четверогодников", то есть тех, кто выиграл все четыре состоявшихся конкурсных отбора!

Напомню, что каждый отличник, выигравший конкурсный отбор благотворительного фонда Владимира Потанина, получает в течение года каждый месяц стипендию в 1500 рублей. Кроме студенческих стипендий, фонд выплачивает призовые гранты наиболее перспективным молодым преподавателям ведущих вузов. В Сибири гранты от фонда В. Потанина завоевали 17 преподавателей, в том числе доцент кафедры биогеоценологии КГУ Ирина Ямских.

Однако вернемся к нашим студентам. Вот что сказала о стипендиатах заместитель гендиректора благотворительного фонда Наталья Юрьевна Самойленко:

- Сейчас сформировалось новое поколение студентов - тех, кто сознательно идет к успеху. Я лишь могу подтвердить это собственными наблюдениями, поскольку освещаю отбор стипендиатов с 2000 года. Действительно, в лице потанинских стипендиатов мы видим интеллектуальную элиту нового поколения. Эти ребята умны, амбициозны, работоспособны, не закомплексованы и, что приятно удивило, весьма патриотично настроены. Убедиться в этом мне пришлось в четверг, во время открытой деловой игры. В ней задействовали всех 170 стипендиатов, приехавших из Томска, Иркутска, Кемерова, Красноярска и Омска. Ребят "перемешали", разделили на группы и поставили проблему - повысить инвестиционную привлекательность Новосибирской области. Группы были целевые - кто-то играл за крупный бизнес, кто-то за ветви власти или СМИ. Главная задача играющих - сделать анализ реальных проблем региона и найти пути их решения. Приятно отметить, что победила группа СМИ, весьма толково презентовавшая результаты своего "мозгового штурма".

Теперь о главном. Рано или поздно все студенты выходят из аудиторий в "большую жизнь". С работой-то как? Ведь не секрет, что отличник для среднего работодателя - не подарок, ибо, как говорят у нас в Сибири, "сильно умный". А если он еще и амбициозен, как потанинский стипендиат, то... Есть повод для волнений. Так вот, часть стипендиатов, окончивших вузы, подверглась телефонному опросу. Работу нашли все потанинские стипендиаты. При этом каждый третий из них сознался, что упоминание о победе в стипендиальной программе фонда В. Потанина сказалось при приеме на работу самым благоприятным образом - особенно "западают" на стипендиатов кадровые менеджеры иностранных фирм. В качестве примера была рассказана история о том, как одного победителя стипендиальной программы прошлых лет взяли в фирму "Росхлебопродукт". Не прошло и месяца, как парня вызвали к директору и попросили найти и привести на работу еще человек восемь таких же...

Что ж, вновь перенесемся в актовый зал СибГУПСа, где чествовали стипендиатов. За четыре года эта церемония обзавелась традициями - например, публику позабавил ставший традиционным конкурс на самую оригинальную мечту. Победила в нем студентка из Томска Людмила Покатилова, мечта которой формулировалась так: "Хочу станцевать вместе с туземцами туземный танец с корзиной фруктов на голове". Тут же мечта была исполнена - на сцене появились слабо одетые "туземцы", а на голову девушки водрузили корзину с ананасами, бананами и прочими вкусностями. Вот так исполняются мечты...

Что до поздравлений, то мне особенно приятно отметить: собравшихся высоких гостей (студентов и преподавателей) лучше и ярче других поздравил наш земляк, член Совета Федерации Вячеслав Новиков. Оно и понятно - Вячеслав Иванович работал в Красноярском госуниверситете, а Новосибирский госуниверситет считает своей альма-матер. Увы, студенты-потанинцы КГУ не поддержали этот почин и со своим выступлением на фоне других команд смотрелись блекло. Я расспросил потом ребят о причинах этого и выяснил, что на подготовку номера было дано всего двое суток, причем режиссер-постановщик "зарубил" часть шуток - "домашних заготовок" и перекроил все выступление. Ну а среди других потрясающее впечатление оставили ребята из Сибирской академии государственной службы, поставившие музыкальный номер из мюзикла "Чикаго". Сделали они это столь блестяще, что видел бы происходящее Филипп Киркоров - съел бы свою шляпу от зависти. Что не перестает меня удивлять - как все это умудряются сделать круглые отличники, по определению круглогодично занятые учебой?!

В этом году на церемонии не было основателя благотворительного фонда - самого Владимира Потанина. Однако организаторы сумели подготовить сюрприз, нет - настоящий сюрприз, о котором не знали даже мы, всезнающие репортеры... Вдруг ведущий объявил, что поздравлять потанинских стипендиатов приехала группа "Корни", после чего началось такое!.. Первые же аккорды супер-хита "Корней" (песня про плачущее дерево) сорвали с мест всех умников-отличников, и те устроили, извиняюсь, "расколбас", то есть вели себя крайне шумно, весело и непринужденно.

Ну а мы будем ждать следующую, пятую эпопею стипендиальной программы фонда В. Потанина. Впрочем, говорят, у Владимира Олеговича есть последователи, и в стране появляются другие меценаты, не жалеющие средств на поддержку молодежи - то есть на долгожданное светлое будущее...