Чтобы въехать в Приднестровье, молдавские полицейские переодеваются в штатское: Молдова за неделю
Пауза в переговорах по приднестровскому урегулированию затягивается. Приднестровье не согласно с санкциями Евросоюза. В зоне безопасности не все спокойно. Процесс вывоза российских боеприпасов будет возобновлен. Кадровые чистки. Отказ ценой в 80 миллионов USD. Техническая помощь стала щедрее. Местных и зарубежных инвесторов уравняли в правах.
Пауза в переговорах по приднестровскому урегулированию затягивается
"Референдум по вопросу принятия новой Конституции РМ проводится не позднее 1 февраля 2004 года. Руководство Молдовы и Приднестровья берет на себя обязательства и гарантии по созданию всех условий, необходимых для проведения референдума на всей территории страны в ее международно признанных границах в соответствии с демократическими стандартами ОБСЕ и Совета Европы". Этих слов было достаточно, чтобы в прошлом году население в Кишиневе зашевелилось в предчувствии грядущего воссоединения страны. Политики всерьез говорили о том, что следующие парламентские выборы уже будут проходить на обоих берегах Днестра, и не исключено, что произойдет это уже к осени 2004 года. Однако эти слова - всего лишь оптимистичная выдержка из "Декларации об основных принципах разграничения полномочий при разработке новой Конституции Республики Молдова", предложенной Кишиневом в прошлом году. Саму Конституцию федеративного государства должны были разработать к октябрю 2003 года, но и на исходе осени работа Совместной конституционной комиссии (СКК) была еще далека до завершения. После октября, как выразился на пресс-конференции во вторник 16 марта министр реинтеграции РМ Василий Шова, "пауза в переговорах затянулась", пишет "Кишиневский обозреватель".
Уже к новому году, самому оптимистичному за все время независимого существования Молдовы, руководству республики стало ясно, что никакого референдума не будет ни в феврале, ни в марте, а будет неизвестно когда. Более того, говорить о воссоединении в этом году как-то уже не приходится. Работа СКК и без того шла ни шатко, ни валко, а после истории с "Меморандумом Козака" и вовсе замерла, так же как были приостановлены и переговоры в пятистороннем формате, и заседания экономических экспертов. С ноября приднестровским урегулированием занимается только Гражданский форум неправительственных организаций с обоих берегов Днестра да Объединенная контрольная комиссия (ОКК), которая пытается регулировать обстановку в Зоне безопасности, отмечает еженедельник.
Посредники (Россия, Украина и ОБСЕ) определили на встречах в Софии и Белграде, что переговоры в пятистороннем формате должны возобновиться в конце марта, но март уже заканчивается, а переговоры не начинаются. Основная причина - приднестровская сторона не представила своего видения возобновления этого процесса. Министр реинтеграции Молдовы Василий Шова призвал посредников предложить Кишиневу и Тирасполю конкретную дату возобновления переговоров в пятистороннем формате, а если Приднестровье не согласится продолжить процесс и не представит своего видения, предлагается провести "специальное заседание ОБСЕ в Вене".
"Кишиневский обозреватель" не удивляется "неконструктивной позиции" приднестровских властей. Срыв подписания российского Меморандума стал для них манной небесной, и упускать такой шанс они не станут. "Все ближе и ближе ПМР к обретению государственности", - не устает твердить голосами разных тираспольских чиновников смирновский пропагандистский рупор "Ольвия-пресс". Тем не менее, сам Игорь Смирнов (лидер Приднестровья - прим. ИА REGNUM) настроен "дипломатично". Он говорит: "Мы готовы к возобновлению конструктивного диалога для определения модели отношений между Кишиневом и Тирасполем". Заметьте, речь идет об отношениях, а не об общем государстве.
"Затянувшаяся пауза" в переговорах будет тянуться, пока это возможно, а когда стороны начнут говорить, это снова менее всего будет похоже на переговоры. Думать так, по мнению "Кишиневского обозревателя", заставляют и последние действия Тирасполя, и вся практика приднестровского урегулирования. Пауза была использована не только для публикации в "Ольвии-пресс" пропагандистских статей под заголовками: "Волк, сбросивший овечью шкуру, особенно опасен", "Рыба гниет с головы" и "Какую музыку играет мобильник Воронина (президент Молдовы - прим. ИА REGNUM)" (а ещё говорят, будто "Ольвия" пригласила "опытных пиарщиков" из Москвы), но и для конкретных действий.
"Идет искусственное экономическое обособление приднестровского региона", - считает молдавский министр реинтеграции. Приднестровские власти вынуждают экономических агентов с правого берега, желающих иметь какие-либо отношения со своими левобережными партнерами по бизнесу, пройти в кратчайшие сроки официальную регистрацию в Тирасполе. А гражданам Молдовы, проживающим на левом берегу, Игорь Смирнов предлагает принять гражданство ПМР. В противном случае - "Чемодан, вокзал, Кишинев".
Левобережные СМИ не устают твердить об "исконной русскости" территории, об оплоте великого российского государства и, похоже, надеются на радикальное изменение отношения к региону во время второго срока правления президента РФ Владимира Путина. Практически все руководство непризнанной ПМР - граждане России. Оно твердит о необходимости протекции российских граждан, оказавшихся за рубежом. Что, в принципе, правильно, если исключить все политические моменты этих деклараций. Игорь Смирнов заявил о том, что необходимо упростить процедуру получении российского гражданства для жителей Приднестровья. Интересно, о какой реинтеграции страны будет идти речь, когда большая часть приднестровцев станет россиянами? Смирнов даже настаивает, чтобы в Приднестровье было открыто российское консульство - видимо, тоже для того, чтобы облегчить получение гражданства. Россия не против. Посол РФ в Молдове Юрий Зубаков заявил около месяца назад, что если Кишинев согласится - это будет жест доброй воли, который послужит положительным импульсом в переговорном процессе, напоминает "Кишиневский обозреватель".
Россия не спешит выполнять свои стамбульские обязательства. Этот процесс сейчас приостановлен - в качестве причины приводится несогласование ряда "таможенных формальностей". Но главная проблема в том, что приднестровская сторона всячески пытается политизировать эту проблему, привязывая её к "урегулированию" и к "компенсации" за потери (газовые долги). Россия готова предоставить 105 млн. долларов для их погашения, но Кишинев не спешит подписывать соответствующий документ. Министр Шова утверждает, что Кишинев готов это сделать, если соглашение будет нести чисто финансовый, но не политический характер. Смирнов же неоднократно заявлял, что сделает все для сохранения российского военного присутствия в регионе.
Между тем, пока звучат все эти декларации, родственники на правом и на левом берегу в прямом смысле слова теряют связь друг с другом, а Тирасполь продолжает в обход официального Кишинева вести внешнюю торговлю с другими странами. Левобережье, игнорируя таможенный механизм, принятый Молдовой и Украиной, вывезло только в прошлом году за пределы республики товаров на сумму в 106 млн. долларов США. Незаконные импортные операции непризнанной ПМР достигли в 2003 году суммы в 427 млн. долларов. Об этом сообщил во вторник министр реинтеграции Василий Шова, пишет "Кишиневский обозреватель".
Приднестровье не согласно с санкциями Евросоюза
На прошлой неделе Комиссия по внешней политике и международным связям Верховного Совета Приднестровья выступила с заявлением по поводу решения Совета по внешней политике Европейского Союза о продлении еще на один год введенного в феврале 2003 года ограничения на въезд на территорию Европейского Союза семнадцати должностных лиц Приднестровья. Основанием принятия такого решения в феврале нынешнего года послужила якобы "неприемлемая позиция приднестровских лидеров и их отказ поддерживать усилия международного сообщества по разрешению приднестровского конфликта".
Как отмечается в заявлении, которое цитирует ежедневная газета "Время", Приднестровская Молдавская Республика поддержала предложения молдавской стороны, озвученные президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным, "О федерализации", направив 23 апреля 2003 года полномочных представителей ПМР в состав Совместной конституционной комиссии по разработке проекта Конституции Федеративного Государства на договорной основе. Однако, изначально высказанные молдавским руководством предложения не нашли реального отражения в предложениях молдавских представителей в Совместной конституционной комиссии. Приднестровская сторона поддержала предложенный 17 ноября 2003 года Российской Федерацией Меморандум "Об основных принципах государственного устройства объединенного государства", закрепляющий общую консолидированную позицию Приднестровской Молдавской Республики, Республики Молдова и стран-гарантов о перспективах развития отношений сторон и определении механизмов государственного устройства будущей федерации, целью которого был переход процесса урегулирования на качественно новый уровень. Однако руководство Республики Молдова впоследствии отказалось от подписания указанного документа. "Тем не менее, действия молдавской стороны, вызывающие обоснованные сомнения в заинтересованности Республики Молдова в урегулировании отношений с Приднестровской Молдавской Республикой, не послужили поводом применения европейским сообществом каких-либо санкций к руководству Республики Молдова", подчеркивается в заявлении комиссии Верховного совета ПМР.
Как убеждены приднестровские парламентарии, решения Совета по внешней политике Европейского Союза о продлении санкций были приняты вне рамок переговорного процесса, а значит, прослеживается тенденция принятия решений представителями Европейского Союза без тщательного изучения ситуации, на базе искаженной информации, отражающей мнение молдавской стороны. Подобный подход, по мнению комиссии, приводит к принятию необъективных решений. Комиссия считает, что действия Совета по внешней политике Европейского Союза по ограничению въезда должностных лиц Приднестровья на территорию Европейского Союза не основаны на конкретных фактах.
Учитывая важную роль стран-гарантов и посредников на переговорном процессе по приднестровскому урегулированию, Комиссия Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по внешней политике и международным связям обратилась к участникам и посредникам от Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ в Республике Молдова с просьбой провести анализ сложившейся ситуации, пишет "Время".
В зоне безопасности не все спокойно
Обстановка в зоне безопасности между Молдовой и Приднестровьем в марте обсуждалась на очередном заседании Объединенной контрольной комиссии (ОКК), состоявшемся в Бендерах (пограничный город на Днестре) под председательством приднестровской стороны. Как передает МОЛДПРЕС, доклад Объединенного военного командования за 3-10 марта 2004 года рассмотрен не был в связи с тем, что в нем отсутствовала подпись старшего военного начальника контингента миротворческих сил от Республики Молдова В. Солонаря. Полковник В. Солонарь заявил, что не считал возможным подписать доклад в связи с тем, что в сообщениях о задержании сотрудников полиции в районе города Дубоссары (город на Днестре) 9 и 10 марта 2004 года "утверждается наличие границы т.н. ПМР". Солонарь сообщил членам ОКК, что при подписании данного доклада на заседании ОВК он настаивал на изменении формулировки, однако согласованного решения по данному вопросу принято не было.
Как отмечает МОЛДПРЕС, сотрудники полиции Республики Молдова в последнее время неоднократно задерживались приднестровскими пограничниками и милиционерами в районе города Дубоссары. В Министерстве внутренних дел РМ корреспонденту агентства сообщили, что 3, 4, 9 и 10 марта в районе этого населенного пункта был задержан ряд полицейских на том основании, что они находились на территории Приднестровья, где проходят службу, в форменной одежде. Все задержанные были отпущены после доведения до их сведения некоего "регламентирующего документа", изданного руководством так называемой ПМР, в котором "устанавливается", что на территории данного региона сотрудники полиции Республики Молдова не имеют права находиться в форме.
В МВД Молдовы вызывают недоумение попытки приднестровских пограничников "научить сотрудников полиции Республики Молдова правильно перемещаться по территории республики", передает МОЛДПРЕС. Однако, по мнению приднестровской стороны, сотрудники МВД РМ продолжают обострять обстановку в зоне безопасности.
Тираспольское агентство "Ольвия-пресс" представило мартовские события по-своему. 3 марта на приднестровском пограничном посту "Лунга", что под Дубоссарами, был задержан автомобиль "Мерседес", в котором находились офицеры дорожно-постовой службы МВД РМ. Пограничники остановили их, ссылаясь на приказ министра госбезопасности ПМР от 7 февраля 2004 года, согласно которому полицейские не имеют права пересекать приднестровскую границу в форменной одежде. Аналогичный случай произошел 4 марта. К тому же пограничному посту "Лунга" подъехал автомобиль "Фольксваген", в котором находились первые лица комиссариата полиции Дубоссарского района. Пограничники в соответствии с упомянутым приказом вынуждены были задержать и их. Остановленные на посту сотрудники МВД РМ как в первом, так и во втором случае заявили, что им известно о приказе МГБ. Если это так, то почему полицейские сознательно нарушают его? Не связано ли это с какими-то планами молдавских властей по дестабилизации обстановки в зоне безопасности?
В пользу такой версии, по мнению "Ольвия-пресс", говорит еще один инцидент. 14 марта бывшие комбатанты (участники вооруженного конфликта 1992 года со стороны Республики Молдова) провели в селе Кошница (входящем в ареал зоны безопасности) митинг, посвященный 12-й годовщине со дня начала конфликта. Объединенная контрольная комиссия была, как обычно, заранее извещена о месте проведения митинга, примерном числе участников, а также о том, что в конце митинга будет произведен салют холостыми зарядами. Однако, когда начался митинг, все пошло иначе, чем было указано в заявке. Военные наблюдатели четырех сторон, в частности, отметили, что салют производился боевыми (а не холостыми) патронами. Полицейские, производившие залп, использовали АК-74 и боеприпасы калибра 5.45. Когда военные наблюдатели попытались записать номера АК-74, комиссар полиции Дубоссарского района полковник Куцэ воспрепятствовал этому.
Как сказал корреспонденту тираспольского агентства член ОКК от Приднестровья Александр Порожан, полковник Куцэ "много лет возглавляет полицию Дубоссарского района и хорошо знает ситуацию". Все последние годы он соблюдал ограничения, которые существуют для зоны безопасности. Теперь ситуация иная. Возникает вопрос, не связаны ли метаморфозы в поведении комиссара с прямыми указаниями руководства Министерства внутренних дел Республики Молдова?
После серьезной дискуссии по этому вопросу ОКК решила поручить представителю МВД РМ в ОКК, заместителю министра внутренних дел полковнику Георгию Боиштяну разобраться с ситуацией в Кошнице и на следующем заседании (25 марта) проинформировать о результатах, сообщает "Ольвия-пресс".
Провокационная деятельность тираспольского руководства, а также неадекватные действия ряда сотрудников полиции и таможни Республики Молдова крайне накалили ситуацию в Варнице - одном их населенных пунктов, расположенных в Зоне безопасности. Находящийся на правом берегу Днестра, прежде он относился к городу Бендеры, теперь Молдова считает его своей административно-территориальной единицей. В поселке действует двоевластие. Как заявил корреспонденту МОЛДПРЕС примар (мэр) Варницы Тудор Сербов, жителей поселка принуждают оформлять приднестровские паспорта. Граждане, которые не имеют таких документов, подвергаются дискриминации со стороны тираспольских чиновников. Они не в состоянии заключать договоры на предоставление различных услуг.
Варница практически отрезана от остальной республики - телефонная связь заблокирована руководством Приднестровья. Оплата за одну минуту телефонных переговоров доходит до 50 центов. "Село окружено таможенными, пограничными и миротворческими постами", - заявил примар. Это также осложняет решение самых простых бытовых вопросов. "Житель села не может нормально, без оформления большого количества различных сертификатов принести домой мешок картошки или вязанку дров", - сообщил Сербов. "С одной стороны действуют пограничники и таможня т.н. ПМР, которые считают всех жителей Варницы своими врагами, а с другой - сотрудники молдавской полиции и таможни, которые тоже не всегда адекватно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей", - считает примар Варницы. По его мнению, ситуация в Варнице требует немедленного вмешательства правительства Республики Молдова и Объединенной контрольной комиссии, отмечает МОЛДПРЕС.
Процесс вывоза российских боеприпасов будет возобновлен
Процесс вывоза российских боеприпасов из Приднестровья будет возобновлен в ближайшее время. Как передает агентство ИНТЕРЛИК, представители штаба Оперативной группы российских войск заявили, что в настоящее время начата подготовка к отправке в Россию первого в 2004 г. эшелона с боеприпасами из арсенала бывшей 14-й армии, дислоцированной в регионе.
Погрузка боеприпасов должна была начнется на станции Колбасная в субботу, 19 марта. Этот процесс вписывается в ранее достигнутые между Москвой и Тирасполем договоренности, согласно которым Приднестровью предоставляется компенсация в размере 100 млн. долларов за вывозимое имущество, которая будет направлена в счет оплаты долгов региона за потребленный российский газ, отмечает ИНТЕРЛИК.
Процесс вывоза вооружения был приостановлен в конце прошлого года после неподписания Молдовой российского Меморандума по приднестровскому урегулированию. Другой причиной приостановки процесса вывоза российского военного имущества посол РФ в РМ Юрий Зубаков назвал неподписание молдавской стороной Межправительственного соглашения, в соответствии с которым Россия выделит приднестровскому региону Молдовы названную компенсацию.
В начале текущей недели министр реинтеграции РМ Василий Шова заявил о готовности Кишинева подписать этот документ для проведения финансовой операции, если из него будут исключены политические обязательства сторон. Министр реинтеграции отметил, что молдавские власти выступают против увязывания проблемы погашения долга Приднестровья за газ с процессом вывоза вооружения и вывода российских войск из региона, информирует ИНТЕРЛИК.
Проект соглашения об оказании Молдове безвозмездной финансовой помощи был одобрен правительством РФ в ноябре 2003 года. В соответствии с документом, 100 млн. долларов из общей суммы финансовой помощи в размере 105 млн. долларов предназначаются для погашения долгов за газ приднестровского региона, а 5 млн. - правобережной части Молдовы. Как планировалось, перечисление средств будет производиться Россией пропорционально и в увязке со сроками вывоза российского военного имущества из приднестровского региона Молдовы. А молдавская сторона должна была создать условия для вывоза российского военного имущества из этого региона в полном объеме в соответствии с решениями стамбульского саммита ОБСЕ, передает ИНТЕРЛИК.
Обвинения в невыполнении стамбульских обязательств - предлог для затягивания ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Такое мнение высказал первый заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников. "Попытки поставить нам в вину "невыполнение стамбульских обязательств" расцениваем как надуманный предлог для затягивания ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ", - отметил Вячеслав Трубников, которого цитирует "Ольвия-пресс". Он подчеркнул, что Россия полностью и досрочно выполнила все обязательства по выводу ограничиваемых Договором вооружений и техники из Грузии и Молдавии, а также "существенно приблизилась и к решению проблем, не имеющих отношения к ДОВСЕ, - это закрытие российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья", - сказал первый замминистра.
Кадровые чистки
Для правящей верхушки Молдовы солнце по-прежнему восходит на востоке, считает "Коммерсант плюс-Молдова". Стоило хозяину Кремля Владимиру Путину отправить правительство Михаила Касьянова в отставку, как его молдавский коллега Владимир Воронин тут же "собезьянничал" и тоже начал шерстить ряды исполнительной власти. И при этом заставил аналитиков гадать, сколько же премьер и его "команда профессионалов" продержится на плаву после резких высказываний главы государства в адрес кабинета Василия Тарлева. В обоих случаях крутые меры предприняты в рамках электоральных кампаний. Только в России все произошло своевременно и без истерик. В Молдове же парламентские выборы пройдут только через год. Вот и возникает вполне резонный вопрос: не слишком ли рано Владимир Воронин принялся отбеливать себя в глазах потенциальных избирателей, переводя все стрелки за собственные политические провалы на некомпетентных министров-коррупционеров?
Молдавский лидер срочно созвал заседание Совета безопасности РМ, на котором отчитал Василия Тарлева как мальчишку. Непростительное упущение главы кабинета министров, за которое тот, по словам Воронина, как честный человек, сам должен был подать в отставку - пресловутое "хлебное дело", в котором замешаны некоторые его подчиненные. Оказывается, эти люди в течение долгого времени закупали за рубежом пшеницу по 177 долларов США за тонну, а затем через целую сеть фирм посредников перепродавали главному производителю хлеба в республике - акционерному обществу "Franzeluta" - по 377 долларов. Разницу, разумеется, клали себе в карман. Владимир Николаевич заявил, что ему известны все обстоятельства происшедшего и что вина главных фигурантов для него абсолютно доказана, так что Тарлеву остается лишь одно - экстренно провести заседание правительства и освободить виновных от занимаемых должностей. Тот лихо взял под козырек, и уже через два дня все, кто получил черную метку от президента, был с позором уволен со службы, пишет "Коммерсант плюс-Молдова".
Директор Управления агропромышленного комплекса и охраны окружающей среды при Государственной канцелярии Георге Лунгу не предполагал, что его чиновничья карьера завершится столь бесславно. В первом правительстве Иона Чубука (1997-1998 гг.) он занимал пост министра сельского хозяйства и продовольствия. На его плечи лег начальный этап реализации в Молдове программы структурных преобразований на селе "Pamint" (Земля), в итоге доконавшей отрасль. Лунгу нередко жаловался, что ему трудно объяснить крестьянам, что такое кредитная линия SAL-II, предоставленная Международным банком реконструкции и развития именно на эти цели (и успешно впоследствии разворованная). Они меня не понимают, сетовал он, и думают, что на эти деньги в республику будут осуществляться поставки сала. Шутка, за которой, видимо, скрывается все невежество наших реформаторов, замечает еженедельник.
Второй жертвой начавшейся чистки стал директор АО "Franzeluta" Виктор Кожокару. Если его предшественнику на столь "хлебном месте" Спиридону Данилеску пришлось попариться на нарах лишь в предварительном заключении, то этот может, судя по металлическому тону Владимира Воронина и императивно прозвучавшим из его уст обвинениям, надолго угодить за решетку. Все шансы стать сокамерником Кожокару, по мнению главы государства, имеет Алексей Ройбу - руководитель Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Прежде, по свидетельству очевидцев, молдавского "комиссара Каттани" часто доводилось видеть в президентской приемной в ожидании аудиенции. Он регулярно предоставлял Владимиру Воронину данные на ответственных чиновников, замешанных в сомнительных делишках, однако тогда, по всей вероятности, в высоких разоблачениях не было нужды. Время еще не пришло. А теперь, когда под горячую руку президента попал сам Ройбу, видимо, уже приспело.
Устраивая публичный разнос правительству, Владимир Воронин вновь превысил свои полномочия, подчеркивает "Коммерсант плюс-Молдова". По Конституции, он не имел права инициировать отставку правительственных чиновников, поскольку кабинет министров подчинен парламенту и несет ответственность непосредственно перед ним. Однако в Молдове Высший закон, впрочем, как и все остальные, попирается уже давно, причем одним человеком - президентом с очень ограниченным набором функций. Сегодня он - царь всея Молдовы, и ему решать, кого карать, а кого миловать, замечает еженедельник.
Выступая на Совете безопасности, глава государства фактически подменил собой и судебные органы. Только они могут установить вину того или иного человека. Здесь же обвинения прозвучали из величественных уст также в форме "указивки" "третьей власти". И пусть теперь найдется такой смельчак среди судей, который посмеет ее ослушаться. Вмиг окажется среди своих бывших коллег, уволенных за то, что якобы запятнали свои мантии недостойными поступками.
Владимир Воронин, говоря о злоупотреблениях участников "хлебного дела", заявил, что абсолютно уверен в их причастности к махинациям, ссылался на то, что располагает всеми необходимыми документальными подтверждениями, однако при этом их не предоставил. Вызывают сомнение приведенные президентом цифры. Если бы производитель действительно приобретал 1000 килограммов зерна за 377 американских долларов, то одна буханка хлеба сегодня стоила бы не 3-4 лея, а, по меньшей мере, в два раза дороже. Неужели "Franzeluta" так уж работала себе в убыток, выполняя распоряжение правительства по сдерживанию цен на основной пищевой продукт? В таком случае фирма давно бы уже обанкротилась, и предмета для разговора, состоявшегося на заседании Совбеза, попросту не было бы. Поэтому есть все основания предполагать, что шум с отставкой разоблаченных коррупционеров - всего лишь предвыборный трюк, ранний, так сказать, старт электоральной кампании, в ходе которой глава государства и его партийно-либеральное окружение стремятся вновь обвести вокруг пальца избирателей. И, как результат, еще на четыре года утвердиться на молдавском политическом Олимпе, замечает "Коммерсант плюс-Молдова".
Прежде правящим политическим силам, которые молдавский народ, легко подверженный, как принято ошибочно считать, внушениям, уличил в предвыборном шулерстве и невыполнении обещаний, не удавалось повторно обмануть избирателей и вновь прийти к власти. Коммунисты в этом смысле ведут себя самонадеянно. Во всяком случае, их лидер свято уверен в том, что у него это получится, пишет еженедельник. Для этого и начата беспрецедентная война с теми, кто, на взгляд Воронина, несет бремя ответственности за положение дел в стране. В связи с этим так и хочется привести слова баснописца: "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" Однако линия поведения уже избрана.
Чтобы чаще напоминать о себе и своих заслугах перед государством, Владимир Воронин наверняка пока не станет отправлять правительство в отставку в полном составе, а предпочтет отрезать кошке хвост по частям. Шуму от этого будет больше, следовательно, больше и внимания к политике президента, направленной на "очищение" верхних эшелонов власти от скверны.
Процесс этот, как представляется "Коммерсанту плюс - Молдова", будет перманентным. Параллельно с "хлебным делом" в республике раскручивается и другой скандал, связанный с отставкой генерального директора Национальной компании "Телерадио-Молдова" Артура Ефремова. Молодого да раннего менеджера, которому, судя по всему, так и не доведется стать создателем Общественного Молдавского телевидения (ОМТ), уволили за некомпетентность и гипертрофированное высокомерие. Кадровый назначенец Владимира Воронина пытается организовать сопротивление. 15 марта, в понедельник, он провел пресс-конференцию и на ней все стрелки перевел на председателя Наблюдательного совета ОМТ Юрие Тэбырцэ, которого считает истинным виновником всех безобразий, творимых нынче на "первой кнопке". В смысле умения руководить оба телевизионных деятеля стоят друг друга. У "Коммерсанта плюс - Молдова" нет никакого сомнения в том, что судьба Ефремова была предрешена заранее. И не случайно его избрали в качестве разменной фигуры в начавшейся политической борьбе.
Отказ ценой в 80 миллионов USD
Возврат к районам обошелся Молдове в миллиард леев вместо обещанных коммунистами после прихода к власти 54 миллионов. Исследование, проведенное Институтом развития и социальных инициатив "Viitorul", показывает, что административно-территориальная структура, основанная на районах, обходится на 50% дороже прежней системы, основанной на уездах. Об этом консультант института "Viitorul" Вячеслав Ионицэ сообщил на пресс-конференции, состоявшейся 17 марта, в среду, в Кишиневе, передает БАСА-пресс.
Согласно исследованию, расходы на управление территориально-административной системой, которая существовала до 2003 года, составляли примерно 500 млн. лей, а после реформы они выросли на 231 млн. лей. Дополнительные расходы связаны, в частности, с увеличением численности административных учреждений - с 955 до 1842, что повлекло и увеличение штатного персонала примерно на 2000 единиц. Согласно исследованию, новые должности созданы в районных структурах министерств. При этом для сокращения расходов высвобождены более 900 сотрудников примэрий. "Реформа породила не только более дорогостоящую, но и более централизованную и менее эффективную систему", - подчеркнул Ионицэ. По его словам, только расходы на выплату компенсаций сотрудникам, попавшим под сокращение, на изменение названий в документах, на указателях и различных афишах превысили 100 млн. лей, информирует БАСА-пресс.
Ионицэ сказал, что за год для перехода на районы уже израсходовано более 200 млн. лей. В условиях отсутствия целевых средств деньги изъяты из местных фондов, что привело к снижению качества местной публичной администрации. Согласно законодательству, административную систему можно пересмотреть только после истечения мандата действующих выборных лиц, иными словами - через четыре года после местных выборов. По оценкам Института "Viitorul", к тому времени административно-территориальная реформа поглотит более 1 млрд. лей (около 80 млн. USD).
Заместитель руководителя управления местной публичной администрации Госканцелярии Василе Вартик отказался прокомментировать по просьбе БАСА-пресс выводы и заключения, представленные в исследовании Института "Viitorul". Свою позицию в поддержку возврата к прежнему административно-территориальному устройству правящая Партия коммунистов мотивировала тем, что эта система менее централизована и позволит сократить штаты работников. Разработчик проекта реформы вице-премьер Василий Иовв утверждал, что общие расходы на реформу составят 54 млн. лей. Согласно премьер-министру Василе Тарлеву, правительство не посчитало необходимым выделить дополнительные средства на осуществление административно-территориальной реформы и решило, что все расходы возьмут на себя местные бюджеты.
Как сообщает еженедельник "Новое время", дороже всего обошлось налогоплательщикам содержание административного аппарата - расходы выросли с 11.6 % до 24%. На фоне жесткой политики ограничения штатных единиц местных властей первого и второго уровней правительство на шесть тысяч человек увеличило количество служащих министерских подразделений в регионах. Только изменение регистрационных номеров легковых автомобилей "весит" почти 81 миллион, замена печатей - более четырех миллионов.
Техническая помощь стала щедрее
В 2004 году Республике Молдова будет предоставлена техническая помощь на 85 млн. долларов США - на 5 млн. долларов больше, чем в прошлом году, информирует МОЛДПРЕС. Глава управления Министерства экономики РМ Стелла Мельник заявила в ходе проведенной пресс-конференции, что в прошлом году наибольшая часть технической помощи поступила от США - на сумму 34,15 млн. долларов. Поддержку РМ оказали также Европейский союз (ТАСИС) - 21,5 млн. долларов, Япония - 5,5 млн., Швеция - 4,5 млн., Нидерланды - 3,4 млн., Великобритания - 3 млн. долларов.
Стелла Мельник сообщила, что в течение прошлого года в республике реализовывался 181 проект по оказанию технической помощи. 26 из них внедрялось в социальном секторе и области охраны окружающей среды, включая обеспечение населения питьевой водой, 15 - в сфере сельского хозяйства, 15 - в здравоохранении, 13 - в энергетическом секторе.
В ближайшее время молдавское правительство заключит со Словенией и Нидерландами соглашения о техническом сотрудничестве на 2004-2005 годы. В 2003 году исполнительный орган Молдовы уже подписал подобные документы с правительствами Швеции и Италии. Кроме того, подписан Меморандум о финансировании с Европейским содружеством, передает МОЛДПРЕС.
Местных и зарубежных инвесторов уравняли в правах
Местные и зарубежные инвесторы будут уравнены в правах и получат гарантии от экспроприации и национализации осуществленных ими инвестиций. Как передает агентство ИНТЕРЛИК, это предусматривает Закон об инвестициях в предпринимательскую деятельность, который парламент РМ принял 19 марта в окончательном чтении.
Как сообщила заместитель исполнительного директора Организации по продвижению экспорта Молдовы (MEPO) Лилиана Мунтяну, в основу закона был положен принцип обеспечения равенства в правах иностранных и местных инвесторов, предоставления им справедливых и равноправных условий для деятельности, исключающих принятие мер дискриминационного характера. Это сделано из тех соображений, что при принятии решений об инвестировании средств зарубежные бизнесмены обращают внимание на условия, в которых работают местные инвесторы с тем, чтобы оценить и минимизировать возможные риски для себя.
Важное место в Законе отводится и гарантиям возмещения ущерба в случае ущемления прав инвесторов, а также гарантиям стабильности режима инвестиций. В документе отмечается, что сумма возмещения должна быть эквивалентна реальной сумме ущерба на момент его причинения. Убытки, включая упущенную выгоду, понесенные инвестором вследствие выполнения какого-либо распоряжения органа публичной власти, нарушившего права данного инвестора, или в результате выполнения не на должном уровне этим органом или должностным лицом обязанностей перед инвестором, возмещаются за счет средств органа публичной власти, причинившего ущерб инвестору, информирует ИНТЕРЛИК.
В законе устанавливается также реальный механизм разрешения инвестиционных споров между Молдовой и инвесторами путем переговоров, судебных инстанций, постоянно действующего арбитража, третейского суда (арбитража ad-hoc).
В законе оговаривается, что все налоговые и таможенные льготы для инвесторов будут предусматриваться в налоговом и таможенном кодексах республики, отмечает ИНТЕРЛИК.