Украинская политреформа выходит на финишную прямую. Проект в редакции Медведчука, Симоненко и Мороза получил второе благословление Конституционного Суда, что по мнению авторов "Украинской правды" открывает дорогу для окончательного принятия изменений в Конституцию. "УП" цитирует Александра Мороза, который считает, что Конституция окончательно изменится до конца апреля. В то же время на страницах оппозиционной газеты "Грани+" Мороз предупреждает о возможной фальсификации выборов президента по сценарию: Кучма после принятия изменений в Конституцию досрочно уходит в отставку так, чтобы выборы главы государства состоялись в июле-августе 2004. То есть в разгар курортного сезона, когда простор для подтасовок неограничен.

Лидер фракции СДПУ(о) Леонид Кравчук считает, что закон об изменениях в Конституцию может быть принят на следующей неделе или через неделю, "но обязательно до апреля". Постпред Кучмы в Верховной Раде Александр Задорожний также не исключает финала политреформы до конца следующей недели. "Технически мы готовы голосовать за пропорциональный закон, что является предпосылкой окончательного принятия закона о внесении изменений в Конституцию Украины", - сказал Задорожний. Он подчеркнул, что, как только в Верховную Раду "физически поступят" заключения Конституционного суда, временная специальная комиссия сможет над ними работать. "Надеюсь, что до следующей недели мы все закончим", - сказал постпред президента.

Однако накануне голосования по пропорциональной реформе из самой "послушной" парламентской фракции - "Деминициативы" стал наблюдаться системный "исход" мажоритарщиков. Руководитель группы Степан Гавриш на сайте ForUm'а в принципе не отрицает, что имело место несогласие некоторых депутатов с необходимостью принимать убийственный пропорциональный законопроект. Более того, он предположил, что нынешний случай - только начало большого протестного "исхода" депутатов-мажоритарщиков. Аналитики "ForUm'а" полагают, что, с одной стороны, мажоритарщикам все равно некуда податься (такой "исход" без "выхода"), с другой - не исключена возможность "переструктурирования большинства". Однако общий тон комментариев на ForUm'е "антимажоритарный":

Александр Мороз: Этот протест не будет иметь массового характера, это только имитация или поиск поводов, чтобы высказать свое неудовлетворение. Но это временное неудовлетворение. Дело в том, что мажоритарщиков вместе держат не парламентским, а репрессивным методом, ослабления которого сегодня я не вижу. Поэтому вряд ли процесс станет массовым. Думаю, во вторник у парламента будет достаточно сил, для того, чтобы проголосовать закон о пропорциональных выборах, даже если предположить, что еще несколько мажоритарщиков покинут фракции большинства.

Тем временем оппозиционные блоки "Наша Украина" и БЮТ намерены провести массовые акции протеста во время рассмотрения в парламенте изменений в Конституцию Украины. Заместитель главы БЮТ Александр Турчинов заявил о возможности уличных акций, однако понадеялся, что "конституционная реформа не пройдет", потому что в последний момент не наберет 300 голосов. Виктор Ющенко не исключил, что оппозиция будет блокировать парламентскую трибуну во время рассмотрения законопроекта о внесении изменений в Конституцию. Он напомнил, что голосование 24 декабря прошлого года "не является юридическими фактом". Такую же позицию занимает Парламентская Ассамблея Совета Европы.

Между тем украинский президент во время последней пресс-конференции на вопрос о готовящихся акциях оппозиции отреагировал довольно спокойно: мол, не надо пугать, народ вряд ли поддержит акции, так как нет особых причин и поводов протестовать. "Киевский телеграф" позитивно откомментировал это заявление президента в свете недавних и неубедительных выступлений оппозиции от 9 марта, однако по мнению редактора "КТ", украинские власти переусердствовали, "зачищая" оппозиционные СМИ, и тем самым подготовили почву для активизации "идеологов каштановой революции": "Еще одна "идеологиня" каштановой революции экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт призвала Запад вкладывать деньги в независимые украинские СМИ и оказывать давление на власть в Киеве, вплоть до предупреждения, что ее носители лишатся допуска на Запад, где будут закрыты их счета в банках".

"Зеркало недели" ссылается на данные очередного опроса Центра Разумкова, которые свидетельствуют, скорее всего, о том, что украинские избиратели не достаточно "прочувствовали" сути конституционных изменений: "Даже в случае успешного завершения операции "Конституционная реформа" 65% избирателей готовы принять участие в выборах президента. Заметим также, что 22% еще не определились. Цифры слишком внушительные, чтобы говорить о серьезной потере интереса к президентской кампании". Согласно этим исследованиям 31 октября на избирательные участки явятся около 80% граждан Украины для того, чтобы избрать президента с более чем ограниченными полномочиями. Точно также и украинская оппозиция нимало не смутилась возможным изменением президентского статуса: "И "Наша Украина", и СПУ, и КПУ и БЮТ фактически начали активную избирательную кампанию. Виктор Ющенко, Александр Мороз и Петр Симоненко практически однозначно заявили о своем твердом намерении попробовать силы в президентском забеге. Юлия Тимошенко свое возможное участие обозначила. Разговоры о едином кандидате, которые и ранее никем всерьез не воспринимались, сегодня превратились в абсолютную бессмыслицу. С высокой степенью вероятности можно говорить о том, что протестному электорату придется разрываться между тремя (а то и четырьмя) кандидатами. Все указанные граждане достаточно часто и пространно высказываются на тему реформы. Но при этом почти не вызывает сомнения, что все "прореформаторские" и "антиреформистские" спичи служат не чем иным, как одним из методов ведения президентской кампании. Из чего следует, что для стойкого апологета политических преобразований Мороза желание добиться изменения системы не означает отказа от желания в эту власть вернуться. А для откровенного противника реформы Ющенко стремление стать президентом гораздо сильнее стремления воспрепятствовать ограничению президентских полномочий".

Что же до кандидатов в президенты из противоположного лагеря, то "Зеркало недели" обращает внимание на растущий рейтинг действующего премьера: "13,2 процента симпатиков действующего главы правительства гораздо занимательнее почти стабильных 22,3 процента сторонников экс-премьер-министра (Виктора Ющенко).... Лишь месяц назад, в феврале, за Януковича выражали готовность голосовать на президентских выборах всего 10 процентов граждан. Достижения Виктора Федоровича на поприще перевоплощения из регионального лидера в политика общенационального масштаба выглядят еще более впечатляющими, если сравнить уровни антипатии, которую граждане испытывают к потенциальным кандидатам в президенты. В то время как за Юлию Тимошенко ни в коем разе не собираются голосовать 33,5 процента опрошенных, за Петра Симоненко - 22,8, за Виктора Ющенко - 20,4, Виктора Януковича категорически не хотят видеть своим президентом всего 15,8 процента респондентов".

Сам Янукович в начале недели представил в парламенте новую экономическую программу правительства и получил поддержку 239 депутатов. Сетевой "Главред" подробно анализирует новую программу Кабмина, объявляя ее "популистской" и "декларативной". Но проблема не в программе, напоминает автор "Главреда": "принятие программы правительства не гарантирует его дальнейшей работы. Хотя бы потому, что единственное правительство, которое "послал" парламент - это Кабинет Виктора Ющенко. Всех остальных Леонид Кучма отстранял лично. Почему не поступить так и в этот раз? Возможно, именно по этой причине Виктор Янукович так настаивает на принятии закона о Кабинете министров. В проекте этого документа, подготовленном командой премьера, четко выписано, что принятие программы парламентом и визирование документа Президентом - это обязательство(!) увольнять правительство, так сказать, в порядке очереди. То есть, прежде чем "выкинуть" министров на улицу, главе государства надо будет спросить согласия у парламента. Тот в свою очередь обязан выслушать отчет о деятельности Кабинета с момента принятия программы (две недели на подготовку), выслушать премьера и только потом удовлетворить или оставить без внимания посягательства Президента.... Но стоит ли объяснять, что этот парламент при этом Президенте никогда не примет подобный закон".

"Главред" довольно скептически смотрит на шансы Януковича стать "единым кандидатом от власти": "Человек, похожий на социал-демократа, обсуждая в узком кругу перспективы так искренне любимого эсдеками премьера, скривив лицо, заметил: "Ну, мы же не братва, чтобы уголовника поддерживать...". В этой черной шутке - вся глубина проблем Виктора Януковича. Его прошлое, не только личное, прошлое близких ему капиталов и методов, настораживают многих внутри страны. Поддержка всеми олигархическими кланами представителя одной, пусть и самой большой, области - это нарушение всех законов жанра. Тем более, если этот один - не самый близкий человек, и даже не родственник главе собравшейся на пенсию Семьи. Прошлое "донецких" откровенно пугает и людей, живущих за пределами нашей необъятной родины. Запад на примере польской экспансии ИСД продемонстрировал завидную разборчивость в связях. Россия до сих пор не высказала своего однозначного отношения к Януковичу, давая понять, что сможет с ним работать. Если захочет. В этом контексте чуть ли не единственной возможностью сохранить пост и использовать его не в политических, а чисто конкретно в экономических целях своей команды, у Виктора Януковича есть только при условии полной аполитичности. Что называется, "бери пример с Анатолия Кинаха". Просидел же человек два года во втором кресле страны, стараясь не встревать, куда нее просят и не особенно заботясь о собственной политической судьбе. Янукович - премьер на период определения истинного кандидата от власти будет максимально долго удобен последней. Например, до лета. А вот поменять правительство к новому урожаю, повышению минимальной зарплаты и пенсии, - очень удобно и технологически выгодно. Путина-1 сумели "раскрутить" до преемника всего за полгода. А мы, спрашивается, чем хуже?".

В то же время "Инвест-газета" комментирует противостояние внутри институтов власти: речь о конфликте между Виктором Януковичем и Олегом Дубиной - недавно назначенным руководителем НАК "Энергетическая компания Украины": "Олег Дубина обвиняет правительство в затягивании решения вопроса создания компании, а на Грушевского, в свою очередь, президенту "ЭКУ" советуют работать "тщательнее". Свисток арбитра пока не прозвучал. Однако вне зависимости от того, кому из игроков предъявит "желтую карточку" Леонид Кучма, исход "энергетического дерби", похоже, предопределен. НАК "ЭКУ" плавно превращается в очередной правительственный долгострой. Времени и желания выводить вновь созданную энергокомпанию в высшую лигу украинского бизнеса у власти остается все меньше.... Публичная перепалка вокруг создания "ЭКУ" - индикатор того, что оно растянется на неопределенный срок. Виктору Януковичу образование нового энергохолдинга невыгодно из-за выведения из-под контроля Минтопа целого ряда крупных компаний. Да и к Олегу Дубине премьер, как известно, особо теплых чувств не испытывает. А политического влияния и авторитета президенту "ЭКУ" для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, пока явно не хватает".

Точно также откладывается, по всему судя, другой амбициозный проект - приватизация "Укртелекома": "Еще недавно председатель Фонда госимущества Михаил Чечетов заявлял, что интерес к покупке 42,86% акций "Укртелекома" проявили "две крупные европейские компании". Кого именно имел в виду глава ФГИУ, непонятно, потому что о своих намерениях пока заявили только российские компании - "Система" и "Ростелеком".

По словам председателя правления "Укртелекома" Григория Дзекона, одной из причин низкого интереса со стороны европейских операторов служит отсутствие независимого регуляторного органа в сфере связи. Создание такого органа - Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) - предусмотрено законом "О телекоммуникациях". В соответствии с этим документом, НКРС должна быть сформирована в текущем году, а до тех пор функции комиссии будет выполнять Госкомитет связи и информатизации Украины. "Сильное различие между регулированием нашего рынка и западного пугает западных инвесторов. В то же время российские компании полагают, что у нас все, как в России", - считает назначенный глава правления ОАО "Укртелеком".

Дзекон также отметил, что еще одним препятствием является отсутствие экспертной оценки стоимости "Укртелекома". По информации главы парламентского комитета Валерия Пустовойтенко, несколько лет назад, когда телекоммуникационные компании мира переживали подъем, иностранные инвесторы изъявляли готовность заплатить за "Укртелеком" около $2 млрд., однако сейчас предлагают "совсем иные деньги".

Авторы "Инвест-газеты" не исключают, что "проблемы вокруг приватизации "Укртелекома" преимущественно надуманы, а многие госчиновники и депутаты попросту не готовы расставаться с прибыльной госкомпанией. "Мы можем приватизировать "Укртелеком" только тогда, когда появится инвестор. Сегодня мы имеем колоссальный оборот средств в этой отрасли. Если появится российский инвестор, то часть средств, которые зарабатывает "Укртелеком", уйдет в Россию. Зачем отдавать часть денег, которые сегодня есть у нашей страны?" - недоумевает Валерий Пустовойтенко".

Аналитики сетевого "Контекста" тоже полагают, что главная причина - недовольство вероятным инвестором: "Что касается "Ростелекома", то возможные претензии к данной компании как к потенциальному инвестору "Укртелекома" лежат в той же плоскости, что и недовольство намерениями государственной РАО "ЕЭС России" войти на украинский рынок путем приобретения отечественных облэнерго. Действительно, 51% акций "Ростелекома" принадлежит холдингу "Связьинвест". В свою очередь, основным акционером ОАО "Связьинвест" является РФ в лице Министерства имущественных отношений России (50% + 1 акция) и Российского фонда федерального имущества (25% - 2 акции). Блокирующий пакет "Ростелекома" принадлежит кипрскому консорциуму Mustcom Ltd.... Впрочем, вполне возможно, что "русофобские" аргументы, в свою очередь, также являются лишь формальным поводом в очередной раз приостановить наиболее крупный из отечественных приватизационных процессов. Так, высказав сомнения в целесообразности продажи "Укртелекома" сейчас, депутаты не протестуют против его продажи в будущем. Таким образом, полное право на жизнь имеет версия, согласно которой решающим фактором в будущем "Укртелекома" станет тот или иной исход президентских выборов".