Западные СМИ 15 марта начинают комментировать итоги выборов Президента РФ. Помимо материалов оппозиционных деятелей России (статья Гарри Каспарова - в английской Daily Telegraph, интервью Анны Политковской - во французской Le Temps) европейские журналисты сами анализируют ход предвыборной кампании и результаты выборы россиян. Перевод всех материалов представлен на сайте www.inopressa.ru.

Итальянская Сorriere della sera пишет о том, что "Владимир Путин желает стать новым Петром I, но после всенародного голосования и заранее предрешенной победы более уместно сравнить его с князем Григорием Потемкиным: тот скрашивал поездки Екатерины Великой, правившей в XVIII веке, возводя вдоль пути следования сотни опрятных фасадов, за которыми ничего не было.

Сегодня Москва не хочет, чтобы Североатлантический альянс размещался в странах Балтии, - пишет автор. - Москва медлит с созданием условий для ратификации договора по сокращению обычных вооруженных сил в Европе. Москва требует, чтобы расширение Евросоюза не лишило ее давних привилегий в экономических отношениях с новыми членами ЕС из Восточной Европы. Москва настаивает на своих правах в рамках трудного послевоенного восстановления в Ираке, она не выносит критики, касающейся Чечни и хотела более активно участвовать в антитеррористической кампании в Афганистане. Москва решила направить часть своих огромных доходов от продажи нефти на модернизацию вооруженных сил, включая и стратегические ракеты. Иными словами, Москва Путина вновь обрела национальные интересы и решительность их отстаивать.

По сравнению с эпохой советского коммунизма вряд ли эти выборы можно назвать фарсом, - отмечает автор, - разница по сравнению с прошлым огромна. Но невозможно отрицать, что за путинским "фасадом" четко просматривается авторитарный регресс, как будто бы Россия приняла китайскую модель (политический контроль и открытая экономика) именно в тот момент, когда Китай решил отойти от таковой. Теперь от В.Путина, ставшего настоящим царем, ожидают принятия двух важных стратегических решений, в частности в отношении тех, кто его сегодня критикует. Внутри страны он должен продемонстрировать намерение использовать свою безграничную власть для завершения необходимых социально-экономических реформ, а не только для того, чтобы более комфортно провести в Кремле по крайней мере еще четыре года.

На международной арене вышеупомянутые трения не должны компрометировать глобальные договоренности между Россией и Западом. При этом есть опасения, что соперничество между Россией и США на Кавказе (в первую очередь, в Грузии) и Центральной Азии (нефть и военные базы) может оказать влияние на позиции России по международным вопросам. В.Путин-триумфатор еще должен решить, в качестве кого он хочет войти в историю, Запад же должен решить, как ему ответить. А пока потирает руками лишь призрак Григория Александровича Потемкина". Немецкая Frankfurter Rundschau отмечает "этим переизбранием бывший и нынешний президент России Владимир Путин не стяжал себе славы. Как и предшествующие парламентские выборы в декабре прошлого года, президентские выборы тоже не были ни свободными, ни честными". По мнению автора, нечестной была сама предвыборная кампания, в ходе которой российская государственная машина, управляемая заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым, искусно ставила палки в колеса и без того слабым конкурентам Путина. Несвободными были и сами выборы: хотя В.Путин, без сомнения, популярен у многих россиян, Кремль не отказался от использования государственных средств манипулирования. Привлечение избирателей к урнам при помощи материальной выгоды - это довольно сомнительно, а принуждение голосовать вообще лишает выборы всякой легитимности.

Французская Liberation пишет о Владимире Путине: "Он умеет нравиться. При всех подозрениях в подтасовках, которыми сопровождалось его переизбрание, он действительно популярен. Это первый президент, которым можно гордиться, - часто можно услышать в России.

. Обаятельный, но жесткий и даже безжалостный, когда это нужно, - этот имидж Путину удалось утвердить в общественном сознании посредством контроля над средствами массовой информации, который все больше напоминает о советских временах". Автор публикации ссылается на частные разговоры с российскими журналистами. Теперь он делает так, что никто и никогда не может предсказать, каким будет его следующий шаг, - подчеркивается в статье. - "За несколько дней до переизбрания В.Путин наглядно продемонстрировал эту свою черту, внезапно отправив в отставку премьер-министра и назначив на его место невзрачного аппаратчика Михаила Фрадкова, что стало для всех полной неожиданностью. В Кремле он окружил себя несколькими кругами советников. Некоторые из них являются "либералами", сторонниками рыночной экономики и развития отношений с Западом, другие представляют "силовые структуры": это мастера шпионажа, заговоров и авторитарных методов управления. Выставив перед собой этот двойной ряд пешек, Путин поочередно выдвигает то одних, то других, сам оставаясь в тылу".

Статья завершается выдержкой из беседы журналиста издания с одним из генералов Советской Армии Николаем Таракановым, автором трех "житийных" книг о В.Путине. "Для людей Путин - это наконец вовремя выплачиваемые зарплаты и пенсии, это конец анархии. При Ельцине каждый делал, что ему вздумается, губернаторы областей вели себя как настоящие князьки. Путин положил этому хаосу конец. Теперь каждый в этой стране знает, что находится под контролем. Может быть, это не очень демократично, но это было необходимо".