"Губернатор работает в Москве".

("Красноярский рабочий", 11.03.04)

Началась рабочая поездка в Москву губернатора края Александра Хлопонина.

На 9-10 марта у него запланированы встречи в РАО "ЕЭС России", главная тема которых - строительство Богучанской ГЭС. В Министерстве атомной энергетики разговор пойдет о строительстве завода РТ-2 и Сосновоборской ТЭЦ. В Министерстве природных ресурсов намечено обсуждение вопросов лесопользования и перспективы добычи нефти и газа в Туруханском районе. Кроме того, Александр Хлопонин проведет ряд встреч в Минэкономразвития и администрации президента, где расскажет о ходе выполнения поручений Владимира Путина, которые тот дал во время недавнего визита в Красноярск. А 11 марта губернатор края должен встретиться с представителями Американской торговой палаты.

"Горизонталь власти".

("Сегодняшняя газета", 11.03.04, Евгений Матвеенко)

КОГДА-ТО Владимир Путин, придя к власти, провозгласил одним из принципов российского государственного устройства восстановление вертикали власти. Тогда это звучало немного диковинно, но, в принципе, было понятно, о чем речь. Все уровни российской власти должны работать сообща, подчиняться единым правилам и координироваться из одного центра. Президент, представитель президента в федеральном округе, губернатор, мэр города - все они должны делать одно общее дело, "дудеть в одну дуду". Для того, чтобы вся страна двигалась вперед, нужно идти в ногу. Иначе, если каждый будет идти в свою сторону - дальнейший развал и раздрай. Ельцинский принцип "берите столько суверенитета, сколько сможете переварить", остался в прошлом, пришло время снова собирать страну воедино.

Сегодня много говорят о том, что удалось сделать Владимиру Путину за первые четыре года его президентства, а что не получилось. Саму воссозданную им вертикаль власти оспаривать не берется уже никто. Это и понятно: для того, чтобы двигаться вперед, нужно сначала устранить препятствия на пути, создать условия, при которых само движение принципиально возможно. Всеобщий бардак и раздрай в органах власти разного уровня были таким препятствием, а восстановление работающих механизмов реализации государственной власти на всех уровнях создало необходимые условия для движения вперед.

Но, собственно, речь пойдет не о вертикали власти. Точнее, не только о ней. Не менее важно и то явление общественной жизни, которое можно назвать "горизонталью власти". Я имею в виду согласованную работу разных ее ветвей, прежде всего, законодательной и исполнительной.

Конечно, для того, чтобы сохранились принципы, заложенные в Конституцию страны, власть исполнительная и законодательная не должны сливаться воедино. Но вот работать слаженно и конструктивно они просто обязаны.

Когда в 1999 году на думских выборах уверенно победило "Единство", раздавалось немало недовольных голосов. Мол, что это за партия, которая собирается поддерживать Владимира Путина и проводимую им политику? А где же собственная позиция, где пламенные речи об "антинародном режиме"? "Медведи" же витийствовать с думских трибун отказались напрочь, а вместо этого стали налаживать диалог с исполнительной властью, предпочитая заниматься реальной работой и в сфере законодательной, и в решении конкретных проблем их избирателей в регионах.

По сути, мы как-то незаметно вступили в новую политическую эпоху, когда никто не идет на принцип, предпочитая договариваться, а события, подобные расстрелу Белого дома в октябре 93-го, кажутся страшным сном.

Другой пример, более близкий. Губернатор Александр Лебедь и Законодательное Собрание края. Сегодня никто уже и не разберет, кто был прав, а кто виноват в той войне, шум от которой еще недавно стоял на всю матушку Россию. А как картинно бились! Со страниц газет и телеэкранов устами журналистов друг дружку как только не обзывали! А уж каждое заседание краевого парламента, на которое приглашались работники губернской управы, напоминало не то состязания в ораторском искусстве перед трехмиллионной аудиторией жителей края, не то самые настоящие гладиаторские бои.

В это же самое время тихой сапой, под шумок уходили крупнейшие красноярские предприятия, продолжала разрушаться краевая промышленность, трещал по швам несчастный бюджет. Причем не стоит думать, что виновата во всем этом негативе была какая-то одна сторона. Просто своими конфронтационными действиями они мутили воду, чем мгновенно пользовались разного рода любители половить рыбку за чужой счет. Так что неправы были обе стороны. Неправы не как люди, а именно как государственная власть, две ветви которой вместо того, чтобы договариваться и работать совместно, вдруг принялись выяснять, кто главный, начали войну друг против друга, руководствуясь принципом "чем хуже, тем лучше". В итоге хуже было от этого только населению края.

Не хочется, конечно, слишком уж хвалить молодого красноярского губернатора и уподоблять его российскому президенту, но аналогия напрашивается сама собой. Приход Александра Хлопонина значил для политической ситуации в крае то же самое, что приход Владимира Путина для Федерации. Как-то сами собой затухли разрушительные и разорительные "междоусобные войны", начала складываться совместная конструктивная работа разных ветвей власти.

Однако были в крае положительные примеры такого сотрудничества и до Хлопонина. Самый яркий из них - это совместная работа администрации Красноярска и городского Совета. Четыре года назад на выборах в городской представительный орган победили сторонники мэра Петра Пимашкова. Это положило начало конструктивному взаимодействию и слаженной совместной работе чиновников администрации и депутатов. И хотя и в городском парламенте порой наблюдались отдельные политические демарши, позитивная тенденция была налицо. Реальной работы стало в разы больше.

Главный признак того, что работа власти в миллионном мегаполисе строилась по правильному принципу, стала работа на перспективу. Приняты план социально-экономического развития Красноярска до 2010 года и генеральный план развития города до 2020 года. Ни один другой город в Сибири не может похвастать ничем подобным.

Конечно, не стоит лить елей на голову красноярского мэра и красноярских депутатов и петь им дифирамбы. Тем более, что все знают: проблем в Красноярске остается хоть отбавляй. Собственно, этого никто и не отрицает. Важно другое: политическая ситуация в городе абсолютно здоровая, что создает необходимые условия для их решения.

А работы новому составу Горсовета, который будет избран вместе с президентом 14 марта, предстоит немало. Помимо традиционной верстки бюджета города, что само по себе достаточно трудоемко и требует постоянного "бодания" с краем за деньги для его столицы, Красноярск ждет реформа органов местного самоуправления и медицинская реформа, которые спускает нам федеральный центр. Да и в жилищно-коммунальной сфере предстоит продолжать начатое, повышать ответственность и качество услуг, ремонтировать и менять сети и коммуникации...

Ну и потом, принятые перспективные планы развития - это, конечно, хорошо. Но кому-то нужно эти планы и реализовывать. И здесь, чтобы не пришлось начинать все заново, крайне важно не потерять преемственность в работе представительного органа. И второй момент - необходимо сохранить ту горизонталь власти, тот дух единства и конструктивной работы, который до того был присущ разным ветвям красноярской власти, не допустить того, чтобы в работу городского Совета вместо созидания пришло политиканство.

Удастся ли красноярцам сохранить то позитивное, что было достигнуто, будет ли новый состав Горсовета таким же работоспособным, как и прежний? Уже 15 марта мы это узнаем...

"Новая пила и пилит по-новому".

("Красноярский рабочий", 11.03.04)

Вчерашняя пресс-конференция заместителя губернатора края Андрея Гнездилова была посвящена первым шагам на пути реализации концепции развития лесной отрасли региона.

К 17 марта планируется создать совет отрасли, а к концу апреля должно быть принято постановление о дифференциации арендной платы для разных категорий лесозаготовителей. Главным критерием при определении ставок станет глубина переработки древесины. Кроме того, через две недели намечено провести конкурс на аренду участков для вырубки леса в Енисейском, Мотыгинском и Богучанском районах. На конкурсе будет апробирована новая модель договора аренды, в отличие от прошлых лет учитывающая интересы государства. Причем добросовестные лесопользователи могут рассчитывать на срок договора вплоть до 49 лет.

"По списку "северян".

("Городские новости", 11.03.04)

Ректор Красноярского государственного педагогического университета Николай Дроздов получил удостоверение депутата Законодательного собрания края. Он занял место Валерия Мельникова, с которого 2 марта на сессии ЗС были сняты депутатские полномочия.

Дроздов на выборах в Заксобрание шел вторым в списке "Северной партии". А потому крайизбирком принял решение отдать депутатский мандат ему.

"Проездное заседание".

("Известия-Красноярск", 11.03.04, Александр Брент)

Владимир Путин определяет энергетическую политику страны на местах.

Чем дальше от нас визит президента, тем более разделяются политическая и экономическая составляющие его поездки. Первая, предвыборная часть, вероятнее всего, так и останется в памяти народной разговорами со студентами и броском в Овсянку; стоит напомнить, что и визит ВВП 2002 года при Александре Лебеде завершился, по существу дела, ничем. Детский дом и рабочие цеха "Норильского никеля" в марте двухлетней давности вряд ли более значимы, чем, например, вологодская ферма или Северный морской флот. А вот крупнейшие энергостанции России, которых нет нигде, кроме как в Сибири, - совершенно иное дело.

Экономическая основа поездки Путина, как сообщалось официальными масс-медиа и до, и во время, и после визита, - две несуществующие станции, Богучанская и Сосновоборская. Они существуют пока только в форме неких проектов и, как уже писали "Известия-Красноярск", стоят, соответственно, 2 миллиарда и 140 миллионов долларов. За ангарскую гидростанцию борются несколько ведущих финансово-промышленных групп, в том числе, возможно, претендентами на инвестиции станут "Норильский никель" и "Русский алюминий", а находится стройка в отдаленных таежных депрессивных районах. Что касается будущей ТЭЦ под Красноярском, для которой мы ожидаем капитальных вложений от американцев в обмен на остановку ядерного реактора, - она интересна прежде всего тем, что применительно к ней уже планируются новые рабочие места, реанимация социальных узлов и прочее. Иными словами, обе строящиеся централи оказываются в центре высшего государственного внимания как модели восстановления страны.

Важно то, что после отъезда президента практически никто не сообщил о каких-то реальных результатах "рабочего совещания в администрации края" по поводу БГЭС и СТЭЦ. Говорилось все больше о достижениях нашего региона, о межбюджетных отношениях, а также темпах роста экономики, которые, как оказалось, несколько ниже, чем в среднем по стране. Вместе с тем представить себе фигуру умолчания - мол, Путин приехал сюда и ни словом не обмолвился о крупнейших долгостроях Российской Федерации - также невозможно. Все дело в том, что Богучанская станция объединяет вокруг себя болевые точки экономики, политики и социальной сферы, свойственные всем добывающим районам страны. А именно: рядом находится целый город, Кодинск, который смело можно назвать островом безработных. Ни одно предприятие города не работает с прибылью или остановлено вообще (кроме республики заключенных К-100). Хиреют транспортные пути, постепенно рушатся объекты социальной сферы, в то время как государственный бюджет вынужден дотировать огромные средства в жизнеобеспечение Кодинска. Фактически инвестиции в ГЭС идут уже сейчас, но без каких бы то ни было гарантий возврата. Если какой-либо ФПГ удастся взять на себя ответственность за дальнейшее развитие этого узла, гибкая политика исполнительной власти получит сильный импульс. И тогда, например, можно будет перейти к текстильным, химическим, агроперерабатывающим центрам. Приезд Путина показал самое слабое звено цепи: остальное, как говорится, дело техники.

Похожая ситуация и в Сосновоборске. Это тоже город безработных, впрочем, находящийся рядом Красноярск слегка амортизирует положение дел. Но в сфере интересов государственных мужей имеется не только он, но и многотысячный Железногорск, символизирующий стратегию России как плутониевый производитель. Трудно предположить, что Соединенные Штаты дадут нам 140 миллионов долларов на то, чтобы мы продолжали развивать оборонную промышленность. Поэтому, вероятнее всего, визит Путина в данном случае служит некоей демонстрацией в том смысле, что президент НЕ поехал в "девятку": такой пиаровский ход более всего похож на неукоснительное выполнение обязательств России перед Штатами. Решение в Кремле принято, ждем средств, и лишний раз выступать перед учеными и заводчанами Железногорска не следует.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Говоря о взаимодействии краевых властей с финансово-промышленными группами, работающими на территории края, Александр Хлопонин напомнил, что в течение 2003 года был подписан ряд соглашений, в соответствии с которыми ФПГ сейчас ведут свою деятельность.

Губернатор отметил: на сегодняшний день социальные обязательства ФПГ перед краем выполняют практически полностью. В соответствии с подписанными соглашениями прирост поступлений налоговых платежей ОАО "РУСАЛ" к уровню 2002 года составил 13%. В декабре 2003 года осуществлены налоговые платежи ОАО "Евразхолдинг" на сумму 23,2 миллиона рублей, в том числе в краевой бюджет -9,2 миллиона. Платежи филиалов ОАО "СУЭК" в консолидированный бюджет края по сравнению с 2002 годом увеличились на 102 миллиона рублей. В 2003 году с опережением графиков реструктуризации уплачены в консолидированный бюджет налоги в сумме 98 миллионов рублей, в том числе в краевой бюджет - 38 миллионов. От РАО "ЕЭС России" в консолидированном бюджете края на 2003 год на погашение задолженности местных бюджетов была предусмотрена сумма 191250,0 тысячи рублей, в том числе - в бюджете города Красноярска 113750 тысяч рублей.