США должны принять все меры для противодействия настоящей угрозе своей национальной безопасности — кибератакам. Помимо прочих мер, нужно сделать так, чтобы такая деятельность стала табу, каким после Первой мировой войны стало химическое оружие, пишет Фарид Закария в статье для The Washington Post.

На этой неделе, отмечает автор, можно было стать свидетелем красноречивого примера страны, ведущей последнюю войну. Администрация Трампа посвятила огромное число сил и политического капитала для создания временного запрета на въезд в США граждан шести стран, в которых проживает исламское большинство. При этом, отмечает автор, не одни из граждан этих не совершил за последние четыре десятилетия против США не единого теракта. При этом реакция Белого дома на массированный слив секретных документов со стороны WikiLeaks, который может нанести удар по безопасности США, ограничилась обещанием наказать виновных.

Читайте также: WikiLeaks вовсю подыгрывает новой администрации — The Foreign Policy

При этом публикации WikiLeaks направлены на вскрытие и подрыв тайных операций, проводимых против любого противника Вашингтона, в том числе России, Китая и ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) или «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Члены WikiLeaks утверждают, что их цель состоит в обличении и подрыве централизованной власти, однако ни разу эта организация не опубликовала чего бы то ни было об операциях разведки или внутренней политике России или Китая — «диктаторских режимов», обладающих мощными структурами киберразведки. Действительно США, которые обладают более мощными чем какая-либо другая страна инструментами демократического контроля за спецслужбами, стали предметом нездорового интереса WikiLeaks.

С тем пор как правительство Северной Кореи совершило взлом серверов компании Sony Pictures Entertainment в 2014 году, многие эксперты разведывательных структур США предупреждали, что сложилась крайне нестабильная ситуация. По словам главы АНБ Майкла Роджерса, у США нет адекватных сил сдерживания против кибератак. Целый ряд американских специалистов высказались за создание потенциала, достаточного для сдерживания будущих угроз.

Однако киберпространство — вещь довольно сложная, и старые правила могут не возыметь нужного эффекта в нем. Параллель, которую часто проводят, — ядерное оружие. Утверждается, что в начале холодной войны новая категория оружия привела к появлению доктрины сдерживания, которая, в свою очередь, привела к переговорам о контроле за вооружением и другим механизмам для создания стабильных и предсказуемых отношений между ядерными державами мира.

Однако в киберпространстве такой подход не сработает. Во-первых, целью ядерного сдерживания было полное недопущение даже единичного применения этого оружия. Однако кибератаки происходят повсеместно. Так, Департамент обороны сообщает о том, что на ведомство в день совершается до 10 млн нападений.

Во-вторых, существует проблема того, чтобы определить источники нападения. Так, если ракеты имеют «обратный адрес», то компьютерный вирус часто такой информации не предоставляет, поэтому-то, отмечает автор, российскому правительству так легко отрицать любые действия против Национального комитета Демократической партии США.

По мнению экспертов, существует четыре способа противодействия кибератакам. Во-первых, наказание, которое включает в себя ответные удары. Хотя такой шаг обладает своей эффективностью, противостояние сторон может выйти из-под контроля.

Во-вторых, противодействие, которое заключается в нанесении ущерба экономике страны-агрессора в ответ на удар по США. Однако у такого подхода есть и ограничения, поскольку напасть на США можно и тайно, что недавно, считает автор, и продемонстрировали Россия и КНР. Более того, возможность противодействия не остановит такие группировки, как ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и даже WikiLeaks.

В-третьих, США могут пойти на создание более серьезных мер защиты, не ограничивающихся только правительственными сетями. Благодаря нормативным мерам и информированию может получиться подтолкнуть частный сектор к тому, что он следовал простым правилам «кибергигиены».

Наконец, эксперты выступают за то, чтобы некоторые формы кибервойны стали табу по принципу химического оружия, запрещение которого было закреплено в международном праве после Первой мировой войны, а также ядерного оружия, использования которого избегают не одно десятилетия. В рамках этого подхода можно надеяться, что хотя бы некоторые цели будут считаться неприемлемыми для кибератак, в частности, исключительно гражданское оборудование.

Несомненно, заключает автор, разработка таким мер потребует многосторонних переговоров, международных форумов, правил и институтов, каждый из которых администрация Трамп считает признаком глобализма. По меньшей мере, Трамп прилагает усилия к тому, чтобы «туристы» из Йемена не могли въехать в США.