Раздел Косово и Однопартийная система в рамках министерства: Сербия 16-22 февраля 2004
Правительство
Сербия по всей видимости наконец-то получит правительство. На этой неделе три партии тнз. демократического блока (Демократическая партия Сербии, "Г17 плюс" и коалиция Сербского движения обновления и Новой Сербии) окончательно договорились о распределении министерств в будущем правительстве. Это будет правительство меньшинства, возглавляемое В. Коштуницей и опирающееся на парламентскую поддержку социалистов Милошевича. Правительство будет иметь премьер-министра, вице-премьера (этот пост будет занимать лидер "Г17 плюс" М. Лабус) и 17 министров. Формирование правительства Сербии ожидается в конце следующей недели. (Блиц, Данас, Дневник, Глас јавности, Политика, Вечерње новости, 20.2.2004; 21.2.2004). Лидер Сербского движения обновления Вук Драшкович - который долго сопротивлялся сотрудничеству с социалистами Милошевича, но наконец согласился на их поддержку: как это с юмором объяснили "Вечерње новости", "Вуку не хочется, но это нужно" (Вечерње новости, 16.2.2004) - будет, по всей видимости, занимать пост министра иностранных дел Сербии и Черногории (Данас, 21.2.2004). Помимо того факта, что правительство все-таки будет сформировано и новых выборов не будет, внимание прессы привлекло решение лидеров партий коалиции, что каждое из министерств будет под контролем только одной из партии, члени которой будут назначены министрами. Таким образом каждая партия будет "самостоятельно руководить "своим" министерством" Некоторые аналитики такое решение оценивают как "введение однопартийной системы в рамках одного министерства". (Данас, 21.2.2004) Вот таким итогом кончились переговоры, продлившиеся почти два месяцев. Насколько в обществе ожидалось хоть какое решение, свидельствует заглавие в газете "Блиц" "Сговорились!" (20.2.2004) или комментарий в газете "Данас": "Повороты в кульминациях на политической арене Сербии подобны, по словам одного из аналитиков, бразильскому сериалу, так что формирование правительства воспринимается как постоянная неизвестность, кончится ли брак между главными героями счастливо, поскольку они сталкиваются с невероятными сплетнями, неожиданными опасностями и злыми противниками". (16.2.2004)
Но такой итог ничем не успокоил всех, кто в течение переговоров задавался вопросами на счет прочности достигнутых договоров, ожидаемой нестабильности и недолговечности будущего правительства и высказывал озабоченность по поводу сотрудничества с социалистами Милошевича, его экономической политики, уже достигнутых положительных результатов реформ в обществе, экономике и т. д. Насколько прочным и долговечным будет новое правительство В. Коштуницы, имея в виду тот, факт что оно будет сотрудничать с Социалистической партией Сербии Слободана Милошевича. Один из ведущих политологов Владимир Гоати обратил внимание на возможные и ожидаемые разногласия в будущем правительстве: "Нужно несколько чудес подряд, чтобы правительство меньшинства функционировало, а чудеса редко случаются. Задумайтесь, что совместного может предоставить это правительство в отношениях с Черногорией, положении Воеводины, сотрудничестве с Гаагским трибуналом, приватизации. Думаю, что правительство будет поприщем огромных напряжений и борьбы интересов, и, пока существуют такие противостоящие концепции, итогом, как правило, становится инерция. Последствием этих разногласий будет трудное движение вперед, и это в ситуации, когда Сербии нужно энергично продолжать процесс реформ, которые, правда, не являются идеальными, но не отстают от результатов реформ вокруг". (Данас, 16.2.2004) А профессор юридического факультета Й. Тркуля подчеркнул: "Милошевич поставил столпы своего авторитарного режима очень глубоко, и 6 октября (2000 г. - ред.) началось не преобразование системы, а еще не законченная "борьба" Воислава Коштуницы и Зорана Джинджича за обладание властью - за монополию в финансах, государственным и идеологическим аппаратом власти, силовыми структурами, т. е. после 5 октября во власть пришла оппозиция с "ненадежными лидерами". А новое правительство Сербии будет, по всей видимости, очень кратким, поскольку можно ожидать столкновения интересов между партиями, создающими коалицию". (Дневник, Глас јавности, 17.2.2004) А политический аналитик Т. Кресович перечислил возможные причины будущих недоразумений: "Самые большими испытаниями станут принятие бюджета и координация позиций по Гаагскому трибуналу". (Глас јавности, 20.2.2004)
Обозреватель журнала "Време" С. Церович в статье под заглавием "Маленькое правительство" попробовал сравнить приходящее и уходящее правительство: "На днях мы получим новое правительство, и человеку просто неприятно, насколько от правительства никто ничего не ждет. Нам нужно было смотреть на новое правительство, если не как на рождение или свадьбу, то хотя бы с добрыми надеждами и желаниями, подобно проводам в длительное путешествие. Но это зрелище выглядит словно будто пассажиры сами говорят: "мы недалеко, только за угол и сразу вернемся". Громаднейшим событием является уход старого правительства, которое сформировал еще Джинджич и которое демонстрировало самые высокие амбиции, которое попробовало изменить и ускорить движение истории, преобразовать национальную судьбу и провозгласить триумф модернизации и европеизации. Уход этого правительства оставляет открытым вопрос, реализован ли этот проект или только прерван или даже брошен, а его результаты вычеркнуты". (Време, 19.2.2004)
Мнение Запада
Факт, что будущее правительство будет опираться на поддержку социалистов Милошевича, привлек внимание иностранных политиков намного больше, чем догадки о его прочности. Они, хоть и сдержано, но все-таки открыто высказывали свое отрицательное отношение к возможности возврата влияния Милошевича на политику Сербии. Первоначально они открыто требовали от всех лидеров демократического блока "проглотить" свои разногласия и совместно сформировать правительство. (Економист магазин, 16.2.2004) Когда стало ясно, что этого не случится, они стали более или менее открыто критиковать саму идею заручиться поддержкой социалистов Милошевича. Х. Солана высказался, что Евросоюз очень озабочен новостями о возможном формировании сербского правительства при поддержке социалистов Милошевича и добавил, что "такое правительство будет сталкиваться с громадными проблемами в экономическом и политическом отношениях с международным сообществом". (Блиц, 17.2.2004) Аналитики сразу заметили, что заявление Соланы отражает мнение Запада о том, что такое правительство будет "шагом назад для Сербии". (Глас јавности, 18.2.2004) Со своей стороны, В. Монтгомери, уходящий посол США в Белграде заявил, что "Отношения Вашингтона с Белградом будут зависеть от готовности нового правительства Сербии продолжить уже начатые реформы и принимать непростые решения, необходимые для продолжения реформ". Одновременно он добавил, что "поддержка социалистов новому правительству во многом затруднит принятие ключевых решенний, а первым испытанием для нового правительства будет сотрудничество с Гаагским трибуналом". (Глас јавности, 20.2.2004) Правда, в конце недели Евросоюз, вопреки тому, что выразил свою озабоченность ситуацией в Белграде, официально заявил, что пока не собирается вводить санкции против Сербии, а "о новом правительстве будут судит на основе того, что будет делаться в построении экономических и политических основ сотрудничества с Евросоюзом". (Глас јавности, Политика, 21.2.2004)
К этой, более сдержанной, реакции Евросоюза можно добавить и реакции из США, которые последовали на самом конце недели. Так Рефи Григорян, директор Отдела Боснии и Герцеговины Госдепартамента США оценил, что "США ожидают от власти в Белграде продолжения демократических реформ и соблюдения международных обязательств, урегулированных Дейтонскими соглашениями (о положении в Боснии), а вопрос сотрудничества с Гаагским трибуналом является одним из ключевых условий европейской интеграции Сербии. Вопросы сотрудничества официального Белграда с Гаагским трибуналом и поимка всех обвиненных в военных преступлениях имеют огромную важность", "факт что Воислав Коштуница опирается на поддержку партии Слободана Милошевича ироничен, а оценку этого оставим пока при себе. Но нельзя не поймать самых важных обвиняемых в военных преступлениях чтобы вообще идти дальше". Одновременно, один из директоров американского Института мира, Даниел Сервер считает, что "Вашингтон не будет сразу отрицательно относится к новому коалиционному правительству в Сербии, но Белград точно не получит финансовой поддержки США, если не передаст обвиняемых, разыскиваемых Гаагским трибуналом". (Политика, 22.2.2004)
Глядя на реакции сербских политиков, кажется, что они мало обращают внимания на мнение Запада или политические поступки западных лидеров, которые напрямую демонстрируют уже случившиеся перемены в отношении к Сербии, как например решение Хавьера Соланы посетить официальным визитом только Косово, но не Белград. (Политика, 20.2.2004) Но давление на Сербию, прежде всего через Гаагский трибунал, может в конечном счете оказаться и контрпродуктивным: как заметил один из аналитиков, комментируя заявление Карлы дель Понте, что Караджич и Младич находятся в Белграде: "Дель Понте, по всей видимости, не смирится пока в Белграде окончательно не появится крайне правое правительство, которое вообще сотрудничать с ней не захочет". (Време, 19.2.2004)
Сепаратизм
Все, что происходило и происходит вокруг формирования нового сербского правительства, отрицательно отражается на внутриполитической обстановке в Сербии и совместном содружестве с Черногорией. Во автономной области Веоводина все сильнее проявляются сепаратистские тенденции. Так парламент области принял к рассмотрению варианты гимна (гимн Евросоюза, "Ода к радости" Бетховена) и флага (комбинация сербского и флага Евросоюза), которые должны показывать "символическую связь Воеводини с Сербией, Европой и Евросоюзом и показывать европейское направление Воеводины". (Дневник, 18.2.2004) А парламент области принял и решение об формировании Академии наук и искусств Воеводины (в свое время, до 1991 года, Академия наук Воеводины существовала самостоятельно и как часть Сербской академии наук, но с тех пор решением правительства Милошевича Академия наук Воеводины перестала быть самостоятельной организацией, став только частью Сербской академии, организационно и материально, т. е. отделом Сербской академии наук в Новом Саде). (Дневник, 20.2.2004) Конечно, можно ожидать, что она не будет полностью "в любви" с Сербской академии наук.
Несколько партий и неправительственных организаций Воеводины приняла решение в следующие выходные организовать "Конвенцию Воеводини" в г. Субботица, с целью принятия документа "Субботицкая инициатива" "который должен выразить новую стратегию обеспечения полной автономии Воеводины, позволяющей формирование законодательной, исполнительной и судебной власти и на будущих выборах формирование единственной коалиции". На эту конвенцию организаторы пригласили, помимо партий, дипломатических представителей США и стран Евросоюза, соседних государств (Венгрия), и республик прежней Югославии. (Дневник, 19.2.2004)
Ситуация вокруг Косово все более обостряется, а область все более открыто стремится к независимости. Пока представитель сербского правительства Н. Чович и Х. Холкери достигли договоренности что диалог Белграда и Приштины будет продолжен в начале марта, впервые в прессе Косово появилась информация, что в дипломатических кругах существуют идеи разделения Косово на сербскую и албанскую часть. Согласно этой информации, которую своим читателям, привыкшим к идее независимого Косово (и это как минимум), презентовала пресса Косово (как и можно было ожидать по албанским источникам), американские сторонники этой идеи настаивают, что албанцам должно быт предоставлено 80%, а Сербам 20% территории Косово, а пока русские сторонники идеи настаивают, что сербам должно достаться 30%, а албанцам 70% территории Косово. (Глас јавности, Политика, 17.2.2004) Но продолжение переговоров или идеи разделения Косово никоим образом не влияют на положение сербов в Косово. Убийства продолжаются. Двое молодых сербов Милияна Маркович и Златомир Костич были убиты в своей автомашине неизвестными албанцами близ г. Липлян на Косово. Это 21-я и 22-я сербская жертва только в этом месте со времени, когда НАТО пришла охранять здесь мир в 1999 году. Как и можно было ожидать, это вызвало резко отрицательную реакцию сербов и никакой реакции албанцев. Со своей стороны, представители международного сообщества, осудили происшедшее но этим пока все и ограничилось. (Дневник, Глас јавности, Вечерње новости, 21.2.2004)
Помимо этого, потихоньку обостряются и отношения с Черногорией. На этой неделе, например, Б. Граховац, советник черногорского премьер-министра, поднял вопрос: нужна ли армии служба разведки. Он высказал мнение, что надо упразднить Агентство военной безопасности и Военно-разведывательную службу армии Сербии и Черногории, ибо они "не подчинены достаточному контролю". (Данас, 16.2.2004) На такую оценку советника черногорского премьер-министра отреагировали аналитики, задаваясь вопросом: какую именно армию советник Джукановича имел в виду как образец, поскольку "все армии в мире имеют разведывательные службы". (Глас јавности, 19.2.2004) На более высоком уровне к вопросам по поводу будущего армии, на этой неделе еще раз присоединился и вопрос о возможном участии армии Сербии и Черногории в структурах НАТО. Как заметил журналист журнала Blicnews в статье под заглавием "Через Румынию в НАТО", этот вопрос возник в ходе подготовки к совместным военным учениям армии Сербии и Черногории и Румынии, намеченных на 27 мая 2004 на Дунае, под символическим названием "Синая дорога" (Blue Road 2004). (Blicnews, 18.2.2004) Но почти мгновенно последовала реакция официального Запада. Она косвенно связана и с ситуацией в Сербии вокруг формирования правительства. Так генсек НАТО Яaп де Хооп Схефер, заявил что "главное препятствие Сербии и Черногории на пути в НАТО, представляют Радован Караджич и Ратко Младич" и что, если Сербия и Черногория тяготеют к сотрудничеству с НАТО, они "должны сотрудничать с Гаагским трибуналом". (Глас јавности, 21.2.2004)
В начале недели британская газета "Санди таймс" сообщила, что США и Великобритания выделили несколько миллионов долларов на подкуп личной охраны Радована Караджича, и уже потрачено несколько сот тысяч долларов на взятки, которые привели к поимке Ж. Янковича, подозреваемого в том, что он работал охранником Караджича. (Политика, 16.2.2004)
В конце недели из соседней Македонии поступила информация, что македонские националисты подожгли дом Владыки Иоанна, главы Охридской архиепископии и Сербской православной церкви в Македонии. (Глас јавности, 21.2.2004)
Экономика
Политическая обстановка вокруг формирования правительства во многом отодвинула экономические вопросы на второй план. А экономические данные показывают, что над Сербией собираются тучи. Один из аналитиков оценивает ситуацию следующими словами: "Моя жизнь протекает в стране, территория которой не понятна. Эта страна кажется духовно намного более разрушенной, чем сама готова себе в этом признаться. Унижение и оскорбление изнутри и извне - наша ситуация кажется еще хуже, чем мы сами готовы себе в этом признаться". (Глас јавности, 18.2.2004) Но будущее страны во многом зависит именно от экономики. Профицит бюджета в 2003 году не достиг запланированных 570 миллионов динаров (10 миллионов долларов). (Економист, 16.2.2004) А непонятная политическая ситуация в Сербии, которая во многом остановила страну, грозит потерей 143 миллионов долларов кредита Мирового банка. Но утрата этих денег не столь важна, сколь возможность утраты финансовой поддержки Мирового банка. (Blicnews, 18.2.2004)
Еще больше недоверия экономические аналитики демонстрируют к политическим лидерам среди претендентов на министерские посты. Наибольшее сомнение вызывает информация, что лидер "Новой Сербии" В. Илич будет возглавлять министерство, которое займется транспортом, телекоммуникациями, строительством и капитальными инвестициями. Аналитики отказались отвечать на вопрос, "насколько соответствует интересам страны, чтобы один человек и одна институция занимались ключевыми проблемами развития Сербии, добавляя что речь идет о политическом решении и политической уступке, а некоторые из аналитиков отказались комментировать вовсе, не желая использовать ненормативную лексику: "они победили на выборах, пусть делают как умеют"". (Данас, 18.2.2004) Экономист М. Прокопиевич, директор Центра свободного рынка, заявил: "Большинство параметров, которые говорят о достижениях, в этом году будет хуже, чем в 2003 году. Надо будет возвращать внешние долги, а особенно внутренние, достигшие уровня внешних, т. е. 14 миллиардов долларов США, а иностранные инвестиции не останутся на прежнем уровне". (Данас, 20.2.2004)