Ежегодно в Петербурге образовываются 9−10 млн тонн отходов. Такой огромный объем мусора требует от города четкой системы по его сбору, вывозу, переработке и складированию. Кто является главным производителем отходов в Петербурге, куда каждый день уезжают из наших дворов мусоровозы, а также чем грозит петербуржцам «мусорная» реформа 2017 года — в материале корреспондента ИА REGNUM.

WaltiGoehner
Мусор

Кто мусорит больше всех?

По данным комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, за 2015 год население города произвело 1,7 млн тонн отходов потребления. Главный «поставщик» мусора в городе — самый густонаселенный Калининский район, за ним числится 226 тыс. тонн. По 100 тыс. тонн отходов собирается в Кировском, Красносельском, Невском и Центральном районах. Гораздо больше отходов поступает с предприятий — 7,7 тонн, разных классов опасности. Основную массу из них составляют менее опасные отходы IV и V классов, которые можно переработать и получить вторичное сырье.

Некоторые виды отходов производства и потребления могут быть обезврежены на специализированных установках. По плану, в 2015 году Петербург должен был вторично использовать или обезвредить 13,5% своих отходов, но показал результат лучше — 23,4%. Только вот как именно это было сделано, и какие отходы подверглись утилизации или переработке, установить затруднительно. Общий процент является единственным показателем в итоговой статистике городских властей. Таким образом, население не может самостоятельно оценить, как существующая система утилизации отходов влияет на качество их жизни и здоровья.

Недоработки при переработке

Перерабатывающих предприятий в Петербурге насчитывается несколько десятков, они используют в качестве сырья различные виды отходов — полимеры, макулатуру, автомобильные покрышки, текстиль и т.д. Мощности таких заводов недозагружены, и некоторые вынуждены покупать отсортированное на мусорных полигонах вторсырье. Это требует дополнительных вложений на очистку. Качество сырья, получаемого напрямую от населения, гораздо выше, поэтому перерабатывающие предприятия зачастую ставят во дворах и местах отдыха свои контейнеры или же закупают раздельно собранные отходы у заготовительных компаний, которые по своей инициативе развивают эту систему.

По официальным данным, раздельный сбор ведется только в пяти из 18-ти районов Санкт-Петербурга. Из уже названных 1,7 млн тонн отходов потребления только 382 тонны было собрано раздельным способом в прошлом году. Продвижению технологии мешает то, что рыночные цены на вторсырье нестабильны, рассказала корреспонденту ИА REGNUM активист общественной организации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. Часто управляющие жилыми домами компании считают селективный сбор мусора невыгодным и не соглашаются его внедрять.

В то же время некоторые полигоны размещения ТБО, куда поступают отходы Петербурга, почти достигли максимума своей вместимости. Это «Новый Свет — Эко» в Гатчинском районе и полигон в п. Новоселки Выборгского района. Выделение новых территорий под непрерывно поступающие отходы в ближайшие годы нигде не запланировано. Получается парадокс: заводам по переработке мусора не хватает сырья, а место под неотсортированные отходы, из которых сырье можно выделить, уже заканчивается.

Мусорная реформа

С 1 января 2017 года в России должна заработать новая система по обращению с мусором. Термин «Твердые бытовые отходы» (ТБО) будет заменен на «Твердые коммунальные отходы» (ТКО), потому что услуга по их удалению станет коммунальной, а не жилищной. В платежных квитанциях появится новая строка: «Сбор и вывоз мусора». Сумма будет рассчитана не по площади квартиры, как раньше, а по числу проживающих в ней людей.

Вывоз и утилизация мусора станут обязанностью выбранных региональных операторов. В Петербурге их будет два: один будет отвечать за ТКО северной части города, второй — за отходы южной части. Компании, претендующие на это звание, должны быть российскими и иметь лицензии на работу с отходами. С победителями конкурсов субъекты РФ заключат договоры на десять лет. Операторы станут своего рода генподрядчиками и будут отвечать за все этапы деятельности с отходами в том или ином регионе. Сейчас документация для проведения конкурса готовится практически в каждом субъекте Федерации.

Первый шаг к новой системе

За изменение системы обращения с отходами в Петербурге отвечают четыре ведомства: комитет по благоустройству, комитет по тарифам, жилищный и природоохранный комитеты. Комитет по благоустройству уже проделал большую часть своей работы — создал территориальную схему по обращению с отходами.

«Документ в тысячу страниц потребовал титанических трудов, — рассказал корреспонденту ИА REGNUM зампредседателя комитета Кирилл Пащенко. — Он включает местонахождение источников образования отходов на территории города, среднее число образующихся отходов, объемы и места их накопления, графическое отображение движения отходов». В дальнейшем с помощью этой схемы будет установлен норматив накопления отходов на каждого человека, предельные тарифы для операторов на вывоз и утилизацию.

С проектом петербургской схемы ознакомились профильные общественные организации. Гринпис считает проект не проработанным, так как в нем не указаны перспективы развития системы обращения с городскими отходами. В комитете по благоустройству корреспонденту ИА REGNUM объяснили, что территориальная схема и не должна содержать дальнейших инструкций: согласно законодательству, она является отправной точкой для развития системы обращения с отходами. Подробный план действий будет прописан в будущей региональной программе.

Мусор уменьшается делением

Но даже если проект территориальной схемы должен отражать только существующие процессы, в полном объеме он с этой задачей не справляется, считают экологические активисты. «Петербургская схема сообщает далеко не обо всех предприятиях, самостоятельно ведущих селективный сбор мусора. Всё из-за того, что сведения были собраны только с казенных организаций, которыми практика раздельного сбора в Петербурге не исчерпывается», — считает активист организации «РазДельный сбор Анна Гаркуша. Также она отмечает, что в документе отсутствует информация о точках размещения селективных накопителей.

«РазДельный сбор» сотрудничает с комитетом по благоустройству, доказывая необходимость внедрения системы селективного сбора вторсырья. Активисты считают, что развитие локальных проектов по Петербургу докажет, что горожане готовы к сортировке и будут соблюдать правила раздельного сбора, если он будет введен законодательно. Анна Гаркуша отметила также важность экспертного участия в разработке региональной программы обращения с отходами. Однако пока официального приглашения на этот счет не прозвучало.

Как заявляет комитет по благоустройству, разработка региональной программы по обращению с отходами начнется в 2017 году. Этот документ должен стать основной инструкцией для регионального оператора, который, по закону, приступает к своим обязанностям с 1 января, а значит еще до появления программы. Такая нелогичная ситуация возникла из-за не скоординированных действий федеральных ведомств, разрабатывающих подзаконные акты.

Тарифный туман

Увеличится ли плата за вывоз мусора после внедрения новой системы, пока непонятно. Размер платы за указанные услуги для каждого конкретного абонента будет установлен региональным оператором в зависимости от двух значений. Первое — нормативы накопления отходов в месяц. Их определением занимается межведомственная рабочая группа, в которую входят представители всех четырех комитетов. Второе условие — тариф регионального оператора, предельное значение которого установит городской комитет по тарифам.

«В настоящий момент на федеральном уровне не создана необходимая нормативно-правовая база, в том числе не утверждены методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО», — сообщила ИА REGNUM зампредседателя комитета по тарифам Ирина Бугославская. При этом она напомнила, что, по закону, утверждение единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга должно произойти не позднее 1 января 2017 года.

Читайте также: Чтобы не утонуть в мусоре, России нужны не «акции», а система сбора отходов

…Санкт-Петербургу предстоит не только внести изменения в список и стоимость коммунальных услуг, связанных с оборотом мусора, но и выбрать стратегию дальнейшего обращения с отходами. Региональные операторы должны знать, будет ли внедрена система раздельного сбора и задействованы все мощности перерабатывающих заводов или же власти города и области выделят территории под новые полигоны ТКО. Разработчикам региональной программы нужно определить вектор движения, и тогда на вопрос, куда исчезает мусор Петербурга, появится четкий ответ.