Революционный сын «Мира искусств»

Константин Андреевич Сомов. Портрет Е.Е.Лансере. 1907
Константин Андреевич Сомов. Портрет Е.Е.Лансере. 1907

Евгений Евгеньевич Лансере родился 4 сентября (23 августа — по старому стилю) 1875 года, в Павловске, в семье талантливого скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере (1848—1886), известного своими миниатюрными бронзовыми конными композициями.

Борис Кустодиев. Портрет Е. Е. Лансере. 1913
Борис Кустодиев. Портрет Е. Е. Лансере. 1913

В семье Евгения Александровича называют Лансере-1, а Евгения Евгеньевича — Лансере-II, есть там и Лансере-III и Лансере IV, так как всех детей принято называть Евгениями. И все они занимаются искусством.

Евгений Александрович Лансере был правнуком французского офицера наполеоновской армии Поля Лансере, оставшегося в России после войны с Наполеоном, сначала — раненым пленным, потом — полноправным гражданином, женившимся на выходившей его немке Ольге Карловне фон Таубе.

Фамилию эту можно перевести с французского, как Копьев. Однако существуют и другие варианты. «Значение самой фамилии (Лансере) можно истолковать, как «приближенный к солнцу» или «приближенный к королю», «оруженосец светила» и т. д. (leons — копье, ry — солнце, лучи солнца)», — пишет Евгений Лансере (IV) — праправнук Лансере в своей статье, посвященной знаменитым предкам. «Возможно, что это псевдоним, под которым французский офицер скрывался от правления Наполеона. На сегодняшний день не удалось найти никаких «следов» этой фамилии в самой Франции до того, как она появилась в России».

Евгений Евгеньевич Лансере. Средневековый город. 1907
Евгений Евгеньевич Лансере. Средневековый город. 1907

Прадедом Евгения Лансере по матери был Альберт Кавос — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры, строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге.

Итак, в 1815 году у Поля и Ольги Лансере родился сын — Людвиг-Александр Лансере, в 14 лет отданный в корпус инженеров путей сообщения. А в 30 лет, женившийся на Элеоноре Антоновне Яхимовской.

Вскоре после женитьбы он стал полицмейстером судоходства на реке Цне, затем его повысили в чине до майора и отправили служить в седьмой округ путей сообщения.

Евгений Евгеньевич Лансере. Прогулка на молу. 1908
Евгений Евгеньевич Лансере. Прогулка на молу. 1908

12 августа 1849 года в Моршанске в семье родился Евгений-Болеслав-Волдемар Лансере-младший, то есть, Евгений Лансере I — будущий прославленный скульптор-анималист, днями и ночами пропадавший на конюшне и в кузнице, делавший зарисовки и модели для отлива лошадей. А через 7 лет умерла его мать Ольга Лансере.

Евгений Александрович Лансере. Скульптура. Литье. Бронза. Чеканка
Евгений Александрович Лансере. Скульптура. Литье. Бронза. Чеканка

Евгений Александрович Лансере закончил юридический факультет, а в искусстве, которым и во время учебы продолжал заниматься, так и остался самородком-самоучкой. Его талант еще в детстве высоко оценивали Айвазовский и Клодт и отсоветовали его отцу отдавать мальчика в Академию Художеств, чтобы «не испортить талант классическими канонами».

Евгений Лансере в поисках натуры много путешествовал по Кавказу и Средней Азии, изучал породы лошадей, затем женился на талантливой художнице-графике Екатерине Бенуа, дочери главного архитектора Петергофа — Александра Бенуа, сына бежавшего из Франции от революции повара-кондитера Луи (Леонтия) Бенуа, ставшего главным кондитером при дворе Екатерины II.

Евгений Евгеньевич Лансре. Кавказ
Евгений Евгеньевич Лансре. Кавказ

Евгений Александрович Лансере — автор более 400 бронзовых скульптур, изображающих людей и животных, в основном, лошадей, которые так и остались главной страстью его жизни. Среди них: «Амазонка на коне», «Лошадь ажурная», «Ловля дикой лошади», «Юнкер Николаевского кавалерийского училища», «Кабардинский табун», «Араб со львятами», «Отъезжающая тройка», «Прощание казака с казачкой».

Несколько гениальных работ Евгения Александровича Лансере выставлены в главном здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10), в том же зале, что и картины Виктора Михайловича Васнецова.

Если вы посетите Третьяковку, обязательно обратите внимание на расположенную в центре «васнецовского» зала — бронзовую скульптурную композицию Евгения Лансере «Киргизский косяк на отдыхе». Рядом с «Тремя богатырями», «Тремя царевнами Подземного царства» и портретом крестьянина Ивана Петрова, кисти Виктора Васнецова — также уникальные миниатюрные конные композиции Евгения Александровича Лансере.

Евгений Александрович Лансере. Скульптура .  Литье. Бронза. Чеканка
Евгений Александрович Лансере. Скульптура . Литье. Бронза. Чеканка

К сожалению, скульптор, создавший около 400 произведений в бронзе, и еще сотни рисунков и эскизов, ушел из жизни очень рано — в 38 лет — в самом расцвете признания и супружеского счастья. У него было шестеро детей, ради благополучия которых он работал, пока еще оставались силы, съедаемые чахоткой, и брал все новые заказы.

Евгений Александрович Лансере. Скульптура. Литье. Бронза. Чеканка
Евгений Александрович Лансере. Скульптура. Литье. Бронза. Чеканка

Евгений Александрович Лансере боролся за свою жизнь до конца. Он купил имение в селе Нескучное (между Харьковом и Белгородом). Однако обилие солнца и свежего воздуха не спасло его от прогрессирующего с каждым днем туберкулеза, который — до открытия антибиотиков в ХХ веке — был смертельным приговором.

В это время его сыну — Евгению было 11 лет. А младшей дочери — Зинаиде Лансере (12 декабря 1884 — 19 сентября 1967) — всего 2 года. Позже она вышла замуж за Бориса Серебрякова и прославилась уже, как автор лучших женских портретов ХХ века — Зинаида Серебрякова. Еще один сын Евгения Александровича Лансере — Николай (26 апреля 1879 — 6 мая 1942) стал видным архитектором, педагогом и историком искусства.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909
Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

После смерти Евгения Александровича Лансере его вдова Екатерина с детьми переезжают в дом деда — главного архитектора Петергофа — Николая Леонтьевича Бенуа, который иначе, как «домом Бенуа у Николы Морского» и не называли. Этот трёхэтажный каменный дом располагался на углу Никольской улицы и Екатерингофского проспекта (ныне — ул. Глинки, 15 / просп. Римского-Корсакова, 37 — Прим. Авт.).

В доме Бенуа дети Евгения и Екатерины Лансере — Софья, Екатерина, Мария, Николай, Евгений, Зинаида погружаются в творческую атмосферу, которой была пропитана вся жизнь клана Бенуа. Средний брат матери — Леонид Николаевич Бенуа — также стал знаменитым архитектором, а младший — Александр Николаевич — известным художником и историком искусства, повлиявшим на формирование художественных вкусов целого поколения. Все дети Бенуа прекрасно рисовали.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1930
Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1930

Таким образом, семья Евгения Лансере стала частью «художественного» клана Лансере-Бенуа, в составе которого были 50 талантливых художников, скульпторов, графиков и архитекторов. И судьба Евгения Евгеньевича была предрешена. Он тоже начал изучать искусство.

Евгений Бенуа — младший брат и лидер «Мирискусников»

Евгений Лансере всегда знал, что будет художником, а потому в 17 лет он начал учиться в школе Общества Поощрения Художеств. Из воспоминаний Лансере следует, что особо он выделял двух педагогов — импрессиониста Ивана Францевича Ционглинского и классициста Эрнста Карловича Липгарта.

Евгений Евгеньевич Лансере. Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата.1920
Евгений Евгеньевич Лансере. Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата.1920

После окончания этой школы, он, как и отец, не стал поступать в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге, а решил продолжить обучение в частных академиях Коларосси и Жюлиана в Париже. Там он совершенствовал свою технику под руководством живописца Бенжамена Констана и художника-монументалиста, скульптора, графика и иллюстратора Жана-Поля Лоранса.

В 1898 году Евгений Лансере вернулся в Россию и впервые продемонстрировал публике свои иллюстрации к книге Е. В. Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани"(http://www.library.spbu.ru/bbk/exhibitions/balobanova/ill/elill.php) на «Первой выставке русских и финских художников» в Петербурге, устроенной Сергеем Дягилевым.

Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрации к  книге Е.В. Балабановой «Легенды о старинных замках Британии»
Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрации к книге Е.В. Балабановой «Легенды о старинных замках Британии»

С этого момента началось вхождение Евгения Лансере в объединение «Мир Искусства», организованное братом его матери — Александром Бенуа и его школьными товарищами и друзьями, в том числе, и Львом Бакстом (Розенбергом). «Мирискуссники», общавшиеся с детских лет, объединились в знак протеста чрезвычайного реализма художников-передвижников и консерватизма классической школы.

Сергей Дягилев и Евгений Лансере в начале были для них «сынами полка», как представители младшего поколения, но вскоре разнообразные таланты обоих проявились в полной мере.

Евгений Евгеньевич Лансере. Город
Евгений Евгеньевич Лансере. Город

Евгений Лансере с 1899 года участвовал во всех выставках «Мира искусства», а также — выставках «Союза русских художников». При этом он впитывал в себя то, что обсуждали «мирискуссники» на своих еженедельных встречах, но стремился выработать собственный взгляд на искусство. Он не романтизировал прошлое Санкт-Петербурга, как его старшие товарищи, а искал нечто особенное, даже смешное в его реалиях.

Так в 1905 году он пишет картину «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», изображающую не в меру дородную царскую особу выступающую на фоне раболепствующих придворных, которую Лев Николаевич Толстой метко определил, как «безобразие величия».

Е. Е. Лансере. Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. 1911
Е. Е. Лансере. Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. 1911

В то время Лансере вовсю принимал заказы на иллюстрации к книгам, и у него уже был свой стиль. Каждая виньетка, каждая заглавная буква были отдельным произведением искусства. Он оформлял выпуски журнала «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», делал заставки к повестям Пушкина для издания, выпущенного в свет П. П. Кончаловским (1899).

Лансере также стал одним из авторов сатирического журнала «Жупел», который успел выйти в свет в двух номерах при участии Максима Горького, а затем был закрыт «за оскорбление Его величества».

Редактора «Жупела» — художника Зиновия Гржебина — отправили в ссылку в Тбилиси, а Евгений Лансере предпринял путешествие на Дальний Восток — в поисках правдивой натуры. Революционные события 1905−1906 годов помогли Лансере сформироваться, как сатирическому художнику-графику, далекому от идеализации монархии.

Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого  «Хаджи-Мурат» .  Глава 15. Донесение Воронцова прибыло в Петербург
Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» . Глава 15. Донесение Воронцова прибыло в Петербург

В 1906 году он решил продолжить дело «Жупела» и начал издавать еженедельный иллюстрированный журнал политической антимонархистской сатиры «Адская почта» (вышло всего 3 номера).

В 1909 году он пишет «Корабли времен Петра I» (темпера; Государственный Русский музей;) В 1911 он пишет еще один вариант «Кораблей Петра», который выкупает Третьяковка, в 1913 году — «Пеньковый Буян в Петербурге» (гуашь; Государственная Третьяковская галерея).

Евгений Евгеньевич Лансере. Полтавская битва
Евгений Евгеньевич Лансере. Полтавская битва

Искусствоведы высказывают мнение, что в эти годы Евгений Лансере уже выходит из-под влияния «Мира искусства».

В 1907 году он, совместно с Александром Бенуа делает декорации для пьесы Н. Евреинова «Уличный театр» «Старинного театра». В дальнейшем театральное направление становится одним из его любимых. Вершиной творчества Лансере в этом направлении считаются крутящиеся декорации к пьесе Грибоедова «Горе от ума» для Малого Театра, где в каждом секторе круга изображены комнаты каждого из главных героев.

В 1912 году Евгений Лансере начинает работать над иллюстрациями к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912—1941 гг.) и «Казаки» (1917—1936 гг.). Первое издание «Хаджи-Мурата» вышло с купюрами: цензура вырезала из текста критику Николая Первого и его портрет. Наиболее полная версия вышла уже после революции.

Евгений Евгеньевич Лансере. Шамиль въезжает в Ведено
Евгений Евгеньевич Лансере. Шамиль въезжает в Ведено

В 1912 году Лансере занимает пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества». Он не просто контролирует работу, но и разрабатывает и предлагает свои эскизы.

В 1914—1915 году в жизни Евгения Лансере наступает новая эпоха. Он отправляется корреспондентом-художником на Кавказский фронт.

Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация  к повести Л.Н. Толстого  «Хаджи-Мурат» .  Глава 5. Ранение Авдеева
Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» . Глава 5. Ранение Авдеева

Кавказ как путь к спасению творческой интеллигенции

О жизни Евгения Лансере после Октябрьской революции — существует масса разноречивой информации. Его биографы советского периода стараются всячески преувеличить его неприятие властей дореволюционной России. Однако 1917−1919 годы Лансере провел в Дагестане, а в 1920 сотрудничал, как художник с Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии Деникина (ОСВАГ).

В 1920 году он переехал в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис, где семья Лансере задержалась надолго. Даже после советизации Грузии Лансере решает остаться в Тифлисе.

Евгений Евгеньевич Лансере. В горах
Евгений Евгеньевич Лансере. В горах

Лансере никогда не был лоялен к советской власти, даже в последние годы жизни, когда работал в Москве и был ею обласкан. Это подтверждают и записи в его дневнике. Например: «Что за чудовищная жизнь, насквозь пропитанная злобою, подлостью, ложью. И есть еще идиоты, вроде Моора, воображающие о величии, о великой эпохе! Большинство, конечно, просто сволочь!» (1 июня 1939 года — из трехтомника дневников Е.Е. Лансере изд. в 2009 году).

Сотрудничество Лансере с ОСВАГом ставит в тупик многих его поклонников, впервые узнавших об этом факте. Как художнику удалось выжить при Советах после такого, да еще и продолжить работу в Москве? То ли Деникин не вел учет всех художников, то ли… это была недоработка НКВД.

Ответ прост: Лансере, как и многих его современников-художников, не решившихся эмигрировать, как Константин Сомов (1923, США), Зинаида Серебрякова (1924) и Александр Бенуа (1926 — Франция) спас Кавказ, и в то время бывший проблемным регионом, который властям не удавалось контролировать полностью. Этим пользовались люди искусства, не желавшие выполнять заказы Советов.

Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация  к повести Л.Н. Толстого  «Хаджи-Мурат» . Глава 15. В приемной Николая I
Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» . Глава 15. В приемной Николая I

В Тифлисе Лансере создал Академию художеств, в 1927 был командирован на полгода в Париж, но не решился там остаться. Далее хочется процитировать искусствоведа и историка искусства Павла Лансере.

«Мой прадед Евгений Евгеньевич Лансере, в связи с заказом на иллюстрирование повести Л.Н. Толстого «Казаки», уехал в Дагестан, пишет он. — После поддержки участников Белого движения в Нахичевани-на-Дону в 1920 году он вместе с семьей уходит в Грузию; после ее советизации в феврале 1921-го принимает решение остаться в Тифлисе. В 1920-е годы художник совершает целую череду экспедиций в различные уголки Кавказа: в 1921-м — в монастыри Давид-Гареджи, в 1924-м — в монастырь Шио-Мгвиме и в Гурию, в 1925-м — в Нагорную Аварию в Дагестане, в 1926-м — в Зангезур в Армении, в 1928-м — в северный Дагестан и в Ленкорань в Азербайджане. Одним из наиболее результативных в этом плане оказался 1929 год: в январе Е.Е. Лансере с дочерью Наташей посещает Эривань, в ноябре — декабре вместе с сыном Женей и археологом, старшим хранителем Кавказского музея в Тифлисе С.В. Тер-Аветисяном изучает сохранившиеся памятники Джуги в Нахичеванской республике. Летом того же года он совершает экспедицию, необычную даже для такого привычного к активным творческим командировкам художника. Это уникальная поездка академика живописи в Сванетию с пешим переходом через Кавказский перевал… Назвать моего прадеда первооткрывателем Сванетии нельзя. Однако именно у академика живописи Евгения Евгеньевича Лансере мы впервые находим совмещение дневниковых записей с богатым изобразительным материалом высокого художественного уровня».

Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат». Хаджи-Мурат с нукерами
Евгений Евгеньевич Лансере. Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат». Хаджи-Мурат с нукерами

Евгений Лансере долго не решался вернуться в Москву. Но однажды ему пришло письмо от Мариэтты Шагинян, что в Москве все «снова начинается», затем на его приезде начал настаивать Алексей Щусев, с которым художник сотрудничал еще до революции. В 1933 году семья Лансере переезжает в Москву, где Евгения Лансере ждут лучшие правительственные заказы, работы для театра, Казанского вокзала, метро Комсомольская, заказы на оформление Дворца Советов и страшное напряжение от «поганой работы на этих людей».

«Квартиру в Милютинском переулке, в которой теперь живу я, именно Щусев выбил для деда, — вспоминает Павел Лансере в одном из интервью. — За свою жизнь он не только иллюстрировал книги. Например, мозаичное панно на ст. м. «Комсомольская» и плафон ресторана утраченной, к сожалению, гостиницы «Москва» сделаны по его эскизам. Дед также расписывал Казанский вокзал».

Зинаида Серебрякова. Семейный портрет перед отъездом Е.Е. Лансере на Кавказ. 1914
Зинаида Серебрякова. Семейный портрет перед отъездом Е.Е. Лансере на Кавказ. 1914

Евгений Лансере является автором росписи плафонов ресторана, а также стен Казанского вокзала. Его кисти принадлежит панно «Дружба народов». Часть работы он не успел закончить, и ее доделал его сын — Евгений Лансере IV.

Что касается первых в московском метро майоликовых панно «Метростроевцы» на станции «Комсомольская», они также принадлежат Евгению Лансере. Для их создания он подробно знакомился с технологией и особенностями работы метростроевцев. Этих панно — два. На одном — на фоне героических строителей метро выделяется крупная фигура женщины, на втором — мужчины с вагонеткой. Почему именно они?

Марка: 100-летие со дня рождения Е.Е. Лансере
Марка: 100-летие со дня рождения Е.Е. Лансере

Исследователь творчества Евгения Лансере Сергей Макаров считает, что фигуры на первом плане — провинциальный поэт Илюша Солнышкин и девушка-богатырь Маргарита Чугуева, за габариты и мощность прозванная Васькой — герои пьесы Арбузова о комсомольцах-метростроевцах, написанной для молодежного театра ТРАМ (позже Ленком) в 1927 году. Пьеса ставилась 10 лет подряд, а в 1988 году появилась книга Сергея Антонова «Васька», по мотивам которой в 1990 году сняли одноименный фильм.

В 1937 году начинают травить Алексея Щусева, и Евгений Лансере перестает общаться со всеми коллегами, участвовавшими в создании метро «Комсомольская», в том числе, и с главным архитектором Чечулиным. Однако Щусева берет под крыло его давний заказчик Лаврентий Берия, и все, писавшие гневные письма и требовавшие снять Щусева с руководящих постов деятели искусств, оказываются в крайне невыгодном положении.

В 1938 Николая Лансере, приговаривают к 5 годам лишения свободы, как английского шпиона. Невзирая на все просьбы Лансере к властям помиловать брата, Николая высылают в Котлас, затем в республику Коми, в московскую, а в 1942 — в саратовскую пересыльную тюрьму, где он погибает от голода.

Майоликовые панно Метростроевцы (1935) на станции Комсомольская радиальная работы выдающегося художника Евгения Лансере
Майоликовые панно Метростроевцы (1935) на станции Комсомольская радиальная работы выдающегося художника Евгения Лансере

В 1943 году Евгений Лансере удостаивается за «Метростроевцев» сталинской премии второй степени. И эта барская милость никак не может ему восполнить потери брата.

Во время Великой отечественной войны Лансере пишет полотна на военные темы, в том числе, серию «Трофеи русского оружия», «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»).

13 сентября 1946 года Евгений Лансере умер в Москве на 71 году жизни.