Чем меньше выборы мы больше, тем больше меньше они нас
Нынешние выборы удивляют тишиной и покоем. Раньше как-то было погромче, поярче, поживее. А теперь — тихо, солидно и почти незаметно. Не видать агитаторов на площадях, перекрестках и у метро. Не завалены почтовые ящики программами партий и кандидатов. Не заклеено всё вокруг листовками. Разве что билборды с предвыборной «рекламой» стоят по городам и весям. Да и то…
«Реклама» именно в кавычках: слишком солидная, неназойливая такая. Никакая, в общем. Не иначе — для галочки. Когда смотришь ее много, возникает ощущение, что никто не заинтересован в том, чтобы эта «реклама» на кого-то произвела впечатление, а «агитация» кого-нибудь сагитировала. Да ни боже мой! Никто не хочет перемен, все довольны нынешним раскладом, но раз сказали: «Выборы», — что ж, мы поучаствуем, а как же. Но только чтобы ничего не поменялось! Поэтому…
Вот ЛДПР — как висели по всей стране несказанно выразительные плакаты с крупной желтой надписью «ЛДПР» на голубом фоне — так и висят. Как будто и нет никаких выборов. Нет, конечно, какое-то объяснение этому можно придумать… Ну, например, что в ЛДПР считают, что голосуют люди так же, как покупают жвачку, — стоя у кассы, от нечего делать. Спонтанная покупка называется. И в этой ситуации главное, как говорит наука, — узнаваемость бренда. И вот, дескать, эти «жовто-блакитные» плакаты с ЛДПР 10 лет висят по всей стране — узнаваемость этих четырех букв все растет и растет — глядишь, избиратели на выборах только эти буквы и узнают… И проголосуют, а как же: наука ведь.
Процесс называется по-умному — «брендирование», в результате, из образа товара изымается все лишнее и остается единое содержание — бренд, все остальное только угадывается. Это как «Бонд, Джеймс Бонд», и этим все должно быть сказано. То что он — убийца и агент королевы как-бы предполагается. Получается, что лишнее для ЛДПР — это смысл, какое-либо послание, так даже раскрытие аббревиатуры привело бы к необходимости что-то объяснять. С другой стороны бедность (которая кому-то, вероятно, кажется лаконичностью) рекламы намекает на то, что этой партии собственно уже нечего сказать о себе. Они просто отбывают номер, как и все вокруг. Но будем честны — есть исключения из правила. Вот, например, реклама расширенного бренда ЛДПР с портретом лидера, он тоже по правилам должен быть узнаваем. Странно только, что портрет не стилизован под торговую марку. Почему не желтый?
Может, и все бы остальные партии так же бы сделали, да вот названия у них подлиннее, букв побольше, и не надеются они на то, что сумеют избиратели их запомнить за месяц. Поэтому приходится на плакатах плюс к названию партии еще что-то изображать… А что? Тут ведь особо не разгуляешься.
Лучше всего это видно на плакатах «Единой России» — они все на одно лицо. Лицо в большинстве случаев размещено в левом верхнем квадранте плаката (но есть, конечно, особо креативные, у которых лицо — в правом верхнем квадранте), на лице лучше всего видны хорошо сделанные зубы (если потом заменить надписи, то можно будет эти плакаты вторично использовать, как рекламу стоматологических услуг) или тщательно уложенные волосы (опять же — можно потом вторично использовать, как рекламу парикмахерских услуг), а на всем остальном пространстве — фамилия кандидата и лозунги.
Фамилии, конечно, разные, а вот лозунги… Лозунги — одинаковые, все как один — вариации на тему «За все хорошее!», а также «Партия — сила!», который, по сути, означает примерно «Сила есть — ума не надо». Такое впечатление, что у всех политтехнологов и рекламистов одновременно случилось сотрясение мозга, и они настрогали этих плакатов, так и не приходя в сознание.
Что, к примеру, должен означать лозунг «Единая Россия — сила Урала» на картинке с танком «Армата»? Может быть, в планах «Единой России» — создание своих военизированных подразделений? Или они уже созданы? Или всё совсем не так, а просто нам хотят сказать, что единственная сила, которая есть у Урала, — это «Единая Россия»? Но это же тогда катастрофа, разве можно так что-нибудь рекламировать? От некоторых «сильных» лозунгов веет и вовсе чем-то еще более сомнительным. Вот, например, что значит: «Наш курс — сильный регион?» Нет ли тут сепаратизма, а?
А какой креативный (или, может быть, криптографический) смысл зарыт в лозунге «Партия — это люди!»? Нам хотят сказать, что, дескать, в партии тоже люди, надо войти в положение? Или, что в партии состоят не роботы, как кто-то, возможно, думает, глядя на слаженное голосование «Единой России» в Государственной думе, а люди, и относиться к ним надо, несмотря ни на что, по-человечески?
Поразителен по своей наполненности смыслом и лозунг «Забота о людях, развитие края!». Это ведь, как нам объясняли в школе, назывное предложение, типа «Дождь идет». Ни тебе обещаний заботы и развития края (это как раз понятно — президент Путин строго указал не давать невыполнимых обещаний), ни тебе отношения партии к этой заботе (например, «Забота о людях — наша затаенная мечта!»), ничего. Просто белые буковки на красном фоне. Для тех, кто так же, как и пиарщики «Единой России», никогда в сознание не приходят.
Отдельной строкой хочется отметить рекламу «партии власти», прямо апеллирующую к высказываниям президента страны. В каждом из них заботливой рукой рекламиста выделено самое важное, видимо затем, чтобы читатель не ошибся и правильно понял, что, например, строка об агропромышленном комплексе имеет всё же отношение к тем «кто трудится на земле», а не в небе, например. Кроме прочего среди президентских строк наблюдается и высказывание о необходимости повышения заработной платы учителей и, следовательно, престижа профессии, что немного расходится со скандально известным мнением председателя этой же партии.
Ну, бог с ней, с «Единой Россией». Она самая большая, самая рейтинговая и наверняка победит — возможно, это оказывает влияние на создателей агитационной продукции: дескать, зачем особо стараться? — конец-то известен. Но вот другие партии — они-то победой, вроде, не обеспечены, должны, вроде, стараться?
Вот, например, «Справедливая Россия» — «как бы оппозиция», должна, вроде, бороться за каждый голос. Наблюдение наружной рекламы от «Справедливой России» убеждает, что борьба в основном ведется на двух направлениях.
Во-первых, эсеры борются цветом: их плакаты, в отличие от желто-синих плакатов ЛДПР и красно-сине-белых плакатов ЕР — противного желто-оранжевого цвета с темно-красными надписями. Чем обоснован выбор оранжевого цвета — имеющего, как мы все знаем, отчетливую политическую коннотацию, непонятно (может, других цветов просто не осталось?), но смелость «Справедливой России» немного поражает.
Во-вторых, конечно, лозунги. Как и у «Единой России», креативность и пропагандистская ценность лозунгов почти зашкаливает. Вот, например, что значит лозунг «За справедливое будущее!»? Нет, в самом деле, кто-то задумывался, что это значит? Если «справедливое будущее» — это будущее, в котором у руля вместо «Единой России» — «Справедливая», тогда понятно, но тогда на плакате ошибка: слово «справедливое» должно быть в кавычках. Или «справедливое будущее» — это когда дети олигархов справедливо становятся олигархами, а дети дворников — дворниками, и тоже вполне справедливо? Или это такое будущее, где каждый получит по заслугам (самый страшный вариант, между прочим)? Что ни придумай — получается, что лучше бы эсеры с этим лозунгом не выходили. Но поскольку выборы понарошку, то они вышли: лозунг же тоже понарошку, наверно.
Еще поразило сочетание на одном плакате «Справедливой России» и лозунга «Дальневосточникам особые привилегии!» Неужели в «СР» не нашлось ни одного человека, который бы сообразил, что «особые привилегии» со словом «справедливая» никак не сочетаются?
Но весь креатив «Справедливой России» забывается, когда дело доходит до КПРФ — вот уж где творчество народных политтехнологических масс расцвело пышным цветом! Агитационные плакаты и материалы — один другого забористее — и где они эту траву берут? Одно только «Голосуй за КПРФ — подари своим детям счастливое будущее!» чего стоит. Типа счастье — это телекартинка с Зюгановым в зале Думы, что может быть прекраснее?
Как это ни удивительно, но коммунисты пытаются играть по неким правилам. Правда правила этой игры таковы, что в результате все равно получается реклама в лучших традициях «Не дай себе засохнуть!». Пишут на плакатах о неравномерности зарплат в госкомпаниях или стоимости «Ельцин-центра» в Екатеринбурге, переведенной в стоимость ремонта больниц. Но что депутаты партии, гарантированно не набирающей большинства и при этом являющейся единственной левой силой в Думе (то есть без возможности создать коалицию), смогут сделать с этими вещами? Ничего не смогут. Кажется, что в очередной раз исполняется номер «Мы хотим как лучше, но нам не дают».
Кроме того, был замечен (но, к сожалению, не попал в фоторепортаж) плакат КПРФ в Костромской области с лозунгом «Наше дело правое!». Еще совсем недавно это был слоган СПС, да и вообще, кажется, дело коммунистов скорее «Левое». Впрочем, нельзя не отметить, что такого рода ошибки — результат разнообразия дизайнов и идей, представленного коммунистами в разных регионах страны. Вероятно, это говорит о децентрализации партии и наличие в ней еще каких-то живых элементов. Способных на творчество и порыв, хотя бы и рекламный.
Иногда кажется, что усложнение дешифровки рекламного послания — это тренд нынешнего предвыборного сезона. И действительно, есть такой жанр рекламы, заставляющий нас глубоко задуматься над слоганом или картинкой и, так и не приходя в сознание из этой задумчивости, купить, скажем, стиральный порошок, рекламируемый, как средство, улучшающее поведение детей. Ну вот как понять слоган партии «Союз Труда» — «У нас олигархов нет»? В партии нет или в стране? Да и негативных посланий Огилви завещал избегать как огня — получается, что партии труда и похвастать нечем, кроме отрицательной характеристики? Что у них есть тогда? Почему об этом они молчат? Реклама больницы, в которой написано «Мы не заразим вас синегнойкой» — очень плохая идея, так как проводит ассоциативную связь с тем, чего и быть-то не должно.
А что значит надпись «Народный фронт президента» на плакатах «Родины»? Единая Россия, получается, — какой-то другой фронт? И вообще, фронт против кого?
А «Патриоты России» находятся «В пути на 2017». Выборы вроде как еще в этом, 2016-м, или после означенной даты патриоты все разойдутся по домам? А может, партия только готовит народ к своему прибытию: «Ждите, будем в 17-м»?
Загадка следует за загадкой. Иногда кажется, что рекламщиков набирали в отделах газетных ребусов. Кандидат в депутаты от партии «Зеленые» призывает за «Чистоту власти, общества, природы!» — видимо, и метод очистки один, и способ загрязнения общий. Тут поможет прополка? Или уменьшение количества вредных политических выбросов?
Радуют глаз плакаты «Партии роста». Красивые, успешные, грамотно одетые, расставленные и отретушированные граждане украшают Москву. Они выставлены на прилавок. Ходи — покупай. Правда, совершенно невозможно понять, что спрятано внутри пластиковой упаковки — ну, так это в современном гипермаркете и не важно. Получил удовольствие от покупки — свободен. Можешь даже не пользоваться. Более того, многие товары намного ценнее, если вы их и не распечатываете — игрушечные солдатики, созданные по мотивам какого-нибудь комикса, например: играть в них скучно, а смотреть — приятно. Так и тут. Кроме того, раскованность, очевидная сексуальность рекламы оправдывает название партии — как за таких не проголосуешь?
Переходя от частных оценок к картине целом, можно отметить несколько тенденций:
Бросаются в глаза упомянутые выше пустоты рекламного поля и почти повальная смена пропагандисткой стратегии на «сидеть на попе ровно, авось пронесет». Эти явления, однозначно говорят, что агитация не особенно интересует партии перед выборами, как будто все уже решено и повлиять на исход невозможно. А это значит, что избиратель не получает привычной дозы предвыборных обещаний и надежд. Зачем ему идти на выборы? И более важный вопрос — как проявлять недовольство, естественно накапливающееся в обществе? Ведь выборы для того и придуманы, чтобы иллюзией участия в управлении снять накопленное в обществе напряжение. Чего стоит только битва титанов, развернувшаяся по ту сторону Атлантики? По большому счету, нет сомнений, что от того, какого пола будет будущий президент, актуальные проблемы Америки не решатся. Но народ явно будет успокоен — ведь «важен каждый голос», и «победим в следующий раз».
Простейший количественный контент-анализ лозунгов, все же представленных на рекламных щитах нашей страны, показывает, что народу (по мнению политтехнологов) срочно требуется «защита». От чего или от кого — обычно не уточняется. Но защита нам срочно нужна. И её готовы предоставить многие. к сожалению, не от творчества собственных рекламщиков. Кажется, можно просто заменить логотипы на некоторых рекламах, и никто не заметит подмены «защиты». Логика рекламистов ясна: их учили, что потребность в безопасности — одна из «базовых», только вот выбираем мы не министерство абстрактной обороны, а законодательный орган, и какое он имеет отношение к защите от неназванных угроз — понять уже труднее.
Еще одной общей чертой многих партий и в особенности их кандидатов оказался хороший слух. Герои плакатов честно клянутся, что «слышат всех» или «услышат всех». Можно только посочувствовать этим кандидатам и партиям: слышать всех нелегко, особенно сложно в такой какофонии разобрать голос кого-то конкретного. Впрочем, именно это-то — услышать кого-то конкретного — никому, конечно, и не надо! Зачем же такие проблемы?
В целом нынешняя кампания оставляет странное впечатление: в выборах никто как будто не заинтересован, все словно номер исполняют, как говорили в старину, «оптичивают мероприятие» (в смысле, ставят «птичку» в графе «сделано»). Видимо, в надежде на то, что избиратели тоже «оптичат», причем в нужном месте.
Что ж, оправдаются ли эти надежды, покажут выборы. И вообще, жизнь покажет. Она, как известно, богаче схем.