Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 20 января 2004
"Как ошкуривали "Зубра".
(Парламентская газета 20.01.04. А.Статейнов)
Когда-то Красноярский мясокомбинат - ныне "Зубр" - страдал от переизбытка сырья. Коров и баранов здесь выдерживали в стойлах от приема до забоя дня по три. Комбинат искал тысячи причин отправить скот обратно в хозяйство. Чуть ли вымытых копыт не требовал. Но совсем расшалиться ему не давали партийные органы. Они заставляли руководителей обеспечивать работу комбината в три смены. План был законом, а рос план каждый год, тоже по закону. Так что одни пытались сбыть скот, другие - как-то его переработать, У третьих было на что покупать. В те годы автор работал ветеринаром в одном из хозяйств края, сам возил скот на мясокомбинат, не с чужих слов знаю ситуацию.
ПОТОМ пришли времена перестроечные. Скота в хозяйствах было еще много, но мясокомбинат теперь смело отказывался его брать. Кто заставит? Куражились, покупали совсем по бросовой цене, и то, дескать, из милости. В том, что большая часть красноярских хозяйств края прекратила существование - прямая вина переработчиков. Они, получая громаднейшие прибыли, покупали у хозяйств свинину и говядину намного ниже себестоимости. Сознательно разорили колхозы, совхозы, АО, фермеров, крестьянские хозяйства. Но экономика, как река, далеко течет и многих затрагивает. Треснул у дальнего берега лед, жди его просадки у себя под ногами. Легли в бессилии хозяйства, стали страдать переработчики. Им сразу нужно было видеть в хозяйствах союзников, а не безгласых просителей. Тем паче, что не известно куда ушли те самые даром заработанные миллионы. В производство их не вложило ни одно предприятие края.
Сегодня сырье красноярские мясокомбинаты вынуждены завозить из Монголии, Китая. Если монголы продавали живой скот или туши свежего мяса, то Китай - из запасников, в которых мясо пролежало больше десятка лет. Тут же пошли жалобы, что "колбаса без вкуса, травы хуже". Спросом красноярская колбаса стала пользоваться меньшим, чем омская или новосибирская. К тому же варяги зарядились снижать цены на свою продукцию. И привоз увеличивали ежемесячно. Соседи процветали, красноярские переработчики едва сводили концы с концами. В итоге переработка полностью лишилась оборотных средств. Выход "дальнозоркие" руководители мясокомбината увидели в кредитах. Кредит взяли, купили новое оборудование, химию: ароматизаторы, консерванты, искусственную оболочку. Дескать, проживем.
Грели надежду. Но беда шла с другой стороны. В 2002 году красноярский губернатор Александр Лебедь объявил конкурс на замещение вакантных должностей своих заместителей. Кто ему подсказал эту идею, теперь не узнать. Но по итогам видно, что чей-то расчет в этом экзотическом мероприятии был верный и денежки кто-то на нем поимел. В принципе на прибыли и рассчитывали. Просто дорожку к ним в этот самый конкурс и обернули. Вроде благое намерение обернулось назначением на должность заместителя губернатора по сельскому хозяйству некоего Дмитрия Терешкова. Варяг - свой оказался ненужным - представил Лебедю программу. Как оказалось, губернатору просто вдули в уши красивую неправду.
Носились слухи, что Терешков - владелец крупных сельскохозяйственных предприятий в Сибири. Главное их средоточие, конечно же, Новосибирская область.
Красноярские журналисты уже тогда ставили вопрос: зачем крупному руководителю, даже формально, идти во власть в чужой ему, в общем-то, край? Поднять сельское хозяйство в Красноярске - значит забыть про свой бизнес. А что своим рукам теплее? Чиновничий оклад или прибыль собственных предприятий? Вывод был однозначен: Терешков шел в край, чтобы закрепиться своей продукцией на красноярском рынке и одновременно порешать вопросы с собственностью. Может, что и прилипнет. Жизнь подтвердила именно эти предположения. Проработал Терешков замом очень мало, но сделал для себя очень много.
Новосибирцы давно положили глаз на красноярскую переработку. Не вписывалась она в их планы снабжения сибиряков мясом. Новосибирская колбаса, пельмени и котлеты сегодня буквально заполонили красноярские магазины. Новосибирцам "Зубр" стал как бельмо на глазу. Зачем он нужен, если Красноярск легко снабжать из Новосибирска и при этом диктовать свою цену. Города рядом. Тащи железной дорогой, автомашинами.
В 2003 году красноярский мясокомбинат перешел в собственность хлебной корпорации из Новосибирска. Носятся слухи, что сегодня владельцем "Зубра" конкретно является Дмитрий Терешков. Так или иначе, в 2003 году руководство "Зубра" в один день поменялось. Предприятие возглавила новосибирская команда во главе с Валерием Ларечкиным.
Новосибирцы не стеснялись рассказывать, каким видят предприятие в будущем и какую пользу это принесет всему краю. Но гладко было на бумаге и на экранах телевизоров. Предприятие производило колбасу, цены на нее росли, а на счетах комбината - прошлогодняя пыль.
К СЕГОДНЯШНЕМУ ДНЮ коллектив отправлен в отпуск без содержания на два месяца. Задержка заработной платы составляет уже два с половиной месяца. Работают, как это в таких случаях и бывает, только самые необходимые службы, в том. числе отопление предприятия, водоснабжение. "Зубр" поменял даже охрану. Своих отправили в отпуска, как сегодня говорят, в бессрочные, а наняли для охраны частную фирму. У коллектива и кредиторов предприятия сразу встает вопрос: зачем? На недавно состоявшемся собрании рабочие прямо говорили: чтобы вывозить безнаказанно активы. Свои охранники увидят, поднимут шум, а нанятым все равно, что куда везут. По словам рабочих комбината, которые звучали на прошедшем собрании, несмотря на то, что все опечатано, из холодильников до сих пор вывозят сырье на машинах с новосибирскими номерами. Куда уходят средства от продажи продукции?
"Зубр" должен кредиторам очень большие деньги, скорее всего предприятие объявят банкротом. Однако это для неопытного - катастрофа, а для наших битых рыночников - "входящее в уста совесть не оскверняет". Можно предприятие передать себе же самому в аренду, можно продать оборудование по частям. Ясно одно: новое руководство не случайно заинтересовано в банкротстве. Пусть от предприятия ничего не останется, кто от этого проиграет? Хоть кто, только не нынешний собственник. У него колбаса производится, продается, оборудование модернизируется. А то, что уже получено с Красноярского мясокомбината, оправдало все мыслимые затраты.
Кстати, на собрании трудового коллектива выступал и старый директор господин Исоян, который в пух и прах разнес новое руководство. Мол, чужаки пришли, их задача - раздавить предприятие. Ну а где раньше были сами? Александр Исоян десять лет рулил, вот и приехали.
Собрание кончилось принятием трудовым коллективом резолюции. В ней только рекомендации. Выразить недоверие директору, представителю коллектива встретиться с собственником. Просить Законодательное собрание и администрацию края...
ЧЕМ ВСЕ кончится, не скажет и Всевышний. Есть предложение придать "Зубру" статус государственного предприятия и влить его тоже в государственное предприятие "Сельхозобъединение". Тем более что "Зубр" должен этому объединению 90 миллионов рублей. Но ведь долгов значительно больше. И если нынешние собственники должны по ним расплачиваться, зачем они будут предприятие отдавать государству? Не для того выкупали.
Похоже, "Зубр" сегодня своим собственникам снится в счастливых снах мертвым, а не живым. Но ситуация сложная. С крахом предприятия у краевых властей сразу заболит голова, куда деть почти тысячу рабочих. Сибирскую хлебную корпорацию этот вопрос не волнует.
Рынок учит думать и выживать сегодня, завтра, послезавтра, а плакать можно каждый день. Только хлеба на столах рабочих комбината от этих слез не прибавится. Но и винить этим же рабочим и бывшим руководителям комбината некого, сами продали за бесценок акции и завели хозяйство в тупик. А то, что люди поинициативней подтолкнули их в пропасть, - следствие бездумья первых, а не варягов.
Красноярский край.
"Десант по-министерски".
("Красноярский рабочий", 20.01.04, Дмитрий Лапин)
Стремительный визит министра обороны России Сергея Иванова в Красноярск напоминал армейскую спецоперацию. Меры безопасности были приняты соответствующие - улица Ленина надежно перекрыта патрулями, а при входе в здание крайвоенкомата металлоискателем милиционеры проверяли всех, даже нас, журналистов краевых СМИ. Мы не роптали, понимая, что не каждый день министр обороны к нам заезжает, и предпринятые меры безопасности и секретности во многом оправданы.
В Красноярске Сергей Иванов провел совещание с руководителями региона - губернатором края, мэром краевого центра, председателем Законодательного Собрания, а также со всеми командирами краевых силовых структур. Тема совещания - весь спектр проблем комплектования армии: допризывная подготовка, призыв новобранцев и отбор контрактников. Буквально на следующий день после министерского визита стали известны подробности магаданской трагедии, где попали в больницу 70 замороженных по дороге призывников-пограничников. Причем это событие держалось почти две недели в тайне, один парень скончался еще 2 января, его уже успели похоронить.
Само совещание тоже проходило при закрытых дверях, прессу настойчиво попросили покинуть помещение. В ожидании, пока все закончится и нас пригласят на пресс-конференцию, журналистская братия толклась в фойе. Там стараниями пресс-службы СибВО показывали видеозапись прошлогодних учений, когда в марте на Красных озерах под Абаканом сформировали из призванных на сборы "запасников" 1517-й артполк ("Красноярский рабочий" рассказывал об этом в буквальном смысле весьма громком событии).
Тогда выдернутые из гражданской жизни 30-40-летние "партизаны" в б/у шинелях и валенках "второго срока" за неделю восстановили армейские навыки, завершив сборы стрельбами. Облик наших артиллеристов вызвал у москвичей смех - действительно, сибирские "пушкари", большая часть из которых призвана на сборы из сел и хакасских улусов, выглядели как массовка исторического кинофильма "Ленин в Октябре". Но я бы на месте столичных пижонов дважды подумал, прежде чем хихикать - точно такие же сибирские мужики зимой 1941 года остановили гитлеровцев под Москвой. Посмотрел бы я, кто еще способен жить неделю в палатках в продуваемой всеми ветрами степи на 20-градусном морозе, поменяв теплую кровать и телевизор на радость общения с гаубицей Д-30?
Но вернемся к визиту Сергея Иванова в наш город. Итак, самое светлое впечатление у министра обороны оставило... здание крайвоенкомата. Мол, "в нем приятно находиться, видимо, в Красноярском крае отношения у военных с губернатором вполне безоблачные". Не менее отрадное впечатление на министра обороны произвела действующая в крае система допризывной подготовки - работу наших военно-патриотических клубов будут ставить в пример всей стране. С призывниками тоже, на первый взгляд, все нормально, задание по призыву в 2003 году выполнено, число граждан, уклоняющихся от военной службы, сократилось по сравнению с 2002 годом почти в 4 раза. В общем, главное внимание - контрактникам.
В прошлом году была разработана специальная Федеральная целевая программа перевода некоторых дивизий и бригад на комплектование военнослужащими-профессионалами. Программой предусматривается перевести в 2004-2007 годах на контрактный способ комплектования 80 соединений и воинских частей общей численностью 147,5 тысячи человек. В первую очередь профессионалы заменят солдат-"срочников" в частях постоянной готовности армии, внутренних войск и в пограничных отрядах, дислоцированных на Северном Кавказе. Солдат-контрактник первого года службы будет получать на руки около 6000 рублей в месяц, а в Чечне - 15 000 рублей.
Если эта программа будет успешно реализована, то новый, смешанный способ комплектования армии (призывники плюс контрактники) позволит сократить срок службы по призыву. Планируется, что с 2008 года новобранцы будут носить сапоги не 2 года, а двенадцать месяцев. Причем как раз к этому времени в армию брать будет некого - призывного возраста достигнут парни 1990 года рождения, после которого Россия упала в "демографическую яму". Тем не менее, пока от призыва не отказываются. Почему? Да хотя бы потому, что в тех странах, что живут под гнетом реальной военной угрозы, от призыва не отказываются, мало того, в Израиле и Южной Корее, к примеру, призыв практически поголовный - не служат только полные инвалиды или религиозные фанатики.
Дело в том, что комплектование армии по призыву обеспечивает Вооруженные силы необходимым резервом - в случае чего, объявив мобилизацию, можно поставить под ружье большую часть мужского поголовья. Однако актуально ли это сейчас? Согласно принятой недавно нашей национальной военной доктрине широкомасштабных войн больше не будет. То есть можно успокоиться и довериться профессионалам, а женщинам спокойно рожать мальчиков и не бояться, что через 18 лет их сыночков забреют в солдаты? По-моему, расслабляться рано...
Посмотрите, даже проводя ограниченные кампании в Ираке и Афганистане, такое сверхбогатое и густонаселенное государство, как США, столкнулось с нехваткой пехоты! Да-да, в оккупационных войсках в Ираке не хватает профессиональных солдат, поэтому там воюют резервисты, вчерашние клерки и торговцы пылесосами, пришедшие в армию на патриотической волне после 11 сентября. Более того, в армию США сейчас заманивают иностранцев, обещая за это гражданство, и в результате цинковые гробы летят из Багдада не в Америку, а в Мексику, Корею, на Филиппины.
Россия не такое богатое государство, как Америка. Однако статья "национальная оборона" - самая большая статья расходов нашего федерального бюджета, она составляет 400 с лишним миллиардов рублей, 15 процентов всей расходной части бюджета. То есть на оборону Россия тратит больше, чем на социальную политику, образование, здравоохранение и науку, вместе взятые. Из нашей с вами, уважаемые читатели, зарплаты, пособий, пенсий удерживают налоги, и мы с вами, как налогоплательщики, должны знать, на что наши с вами денежки тратятся. Потому что военные всегда будут жаловаться на нехватку средств - сущность у них такова. И на нехватку солдат тоже будут жаловаться, а потом морозить новобранцев до смерти на стылом ветру.
Что ж, министр улетел - вопросы остались. Но главное, что нам с вами надо понять, - армия не должна быть закрытым "государством в государстве", где под предлогом "военной тайны" можно творить любые вещи. Мы, в конце концов, все за все платим - и мы имеем право спрашивать и получать ответы...
"Вокзал. Прощай и здравствуй!".
("Красноярский рабочий", 20.01.04, Татьяна Макогонова)
Минувший год вошел в историю края еще и тем, что нежданно-негаданно было снесено одно из наиболее знаковых градостроительных сооружений региона, состоящее в реестре памятников архитектуры, - Красноярский железнодорожный вокзал.
Никто не станет спорить, что современному облику и масштабу краевого центра "ворота" города давно перестали соответствовать, что легко было понять, побывав в Самаре, Челябинске или хотя бы в Новосибирске. Местные архитекторы предлагали проекты не только здания вокзала, но и всей привокзальной площади, полагая, что это должен быть единый комплекс, однако в творческих конкурсах проиграли. Тогда железнодорожный объект передали настоящему в этом вопросе профи - Сибжелдорпроекту. Будучи в командировке в соседнем регионе, корреспондент "Красноярского рабочего" встретился с руководителем проектной организации Павлом Таборкиным и адресовал ему те вопросы, что задают нам в письмах наши читатели.
- Павел Павлович, красноярцы опасаются, что после глобальной реконструкции вашего "родственника" мы не узнаем, настолько он станет похож "лицом и статью" на своего новосибирского "брата".
- Новосибирский вокзал построен в 30-е годы XX века. Позднее он расширялся, укреплялся, но какие-то исторические фрагменты интерьера удалось сохранить. В Красноярске было не до интерьера, стоял вопрос о безопасности горожан, о прочности стен, фундамента, а уж потом об уникальности фасадов. Что же касается внешней схожести зданий, то и тут я готов поспорить. Новосибирский вокзал - образец ордерной архитектуры. Он весь состоит из углов, а Красноярский вокзал с шатровой кровлей - это современный классицизм.
- Плановая реконструкция обернулась сносом всего здания. Плохо были проведены изыскательские работы?
- С того момента, когда министр путей сообщения и губернатор края ударили по рукам, скрепляя устную договоренность по реконструкции вокзала, и до того, как к нему подъехала тяжелая техника, прошло лишь несколько месяцев. Срок недостаточный для капитального обследования прочности конструкций, тем более что перед этим в здании был сделан евроремонт и все стены оказались зашиты в пластиковые панели, не отдирать же их любопытства ради. Вокзал изнутри смотрелся как монолит. Мы многого могли и не увидеть, если бы не боженька, если бы не случай. Хорошо, что наткнулись на то место, где вместо фундамента была пустота. И тогда уж стали копать дальше. Геолог, на голову которого могли обрушиться мраморные колонны (буквально подвешенные в воздухе), за обследование центральной части здания получил выговор. Благородный риск вышел ему боком.
- Почему Новосибирский вокзал простоял свыше 60 лет и выдюжил, а красноярский за 40 разрушился до основания?
- Время в стране было другое. В 60-е годы гнались за количеством сданных объектов. Главное было - отрапортовать. Вокзал поставили, не удалив канализацию царских времен, не разобрав демидовские рельсы (ныне они сданы строителями в краеведческий музей). Трубы давно проржавели, и вода медленно делала свое дело, подтачивая "подошву".
- А что было сказано в заключении ваших специалистов, давших "добро" началу строительных работ?
- Принять реконструкцию с дополнительным обследованием несущих конструкций.
- Дополнительные обследования, как я поняла, проводились с большим риском. А правда, что, когда начальник дороги делал обход стройки, наблюдая за разборкой здания, рухнула плита перекрытия?
- Было такое. И если бы главный инженер категорически не запретил Владимиру Супруну проходить в опасную зону...
- Павел Павлович, что вы думаете по поводу безжалостной ликвидации памятника архитектуры?
- Вы прежде ответьте, как вообще этот объект попал в число памятников? Он был построен сравнительно недавно, чтобы успеть "состариться" (разрушение вокзала вызвано не временем, а нарушениями правил строительства). И потом, как типовая конструкция (за исключением купола) может претендовать на архитектурные изыски?
- Тем не менее вокзал значился в государственном реестре, когда без санкции Минкультуры РФ строители начали его разборку.
- Эту ошибку уже устранили. Краевой комитет по охране памятников вышел в Министерство культуры РФ с ходатайством снять данное сооружение с государственной охраны, на условиях строительства нового старого вокзала, то есть мы воссоздадим его облик с помощью современных материалов. Разрушили ведь старейшую гостиницу "Москва", чтобы на том же месте возвести ее точную копию.
- Вы могли отказаться от красноярского вокзала, предвидя, что это будет слишком сложный объект?
- Не могли, поскольку состояли в структуре МПС (ныне - ОАО "РЖД") и наш институт обслуживает Сибирь. В РЖД сегодня 23 таких института, наш - крупнейший. Кстати, с 1 октября, когда вокзал был уже в работе, в краевом центре открылась подобная проектная организация - Красноярскжелдорпроект, но ее мощностей для вокзала пока маловато. Я строитель с 30-летним опытом, и то не раз с вашим вокзалом оказывался в тупике. То, что местные, региональные власти до некоторых пор не проявляли должной заинтересованности, стоило нам большой нервотрепки и больших убытков.
- Старания в конечном итоге увенчаются успехом?
- Теперь вашим красавцем вокзалом будут гордиться ваши прапрапраправнуки.
P. S. Пока верстался номер, мы связались с главным инженером стройки Михаилом Тимощенко и узнали последние новости по вокзалу. Как выяснилось, обещанные администрацией 42 миллиона рублей в канун Нового года с задержкой в три месяца были перечислены в Москву и оттуда пока не вернулись. Бригады БСК перешли на работу в одну смену. Затяжные неплатежи теперь оборачиваются вконец испорченными отношениями с поставщиками. Так что Михаил Иванович Тимощенко сдачу вокзала к 1 августа берет под сомнение.
"ЮКОС" снизил оптовые цены".
("Красноярский рабочий", 20.01.04)
На днях Красноярский филиал торгового дома "Юкос-М" снизил оптовые цены на бензин марки Аи-93 на 450 рублей за тонну.
Об этом сообщили в пресс-службе торгового дома. Цены на другие виды нефтепродуктов не изменились. С 16 января цена за тонну бензина Аи-93 составила 11 500 рублей, ранее 93-й бензин стоил 11 950 рублей. Стоит отметить, что красноярский филиал торгового дома "Юкос-М" занимается только оптовыми продажами нефтепродуктов.