Г-жа посол, Великобритания является ближайшим партнером США. В то же время, она - член Евросоюза. Все мы видели, что в ходе иракской кампании в позициях США и стран ЕС были определенные разночтения. Не секрет также, что США является наиболее активным игроком в регионе Южного Кавказа. Как Вы считаете, не пора ли объединенной Европе громче заявить о своих региональных интересах?

- Действительно, в вопросе Ирака между США и некоторыми странами-членами ЕС возникли определенные разногласия, которые, впрочем, до конфликта не доросли. Расхождения во мнениях с другом и союзником всегда воспринимаются болезненно. В данном случае, некоторые из стран ЕС не были уверены в успехе кампании и многие думали, что разногласия приведут к развалу самой организации. Но в этом и заключается одна из сильнейших сторон Евросоюза, а именно, несмотря на существующие разногласия государства-участники способны учитывать мнение оппонента, оставаясь при этом частью этой большой организации.

Прибалтийские государства - в недалеком будущем новые члены ЕС - в последнее время очень активны в Закавказье. Свою активность они зачастую приписывают выполнению солидарной европейской воли. Насколько обоснованы эти заявления?

- На мой взгляд, опыт новых государств, в особенности прибалтийских стран, может оказаться весьма полезным Армении. В какой-то мере эти страны объединяет общий исторический опыт, который может помочь перекинуть мост между ЕС и странами Южного Кавказа. Может Россия в данном аспекте находится по другую сторону и обладает совершенно иным опытом.

Формула, которую Вы употребили идентична той, которую используют балтийские государства. Можно ли заключить, что именно таким образом Великобритания излагает свою позицию по данному региону, согласно которой и действуют здесь страны Прибалтики?

- Я бы не стала говорить, что прибалтийские государства слепо следуют позиции ЕС, но их действия, без сомнения, согласованы и скоординированы с ЕС. Страны Южного Кавказа воспринимаются как возможная новая волна в процессе расширения ЕС, и потому балтийские государства наделены определенной миссией - помочь им своим опытом. Но необходимо осознавать, что никто не заставляет их это делать - это добровольное решение.

У отдельных великих держав сложились свои эксклюзивные отношения со странами Южного Кавказа: у Германии с Турцией, у Великобритании с Азербайджаном. Нуждаются ли в балансировании интересы Великобритании в Азербайджане и в Армении?

- Да, действительно, мы работаем в этом направлении. Хотя страны Южного Кавказа и воспринимаются как единое целое, но это три совершенно разных государства, с разными религиями и культурами и мировозрениями. Бесспорно, у Великобритании есть интересы во всех трех республиках.

Каким видится Великобритании оптимальный путь преодоления нынешнего полублокадного статуса Армении - Иран, Турция, Грузия или, быть может, Азербайджан?

- Общеизвестно, какие трудности возникают вследствие нагорно-карабахского конфликта, где мы имеем два противоречащих друг-другу международных принципа: территориальная целостность государства и право народов на самоопределение. С момента заключения перемирия прошло уже 10 лет, что, конечно, лучше чем горячий конфликт. На данном этапе нам важно увидеть нормализацию отношений между всеми странами региона. Мне трудно делать заявления, поскольку Великобритания не входит в число стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Тем не менее, считаю, что МГ ОБСЕ - наилучший формат для решения этого конфликта. Если армяне и азербайджанцы с помощью американцев, французов и русских смогут найти приемлемое для сторон решение, то Великобритания, как и страны региона, это решение поддержат. Что касается транспортных коридоров, то их создание стало частью процесса урегулирования. Если посмотреть на карту региона, то очевидно, транспортные пути пролегают, в том числе, и через Нахичевань (Азербайджан).

А как относится Запад и, в частности, Великобритания к практически вынужденному использованию Арменией иранского коридора?

- Великобритания не видит каких-либо проблем в армяно-иранских связях. Армения сама должна решать с кем ей иметь дело. Но мы бы хотели видеть открытой армяно-турецкую границу. Думаю, учитывая географическое положение Армении, это было бы весьма полезно. Мы понимаем близость отношений Армении с Россией - Россия была и остается "большим соседом". В то же время, мы очень приветствуем стремление Армении наладить тесные отношения с ЕС. Думаю, эти направления не противоречат друг другу.

Как видится Великобритании ситуация в Грузии? Получается что из-за абхазо-грузинского конфликта Армения стала заложником ситуации. Увязывается ли проблема грузинского урегулирования с темой выживания Армении?

- Не хочу проводить параллели - это дело сложное и неблагодарное. Очевидно одно, Армении нужна процветающая и стабильная Грузия. Ухудшение ситуации в этой стране сразу же отразится на Армении. У меня нет оснований полагать, что ситуация в Грузии ухудшится - переходный процесс прошел довольно мирно, и Грузия смотрит вперед. Новый президент Михаил Саакашвили уже высказался за нормализацию отношений с Россией, что является положительным фактом. Саакашвили сознательно относится к трудностям, с которыми Грузии еще предстоит столкнуться, в их числе финансовые и региональные проблемы. Мы надеемся, что они могут быть решены мирно. Еще раз повторю, все, что плохо для Грузии, плохо и для Армении.

Исходя из своей сферы деятельности, Вы, безусловно, принимаете во внимание Джавахк - как армянонаселенный регион Грузии. Саакашвили сделал жесткие заявления о том, что намерен централизовать Грузию. Какими последствиями обернется реализация этого плана для Джавахка?

- Я не могу предугадать последствия заявления Саакашвили, поскольку не знаю, что он имел ввиду. Очевидно, он говорил о восстановлении государственного контроля над всей страной. Не думаю, чтобы армяне Джавахка высказались в данном случае за независимость - тем более, там нет ярко выраженных этнических проблем.

Почему в последнее время Азербайджан предъявляет все большие претензии Минской группе ОБСЕ?

- Мне нужно спросить об этом у азербайджанцев. Для меня сложно, сидя здесь, анализировать мотивы и детали.

Но ведь это реально затрудняет работу Минской группы, или это нормально?

- Насколько я понимаю, деятельность МГ ОБСЕ протекает в нормальном русле. Не думаю, что правильно фокусировать внимание всего мира на каждой дискуссии. Мне кажется, сторонам нужно время для обдумывания своих позиций и дальнейших действий. Лидеры двух стран должны подготовить свои народы к возможному варианту решения конфликта. Этот процесс во многом зависит от Кочаряна и Алиева.

Среди европейских государств нет единства по вопросу признания Геноцида армян. Почему? И какова позиция Великобритании по данному вопросу?

- Великобритания принимает, что события, произошедшие в 1915 г. были массовыми убийствами, за которые ответственны турки. Я не вижу проблем в том, чтобы назвать это зверством. Этого не должно было случиться даже в период войны. Однако я не считаю, что признание данного факта Геноцидом окажется очень полезным. Армяне должны чтить память погибших. Если спросить любую семью из представителей армянской диаспоры Англии, то не найдется такой, где не вспомнят своих предков, вынужденных бежать в 1915 г. Но армяне должны смотреть в будущее и строить новую Армению. Даже у историков могут быть разные мнения, и люди могут спорить о словах вечно. Правительство Великобритании признает случившееся в 1915 г. зверством и массовыми убийствами.

Мы видим насколько разнообразны и масштабны интересы Великобритании в регионе. Не планирует ли Ваше правительство построить такое же масштабное посольство в Армении, как это делают США?

- У нас нет таких денег.

То есть это вопрос денег, а не интересов?

- Финансирование посольств по всей территории бывшего Советского Союза, распавшегося на отдельные республики, принесло моему министерству определенные финансовые проблемы. Сама я начинала послом в Таджикистане, когда посольство размещалось в гостиничном номере. Команду необходимо набирать в соответствии с уровнем интересов в той или иной стране. В посольстве Великобритании в Армении пока работает маленький экономический отдел, в основном, это связано с блокадой. Коммерческие возможности в Армении не так и велики, чтобы расширять состав этого отдела. Здесь действует также отдел помощи. После США и Германии, Великобритания третья по объемам предоставляемой Армении помощи. Мы стараемся иметь пусть и маленькие представительства, но везде. Во всех трех республиках Закавказья Великобритания основала посольства, и это лучше, чем одно централизованное на весь регион.