Вопрос: Насколько велик экономический аспект в интересах Германии в Армении?

Ответ: Германия действительно реализует ряд важных проектов экономической помощи Армении. По объемам двухсторонней помощи наша страна занимает вторую после США строчку по объемам экономических вливаний. Помощь со стороны Германии оказывается также в рамках программ ЕС, что в сумме с финансовым содействием Европейской комиссии, составляет 50% всей получаемой республикой помощи. Другое дело инвестиции - их объемы пока еще малы. Но причины для оптимизма здесь есть. К примеру, немецкая фирма Lycos основала в Армении представительство, специализирующееся на IT технологиях. Сейчас здесь работает более 100 человек, и разрабатываются планы расширения деятельности. В Армении существует определенная проблема с качеством связи. Всем известно, что местный телекоммуникационный монополист "АрменТел" не очень хорошо справляется с проблемами связи. Товарооборот между двумя странами также не на высоком уровне. Германия не входит даже в пятерку важных торговых партнеров Армении.

Вопрос: Германия традиционно имеет эксклюзивные отношения с Турцией. Начиная с того, что выступает в Европе главным специалистом по Турции, заканчивая тем, что германские специалисты создали турецикй алфавит. В Германии проживает значительное количество турок, большинство из них натурализовалось. Как Вам видятся армяно-турецкие отношения?

Ответ: Для нас очень важно, чтобы Армения имела хорошие отношения со всеми своими соседями, в том числе, с Турцией. В рамках диалога о вступлении Турции в ЕС, в числе прочих условий, стоит и вопрос налаживания хороших отношений со всеми соседями. Конечно, там есть вопросы, которые на данном этапе требуют срочного решения как, например, кипрская проблема. В Армении нередко спрашивают - если Германия признала Холокост, что мешает Турции сделать то же самое?

Вопрос: С Геноцидом?

Ответ: Да. Я всегда в таких случаях отвечаю - то, что Германия признала Холокост, конечно, очень хорошо, но это было сделано в чрезвычайной ситуации. Это очень редкий пример того, когда народ признается в таком преступлении. Так что, Армении надо смотреть в будущее и стараться наладить нормальные отношения с Турцией, а уж затем думать об исторических событиях, бесспорно, очень важных. Сейчас перед республикой стоит задача обеспечения путей для экспорта. Через Грузию, к сожалению, делать это сложно и дорого, а через Иран - очень долго. Путь прямо через Турцию - наиболее приемлемый.

Вопрос: Германия является лидером немецкоязычной Европы. Насколько прецедентным для европейских стран может стать решение Швейцарии о признании Геноцида армян?

Ответ: Я не могу делать заявления от имени всей Европы, но для Германии с этим вопросом обстоит все просто. Бундестаг никогда не выступает касательно исторических событий в других странах, так что от Германии невозможно ожидать такого решения. Я это говорю армянам, и они понимают нашу принципиальную позицию.

Вопрос: Возвращаясь к Турции. Можно ли считать, что урегулирование отношений с Арменией является одним из маленьких или больших условий вступления Турции в ЕС?.

Ответ: Я не могу говорить об этом, будучи послом Германии в Армении. Но, в основном, такое условие перед Турцией стоит. Как оно выполняется - я не могу сказать, и не вправе этого делать.

Вопрос: Есть ли особая, специальная позиция Германии по карабахскому вопросу? Или она целиком подчиняется стандартам ОБСЕ?

Ответ: Мы следуем решениям ОБСЕ и ООН. Германия является членом Минской группы ОБСЕ, правда сейчас формат несколько изменился и непосредственно карабахской проблемой заняты сопредседатели МГ ОБСЕ. Так или иначе, Германия поддерживает работу сопредседателей и, вместе с тем, считает, что в первую очередь проблему должны решить Армения и Азербайджан и решить ее мирным путем.

Вопрос: То есть, Вы считаете, что Нагорный Карабах не может быть стороной переговоров?

Ответ: Это позиция международного сообщества, которое пока не признало Нагорный Карабах.

Вопрос: То есть до международного признания, речь об участии Степанакерта в переговорах идти не может?

По-моему, нет. Я не хочу рассуждать относительно этого сложного вопроса?

Вопрос: Если речь идет о поддерживаемой Вами деятельности МГ ОБСЕ, то насколько справедлива критика, звучащая в ее адрес со стороны Азербайджана?

Вопрос: По-моему, надо учитывать тот факт, что в Азербайджане новый президент, который должен найти свою точку зрения. Вероятно, надо смотреть на эту критику в этом контексте. Надеемся, что новые встречи между президентами будут, и они пойдут в том же духе, как и между Робертом Кочаряном и старшим Алиевым.

Вопрос: Как вы считаете, как может помочь международное сообщество Армении в решении проблем транзита? То есть, как Армении избежать нынешнего статуса полублокадной страны?

Ответ: Мы уже отметили о Турцию, а это самое важное. Есть проблема железной дороги через Абхазию, ее открытие мы тоже поддерживаем, но здесь очень сложный вопрос, о тонкостях которого я говорить не хочу. На восток - это Азербайджан, и только после решения конфликта появится возможность открыть железнодорожный маршрут Ереван - Нахичевань - Баку. Но - сначала надо решить конфликты.

Вопрос: Следует два вывода - первый, что наиболее реалистичным для Европы транзитным направлением Армении представляется Турция, и второй вывод, что Европа не считает иранское направление выхода - предпочтительным. Так ли это?

Ответ: Кончено, это тоже возможность (иранское направление), но я уже отмечал, что путь через Иран очень долог. Во-вторых, дорога Капан-Мегри зимой очень опасна. Поэтому, это не такой уж и хороший выход.

Вопрос: То есть, Германия считает турецкое направление оптимальным?

Это натуральная дорога. Наверно, да.

Вопрос: Насколько вообще западные страны используют свой ресурс влияния на Южном Кавказе? Очевидно, лидером Запада на Южном Кавказе являются США. Нет ли впечатления, что Европа могла бы играть большую роль?

Мы поддержали недавнее создание института специального представителя ЕС по Южному Кавказу. Им стал финский дипломат Хейки Тальвитие. Это уже знак того, что мы занимаемся вопросами региона. Мы поддерживаем и то, что страны Южного Кавказа стали частью новой инициативы "Расширенная Европа: новые соседи". Это важные, на мой взгляд, моменты. В Брюсселе вырабатываются общие точки зрения и общие инициативы. Но, как вы знаете, ЕС отличное от США явление. Мы должны сначала найти общие точки зрения, и, вообще, наша внешняя политика работает по иному. Но с помощью таких программ как, к примеру, TRACECA, где Армения тоже участвует, мы надеемся наладить связь между странами региона.

Вопрос: Активность стран Балтии на Южном Кавказе - она как-то согласована с ЕС или Германией? В риторике прибалтийских государств часто звучит намек на то, что их политика на Южном Кавказе это не личная инициатива, а некоторый образ европейской политики.

Ответ: Все десять стран Восточной или Средне восточной Европы, которые собираются вступить в ЕС, включены в рабочие группы и, так или иначе, участвуют в обсуждениях по тем или иным вопросам. Так что, они участвуют во внешней политике ЕС, но с подробностями действий стран Прибалтики в этом регионе я не знаком, уверен, что это честные инициативы.