Маргус Лейво родился в 1954 году в городе Ряпина. В 1977-1982 учился в Таллинском Политехническом институте, где получил диплом инженера-строителя. Работал в управлении колхозного строительства, а затем - старейшиной уезда Пыльвамаа. В 1993-1999 был канцлером Министерства экономики в 1999-2002 - канцлером Министерства дорог и связи. 10 апреля 2003 года был назначен министром внутренних в правительстве Юхана Партса. Женат, трое детей. Владеет русским, финским и немецким языками.

Каковы основные направления сотрудничества между министерствами внутренних дел Эстонии и России?

Контакты происходили довольно интенсивно и на разных уровнях и до моего прихода на пост министра. Уже будучи министром, я встречался в Таллине с российским министром (теперь уже бывшим) Борисом Грызловым, и у нас состоялся весьма конструктивный разговор. Но наиболее интенсивно контактируют наши специалисты: прежде всего наши сотрудники из Департамента полиции и российские милиционеры. Мы имеем своего представителя в Петербурге.

Дело в том, что преступность - не локальная вещь. Это международное явление, система, которой мы должны противостоять, обмениваясь информацией. И я очень доволен, что такие связи с российскими правоохранительными органами сейчас развиваются. У нас ведь общие интересы - чтобы российско-эстонская граница была бы непроходима для преступного мира. Информация, которая идет как с российской, так и с эстонской стороны - очень нужная. И последние шаги, которые предпринимаются нами для укрепления сотрудничества, дают очень хороший результат.

Я думаю, что одного представителя в Петербурге нам уже мало, мы должны иметь, по крайне мере, еще на московском и на псковском направлениях. Здесь нам может помочь сотрудничество между Балтийскими странами. Наши представители смогли бы заменять латвийских и литовских, а их представители представляли также Эстонию. Например, в Белоруссии наши интересы могли бы представлять Латвия или Литва, а в Петербурге их интересы представляла бы Эстония.

Сотрудничество полицейских структур важно и для всего региона Балтийского моря. Завтра [15 января] у нас в Таллине начнется двухдневная встреча глав полицейских ведомств из 10 стран региона Балтийского моря, включая Россию. Впервые для обсуждения способов противостояния тем, кто использует в преступных целях Балтийский регион, собираются руководители полицейских департаментов всех стран Балтийского моря.

Есть ли какие-то проблемы, которые мешают сотрудничеству?

Конечно, мы с Грызловым говорили и о проблемах. Но это проблемы, которые не решаются за день. Они решаются постоянно, в ходе работы. Сейчас, правда, Грызлов ушел со своего поста, но я надеюсь, что преемственность политики в МВД России сохранится. Может быть, темп развития отношений не такой, какой бы нас полностью устраивал, но прогресс все время наблюдается. Противостояние преступному миру - это, верю, нас объединяет очень сильно.

Достаточна ли правовая база для развития сотрудничества между МВД России и Эстонии?

Скажем так: сейчас соглашений, которые мешали бы нашему сотрудничеству, нет.

Какие новые задачи стоят перед вашим министерством в связи со вступлением в ЕС?

В принципе мы уже работаем в режиме ЕС, в который должны вступить 1 мая. Мы и теперь уже почти являемся членами этого Союза: принимаем участие в обсуждении и принятии решений. Единственное, чего у нас еще нет, и что появится с 1 мая - это права голоса. Граница с ЕС будет все более прозрачной, особенно когда мы станем и членом Шенгенского договора. Вполне вероятно, что после вступления в ЕС увеличится поток нелегалов, направляющихся в Эстонию. И это одно из основных направлений, по которому мы должны работать. Мы должны будем строить дополнительные центры для содержания таких лиц. Но каких-то кардинальных изменений в работе нашего министерства после вступления в ЕС я не прогнозирую.

Соответствует ли сейчас европейским стандартам восточная граница Эстонии, которая станет с 1 мая восточной границей Евросоюза?

Она функционирует нормально, но пока не в ритме Шенгенского пространства. К Шенгенскому соглашению мы присоединимся через 3 года, и к этому времени нам нужно провести большую подготовительную работу. За это время должны найти большие деньги, чтобы инвестировать в обустройство границы к 2007 году - то есть ко времени присоединения к Шенгенскому договору. Не знаю, будут ли все новые члены ЕС в Шенген поодиночке, или все одновременно. Было бы лучше - чтобы одновременно.

Больших инвестиций требует технического оборудование границы?

Да, конечно. Предположим, человек из Португалии оказывается на границе в Нарве - мы должны обладать информацией о нем. То есть нужно развивать прежде всего информационную систему. Тем более, что новые члены ЕС являются особенно привлекательными для нелегалов.

Вы говорите о нелегалах, которые будут прибывать из-за границы. А как насчет нелегалов, которые давно живут в Эстонии?

Нет, сейчас это для нас не такая уж проблема. Такие люди есть... но мы справимся с ними. Их количество уменьшается. Хотя это процесс постоянный: "легал" может оказаться нелегалом. Например, виза кончилась, а человек из Эстонии не уехал. Но я просто хочу сказать, что эстонское государство контролирует свою территорию с каждым годом все больше и больше. И со временем проблема нелегалов сойдет на нет.

Еще несколько лет назад одно из подразделений МВД - департамент гражданства и миграции вызывал большие нарекания со стороны населения - особенно русскоязычного. Сейчас вы довольны его работой?

Вы говорите о прошлых проблемах. К настоящему времени мы сделали все, чтобы в помещениях ДГМ не было никаких очередей. С удовольствием скажу, что эта проблема решена. А вопрос о русскоязычном населении... не знаю, для кого он существует. Для нас такового нет. Для нас есть граждане и неграждане, с которыми мы обращаемся так, как положено по нашим эстонским законам. И ко всем мы относимся доброжелательно. Эстонские законы не различают людей по вере или национальности.

В последнее время много говорится о регистрации населения. Не является ли это возвращением к системе прописки, как в советское время?

Вопрос в том, что мы должны найти политическое решение: как сделать так, чтобы все наши люди были на учете. Не то, чтобы мы хотим восстановить прописку как в советское время. Но местное самоуправление должно знать: сколько людей живет на его территории, чем они занимаются, сколько выезжает на работу в другое место. Это нужно для того, чтобы подготовить работу детских садов, школ. Когда нет достоверной информации, мы все это не можем экономно планировать. Таллин, например, использует очень много рабочей силы из других регионов Эстонии. Городские власти Таллина платят дотации на транспорт и прочие услуги города. Это большая дополнительная нагрузка на городской бюджет. Не знаю, правильно ли что для иногородних проездной билет в таллинском общественном транспорте теперь будет стоить больше, чем для зарегистрированных таллинцев [так таллинские власти решили стимулировать регистрацию по месту жительства - REGNUM]. Но местные власти должны знать, сколько в Таллине жителей.

Регистрация помогает работе полиции?

Ну, полиция должна эффективно работать в любых условиях. Чтобы полиция ставила вопрос о регистрации - этого не было. У полиции сейчас много других возможностей для работы. Нас не интересует, где или с кем человек живет. Мы занимаемся тем, чтобы все люди жили, соблюдая законы, и чувствовали себя в Эстонии в безопасности.

Как европейские полицейские чины, часто приезжающие в Эстонию, оценивают уровень подготовки эстонской полиции?

Положительно. И это касается не только полиции, но и других подразделений нашего министерства. Это не из-за вежливости. Мы ведь с ними не в кабинете сидим, наши гости хотят все увидеть своими глазами. На днях вот приезжает министр внутренних дел Австрии, и мы выезжаем смотреть нашу морскую границу. У нас хорошее практическое сотрудничество: они нам помогают в обучении, техническими средствами. Нам очень нужно входить все больше в доверие к европейцам. Эстонию посещает огромное количество туристов - в основном из стран ЕС, и этот поток будет еще возрастать. И мы должны показать Европе, что мы не только потребители, но и производители безопасности. Это самое главное для нас.

В Эстонии проводится радикальная реформа Департамента полиции - резко сокращается количество префектур. С чем это связано?

С 1 января в Эстонии вместо 17 префектур осталось четыре. Еще рано говорить, насколько новая система эффективна. Но могу сказать, что руководство полицией из министерства стало осуществлять гораздо проще, ресурсы стали использоваться более эффективно. Больше полицейских стало работать на прямых полицейских должностях, а не в кабинетах - руководящих должностей в департаменте стало меньше. Думаю, мы скоро перейдем к аналогичной системе и в Спасательном департаменте. И подчеркиваю: никто не говорит о сокращении личного состава полиции - речь идет о его более рациональном использовании.