Не менее 150 водителей большегрузных автомобилей протестовали накануне в Махачкале против введения с 15 ноября платы за проезд по федеральным дорогам с транспортных средств массой выше 12 тонн, передает корреспондент ИА REGNUM. Водители считают, что пошлина существенно сократит их доход, значительную часть из которого, по их словам, они и так тратят на покупку дорогостоящих запчастей для грузовиков и ремонт транспорта в автосервисах. Протестующие также недовольны, что кроме оплаты проезда по платным участкам федеральной дороги М4 «Дон», которая в иной раз превышает 3 тысячи рублей, им придется платить за каждый километр проезда. Протестующие заверяют, что после введения платы водители большегрузных транспортов, перевозящие товар из других регионов страны в Дагестан, будут вынуждены резко увеличить стоимость своих услуг. По их подсчетам, при таких обстоятельствах рейс из Санкт-Петербурга в республику подорожает на 8−9 тысяч рублей, что может вызвать снижение спроса на рынке транспортных услуг. Водители намерены продолжить акцию протеста, если плата будет введена. Инициатива введения системы оплаты проезда исходит от Федерального дорожного агентства России. Соответствующая информация опубликована на сайте Росавтодора. «В основе проекта лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах и позволяет уйти от таких социально-несправедливых схем как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. То есть платят как раз те, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках, а не те автовладельцы, которые могут очень редко пользоваться дорогами и чьи транспортные средства не наносят столь существенного вреда дорогам», — сообщается на сайте.

Агентство мотивирует свое решение данными, по которым транспортные средства с массой свыше 12 тонн наносят федеральным дорогам 56% от общего размера вреда. По данным ведомства, это в 25−50 раз выше, чем от легковых автомобилей. Взимать плату собираются при помощи специального бортового устройства, куда водители будут вносить денежные платежи на счет оператора, а также путем соответствующей онлайн-системы. Следить за исполнением водителями требований системы будут стационарные конструкции на федеральных трассах и специальных автомобилей. За нарушение правил владельцам транспортных средств грозит штраф от 5 до 450 тысяч рублей. В первый год реализации проекта власти планируют собрать около 50 млрд рублей в год. В дальнейшем Федеральное дорожное агентство предусмотрит возможность внедрения системы взимания за проезд по региональным дорогам. Напомним, ранее акцию протеста устраивали водители маршрутных такси Махачкалы, отказавшись выйти на работу. Протестующие не хотели вставать на налоговый учет и в то же время платить за так называемый путевой лист, который они ежемесячно покупают у предприятия Горавтотранс, курирующего деятельность маршрутных такси в столице Дагестана. Акция продолжалась всего один день, 1 октября.