День космонавтики — день будущего России
4 октября, в день, который вошел в историю как День запуска Первого спутника Земли, стартовала Всемирная неделя космоса. Она проводится во многих странах мира, напоминая о правде единства, о том, что «в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов» (А. С. Хомяков).
Для России, ставшей колыбелью космической мысли, пионером в области освоения космоса, даты, которые знаменуют это историческое первенство, обладают особой нагрузкой. 4 октября — пролог к 12 апреля: запуск спутника — первый шаг к полету Гагарина.
В течение целой недели в Москве, Санкт-Петербурге и других городах проходят просветительные и культурные акции, посвященные космической эпопее России. Они носят разные форматы, обращены к людям разных возрастов и профессий, включают в свою орбиту деятелей космической отрасли и энтузиастов космонавтики, художников и писателей, музейщиков, библиотекарей, педагогов и просто тех, для которых имена Циолковского, Королева, Гагарина связаны с образом будущего.
Одна из инициатив Всероссийской космической недели — инициатива присвоения Дню 12 апреля статуса национального праздника. Этой инициативе посвящена статья Анастасии Гачевой, исследователя философии космизма, сотрудника Музея-библиотеки Н. Ф. Федорова при Библиотеке № 180 г. Москвы, и Александра Марусева, руководителя общественной организации «ProКОСМОС», организатора космического фестиваля «Космофест».
9 мая, знаменуя 70-летие Дня Победы, по улицам российских городов прошли сотни тысяч людей с портретами своих отцов, дедов, прадедов, отстоявших страну в годы Великой Отечественной. Это был настоящий народный подъем — такой, какого наша страна не знала долгие годы.
«Тайна братства скрывается в отцах» — утверждал Николай Федоров, философ общего дела, пророк космической эры. Акция «Бессмертный полк» объединила людей разных убеждений и веры, разных национальностей и разных традиций. Потребность «вспомнить всех поименно» оказалась выше разделяющего несходства мнений, убеждений, привычек. Обнаружили свою крепость сокровенные связи родства — та «цепь любви», что, по слову Достоевского, образуется между поколениями, связуя потомков и предков энергией воскресительной памяти.
Есть ли в нашей истории что-то подобное этому дню? Какой праздник в российском календаре может быть сопоставлен с праздником 9 Мая — священным для каждого человека, понимающего смысл слова «Отечество»?
В линейке памятных дат есть такой день. День 12 апреля, когда человек, наш соотечественник, в первый раз шагнул в космос. Весной 1961-го, как и в мае 1945-го, на улицы высыпали сотни тысяч людей. Радость — «первенец Творенья» — захлестнула сердца. Люди поздравляли друг друга, обнимались, скандировали: «Гагарин». Судьбоносность дня, открывшего человеку путь во Вселенную, отчетливо ощущалась свидетелями и участниками знаменитой московской встречи первого космонавта планеты Земля.
Две даты — 9 мая и 12 апреля — в истории России связаны нитью невидимой, но от этого не менее прочной. 9 мая — день ратной победы над злом фашизма, над идеей селекции человечества по принципу расы и крови, над метафизическим злом, силившимся исказить облик мира. 12 апреля — праздник созидающей силы добра, праздник победы рода людского над собственной ограниченностью («Мы будем человечеством крылатым»). Именно Россия стала средоточием обеих побед, в очередной раз продемонстрировав правду слов Владимира Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».
Николай Федоров в «Философии общего дела» призывал к «обращению орудий разрушения в орудия спасения». Мыслитель подчеркивал: «Нужно не бросить меч, а перековать его на орало». 12 апреля стало манифестацией этого принципа. Ракета, создававшаяся как орудие смерти, стала орудием жизни — творческой, самосознающей, ответственной — и вынесла на орбиту сначала первый спутник планеты Земля, а затем — корабль Гагарина.
Полет Гагарина стал всенародной победой, но не на поле брани, а в мирном труде. То, что произошло в этот день, было настоящим чудом, и его совершила вся страна: ученые, инженеры, техники, рабочие, врачи, военные, писатели, поэты, кинематографисты, художники. Многие из них воевали на фронтах Великой Отечественной или были сыновьями тех, кто защищал родную землю от врага, несшего смерть.
9 мая — день памяти о священном подвиге предков, о той опоре в истории, без которой человек настоящего — только былинка, носимая ветрами времени. 12 апреля — праздник, развернутый в будущее, к горизонтам III тысячелетия, в котором космос станет реальным поприщем деятельности человечества. Праздник, напоминающий о том, что лишь большая идея, вдохновляющая мечта может стать скрепой народного целого, что разум и труд без одушевляющего их идеала — только глухой, ведущий слепого.
В последние годы мы начали понимать: идея рынка не может быть «творческой идеей России». Голый рынок бескрыл, прагматичен. Действуя по пресловутой формуле «товар — деньги — товар», он выхолащивает человека, низводит личность до функции, упрощает и уплощает ее. Целостное, глобальное действие ему не нужно, фундаментальные научные исследования, особенно долгосрочные, не дающие немедленного финансового эффекта, — странны, раздражающи, а «калужские мечтатели», вроде Циолковского, или инженеры-идеалисты, подобные Ф. Цандеру и С. Королеву, для рыночной цивилизации и вовсе «лишние люди».
12 апреля — символ иного выбора — той «высшей идеи существования», без которой, как писал Достоевский, утло и уязвимо и самостояние личности, и бытие державного целого. Нельзя забывать, что движение России в Космос не исчерпывалось инженерно-техническими решениями. Его духовным фундаментом была та философия, которую в XX веке назвали русским космизмом. Николай Федоров утверждал: «Порожденный крошечною Землею, зритель небесного пространства, зритель миров этого пространства, должен сделаться их обитателем и правителем». Рисуя образ новой цивилизации, цивилизации родства, общего делания, благого вселенского творчества, он утверждал, что именно Россия проложит миру путь во Вселенную. И на вопрос Гоголя «Русь, Русь?.. Что пророчит сей необъятный простор?» отвечал так: «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига».
День космонавтики стал манифестацией русской идеи как идеи «всечеловеческой и всемирной». Улыбка Гагарина объединила людей. Поверх барьеров — национальных, политических, религиозных. Поверх бескрылой прагматики. Выйдя в Космос, Россия открыла миру возможность ощутить единство его планетарной и шире — вселенской судьбы, общность глобальных задач, стоящих перед человеческим родом. 108 минут на орбите радикально расширили антропологический горизонт: человек разумный стал человеком космическим, homo sapiens — homo cosmicоs. Прорыв в космос — из разряда тех качественных скачков, какими было появление первой живой клетки в неорганическом мире, первого разумного существа в царстве животных. Пути назад у человечества нет, как невозможен возврат от существа сознающего к человекообразным приматам.
Новое измерение человека и мира, ставшее принадлежностью космической эры, требует новых решений. Новой экономики, в основе которой идея человека как доброго хозяина мира, а не разбойника-временщика, умеющего только расточать ресурсы земли. Новой — христианской — политики, выстраивающей межгосударственные отношения в духе взаимного служения и общего делания. Новой педагогики, формирующей не «квалифицированного потребителя», а человека-творца, готового вносить в бытие свою лепту, расширять поприще коллективного — ответственного и умного — действия не только на родную планету, но и на околоземное пространство, а в дальней перспективе — на все «ныне бездушные, холодно и как бы печально на нас смотрящие звездные миры» (Н. Ф. Федоров). Новой медицины, способной обеспечить здоровье каждому землянину, вне зависимости от его социального статуса, считающей одной из приоритетных и стратегически важных задач продление человеческой жизни. Ибо как сказал еще в начале эры Космоса президент Белорусской академии наук В. Ф. Купревич: «Человек, живущий несколько десятков лет, так же неспособен преодолеть космическое пространство, как бабочка-однодневка не может преодолеть океан».
В лице представителей ноосферной, космической мысли — Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского — Россия принесла миру целостный образ будущего, обозначила перспективы глобального действия — и на планете Земля, и за пределами земной колыбели. Ее лидерство в космосе шло через технические решения, но в их фундаменте лежала большая идея. Очень важно сейчас эту идею не потерять.
Россия делает шаги в сторону большого Космоса. Правительство РФ еще два года назад поставило амбициозную задачу к 2020 году вернуть стране утраченное лидерство в космической сфере. В русле этих решений разворачивается строительство космодрома «Восточный» и города Циолковский, создан новый ракета-носитель «Ангара». Во время визита В. Путина в Китай в сентябре 2015 года в качестве одного из направлений сотрудничества двух сверхдержав было заявлено сотрудничество в ракетно-космической сфере. Но реальный выход России на ведущие позиции в области космонавтики произойдет только тогда, когда будет понято: космос — органическая составляющая национальной идеи, идеи не обособляющей, но объединяющей, одна из необходимых опор нового собирания земель и народов — не в милитаристский, но в мирный союз, основа для формирования образа будущего — целостного, вдохновляющего, заряжающего энергией действия.
12 апреля по своему значению давно переросло статус профессионального праздника. Этот статус ему мал и тесен. Назрел вопрос о превращении Дня космонавтики в праздник общенациональный. Такой, каким является сейчас День Победы. Опираясь на эти два праздника, соединяющие память о прошлом и стремление в будущее, демонстрирующие, что человек — «не простое земное животное» (выражение Достоевского), наша страна сможет уверенно двигаться по дорогам истории. И тогда XXI век станет веком России.