Антитеррористическая коалиция, анонсированная президентом РФ Владимиром Путиным, по сути, должна дать дополнительные гарантии официальному Дамаску. Дать защиту правительству Башара Асадане только от исламистов, но и от действий государств, добивающихся его свержения (от США до аравийских монархий). Недаром за несколько дней до выступления Владимира Путина на Генассамблее ООН высокопоставленный сотрудник МИД РФ Илья Рогачев говорил о возможности присоединения России к тогда еще создаваемой США коалиции при условии применения вооруженной силы «с разрешения правительств государств, на территории которых это происходит».

kremlin.ru
Владимир Путин — Президент Российской Федерации.

Крайне маловероятно, что США открыто поддержат создаваемую по предложению Путина коалицию, раз уже действуют от имени собственного международного альянса против «Исламского государства». Более того, перейти к действительно масштабным действиям, на деле направленным на уничтожение «ИГ», а не на имитацию таковых, Вашингтон может, вероятнее всего, лишь в двух случаях. Либо «ИГ» станет слишком сильным, например, начав забирать под контроль территории партнеров США в регионе. Либо действия противников запрещенного в РФ «Исламского государства», напротив, окажутся столь успешны, что они готовы будут добить это объединение исламистов. В последнем случае Вашингтон будет вынужден сработать на опережение, чтобы передать территории, ныне контролируемые «ИГ», своим ближайшим союзникам или новым постулируемым американцами проектам, а не тому же Ирану и его партнерам. Ситуация пока не развивается ни по одному из этих сценариев.

Читайте также: Путин на Генассамблее ООН: Необходимо создать антитеррористическую коалицию

Тем не менее, идея Путина может оказаться на руку умеренной части вашингтонских верхов. В среде американской элиты всегда существовали силы, готовые на сохранение у власти либо самого Асада, либо, по крайней мере, его окружения. Исход кризиса вокруг Сирии в 2013 года это подтверждает. Сейчас эта умеренная часть американских верхов вынуждена отступать под давлением «ястребов» в вопросе по Дамаску. Инициативы России могут дать им дополнительное пространство для маневра. Заявление Джона Керри о необходимости «плавного перехода» власти в Сирии и опасностях быстрого ухода Асада — сигнал Москве, что хотя бы часть американских элит готовы к такому, пусть и завуалированному взаимодействию с Россией.