Призыв Папы Римского Франциска к католическим приходам принять у себя беженцев из стран Ближнего Востока и Африки в целом нашел благоприятный отклик в Европе. Как отмечает Radio Vaticana, во Франции, которая является одним из главных направлений для вынужденных переселенцев, Церковь уже давно оказывает подобную помощь. Лионский архиепископ Филипп Барбарен отметил, что призыв понтифика может принести хорошие плоды и поспособствовать «всеобщей мобилизации совести». По его мнению, предложение Папы является вполне реалистичным, а французские приходы в состоянии принять по одной семье мигрантов. Полны решимости разместить около 100 тыс. беженцев итальянские католики. С 30 сентября по 2 октября пройдет специальное совещание епископата, на котором будут рассматриваться возможности каждой из 226 епархий. Многие римские приходы уже проинформировали о готовности помещений для принятия нуждающихся, однако остаются нерешенными бюрократические проблемы, связанные с регистрацией иностранцев, обеспечением медицинских потребностей и направлением детей в школы. В Великобритании кардинал Винсент Николс обратился к правительству с просьбой о выделении финансовых средств на нужды мигрантов, а католиков призвал к молитве и делам солидарности. Приходы и общины Варшавской архиепархии помогут беженцам, заверил ее представитель отец Пшемыслав Сливински. Вместе с тем, в специальном заявлении Конференции католического епископата Польши говорится, что главная забота о мигрантах остается все же на плечах светской власти.

Иван Шилов ИА REGNUM
Папа Франциск призвал католиков принять беженцев.

Между тем, хотя Римско-католическая церковь и является жесткой административной структурой, директору Зала печати Святого престола отцу Федерико Ломбарди в специальном заявлении пришлось напомнить, что призыв Папы Франциска о необходимости принятия по одной семье беженцев касается католических приходов и монастырей «по всей Европе, а не только в ее некоторых частях». Как подчеркнул отец Федерико, понтифик «хочет, чтобы во всей Европе — именно во всей Европе, а не только в ее конкретных отдельных частях — христианские общины стали вдохновительницами гостеприимства в ситуации, когда тяжесть проблем беженцев и мигрантов проявляется как наиболее актуальная и срочная граница конкретной солидарности на континентальном горизонте». Другими словами, но об этом же говорил примас Австрии и архиепископ Вены Кристоф Шенборн. В интервью австрийскому телевизионному каналу ORF он отметил, что европейским епископам необходимо найти общую линию по вопросу вынужденных переселенцев, так как «мы требуем от Европейского союза общего отношения к проблеме беженцев, но этого самого можем ожидать и от епископов».

С чем связаны эти заявления? Дело в том, что среди европейского епископата не все разделяют позицию Ватикана и понтифика в отношении помощи мигрантам. Откровенное и публичное недовольство проявляют единицы, но неявно далеко не все церковное начальство и клирики испытывают энтузиазм по случаю прибытия в их страны вынужденных переселенцев. Так, архиепископ Будапешта Петер Эрде признался, что венгерские общины не в состоянии ответить на призыв Франциска вследствие «особых требований законодательства страны». Украинский католический портал «Католицький Оглядач» с ссылкой на хорватский католический портал Bitno.net утверждает, что против Папы выступает епископ венгерской епархии Сегед-Чанад Ласло Кисс-Риго, по

мнению которого, понтифик не знает о реальной ситуацией. «Это не беженцы, это настоящее вторжение, они приходят под крики «Аллах акбар» и стремятся получить здесь власть», — заявил монсеньор. Он удивлен тем, что, по его наблюдениям, беженцы имеют достаточно большое количество денег и не нуждаются в помощи, а многие из них «ведут цинично и высокомерно, отказываются от предложенной им пищи и оставляют за собой горы мусора».

Подобные настроения не редкость и для Польши, причем, в ряде случаев к религии примешивается политика. Так, краковский католический портал Polonia Christiana задается вопросом — должны ли поляки платить «за чужие ошибки». В октябре 2010 года в Довиле прошли переговоры президента Франции Николя Саркози, президента России Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель. «Форма и время встречи вызывают озабоченность по поводу реальных ее мотивов, — считает издание. — Саммит в Довиле закончился 19 октября 2010 года, саммит НАТО в Лиссабоне — 20 ноября того же года. А менее чем через месяц человек по имени Мохамед Буазизи устроил акт самосожжения в центре Туниса. Результатом стали демонстрации, которые в конечном счете привели к свержению действующего президента Зин эль-Абидин Бен Али. Помимо самого Туниса, эти события вызвали волну беспорядков и уличных демонстраций в таких странах как Ливия, Египет, Сирия, Йемен, Бахрейн и другие, что нам сегодня известно под названием «арабской весны». Далее портал делает переход к Ливии, отмечая, что свержение Каддафи произошло не без участия и финансовой поддержки со стороны западных стран, в частности, США. Все это привело к росту числа беженцев, которые ныне стремятся в Европу. И, как заключает издание, «соответственно, не остается ничего другого, кроме как спросить, почему Польша и другие страны нашего региона должны страдать от последствий неправильной политики государств, упомянутых в статье».

В итоге складывается впечатление, что ментально некоторые польские и венгерские католики живут сегодня осенью 1683 года, когда армия Кара-Мустафы, визиря султана Мехмеда IV, осадила Вены и нужно продержаться до прихода на помощь короля Яна Собеского. Это вызывает усмешку у премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, который в колонке для влиятельной немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung упомянул о «некоторых европейских лидерах», которые используют христианство «как боевой клич», чтобы сохранить свои государства в неприкосновенности от беженцев. В свою очередь канцлер Меркель в ходе визита в Швейцарию призвала христиан исповедовать свою веру, а не страх перед «набожными мусульманами». После того, как ее там спросили, каким образом она думает «защитить Европу и нашу культуру от исламизации», Меркель предложила «вернуться в Церковь». Как подчеркнула канцлер, многие немцы почти ничего не знают о великих христианских праздниках, например, значении Пятидесятницы, поэтому странно жаловаться на то, что мусульмане знают Коран лучше. Таким образом, добавим уже от себя, вопрос беженцев становится фактором проверки христианских убеждений. В иных странах — как, например, во Франции, где министр иностранных дел Бернар Казнев явился в штаб-квартиру Конференции католического епископата и пробыл там около двух часов, а французские министры очень давно не баловали епископов своими визитами — это становится поводом вспомнить о евангельских заповедях. А в других странах христианством оправдывается собственная ксенофобия. Меч проходит через сердца и на поверхность выходят потаенные мысли и настроения — серьезное испытание для каждого христианина.