Зачем Донбасс Варшаве?
В апреле текущего года горячее желание присоединиться к т.н. «нормандской» четверке выразили США (устами заместителя госсекретаря Виктории Нуланд, более известной в качестве главного раздавателя печенюшек на Майдане). А жаркий август 2015-го заставил вспомнить о роли миротворца еще и Польшу. Свежеизбранный президент Анджей Дуда сперва сообщил об этих намерениях в интервью Польскому агентству прессы (РАР), а чуть позже конкретизировал свое предложение в личном телефонном разговоре с Петром Порошенко.
Официальная Варшава полагает, что переговоры по урегулированию украинского кризиса должны проводиться в расширенном формате, т. е с участием Польши и «других соседей» Украины. При этом Польша, по мнению А. Дуды, должна поддерживать официальный Киев «любыми» способами. Исключение, правда, пока составляет помощь финансовая, о которой глава польского государства, по крайней мере, «здесь не говорит». Примечательно, что столь трогательную заботу о строительстве и укреплении государственных институтов Украины, Польша проявляет через полтора года после того, как ей (в тесном содружестве с другими европейскими партнерами и под общим руководством «американского обкома») успешно удалось эти самые институты разрушить.
Происходит это на фоне наращивания украинскими силовиками обстрелов городов и сел Донбасса, что со дня на день может окончательно похоронить минские соглашения и грозит Киеву новой чередой тяжелых военных поражений. Так что самое время приступать к спасению украинской власти (пока еще действующей). Говоря о создании «широкой мирной конференции» за счет «других» соседей Украины, А. Дуда явно имеет в виду исключительно ее западных соседей (собственно, Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию), поскольку Россия уже является членом Нормандской четверки. К тому же все эти западные соседи (за исключением, пожалуй, самой Польши) имеют в приграничной полосе украинской территории районы компактного проживания своих национальных меньшинств, что делает их интерес к судьбе этих регионов по-настоящему живым и даже отчетливо материальным.
Несмотря на все многочисленные и политкорректные заявления Будапешта и Бухареста, тень мадьярского Турула продолжает маячить над Закарпатьем, так же как Бессарабию (впрочем, как и Молдавию) нет-нет, да и накроет тень «Великой Румынии». Дополнительной пикантности ситуации придают и центробежные тенденции, нарастающие в т.н. Подкарпатской Руси, которая сегодня больше доверяет Братиславе, нежели Киеву. Все это существенно облегчает этим странам решение задачи «по защите жизни и собственности соотечественников на сопредельной территории», необходимость которой вполне может возникнуть в ходе продолжения дезинтеграции Украины, вызванной очередными обострениями политического и социально-экономического кризиса.
Что касается Польши, то за последние 20 лет она уже полностью утратила все бонусы решения национального вопроса в приграничной полосе, полученные в конце 1940-х благодаря известной операции «Висла», а «Майдан № 2» лишь ускорил формирование в западных регионах Украины крайне болезненного «национально-освободительного» сознания, стрелки которого украинские наци могут в любой момент перевести с «москалiв» на гораздо более привычных (еще с XVII века) «ляхiв та жидiв».
При этом расширение экономической экспансии (на которую Польша возлагала основные надежды, принимая на себя роль «евроадвоката» Украины) пока также не принесло ожидаемых плодов, даже несмотря на активное спонсирование польским бизнесом очередной украинской «революции». Экономическая статистика просто убийственна для Варшавы: по итогам 2014-го объемы польского экспорта на Украину рухнули почти на четверть (— 24,3%!), зато украинский импорт в Польшу вырос на 3,9%, угрожая ее позитивному внешнеторговому балансу. Правда, вскоре экспортный порыв Украины заметно иссяк, и по результатам I-го полугодия 2015-го Польша импортировала уже на 37,7% украинских товаров меньше, чем годом ранее, однако при этом ускорилось падение и польского экспорта (— 26,8%), а позитивное для Варшавы внешнеторговое сальдо уменьшилось почти на 68% (в годовом исчислении).
А еще Польша как-то незаметно исчезла из ТОП-10 лидеров по прямым инвестициям в Украину (польские деньги начали убегать из страны, не выдержав «национально-освободительных» потрясений бизнеса), зато устойчиво заняла пятое (!) место по объемам вывоза украинского капитала (наиболее предусмотрительные из украинских патриотов обзавелись «картами поляка» и начали подготовку запасных аэродромов).
В сложившейся обстановке «миротворческая» активность остается для Варшавы практически единственным способом хоть как-то сохранить свое политическое лицо в качестве регионального лидера и по возможности отжать хоть какие-нибудь экономические дивиденды. Приходится торопиться, тем более, что США, обеспокоенные степенью неуправляемости рукотворного хаоса на Украине, все активнее переводят ее под свое прямое управление (вплоть до откровенной оплаты труда прямым назначенцам Госдепа, вроде Михо Саакашвили.)
Неслучайно все в том же своем интервью Анджей Дуда намекнул на необходимость создания в рамках ЕС некоего «центра взаимопонимания» государств Центральной и Восточной Европы активную роль в котором он отводит именно Польше. Однако без мира на Украине реинкарнация Речи Посполитой в качестве регионального лидера в треугольнике уже трех морей (Балтийского, Адриатического и Черного) пока представляется маловероятной.