adevarul.ro
Лидеры Альянса за евроинтеграцию Молдавии Михай Гимпу, Мариан Лупу, Владимир Филат.

Либерал-демократ Валерий Стрелец намерен в кратчайшие сроки сформировать правительство и уже в четверг предложить новый Кабмин на утверждение парламента, пишет NewsMaker. В том, что депутаты за него проголосуют, сомнений почти нет: Стрелец не выдвигает никаких условий и намерен строго блюсти соглашение о создании альянса. Оно между тем практически лишает премьера самостоятельности, поскольку центром принятия решений в документе обозначен Совет альянса. По мнению экспертов, положить конец практике имитации реформ в Молдавии может лишь жесткий прессинг со стороны Запада.

В течение одного дня Стрелец успел провести встречи и консультации с представителями Либеральной и Демократической партий, академической среды и гражданского общества, продолжает NewsMaker. На каждую из них либерал-демократу потребовалось не более часа. Состоявшиеся консультации, особенно в случае с ДПМ и ЛП, скорее формальность. Никаких условий Валерий Стрелец не выдвигал, дав понять, что намерен безоговорочно выполнять решения партийных лидеров. Напомним, несостоявшийся кандидат в премьеры от ЛДПМ Майя Санду сходу выдвинула лидерам альянса ряд условий, среди которых увольнение главы Нацбанка и генпрокурора, а также возможность участвовать в формировании состава Кабмина. После этого кандидатура Санду была снята.

Валерий Стрелец оказался не столь требовательным, пишет NewsMaker. «Все условия оговорены в соглашении о создании Альянса за европейскую интеграцию», — сказал он. Упомянутый документ между тем лишает премьера каких-либо рычагов влияния на ключевые решения, центром принятия которых является Совет альянса, состоящий из руководителей трех партий. Соглашение также предписывает предварительное рассмотрение всех вопросов повестки дня Кабмина на президиуме правительства. При этом, если хотя бы один из его членов высказывается против, проект решения на правительство не выносится и направляется в Совет альянса.

То же самое соглашение, к слову, предписывает, что право определения кандидатуры премьера является прерогативой ЛДПМ, а составляющие альянса «обязуются утвердить правительство, предоставив вотум доверия его программе и всему составу» (ст. 23), продолжает NewsMaker. А ст. 42 того же соглашения предусматривает, что вошедшие в альянс партии «не будут намеренно блокировать принятие в рамках альянса решений, которые могут поставить под угрозу функциональность альянса или отдельных государственных институтов». Несмотря на это, лишь третья выдвинутая либерал-демократами кандидатура на должность премьера удовлетворила их партнеров по коалиции. Ранее стать премьером намеревался сам лидер либерал-демократов Владимир Филат. Затем на эту должность «единогласным решением партии» была номинирована действующий министр просвещения Майя Санду. Обоим вариантам, однако, воспротивились демократы и либералы. Либерал-демократы же не захотели или не посчитали нужным настоять на своем.

Впрочем, по словам директора центра политического анализа Politicon Анатолия Цэрану, обвинения в блокировании работы альянса в ходе переговоров звучали как раз со стороны демократов и либералов в адрес ЛДПМ, пишет NewsMaker. «Партнеры обвинили ЛДПМ в том, что, настаивая на кандидатуре Санду, они блокируют функциональность альянса. ЛДПМ решила, что в этом случае риск досрочных выборов неоправдан и уступили», — сказал он NM.

Эксперты отмечают, что восстановить доверие общества и партнеров по развитию к молдавским властям будущему премьеру будет непросто, продолжает NewsMaker. «Внешнее финансирование — неотъемлемый элемент социальной, а значит политической стабильности, — сказал Цэрану. — Но продолжение финансирования западные партнеры увязывают с реформами». Тот факт, что Майю Санду не пустили во власть, по словам аналитика, свидетельствует о том, что реформы снова будут имитироваться. «Вся надежда на прессинг со стороны Запада, партнеров по развитию», — добавил он.

Исполнительный директор Expert-Grup Адриан Лупушор отмечает, что республике крайне важно возобновить отношения с партнерами по развитию и с МВФ, «которые настаивают на реформах в пенсионной сфере, в системе образования, здравоохранения, в сфере публичных финансов», пишет NewsMaker. «Эти реформы невозможно внедрять без внешнего прессинга потому, что у властей недостаточно политической воли. Думаю, МВФ, Всемирный банк и ЕС будут сильнее настаивать на реформах. Период поддержки при относительно мягких условиях закончился», — резюмировал Лупушор.

Глава ассоциации ADEPT, политолог Игорь Боцан, в свою очередь, отметил, что реформы, о необходимости которых все говорят, напрямую задевают интересы партийных лидеров потому, что «они бизнесмены или полубизнесмены», продолжает NewsMaker. В этом смысле, сказал Боцан, фигура Стрельца их полностью устраивает. «Он тоже бизнесмен и хорошо понимает руководителей партий. Стрелец сам заявил, что он партийный человек и полностью подчиняется партийной дисциплине. По соглашению о создании альянса лидеры решают все вопросы. Стрелец объявил, что полностью с этим согласен и будет претворять в жизнь решения лидеров партий, создавших альянс», — добавил эксперт.

Несостоявшееся назначение премьером Майи Санду глава ADEPT объясняет ее чужеродностью для молдавской политики и политического класса, пишет NewsMaker. «Майя Санду не бизнесмен, изучала публичную администрацию в приличных вузах и, видимо, хотела проводить в жизнь те представления [о госуправлении], которые у нее сложились во время учебы. Это отрыв от реалий Молдавии, где бизнесмены правят страной и превратили политику в бизнес», — подвел итог эксперт.

Эксперты считают депутата Валериу Стрельца, выдвинутого в качестве кандидата на пост премьер-министра Молдавии — временной фигурой, пишет Infotag. Доктор экономических наук Елена Горелова отметила, что кандидатура Стрельца не должна вызывать особых дебатов в парламенте: «Оппозиция будет выступать не столько против выдвинутого правящим альянсом кандидата, сколько против самого факта формирования очередного правительства, к которому априори нет доверия общества. Новое правительство будет делать то же самое, что и прежнее, плюс решать вопрос восстановления отношений с донорами». Экономист уверена, что Стрелец естественным образом будет зависим от политических решений, принимаемых вне стен правительства. «Как человек, сведущий в тонкостях коалиционной политики, он сможет сохранить свой пост до тех пор, пока альянс сохранит власть», — предположила она.

Депутат от Партии социалистов Богдан Цырдя отметил, что он и ранее предполагал, что кандидатом от ЛДПМ на пост главы правительства будет именно Валерий Стрелец, продолжает Infotag. «Первое — он лоялен Филату. Второе: будучи бизнесменом, вполне устраивает и Влада Плахотнюка. Ведь на бизнесменов легче всего надавить, а значит, повлиять. Третье: никаких чудес от Стрельца ждать не приходится. Все те, о ком шли дискуссии последние пять дней, — генеральный прокурор, президент Нацбанка сохранят кресла, если сам Плахотнюк не решит от них избавиться. Четвертое: реформы будут тормозиться, кризис в экономике примет затяжной характер, плюс повышение цен, тарифов, а значит — волна протестов будет нарастать», — сказал Цырдя. Он не исключает, что в таких условиях правящая коалиция будет вынуждена кем-то пожертвовать. «Обычно, это премьер-министр. Поэтому, досрочные выборы остаются на повестке дня, а сам Стрелец — безусловно камикадзе, непонятно зачем влезший в эту игру», — считает депутат.

Старший научный сотрудник Академии наук Молдавии, политолог Николай Цвятков считает, что для Стрельца быть премьером — то же самое, что для Михая Гимпу — спикером, а для Николая Тимофти — президентом, пишет Infotag. «Для Стрельца — это предел мечтаний, награда за лояльность. Он не блещет талантами, но доказал свою верность Филату. Стрелец ничего не сделает на новом посту. Он просто выиграет время и войдет попутно в историю Молдавии. Быть премьером в понимании людей, подобных Стрельцу, очень престижно. Пусть даже временным и неэффективным», — сказал он.

Адвокат Анна Урсаки считает, что наиболее подходящим для оценки роли Стрельца может служить слово «камикадзе», продолжает Infotag. «Это точное определение нового выдвиженца АЕИ-3. Существовал единственный кандидат, который мог еще претендовать на кредит доверия у иностранных партнеров и у граждан РМ — Майя Санду. Ее не утвердили из-за опасений Плахотнюка, ограниченности Гимпу и предательства Филата. Поэтому фигура Стрельца — ярого приверженца Филата, доверия не вызывает и не вызовет никогда. Причем не только у налогоплательщиков, но и у международных партнеров, без помощи которых разграбленная олигархами республика, просто не выживет», — считает Урсаки. В ее понимании Стрельцу уготована роль «премьера-неудачника», на которого все в конечном итоге свалят власть предержащие.

Решение руководства Либерально-демократической партии об отказе от выдвижения министра просвещения Майи Санду на пост премьер-министра было ожидаемым и стало очередным печальным эпизодом в истории Молдавии. Такое мнение высказал бывший премьер-министр, председатель Европейской народной партии Юрий Лянкэ, пишет Infotag. По его словам, выдвижение в качестве кандидата в премьеры Стрельца «является доказательством того, что правящий альянс не желает необходимых для страны изменений для вывода ее из глубокого кризиса». «Это означает, что, как и ранее, во главу угла стоят личные и узкопартийные интересы, в то время как интересы граждан, к сожалению, остаются в стороне», — считает Лянкэ.

В январе 2015 г. он оказался в схожей ситуации, когда миноритарная коалиция ЛДПМ-ДПМ выдвинула его кандидатом в премьеры, однако фракции ЛП, ПКРМ и ПСРМ не поддержали его, продолжает Infotag. Вслед за этим ЛДПМ выдвинула кандидатом предпринимателя Кирилла Габурича, что позволило Лянкэ усомниться в искренности своих коллег по партии. На учредительном съезде Европейской народной партии Молдавии (ЕНПМ), Лянкэ заявил, что «создание ЕНПМ стало результатом большого предательства в рядах ЛДПМ, которое разыграло спектакль с выдвижением Лянкэ на пост премьер-министра».

«Правящий олигархический режим завладел всем государством, и нуждается в правительстве, которое безоговорочно будет выполнять его требования, а независимый премьер с собственным мнением мог стать «троянским конем» для преступной власти», — считает бывший депутат от Либерально-реформаторской партии (ЛРП) Валерий Сахарняну. Он обратил внимание на нефункциональность правящего Альянса за европейскую интеграцию, сказав, что его руководители не могут справиться даже с первыми трудностями. «Это рекорд. АЕИ и АЕИ-2 понадобилось несколько месяцев, чтобы оказаться в политическом кризисе. Хотя прошло более двух лет после распада АЕИ-2, участники относятся настороженно друг к другу. Основное чувство, охватившее сейчас альянс — страх», — считает Сахарняну. (Infotag)

По его словам, на протяжении последних лет председатель ЛДПМ Владимир Филат и первый вице-председатель ДПМ Владимир Плахотнюк вели ожесточенную борьбу друг с другом, сконцентрировав усилия на контроле над экономикой, капиталом и правоохранительными органами, пишет Infotag. «В этой войне Филат не мог сделать своим союзником лидера ЛП Михая Гимпу, который ближе ему по доктрине и идеологии. Плахотнюк нашел рычаги влияния на Гимпу и использует их по сей день. Ведя переговоры по созданию нового проевропейского альянса после парламентских выборов 30 ноября 2014 г., Филат осознавал, что участие Гимпу в альянсе выгодно лишь Плахотнюку, который сможет укрепить свои позиции перед ЛДПМ. Создается почва, чтобы будущее правительство действовало лишь по указанию одного человека. Это модель большевистского государства с имитируемым курсом евроинтеграции», — считает Сахарняну.

Альянс за европейскую интеграцию все-таки забраковал Майю Санду, пишет Noi. Официальным кандидатом в премьер-министры стал 45-летний вице-председатель ЛДПМ Валерий Стрелец. Воодушевленные выдвижением ЛДПМ кандидата-бунтаря (правда, способной, как показала ее работа министром образования, разделить общество) Майи Санду, экспертное сообщество, социальные сети и блогосфера, узнав о новом выдвиженце либерал-демократов, заметно приуныли. «Он вполне вписывается в кандидатуру премьера, удобного для всех лидеров партий, входящих в АЕИ». Или «Стрелец будет послушным и беззубым премьер-министром», — пришли к выводу в экспертном сообществе.

Тем временем ЛДПМ, Демпартия и ЛП опубликовали политическое соглашение о создании и функционировании Альянса за европейскую интеграцию под № 3, продолжает Noi. Документ вышел многословным и откровенно циничным. Одна только фраза из перечня заявленных задач «Повышение уровня жизни населения посредством искоренения бедности, устойчивого экономического развития в условиях свободной конкуренции, укрепления законности и уважения гражданских прав» чего стоит. Особенно цинично она выглядят на фоне недавнего решения НАРЭ о повышении тарифа для потребителей электроэнергии Gas Natural Fenosa на 37% и тарифа на газ на 15,3%, последовавшего после резкой девальвации лея в результате кражи миллиарда евро из банковской системы. Новые тарифы повлекут за собой очередной виток роста цен. Вот такая она — «борьба с бедностью» по-молдавски.

Остальные пункты соглашения о создании АЕИ-3 выглядят так же формально и декларативно, пишет Noi. «Формирование проевропейского правления — жизненно важно для национальных интересов Республики Молдова», — гласит документ. Прежде всего, для того, чтобы «эффективно искоренить коррупцию». Бороться с этим социальным явлением АЕИ-3 собирается путем деполитизации правовых институтов и находящихся в подчинении парламента независимых учреждений с функцией контроля. В который уже раз! Как метко подметил один из политологов, в условиях нынешней молдавской действительности это все равно, что пообещать высечь самого себя.

Следующее обязательство партнеров по коалиции — «ускорить и более эффективно провести реформу юстиции», продолжает Noi. А своей приоритетной задачей они называют реформу прокуратуры. Согласно тексту соглашения, реформа будет проводиться в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией, к которой официальный Кишинев обратится с просьбой прислать в Молдавию специальную миссию ЕС в области юстиции.

Однако если принять во внимание телодвижения вокруг утверждения Майи Санду кандидатом на пост премьер-министра, искренность намерений ЛДПМ, ДПМ и ЛП «деполитизировать» и «эффектно реформировать» вызывает большие сомнения, пишет Noi. Майя Санду согласилась возглавить правительство при условии отставки президента Национального банка Дорина Дрэгуцану и генерального прокурора Корнелиу Гурина. Она считает, что именно «эти два чиновника в первую очередь виновны в том, что из трех банковских учреждений республики был выведен в неизвестном направлении 1 млрд. евро» (Власти Молдавии уже на протяжении полугода «расследуют» дело о выводе в ноябре 2014 года из банковской системы страны в оффшоры 1 млрд. евро, что привело к девальвации национальной валюты и острому финансовому кризису. Главным обвиняемым по делу является молдавский предприниматель Илан Шор, который в ходе местных выборов 14 июня был избран мэром молдавского райцентра Оргеев. Молдавская оппозиция между тем настаивает, что к хищению этой суммы напрямую причастны сами власти Молдавии — прим. ИА REGNUM). Однако это требование категорически не устроило руководство ДПМ, контролирующее Генпрокуратуру и Нацбанк. Как не устроило и условие Майи Санду о самостоятельном формировании правительственной команды.

Отказывая потенциальному кандидату в премьеры в увольнении чиновников, как минимум не справившихся со своими служебными обязанностями в деле о краже миллиарда, ДПМ, ЛДПМ и ЛП, в то же время в соглашении о создании альянса клянутся разобраться с кражей средств из Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala, вернуть похищенные деньги и привлечь к ответственности лиц, виновных в грабеже, продолжает Noi. Активная оппозиция, ссылаясь на уже проделанную следственную работу в парламенте по данному делу, очень сомневается в искренности данного обещания. А пользователи социальных сетей иронизируют, что власти уже начали возвращать украденный миллиард — опустошая карманы населения путем повышения тарифов, последующего роста цен и девальвации национальной валюты.

Политическое соглашение о создании и функционировании Альянса за европейскую интеграцию № 3 вводит жесткую внутрикоалиционную дисциплину, пишет Noi. Нынешние политические партнеры не один год состоят в союзных отношениях и прекрасно знают, кто на что горазд. Любое перераспределение должностей, компетенций, любые институциональные изменения должны производиться только на основе консенсуса на Совете Альянса. Любая отставка или перестановки в обязательном порядке должны осуществляться только после консультаций и согласия того члена альянса, который делегировал данную персону на занимаемую должность. Представителям АЕИ запрещается голосовать за те законопроекты, по которым не было достигнут консенсус в рамках коалиционных структур. Членам альянса надлежит согласовывать свои публичные высказывания по наиболее важным проблемам. Им запрещено предпринимать какие-либо действия, которые могут навредить имиджу альянса. А членам правительства и другим представителям АЕИ в государственных структурах настоятельно не рекомендуется публично критиковать или высказывать мнения, «противоречащие решениям, принятым партнерами по альянсу в других областях деятельности».

Все решения в рамках АЕИ, согласно подписанному документу, принимаются либо на генеральном собрании альянса — это расширенный орган, в который входит руководство партий, составляющих АЕИ, все депутаты от этих партий, министры и руководители госучреждений — либо на встречах лидеров альянса, продолжает Noi. Либо Советом Альянса, в который делегируются по четыре представителя от каждой партии. А ведь два года назад, выдвигая свой ультиматум союзникам, Владимир Филат требовал, чтобы «Совет Альянса, который в нарушение Конституции стал высшим органом власти в стране наподобие Политбюро ЦК КПСС, перестал быть таковым».

Свой надправительственный орган будет продолжать действовать и в исполнительной власти: заседаниям правительства будут предшествовать заседания президиума правительства, пишет Noi. Президиум, с которым в свое время Владимир Филат тоже активно боролся, будет утверждать повестку предстоящих заседаний кабинета министров и на основе консенсуса определять позицию правительства по спорным проектам.

Что касается распределения должностей, то за ЛДПМ остался пост премьер-министра, у ДПМ — должность спикера, представитель ЛП станет еще одним заместителем председателя парламента, продолжает Noi. Кандидатура будущего президента будет определена на основе консенсуса, так же как и кандидатура вице-премьера по реинтеграции. ЛДПМ сохранила за собой министерство финансов, МВД, министерство иностранных дел и европейской интеграции, министерство сельского хозяйства. А также получила во владение министерство труда, социальной защиты и семьи (в прежних коалициях оно было у ДПМ) и министерство молодежи и спорта (до сих пор было у ЛП и ЛРП). Демпартия к министерствам строительства и регионального развития, экономики, культуры, информационных технологий и связи получила Минздрав и Минюст.

Таким образом, вся судебно-правовая система теперь сосредоточилась в руках руководства Демократической партии, пишет Noi. Такой монополизм не только не соответствует европейским практикам, но и чреват. ДПМ теперь контролирует банковский сектор, экономический блок, большинство контролирующих органов страны, судебную систему, прокуратуру, а теперь еще и Минюст. В этих условиях участь ЛДПМ, которая, обладая самой крупной фракцией из партий АЕИ, ради сохранения у власти согласилась променять министерство юстиции на министерство труда и соцзащиты, выглядит незавидно. Если до сих пор либерал-демократы несли ответственность за хроническое невыполнение бюджета, исходя из того, что Минфин, налоговая служба и таможня находились и находятся в их подчинении, то теперь ЛДПМ будет нести ответственность и за возможные перебои с выплатой зарплат и пенсий, если финансово-экономическая ситуация в стране вдруг каким-то чудом не улучшится.

В экспертном сообществе не исключают, что ДПМ попытается использовать этот расклад для того, чтобы со временем окончательно уничтожить ЛДПМ и вывести ее из игры, продолжает Noi. Параллельно помогая раскручиваться политическому проекту Юрия Лянкэ, который с течением времени займет политическую нишу ЛДПМ. Так что по итогам нынешних коалиционных переговоров руководство Демпартии заключило довольно выгодную сделку.

Удачным перераспределение портфелей оказалось и для либералов, пишет Noi. ЛП получила сразу два «хлебных» министерства — окружающей среды и транспорта. А также министерство обороны и министерство просвещения. В условиях молдавской действительности переход образовательной сферы от правоцентристской ЛДПМ с ее сравнительно умеренной позицией (даже несмотря на разрушительные действия в этой области Майи Санду) — к крайне правым унионистам из ЛП чреват серьезными последствиями. Как написал один из пользователей социальных сетей, националистически настроенные либералы «сделают всё возможное, чтобы выдавить всё разумное из системы образования», подводит итог издание.

Похоже, гибкость Либерально-демократической партии не имеет пределов, пишет «Панорама». То, что сотворили с ЛДПМ партнеры по переговорам и их западные покровители, можно смело назвать групповым изнасилованием (из чувства гуманности не добавляю формулировку «в извращенной форме»). Во имя создания нового альянса ЛДПМ вынуждена была отдать под контроль ЛПМ министерство обороны и министерство просвещения. В то же время демократы, насколько можно судить, не уступили ни в чем. К удовольствию Михая Гимпу все принципиальные уступки пришлось делать Владимиру Филату.

Излишне говорить о том, что отдавать оборону и просвещение либералам значит загубить оба этих направления, продолжает «Панорама». Уж лучше бы пожертвовали спортом, что ли (там все равно уже нечего разрушать). Но сейчас речь не об этом, а о том, что ЛДПМ по истечению определенного времени может постичь судьба Партии коммунистов. С созданием АЕИ-3 влияние либерал-демократов на структуры власти сократилось практически наполовину по сравнению с тем, что было ранее. В то же время влияние ДПМ еще более укрепилось.

В этих размышлениях нет ничего нового, пишет «Панорама». О том, что вслед за ПКРМ рано или поздно последует рейдерская атака на ЛДПМ, говорилось предостаточно. Странно, что теперь, после такого яркого и драматичного примера Партии коммунистов в ЛДПМ продолжают вести себя довольно беспечно и, судя по всему, снова увлечены перспективами получения дивидендов от власти, вместо того, чтобы поднять голову и проанализировать ситуацию на перспективу. Между тем, места для беспечного отношения к политике у ЛДПМ не осталось. Задержания родственников Владимира Филата стали недвусмысленным сигналом к тому, что может последовать далее.

Относительно АЕИ-3, нового премьера и правительства впору делать ставки на продолжительность их существования, продолжает «Панорама». Можно неплохо заработать. Ведь очевидно, что новый глава правительства продержится считанные месяцы (если это будет не так, то тогда этот человек сможет претендовать на лавры Маргарет Тетчер или Ли Куан Ю). С первого дня новоиспеченный глава правительства столкнется с тем, что его полномочия будут усечены до предела, особенно в вопросах распоряжения бюджетными средствами и зарубежными кредитами. Ответственность же он будет нести за все по полной программе (включая и то, к чему отношения не имеет).

Именно поэтому сейчас в Молдавии должность премьер-министра априори уголовно наказуемая, пишет «Панорама». Человек, который согласиться занять кресло премьера, должен быть готов в любой момент попасть под следствие. Поэтому, вероятнее всего, уже через несколько месяцев Молдавию ждет очередной политический кризис, связанный с отставкой премьера. Не все готовы жить и заниматься политикой так, как лидер ЛДПМ, с «петлей на шее».

Тем не менее, здравомыслящим людям не стоит впадать в пессимизм, продолжает «Панорама». Все, что связано с АЕИ-3, слишком карикатурно, слишком нелепо и смешно. И это гарантия того, что бесславный конец этой мутной субстанции наступит очень скоро, подводит итог издание.

После нескольких недель скрытых переговоров политики, ранее обвинявшие друг друга во всех мыслимых грехах, таких, как кража миллиарда долларов из банковской системы, захват государства, подчинение правосудия и политические игры, пришли к компромиссу в отношении нового правящего альянса, пишет Jurnal. Таким образом, те, кто в течение шести лет доводили людей до нищеты и отчаяния, превращая страну в черную финансовую дыру, беспрецедентным олигархическим режимом выбивая у нее из-под ног почву, снова уселись в удобные кресла. Сейчас они обещают нам, что наведут порядок и привлекут к ответственности виновников грабежей, потрясающих страну с 2009 года по сегодняшний день, то есть, в период их правления. Таким образом, в том же составе политическая элита, виновная в нынешнем состоянии дел в Республике Молдова, сама себя отдаст под следствие и сама себя накажет.

В серии помпезных обещаний присутствуют и искоренение нищеты, и борьба с коррупцией, и проведение реформ, продолжает Jurnal. Было бы смешно, если бы не хотелось плакать. Мы должны верить, что те люди, которые годами игнорировали категорические требования Европейского союза по внедрению реформ и искоренению коррупции, теперь откажутся от выгодных дел и личных интересов ради блага страны.

Чтобы понять, какая именно коалиция созрела, и как будет развиваться ситуация в РМ, достаточно прочесть между строк результаты переговоров, пишет Jurnal. В разгар дискуссий родственники Владимира Филата были задержаны по делу Banca de Economii. Также в разгар переговоров по созданию АЕИ-3 генеральная прокуратура помахала перед лицом лидера ЛП уголовными делами, открытыми в отношении ряда его соратников. Только после этих событий, создав необходимые условия, Плахотнюк спокойно сел за стол переговоров. По их итогам олигарх добавил в свою коллекцию министерство юстиции, притом, что судебная система и правоохранительные органы останутся в том же составе.

В политическом контексте Республики Молдова почти не имеет значения, кто будет следующим премьером, продолжает Jurnal. Ведь щупальца проникли во все учреждения, контролируемые одним человеком. Невозможно представить, что один премьер-министр, каким бы он ни был, пойдет против системы. Реформаторы, которые смогут очистить государство от коррупции и посадить в тюрьмы преступных чиновников, придут к власти только по требованию народа, посредством протестов на площади, как это произошло в соседних странах.

Республика Молдова осталась единственной в регионе, кто отстает в этом вопросе, однако, недовольство растет день ото дня, пишет Jurnal. После того, как многие годы людей дозировано кормили лицемерием политической элиты, казалось, что общество приобрело своего рода иммунитет, и что ничего больше не разбудит его от спячки. Однако ограбление века оказалось пределом терпения измученного народа. Десятки тысяч людей вышли на акции протеста, организованные гражданской платформой «Достоинство и правда». Предполагается, что на следующий ее митинг 6 сентября в связи с цепным повышением цен, вызванных выжиманием из карманов людей украденного из банковской системы миллиарда, соберется беспрецедентно высокое число участников, подводит итог издание.

Поздравления, граждане! — пишет Timpul. Олигофрены Альянса за евроинтеграцию снова у власти. Вернулись к своему корыту, чтобы и дальше объедать страну. Состав такой же, те же угрюмые и лицемерные физиономии. Немногие из адекватных политиков уже и те не входят в АЕИ-3. Что искать адекватным политикам среди волков в овечьей шкуре?

АЕИ-3 разделил между собой министерства, хотя после какой-нибудь пьянки они могут быть снова перетасованы, продолжает Timpul. Это как игра. Если какая-нибудь «проевропейская» партия не успеет вытащить деньги из министерства, может передать его другой «проевропейской» партии, может другие смогут.

АЕИ-3 будет заниматься тем же, чем и до сих пор: воровством, рейдерскими атаками, популизмом, взаимными обвинениями, скандалами и дележкой функций среди своих друзей, родственников и так далее, пишет Timpul. АЕИ-3 имел небольшие шансы искупить свои грехи, назначив премьером Майю Санду. Но зная их нравы, можно было предположить, что этого не будет, и новый премьер окажется скоморохом, овечкой, постриженной евроинтеграторами, подводит итог издание.

Пятый по счету проевропейский правящий альянс Молдавии — последний правящий формат с шансами на реализацию европейского курса страны, пишет IPN. Последний, независимо от того, продержится эта коалиция у власти до очередных парламентских выборов 2018 года, или распадется раньше, возможно, вновь через несколько месяцев. Почему ставки столь высоки?

Главная причина, по которой нельзя надеяться на создание еще одного альянса, шестого, состоит в том, что правящие партии, которые называют себя проевропейскими, находятся в постоянном процессе уменьшения доверия со стороны общества, что автоматически сказывается на идее евроинтеграции, пусть эта экстраполяция и не совсем справедлива в отношении самой идеи, продолжает IPN. В тот самый момент, когда население окончательно перестает верить определенным партиям, оно отвергает естественным и демократическим образом и идеи, которые продвигают эти партии, хотя, опять-таки, не идеи виноваты в том, что проводники неспособны претворять их в жизнь. Сравнение очень отдаленное, но, тем не менее: коммунизм стал ненавистной идеей для большинства жителей земли в основном за преступления против человечества, совершенные теми, кто называл себя «коммунистами», в том числе Сталиным в СССР и Пол Потом в Камбодже. И не только ими.

Снижение доверия к партиям проевропейской коалиции происходило постепенно, но неуклонно, и именно в этом процессе следует частично искать объяснения тому, почему опросы общественного мнения показывают постоянное снижение процента сторонников европейской идеи на фоне растущих показателей приверженцев восточного, точнее, пророссийского вектора, пишет IPN. И это несмотря на то, что ЕС оказал за этот период мощнейшую поддержку, в том числе финансовую, в то время как с другой стороны света приходили противоположные сигналы.

Изначально, снижению авторитета способствовало публичное сведение счетов лидерами партий, пришедших к власти в 2009 году, продолжает IPN. Спору нет, критические высказывания и оценки бывают даже полезными и необходимыми в правящей коалиции в демократической стране, но взаимные атаки, яростные и постоянные, нередко спекулятивные, запланированные и срежиссированные, вызвали первую дозу разочарования в этих партиях и рикошетом ударили по европейской идее, которой прикрывались новые «проевропейцы». И это в условиях общества, неподготовленного и к минимальной степень прозрачности, так как «все мы родом из СССР». Условно, это совпало с периодом АЕИ-1 (2009−2010 гг.).

На следующем этапе падения доверия «проевропейские» партии завершили процесс политического подчинения государственных институтов, включив их в межпартийное противостояние, а также в продвижение политических и экономических интересов, не всегда прозрачных и законных, на национальном и международном уровне, пишет IPN. Самый печальный результат этого процесса проявился в достижении небывало высокого уровня дисфункции большинства государственных институтов, в значительной степени утративших связь с государством и с населением и перешедших на автономный режим в том смысле, что свели свои задачи к обслуживанию в приоритетном порядке интересов своих политических и экономических боссов. И это открыто, на глазах всего мира, цинично, без зазрения совести. Это в основном относится к периоду АЕИ-2 (2011−2013 гг.).

Реакция рядового гражданина была простой и понятной: если эти партии и эти институты проевропейские, мне с ними не по пути, продолжает IPN. И это несмотря на то, что весь смысл реформ, заявленных и финансируемых европейцами в Республике Молдова, сводится к укреплению государственных институтов с тем, чтобы они отвечали как можно лучше интересам и потребностям гражданина.

Ошибочно считать, что именно проевропейские партии изобрели концепт полного подчинения государственных институтов, пишет IPN. Этот политико-экономический контроль существовал и до них, разве что ПКРМ была единственной правящей партией и не должна была ни делить что-то с кем-то, ни урывать что-либо у кого-то. Люди признавали превосходство «отца нации» и его право решать все в стране, а информационное обеспечение этого поведения было «на высшем уровне». Возможно, и скрытые аппетиты бывшего правления не были столь всепоглощающими, но его неоспоримой «заслугой» является создание моделей и схем, «успешно» подхваченных нынешней властью.

К отличительным чертам первых двух этапов падения доверия прибавились признаки следующего этапа, третьего, отмеченного неопределенными с точки зрения закона действиями, связанными с уступкой государством контрольного пакета в Banca de Economii (BEM), концессией Кишиневского международного аэропорта и, как кульминационный пункт, «кражей миллиарда» — по разным оценкам, долларов или евро, которые были выведены через BEM, продолжает IPN. Масштабы и дерзость этой последней аферы застали врасплох и тех, кто полагал и полагает, что держит под контролем и институты государства, и государство в целом. Вероятно, «операции» такого порядка в Республике Молдова проворачивались не раз за всю историю ее существования, с ведома и при участии почти всех, если не всех, правлений, сменявших друг друга у власти. С той лишь разницей, что со временем росли их масштабы, как, впрочем, и аппетиты.

«Миллиардная афера» впервые неоспоримо доказывает существование этого полного контроля над государственными структурами, в частности, над силовыми ведомствами, над регулирующими органами и над судебной системой, без которых этой трагедии, этого национального позора не было бы, пишет IPN. Этот контроль достигает беспрецедентных масштабов. С одной стороны, контроль над институтами был как бы распределен политически между партнерами/конкурентами по коалиции, что теоретически должно было обеспечить обязательное раскрытие «операции» на начальном этапе. Этого, однако, не случилось. И тогда напрашивается вывод: эти различные «контроли» либо взаимодействовали между собой в верхах, либо уже нельзя говорить о разных контролях и есть один-единственный контроль. Ни один из этих вариантов не работает на благо общества, на благо человека, все они представляют политическую и социальную угрозу для европейского будущего Молдавии, в случае экстраполяции социальной оценки проевропейского альянса на европейскую идею.

Четвертый и самый новый этап снижения доверия наметился буквально на днях, когда были повышены тарифы на энергоресурсы, продолжает IPN. Да, действительно, повышение тарифов провел государственный регулирующий орган, независимый — по крайней мере, теоретически, но сам по себе этот факт примечателен в том смысле, что повлечет за собой цепную реакцию повышения цен, а это на фоне экономической рецессии вызовет значительное обнищание самых широких категорий населения. В социальном восприятии, а также в восприятии многих экспертов, есть прямая причинно-следственная связь между подорожанием, обнищанием и «кражей миллиарда». В этом же социальном восприятии логически за весь причинно-следственный узел ответственность несет власть, какая бы она ни была, включая европейскую, которой придется платить. Когда, как, в какой степени — время покажет, несомненно то, что цена будет названа и ее придется заплатить, в том числе за дискредитированную европейскую идею.

Не обязательно, но, возможно, в скором времени мы все убедимся в существовании более нового, но несомненно последнего этапа снижения доверия к проевропейским партиям, связанного с переговорами по формированию этой последней проевропейской коалиции, пишет IPN. Если окажутся правдой муссируемые слухи о том, что «договаривающиеся» стороны через контролируемые ими госструктуры оказали одностороннее или взаимное давление, шантажировали, наносили удары «ниже пояса» лишь бы получить больше контроля над государственными структурами, придется констатировать полное отклонение проевропейских партий от европейских моделей, стандартов и ценностей и занести все эти партии и всех их лидеров, виновных в этих отклонениях, в черный список угроз для европейской идеи. И тогда вариант досрочных парламентских выборов может оказаться самым лучшим из всех плохих вариантов, которые останутся в нашем распоряжении, подводит итог издание.