Успешные армяне России: Фрид Согоян
Цикл ИА REGNUM «Успешные армяне России» продолжает представлять истории армян, реализовавших себя на российской земле. Гость цикла — народный художник России Фрид Согоян.
Почти восемь десятилетий назад на севере Армении, в городе с неповторимым колоритом под названием Ленинакан (ныне Гюмри), рождается мальчик Фрид. Окутанного интеллигентной, творческой атмосферой, у него с детства появляется желание творить самому. Вскоре Фрид понимает свое призвание — отсекать лишнее от камня. После завершения Ереванского театрально-художественного института, работает в Армении, создавая свои первые монументальные работы: ''Девушку с кувшинами'', революционеру Шаумяну в Ереване, ''Чулочницу'' в Гюмри и т.д.
Автор всемирно известного монумента Солдату-освободителю в Берлине Евгений Вучетич одним из первых оценил талант армянского скульптора. В 70-е годы прошлого века во всех союзных столицах проходили художественные выставки, лучшие экспонаты которых представлялись на всесоюзной выставке в Москве. Это был своеобразный механизм по нахождению и продвижению истинных талантов, то, чего сегодня так не хватает поистине одаренным, но порой остающимся в тени творцам. Вучетич возглавлял комиссию Союза художников. В 1971 году по его приглашению Фрид Согоян переезжает в Москву и остается там навсегда.
Сегодня, спустя 44 года, мы встретились с уже народным художником России Фридом Согояном в его уютной мастерской в самом центре российской столицы.
''Я думаю, что любой художник, тем более, если он монументалист, мечтает о работе в большом городе. В те годы из союзных республик многих тянула Москва'', — признается Согоян.
В столице СССР он в составе творческой группы начинает работать над грандиозным проектом — Киевским мемориалом павшим в Великой Отечественной войне. На рейсе Москва-Киев и обратно Согоян становится завсегдатаем. После завершения Киевского мемориала, возвратившись в Москву, Согоян продолжил творить. «Вся моя жизнь прошла в мастерской с моими многочисленными друзьями», — рассказывает 79-летний скульптор.
«Армения для меня — это Ленинакан. Я очень люблю его, пострадавшего, но всегда с уникальным юмором и гостеприимством. Это город моего детства, молодости. Земля для меня очень важна. И моя профессия, скульптор, тоже связана с землей. Я с детства знал, что стану им. Будучи маленьким мальчиком, часами не мог отвести глаз от строящих дома мастеров: одни поднимали камни на плечах, другие стояли с молотком в руках… Все это сыграло свою роль. Детство играет ключевую роль в жизни творческого человека. Ты пробуешь и идешь дальше, если это тебе дано сверху».
Ленинакана, города воспоминаний Фрида Согояна, который молодое поколение может увидеть разве что в фильмах именитого кинорежиссера Альберта Мкртчяна, уже нет. После землетрясения 1988 года это совершенно другой город. Разговор на эту тему навел на Фрида Мкртычевича непрошенную боль. «Я мечтаю о возрождении Ленинакана, землетрясение очень сильно воздействовало на гюмрийцев. Былой позитив угас. Но я вновь и вновь поражаюсь силе их духа. Социальные проблемы, казалось бы, должны сказаться на их легендарном гостеприимстве: не пригласишь же человека в дом за пустой стол. Но даже в таких условиях, без гроша в кармане, люди стараются тебе как-то угодить. Это поразительно», — говорит Согоян, являющийся автором главного гюмрийского памятника — «Жертвам безвинным, сердцам милосердным» (2008 год).
Он выражает уверенность, что Гюмри рано или поздно возродится. «Гюмрийцы — сильные люди. Они гораздо сильнее, чем некоторым может показаться», — уверен Согоян.
Его монументы разнообразны как по тематике, так по духу. Среди них памятники дудуку «Песня родины» и «Богоматерь с ликом Спасителя» в Москве, «Мать-Земля» в Вашингтоне в благодарность американскому народу за помощь, оказанную во время Спитакского землетрясения, «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран» в селе Прохоровка, скульптуры «Памяти жертвам Геноцида 1915 г.», а также знаменитый «Единый крест», символизирующий дружбу армянского и русского народов, установленный в центре Еревана и Москвы.
В разговоре с мастером зашла речь и о современной армянской культуре, состояние которой многие представители отрасли зачастую характеризуют как плачевное. «Мне очень больно на это смотреть, — говорит Фрид Согоян. — В годы моей молодости ни один художник, ни один скульптор, ни один композитор, в общем, ни один творческий человек не оставался без работы. Если даже ты самый бездарный живописец или скульптор, тебе давали писать лозунги, либо лепить лошадок для каруселей. Сегодня этим вынуждены зачастую заниматься одаренные люди. Художник в нынешней Армении. Что ему делать? Представьте, он день и ночь творил, нарисовал очень красивую картину. И куда он ее отнесет? Везде темно. Галерей, выставок нет. Единственным выходом остается вернисаж, где работу будет оценивать в большинстве своем безвкусный покупатель, вдруг ставший богатым человеком. И художникам остается рисовать обнаженных девиц. (смеется — ред.). Такие картины легче продаются. Здесь и пропадает настоящее искусство, это трагедия. Государство должно трепетно относиться к творческим людям. Если же этого нет, у такого государства никогда не будет успехов. Результатом политики «сквозь пальцы» являются наполнившие армянский телеэфир низкопробные сериалы и программы. Это ужасно».
Народного художника России и Украины крайне беспокоит то, что происходит сейчас в отношениях между этими странами: «Это несправедливо, по-человечески так нельзя. Столько несчастья. Это братские народы, и я уверен, что очень скоро все образумится».
Сыновья Фрида Мкртичевича — Ваге или Микаэл — пошли по стопам отца, на работах которого уже сколько лет стоят две подписи: его самого и одного из них. «Быть армянином мне очень помогает в России. Искренняя преданность корням, стране, которая дала мне жизнь и сделала меня таким, здесь ценится очень высоко», — говорит Согоян, в далеком 1971 приехавший покорять Москву.