Папа Франциск: экология — социальная революция
Ватикан готовится дать новый импульс осмыслению экологических проблем, их трактовке и взаимосвязи с другими глобальными вызовами для человечества. Большое значение в этой связи придается запланированной на 30 ноября — 11 декабря 2015 года конференции ООН по изменению климата, которая будет проходить в столице Франции. Последними действиями Святого престола по подготовке общественного мнения к ней можно назвать июньскую энциклику папы Римского Франциска Laudato si и некоторые мероприятия в июле, которые проходили по инициативе Ватикана или где его представители принимали участие. Это и встреча с представителями общин, страдающих от варварских методов горной добычи, и конференция с участием мэров крупнейших городов мира, и недавний парижский «Саммит совести». Все они разъясняют, что стоит за словами понтифика и его кардиналов, и чем эти тезисы отличаются от тезисов политиков и финансистов мира сего.
Важно это потому, что разговоров об экологии в целом и изменении климата в частности стало слишком много, отчего теряется изначальный смысл предупреждений об опасностях, которые в будущем могут угрожать человечеству. Дискуссии на тему сокращения выбросов углекислого газа вообще превратились в инструмент межгосударственной борьбы, наряду с кампаниями по соблюдению «прав человека» или иных гуманитарных вопросов. Слово «экология» становится чуть ли не ругательным, когда какая-либо из стран использует его в своей внешней политике, поскольку за редчайшим исключением за этим стоит попытка ограничить не сколько ущерб окружающей среды, а развитие экономического потенциала стран-конкурентов. При этом мало кто вслух говорит об истинных целях, которые преследует, что заставляет общественное мнение воспринимать поборников экологического равновесия в качестве «полезных идиотов» того или иного государства или транснациональной корпорации.
Такая конъюнктура взваливает дополнительные обязательства на ватиканские лаборатории мысли и папу Франциска, ибо есть серьезный риск, преследуя цели общего блага, дать использовать себя «втемную» в чужой игре. Особенно на фоне многочисленных глобалистских программ, поскольку зачастую их продвигают силы, которых подозревают в намерении устроить человечеству сегрегацию планетарного масштаба с жестким закреплением разделения на мировой центр и мировую периферию. Попытки бороться с глобализацией возвратом в архаику, децентрализацией мирового пространства, конечно, имеют право на существование, однако, похоже, успеха такая стратегия не приносит. Второй путь — предложить альтернативный проект, чем и занимается понтифик. В энциклике Laudato si он выдает свой анализ нынешней ситуации. Папа, как пишет Radio Vaticana, с благодарностью признает вклад ученых в улучшение условий жизни, но тем не менее современные технологии дают «тем, кто обладает знаниями и особенно экономической мощью, чтобы использовать их, впечатляющее господство над всей человеческой расой и над всем миром». Именно логика технократического владычества ведет к уничтожению природы и эксплуатации людей и наиболее уязвимых народов, ибо «технократическая модель стремится осуществлять свое господство также и в экономике и политике», не давая признать, что «рынок сам по себе […] не гарантирует всестороннего развития человека и его интеграции в социум».
Виновники названы, и трудно было бы более откровенно сказать, кто именно несет ответственность за разрушение мира. Богатый центр, который на протяжении второго тысячелетия колонизировал периферию, но вместе с тем, христианизировал ее, сегодня продолжает выкачивать из периферии ресурсы, и одновременно центр подвергается процессам дехристианизации, а по некоторым регионам, например, Европе, можно смело сказать, что она начинает превращаться в обесцерковленную пустыню. В итоге воздействовать на монополиста современных технологий, технократический Запад, апеллируя к христианской морали и ценностям, становится практически невозможно. Поэтому Ватикан прибегает к другим понятным для этого общества аргументам, делая акцент на экологических проблемах как угрозе качеству жизни. И даже более, как в случае с парижским «Саммитом совести», организаторы которого заявили: «Время не терпит. Это уже не экологический, экономический или социальный вопрос. Здесь на кон поставлено будущее человечества». Раз сытого невозможно пробудить тихим чтением Евангелия, может на него подействует громкий предупреждающий голос.
21 июля мэры крупнейших городов мира подписали совместную декларацию с обязательствами существенно уменьшить загрязнение планеты, улучшить заботу о бедных. Папа Франциск также поставил свою подпись под документом, добавив, что разделяет его содержание. Во время разговора с градоначальниками понтифик дал понять, как он трактует вопросы экологии. По его мнению, забота об окружающей среде не означает лишь необходимость вести «зеленый» образ жизни. Эта забота включает в себя гораздо больше, а именно «человеческую экологию». Ссылаясь на энциклику Laudato si, папа подчеркнул, что это не «зеленая» энциклика, а социальная. И добавил: на саммите можно много говорить, но слова бесполезны, если работа «не проводится от окраин к центру». Эта позиция была учтена в тексте декларации, в которой, в частности, говорится, что бедные и маргинализированные меньше всего воздействуют на климат, но больше всего страдают от ужасных последствий его изменения. Человечество «имеет в своем распоряжении технологические знания и финансовые средства», чтобы остановить климатические изменения. Богатые страны должны помогать бедным.
И это приводит нас к еще одному важному выводу. Экологическая тематика как социальный вопрос является одной из площадок, где католический папа Франциск сотрудничает с православным Константинопольским патриархом Варфоломеем. Такой диалог качественно меняет все предыдущие подходы к экуменизму. Христианство на всем протяжении своего существования неоднократно сталкивалось с вызовами, которые дробили его на различные конфессии, углубляя вероучительные противоречия, что препятствовало в последующем сближению Церквей. Новое видение, которое сегодня демонстрируют папа и патриарх, говорит, что экуменизм не обязательно должен заниматься сглаживаниями догматических расколов. Их можно отставить в сторону, поставив на первый план социальную проблематику. Какая разница, какого цвета кошка, черного или белого, важно, чтобы она ловила мышей, говорил китайский кормчий. Какая разница, исходит ли Святой дух от Отца или от Отца и Сына, если Он восстанавливает немощных и вдохновляет пророков. Кто прав, кто нет, узнаем в другом мире. А в этом мире христиане всех конфессий могут сосредоточиться на благоустройстве окружающей среды, исходя из основанных на общих для всех них евангельских заповедях.