Если отвлечься от частностей, то любая экономика является балансом между размером прибыли от верных решений и суммой убытков от управленческих ошибок. Пока прибыли покрывают убытки, система (концерн, предприятие, фирма, мелкий индивидуальный бизнес и т.д.) сохраняет целостность и даже растет. В противном случае мельчает и, рано или поздно, разоряется. Остатки убыточного бизнеса в свою систему управления включают более успешные конкуренты, как говорится, политика есть концентрированное выражение экономики, ничего личного.

Иллюстрация ИА REGNUM

Судьба государств, по сути, ничем не отличается от судьбы корпораций. Так было веками, но почему-то не происходит сейчас. Большинство стран ЕС фактически являются банкротами, но продолжают сохранять национальную независимость. Что случилось: законы природы перестали работать? Давайте попробуем разобраться на примере Греции.

Сегодня сумма ее долга составляет 312,7 млрд. евро. В списке кредиторов значатся МВФ, ЕЦБ, правительства стран ЕС (прежде всего Германии, Франции, Эстонии и Словакии), разного рода частные фонды и держатели краткосрочных обязательств, а также некий Европейский фонд финансовой стабильности. Что это за такой фонд и почему он вдруг всплыл в истории с Грецией? Вот именно тут и кроется причина якобы остановки законов природы.

Идея о создании некоего, на первый взгляд, совершенно невинного, «фонда финансовой взаимопомощи на случай крупных проблем в еврозоне» возникла в 2010 году. 9 мая семнадцать стран ЕС приняли решение, 7 июня того же года подписали учредительный договор, и с 4 августа ЕФФС приступил к работе. Чем он занимался — потом станет понятно из того, как Евросоюз начал «спасать» Грецию.

Хотя про ее банкротство всерьез заговорили только в этом году, на грань разорения Греция встала еще в 2012-м, когда ее совокупные долги превысили 160% ВВП. Афины объявили о неспособности провести долговой платеж. В Европе запахло жареным. Формально греки были должны 352 млрд. евро, но исследование Института международных финансов (IIF) гласило, что совокупные потери инвесторов могут достигнуть 1 трлн. евро, т. е. 1/16 всего совокупного долга ЕС.

Тогда впервые была задействована технология «управляемого дефолта». Всю сумму долга разделили на две кучки. 92 млрд., что Греция взяла в кредит (в том числе 20 — у МВФ), реструктуризации не подлежали, греки должны были вернуть полностью. Оставшиеся 260 млрд., что приходились на облигации казначейства, Тройка (ЕЦБ, МВФ и Еврокомиссия) решила «подсократить». Но опять не все. Находившиеся на балансе ЕЦБ 55 млрд. также под реструктуризацию не подпадали. Зато держателей остальных 205 млрд.(банки, страховые компании, хедж-фонды, пенсионные и социальные фонды европейских стран) разве что не били ногами. Под реструктуризацией предусматривалась замена старых бумаг на новые, на меньшие суммы, с меньшей доходностью и со значительно большими сроками погашения. В результате эта часть кредиторов потеряла более 70% первоначально вложенных в Грецию денег, а Тройка «сэкономила» грекам 109 млрд. евро, или 140 млрд., если считать с процентами.

Почему тогда еврозона не взорвалась? Во-первых, впервые на арену вышел ЕФФС, долговыми бумагами которого заменялась часть греческих облигаций. Было обещано, что потом он еще предоставит кредиторам дополнительный компенсационный бонус. Они поверили, ибо Фонд представлял, в общем, казавшуюся успешной экономику ЕС, а не захлебывающейся Греции. Во-вторых, французы и немцы в своих портфелях греческих бондов тогда имели относительно немного. Куда меньше, чем испанских и итальянских. В-третьих, это банк Греции учитывал свои долги по номиналу, на балансах Германии и Франции эти же бумаги учитывались по рыночной цене, составлявшей менее половины от их номинальной стоимости.

В-четвертых, значительную долю греческих долгов держали кипрские банки, которых ЕС еще с 2008 года разными способами подталкивала (а местами и прямо вынуждала) покупать греческие бонды. Если прочие кредиторы еще могли такой грабеж пережить, то ровно через год после начала работы «европейской антикризисной программы по Греции», в 2013-м, банковская система крошечного Кипра рухнула. Если у греков программа Тройки еще пыталась спасти страну, то на Кипре ЕЦБ спасала уже только банки. Иначе их падение тянуло за собой Грецию, а та — всю зону евро. Как спасли? Официально разрешили не возвращать вкладчикам их депозиты, чтобы этими деньгами покрыть потери от «реструктуризации» долгов Греции.

Из произошедшего был извлечен важный урок. Летом 2013 года ЕС решил, что в дальнейшем подобные кризисы он будет оплачивать не деньгами государственных бюджетов, как это делалось раньше, а конфискацией депозитов. Это, кстати, к слову о путинском совете олигархам насчет желательного возврата их заначек из европейских банков в Россию. Впрочем, грекам эта реструктуризация помогла мало. Уже в мае 2012 их банки зафиксировали 30 млрд. евро убытков и опять оказались на грани банкротства. Ради их спасения Афины снова стали набирать долги, сумма которых сегодня опять превысила 300 млрд. и вернуть которые Греция не в состоянии.

Словом, если судить по результату, проведенный грабеж лишь на очень короткое время компенсировал следствие, но не устранил системную ошибку, ведущую страны ЕС к разорению. Причем мало кто обратил внимание, что сейчас основными держателями греческого долга стали наднациональные структуры, на которые полномочия национальных правительств Европы уже практически не распространяются: ЕФФС — 131 млрд. (43,6%), ЕЦБ — 36 млрд. (12%), МВФ — 21 млрд. (7%). Еще по 10% приходится у финансовых организаций Греции и других стран. Остальное, не долговые бумаги, а просто кредиты, находится в руках прочих вкладчиков. Ну и самое важное, с 2013 года все полномочия ЕФФС перешли к Европейскому стабилизационному механизму (ЕСМ), являющемуся, по сути, аналогом МВФ, только в масштабе Европы. Его штаб-квартира расположена в Люксембурге, и он получил часть суверенных полномочий стран ЕС. Он, как и ЕЦБ, будет сам определять свою политику. В том числе, кого спасать, когда, как и за чей счет.

Так что законы природы продолжают работать, как и прежде, просто форма процесса поменялась. Раньше государства-банкроты просто оккупировались и включались в состав победителя. Форма — в метрополию или в виде колонии — принципиальной роли не играла. Теперь же все цивилизованнее. Зачем тратиться на танки, если у кредиторов Греции 140 млрд. и еще 7 млрд. у вкладчиков банков на Кипре получилось забрать просто так? А под шумок добиться согласия национальных правительств на передачу еще некоторой части своих полномочий в наднациональные структуры ЕС.

Как они будут работать потом, хорошо видно на примере недавнего греческого референдума. Оказалось, что сами греки могут думать что угодно, но решают за них все равно МВФ, ЕЦБ, ЕФФС и Еврокомиссия. Степень влияния Германии на решения ЕЦБ еще не до конца известна, а вот в ЕФФС Берлину принадлежит треть голосов. Не сложно понять, какая из европейских стран от происходящих в ЕС структурных перемен извлекает наибольшую пользу. В том числе и от продолжающегося финансового кризиса еврозоны. Впрочем, перспективы этого плана совсем не безоблачны. Взрыв перегретого греческого котла может снести Европу раньше, чем авторам проекта удастся закончить ее финансовое поглощение. Но тут уже время покажет, кто кого перехитрит.