regionplus.az
Сергей Лавров.

ИА REGNUM уже отмечало, что Запад и Россия сократили переговорные площадки по многим направлениям, кроме форматов «шестёрка» — Иран и Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, где они действуют в тандеме. Природа этих проблем различна, но в силу, прежде всего, географических и исторических особенностей венское соглашение по иранской ядерной программе, сопряженное с выводом Ирана из международной изоляции и снятия с него санкций, меняет геополитическую ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и в Закавказье. После Вены следует ожидать активизации работы и Минской группы ОБСЕ, возможно, даже с подключением Ирана, а не Турции, которая отказалась ратифицировать Цюрихские протоколы 2009 года по нормализации отношений с Арменией и разблокирования с ней границ. Похоже, что такой ход событий, предполагающий смену геополитической декорации в регионе, развал сценария по воздействию на Ереван со стороны Баку и Анкары, а также неизбежный выход на сцену Тегерана, оказался для руководства Азербайджана сюрпризом.

Ещё одним сюрпризом стало заявление заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Восточной Европы, Кавказа и региональных конфликтов Эрика Рубина. Выступая в Институте Брукингса, он, во-первых, подчеркнул «приверженность США достижению прогресса в мирном решении карабахского вопроса», поскольку «все остальные альтернативы настолько ужасны, что их не следует даже рассматривать», и во-вторых, «для достижения урегулирования сторонам предстоит сделать трудный выбор по ряду вопросов, именно поэтому решение ещё не достигнуто». Обозначенная Рубином проблема выбора для Баку и Еревана выглядит загадочно. Азербайджан пытается восстановить свою территориальную целостность, но ему предлагают выбор. Армения может разыграть «карту» освобождения некоторых районов Азербайджана и в этой вариации тоже имеет выбор. Наконец, в — третьих, Рубин считает одним из важнейших достижений Вашингтона за последние годы координацию политики в Закавказье с Европейским союзом.

Вот что он заявил: «Соединённые Штаты намерены уделять особое внимание развитию экономического сотрудничества в регионе, так как экономика влияет, в том числе на укрепление стабильности, а в случае ухудшения — на дестабилизацию в регионе. В частности, США желали бы содействовать превращению Южного Кавказа в глобальный транспортный узел с развитой инфраструктурой, что открыло бы огромные возможности для жителей региона. Именно на достижение этого направлены усилия американской стороны. Уже через год грузовой контейнер из Китая можно будет с легкостью доставить через территорию Южного Кавказа в Европу. Для успешного воплощения этих планов на Южном Кавказе, в них должны быть вовлечены все страны региона, а региональные конфликты должны быть урегулированы». Кстати, этот тезис Рубина свидетельствует о появлении в США проекта не только карабахского урегулирования, но и будущего обустройства всего региона, что позволило азербайджанскому эксперту Расиму Агаеву высказать в Haggin. az интригующее предположение: «Американцы продавливают свой старый проект Большого Кавказа, чему имеют основание радоваться в Ереване. Особые отношения, установившиеся между националистической Арменией и теократической исламской республикой, кажется, подтвердили свою перспективность. Во всяком случае контуры „санитарного кордона“, без которого реализация проекта Большого Кавказа была бы неполной, зримо просматриваются уже сейчас. Надо полагать, что вслед за этим следует ждать активизации Запада на курдском направлении». Не случайно, по мнению Агаева, «иранский вопрос встал на повестку дня одновременно вместе с неприкрытым давлением, оказываемым Западом на Азербайджан», что вынуждает Баку задуматься над новой внешнеполитической моделью, новыми принципами согласования интересов".

Так оно уже и происходит. Президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития республики в первом полугодии 2015 года, выступил с резкой критикой западных стран. «В различных точках мира наблюдаются нежелательные процессы: на Ближнем Востоке происходят кровопролитные столкновения, Европа находится в глубоком экономическом и нравственном кризисе, — говорил он.- Все это заставляет Азербайджан задуматься». При этом Алиев высказал неприятие в связи с проявлениями политики двойных стандартов со стороны ряда западных структур. В качестве примера глава Азербайджана привёл текст резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ): «В проекте резолюции, обсужденной и принятой на летней сессии ПАСЕ, было четко прописано, что Ассамблея учитывает тот факт, что территории Азербайджана оккупированы. И что же? Это предложение изменили на размытую ссылку о наличии нагорно-карабахской проблемы. Это ярко выраженный антиазербайджанский шаг». Он также отметил, что «в карабахском урегулировании за истекшие месяцы не было зафиксировано никакого прогресса», поскольку Армения «якобы бойкотирует переговоры и старается по максимуму затянуть решение проблемы». «Если так пойдет и дальше, возможно, в будущем на карте вообще не останется страны под названием «Армения», — пригрозил Алиев. Однако это заявление примечательно не угрозами в адрес Армении, а тем, что Баку в принципе не исключает возможности геополитического передела региона.

После подписания итогового соглашения по ядерной программе ИРИ во внешней политике Баку появилось немало проблем, чем и было продиктовано приглашение в Москву главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова. Министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудил со своим коллегой ситуацию, при которой создаётся возможность для манипулирования карабахским конфликтным потенциалом и повышения уровня его интернационализации. При этом Лавров подчеркнул, что «настало время для еще большей интенсификации переговоров по урегулированию конфликта, и на это имеются все основания», а после переговоров с Мамедъяровым связался по телефону уже со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном. Можно допускать: при каких-то новых важных, но не озвученных публично обстоятельствах, Азербайджан и Армения готовятся начать новые переговоры по карабахскому урегулированию, чтобы опередить или упредить нежелательный для двух сторон возможный ход событий.