Постдипломное медицинское образование в России: что делать?
На фоне проводимой реформы здравоохранения, вызывающей множество вопросов и споров и, по мнению многих, являющейся концом бесплатной медицины, обратим внимание на один из важнейших факторов, необходимых для существования эффективной медицины, а именно — образование. Не секрет, что учёба для врача не заканчивается со дня поступления в вуз и до ухода на пенсию, при этом послевузовское образование играет важнейшую роль.
Ключевыми элементами в послевузовском образовании врача являются интернатура и ординатура: в процессе обучения в течение года (интернатура) или двух лет (ординатура) осваиваются основы специальности, выбранной учащимся, после чего он получает сертификат, позволяющий осуществлять лечебную деятельность. В идеале к концу этих образовательных программ врач должен быть полностью готов к самостоятельно работе и соответствующему уровню ответственности. Но в реальности не всё так хорошо, в особенности это касается хирургических специальностей: готовый к реальной работе в стационаре хирург после двух лет ординатуры — очень большая редкость. Из-за этого молодым врачам часто бывает очень сложно получить первую работу и «прорваться» к операционному столу. О причинах, которые приводят к такой ситуации, и том, как с ними справиться, поговорим ниже. Речь пойдёт в первую очередь об ординатуре, так как интернатура упраздняется в 2016 году. Однако, всё указанное ниже актуально и для интернов, и для аспирантов.
Найти подходящую кафедру — непростое занятие
Уровень образования, который можно получить на каждой конкретной кафедре, абсолютно не зависит от её статуса и раскрученности — скорее наоборот, зачастую лучшими вариантами являются небольшие кафедры, о которых студентам старших курсов медицинских вузов очень непросто узнать, даже учитывая развитие интернета.
Поступление в ординатуру — как запрыгнуть в уезжающий поезд
Проблемы начинаются уже с самого процесса поступления. Характерна большая непредсказуемость вступительных испытаний: где, когда, и что сдавать, часто становится известно уже к самому концу 6-го курса. На многих кафедрах приём документов и экзамены заканчиваются раньше, чем вы получите диплом в вашем вузе. На разных кафедрах требования к абитуриентам очень различаются — это касается как уровня знаний, так и необходимых документов. Вышеперечисленное, с некоторыми нюансами, характерно и для аспирантуры.
Для решения проблемы необходимо создание автоматизированной и стандартизированной системы вступительных экзаменов, исключающих всякое присутствие «человеческого фактора». Что-то наподобие ЕГЭ, только в лучшем исполнении. Средний балл диплома вуза должен быть фактором, равным по значению результатам вступительных экзаменов. В сочетании все эти решения могут практически исключить субъективизм при приёме бывших студентов в клиническую ординатуру: бюджетные места займут наиболее достойные, а на коммерческих не окажутся люди, даже не знающие названия своей специальности.
Бюджетное и коммерческое обучение
Бюджетные места по многим популярным специальностям имеются в крайне небольшом количестве, при этом стоимость коммерческого обучения повышается с каждым годом: в Москве минимальная цена приближается к 100 тыс. рублей в год, а максимальная достигает 300 тыс. рублей в год и более. В свете слухов об увеличении длительности ординатуры по хирургическим специальностям с 2 лет до 4−5- лет, обучение на коммерческой основе по вышеуказанной стоимости становится «сомнительным» занятием. Альтернатива же бюджетной ординатуре — система, при которой клиническая база выплачивает стоимость коммерческого обучения в счёт того, что ординатор выполняет достаточно большой объём работы в отделении. Однако пока эта система в РФ развита слабо.
Как же сделать обучение «бесплатным»?
Принципиальное увеличение количества бюджетных мест возможным не представляется: государственное финансирование сокращается, а многие специальности считаются насыщенными врачами. Наибольшую перспективу имеет система, при которой стоимость обучения должны покрывать клинические базы, которые фактически получают очень недорогого работника на 2 года (а в будущем, возможно, на все 5). Даже при стоимости ординатуры в 300 тыс. рублей в год условная «зарплата» у клинического ординатора составит 25 тыс. в месяц — столько получают санитары. При более низкой стоимости, например, 160 тыс. рублей в год, «зарплата» составит всего около 13 тыс. рублей. За такую сумму отделение может получить 1−2 дополнительных врачей.
Обучение практическим навыкам — самое слабое место российской ординатуры
Это, пожалуй, самая большая проблема современной российской ординатуры: на многих кафедрах и базах за 2 года можно не научиться выполнять практически никаких хирургических манипуляций. Очень часто единственное занятие клинического ординатора — написание историй болезни и других документов. В худшем варианте — ещё и выполнение обязанностей младшего и среднего медицинского персонала. Несмотря на высокую стоимость программ ординатуры, в большинстве случаев отсутствуют симуляционные курсы по хирургии и операции на животных. Обучение практическим навыкам, вследствие этого, сразу осуществляется на пациентах, что сопровождается излишней нервозностью обучающегося и преподавателя, а также более высоким процентом осложнений.
Обучение по возможности должно начинаться с симуляторов и тренажёров. В таком случае обучающийся будет чувствовать себя заметно увереннее, в первые разы выполняя этапы хирургической операции на пациенте. Если клинический ординатор «вёл» пациента (в том числе заполнял историю болезни и т.п.), то он обязательно должен принимать участие и в хирургическом лечении данного больного. Опытные врач и преподаватели не должны «бояться» и пренебрегать обучением ординаторов, относясь к ним как к «расходному материалу».
Получение теоретических знаний
Уровень теоретической подготовки сильно зависит от каждой конкретной кафедры, единых стандартов и программы де-факто нет. Нередко за время обучения могут быть получены хорошие знания только по тем разделам специальности, которыми активно занимается кафедра/клиническая база. В итоге уровень теоретических знаний часто зависит лишь от уровня сознательности конкретного человека — сколько и что он будет читать сам.
Необходима разработка единой программы, соответствующей современным мировым стандартам, в процессе обучения должны быть проведены занятия по всем основным разделам специальности. Важно максимально поощрять самостоятельную работу — подготовку докладов, презентаций и т.п. Участие в определённом количестве конференций в течение ординатуры также должно быть обязательным.
Перед или после каждого теоретического занятия (лекции, семинара) должно проводиться тестирование (в идеале едиными, стандартизованными тестами) по предыдущей теме. После лекций должен проводиться устный диалог-опрос по разбиравшейся теме, при наличии неудовлетворительных оценок за текущий контроль, до их пересдачи, на квалификационный или годовой экзамен ординатор не допускается.
Оптимизация квалификационного экзамена
Как уже неоднократно говорилось выше, необходим единый экзамен для всех обучающихся, оканчивающих ординатуру по каждой конкретной специальности. Это позволит «пустить на работу» только тех, кто действительно смог усвоить на достойном уровне программу. Для работодателей такой подход тоже будет однозначным плюсом — видя у человека сертификат, не будет страха взять на работу «неуча».
Немного о «насущных» проблемах
Уже давно возмущение у ординаторов и интернов вызывает отсутствие льгот, которые имеют студенты. Действительно — по статусу эти группы отличаются мало: стипендия небольшая что там, что там. Однако все разговоры некоторых чиновников о предоставлении права того же льготного проезда в общественном транспорте так и остались разговорами.