Совокупный госдолг регионов ПФО достиг почти полутриллиона рублей
Общий объем госдолга регионов ПФО превышает 23,3% от суммы долговых обязательств всех субъектов РФ. С начала года регионы Приволжья увеличили долги более чем на 12,3 млрд рублей
Совокупный государственный долг регионов Приволжского федерального округа, по данным на 1 июня текущего года, составляет 489,090 млрд рублей. Общий объем долговых обязательств субъектов РФ превысил 2093,103 млрд рублей, сообщили ИА REGNUM в министерстве финансов России.
За 2014 год рост уровня госдолга Приволжья составил 83,257 млрд рублей. Максимально в прошлом году увеличился объем долговых обязательств Пермского края — почти в 23 раза. Однако на сегодняшний день госдолг региона является одним из самых низких не только по сумме долговых обязательств, но и по соотношению с уровнем доходов регионального бюджета.
Общий объем кредитных средств в структуре долговых обязательств регионов Приволжского федерального округа составляет более 74,4% или 363,977 млрд рублей. С начала текущего года наблюдается тенденция замещения коммерческих кредитов бюджетными заимствованиями. Стоит отметить существенное сокращение размера коммерческих кредитов у Чувашии — объем средств коммерческих банков сократился с 6,3 млрд рублей на начало 2015 года до 500 млн рублей к 1 июля.
Согласно данным Минфина, объем кредитных средств, привлеченных в бюджет регионов в кредитных организациях и иностранных банках, сократился на 27,768 млрд рублей или 5,6%. Коммерческих кредитов в настоящее время не имеет только Татарстан. При этом объем средств, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ, в структуре долговых обязательств субъектов увеличился на 34,869 млрд рублей или 7,1% с начала года. Также отмечен рост государственных гарантий регионов Приволжья — их доля в структуре долговых обязательств увеличилась на 7,662 млрд рублей или 1,5% и составляет 7,1% от совокупного объема. Доля государственных ценных бумаг составляет 18,4%, объем сократился на 2,4 млрд рублей или 0,4%.
Государственных ценных бумаг не имеют Татарстан, Пермский край, Кировская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области. Госгарантии не представлены в структуре госдолга Удмуртии и Саратовской области.
Регионом с самой высокой долговой нагрузкой среди субъектов ПФО на 1 июня является Мордовия, объем госдолга превышает 94% от суммы доходов республиканского бюджета. Высокий показатель отношения объема долговых обязательств к налоговым и неналоговым доходам — от 60 до 73% — зафиксирован при анализе госдолга Татарстана, Саратовской области и Удмуртии.
В диапазон от 50 до 60% попадают Нижегородская, Кировская, Ульяновская области, а также Республика Марий Эл. Показатель долговой нагрузки от 30 до 50% наблюдается у Чувашии, Оренбургской, Самарской и Пензенской областей. Отношение госдолга к доходам регионального бюджета на уровне 20% зарегистрировано в Башкирии.
Самый низкий показатель долговой нагрузки среди регионов ПФО имеет Пермский край — 12%.
Лидирует по объему государственного долга, согласно информации министерства финансов РФ на 1 июня, Татарстан. Госдолг республики составил 104,345 млрд рублей, сумма долговых обязательств превышает 60% доходов регионального бюджета. На втором месте Нижегородская область — объем госдолга 60,216 млрд рублей, показатель налоговой нагрузки — 51%. Объем госдолга в Чувашии, Пермском крае и Марий Эл — от 11,573 до 11,673 млрд рублей. При этом отношение объема долговых обязательств к суммарным доходам в Марий Эл и Чувашии составило 55 и 31% соответственно.
Из 14 регионов Приволжского федерального округа с начала текущего года сократили государственный долг только пять субъектов. Максимальное снижение уровня госдолга зафиксировано у Нижегородской области — на 5,919 млрд рублей. Также сократился госдолг Оренбургской и Пензенской областей, Пермского края и Чувашии на 299—803 млн рублей.
Остальные регионы продолжают наращивать объем долговых обязательств. Лидирующий темп роста демонстрирует Татарстан — на 11,168 млрд рублей за пять месяцев. Далее следует Мордовия — объем госдолга республики увеличился на 4,27 млрд рублей. Долговые обязательства Ульяновской области и Удмуртии возросли на 1,437 и 1,004 млрд рублей соответственно. Марий Эл и Самарская область увеличили объем госдолга на 900 и 835 млн рублей, Башкирия — на 172 млн рублей. Государственный долг Саратовской и Кировской областей превысил уровень начала года на 75 млн и 127 млн рублей соответственно.
Отметим, что средний объем задолженности на душу населения Приволжского федерального округа составляет 16,290 тыс. рублей. Самый высокий показатель госдолга на душу населения зафиксирован в Мордовии — 40,596 тыс. рублей, в Татарстане и Удмуртии показатель составляет 27,067 и 25,651 тыс. рублей соответственно. Объем задолженности на душу населения приближается к 10 тыс. рублей в Чувашии (9,347 тыс. рублей), еще меньше в Башкирии — 6,091 тыс. рублей, максимально низкий в Пермском крае — 4,422 тыс. рублей.
Как сообщало ранее ИА REGNUM, Минфин РФ разрабатывает механизм персональной ответственности губернаторов за рискованную долговую политику регионов. В частности, предлагается отстранять руководителей регионов от должности в качестве меры восстановления платежеспособности субъектов.
Предполагается, что для применения механизма основанием послужит мониторинг министерства финансов — субъекты будут разбиты на красную, желтую и зеленую зоны в зависимости от рисков по долгам.
Кроме того, планируется внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с новыми критериями оценки деятельности губернаторов.
Напомним, законопроект, наделяющий президента РФ полномочиями отправлять в отставку губернаторов за рост долговых обязательств региона, был внесен в Госдуму ещу в 2014 году. Как поясняли в Минфине, законопроект был предложен парламенту вместе с другими поправками в Бюджетный кодекс. В документе говорилось, что президент вправе отправить в отставку губернатора, если «реализуемые меры плана восстановления платежеспособности субъекта не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам субъекта по итогам одного из трех последних месяцев до уровня ниже 10% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта в последнем отчетном финансовом году».