Греческие православные иерархи проголосовали за Европейский союз
Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 28 июня — 4 июля стали: основатель общины Святого Эгидия призвал ЕС сотрудничать с Москвой в решении проблем Средиземноморья; вокруг коптского патриарха Тавадроса II начались непонятные «политические маневры»; католики Гонконга участвуют в марше протеста; история преследований католиков в США показывает, что Церковь выжила и будет жить; немецкий канцлер Ангела Меркель признала ислам частью Германии и другое.
Папа Римский Франциск выразил солидарность с греческим народом, сообщает Radio Vaticana (Ватикан). Прежде всего — человеческое достоинство, затем все остальное: такими словами понтифик отозвался о лихорадочных переговорах, идущих между Грецией и Европейским союзом, направленных на избежание катастрофического дефолта Греции. Святейший отец выразил свою солидарность с греческим народом и напомнил о порядке приоритетов. Глава Элладской православной церкви архиепископ Афинский и всей Греции Иероним II накануне референдума обратился к пастве с посланием. Он не стал говорить, как они должны проголосовать, но подчеркнул, что Греция должна остаться в центре Европы. Другие православные иерархи были в своих заявлениях более четкими. Митрополит Антимос из Салоник в конце литургии сказал: «У вас есть право голосовать, как вам нравится, но я буду голосовать за Европу». Некоторые из верующих аплодировали владыке, но были также протестующие возгласы. Католический архиепископ Афинский Севастианос Россолатос отметил, что «ситуация действительно отчаянная. Многие пенсионеры встают в три часа утра, чтобы оказаться первыми у банкоматов и снять 60 евро. Хуже всего, никто не знает, что произойдет в понедельник. Государственное телевидение в соответствии с позицией правительства рекомендует голосовать „нет“ (за выход из еврозоны — ред.). Другие телеканалы предупреждают, что выход из евро означает экономическую катастрофу. Люди путаются и не понимают, как им голосовать. Мы живем в ситуации всеобщего отсутствия безопасности. Кроме того, церковь не может платить заработную плату своим работникам, потому что-либо у храма нет денег, либо они застряли в банке». L'Osservatore Romano (Ватикан) тем временем пишет о «греческом уроке». По мнению издания, «провал переговоров между Брюсселем и Афинами подчеркивает все недостатки и сложности, которые по-прежнему сопровождают процесс европейской интеграции». В центре этого кризиса стоит проблема взаимного доверия. Брюссель и национальные государства оказались на распутье: воспринять «греческий урок» и принять другой стиль, преодолевая бюрократию и ускоряя процесс интеграции «снизу», то есть при непосредственном участии избирателей или продолжить курс на раскол Европы на два блока — кредитор Север и должник Юг.
Католическая пресса анализирует ситуацию на Ближнем Востоке. Основатель влиятельной общины Святого Эгидия Андреа Риккарди в интервью Vatican insider (Турин, Италия) заявляет: «Европа не в том положении, чтобы изолировать Москву, — это смертельная ошибка Евросоюза, потому что Россия является ключевым звеном в решении задач стабилизации пылающего Средиземноморья». А приглашенные Radio Vaticana эксперты обращают внимание на террористические акты в Тунисе и Египте. Научный сотрудник Института изучения международной политики Стефано Торелли отмечает, что в настоящий момент для Туниса важно продолжать идти по пути демократизации, это трудно, но еще важнее не попасть под власть авторитарных тенденций. Возможно, что как раз одна из целей террористов заключается в возврате страны в состояние «авторитарного государства», как это было до беспорядков 2011 года. В таком случае социальное недовольство будет расти снова, что станет стимулировать вербовку новых джихадистов. Профессор истории исламских стран в университете Тренто Массимо Кампанини связывает последние нападения в Египте и Тунисе в одну цепь. Он полагает, что это звенья «стратегии дестабилизации всей Северной Африке». Ответные действия египетского президента Абдул-Фаттаха ас-Сиси, говорит эксперт, преследуют три цели: во-первых, консолидация и укрепление гражданского национализма. Во-вторых, через создание образа «интернационального Египта» возвращение Каиру прежней роли в арабском мире в целом и на Ближнем Востоке в частности. В-третьих, активная светская политика должна помочь подавить исламизм. Однако, предупреждает профессор, такая линия обороны и укрепления режима, которую преследует ас-Сиси, на самом деле может стать его провалом.
После серии нападений, совершенных джихадистами против армейских подразделений в районе Северного Синая, епископы Коптской православной церкви выразили сочувствие и полную поддержку египетским военным, рассказывает Agenzia Fides (Ватикан). Северный Синай продолжает быть местом пребывания джихадистов, которые в настоящее время декларируют свою принадлежность к «Исламскому государству» и проявляют особую ярость против местных коптов, подчеркивает издание. Сегодня, по крайней мере, 400 семей проживают в районе, но постепенно покидают его, поскольку в Коптской патриархии фиксируют рост прямых угроз против христиан после того, как коптский патриарх Тавадрос II поддержал операцию по отстранению от власти в начале июля 2013 года прежнего президента Египта Мухаммеда Мурси.
Более подробно о бедах Тавадроса II пишет Vatican insider. Издание считает, что вокруг «коптского папы» начались какие-то непонятные «политические маневры». Дело доходит даже до теории заговора — якобы службы безопасности Египта могут спровоцировать покушение на него, чтобы под этим предлогом «оправдать новые репрессивные меры против «братьев-мусульман». Между тем патриарх должен скорее опасаться собственных клерикалов. Среди глав христианских церквей на Ближнем Востоке Тавадрос II, безусловно, один из самых перспективных и предприимчивых. Тем не менее есть и оппозиция ему. В начале июня патриарх вынужден был даже остановить катехизацию, которая каждую среду проводится в каирском соборе Святого Марко, после того, как группа протестующих встретила его криками и шумом. Демонстранты требовали внести изменения в канонические нормы о браке. Другие критики жалуются, что нынешний предстоятель Коптской православной церкви слишком сильно кооперируется с президентом ас-Сиси. В этом случае против Тавадроса II играют те, кто хотел бы видеть Коптскую православную церковь закрытым и консервативным институтом, загоняющим коптов в своеобразное гетто. Другой больной вопрос касается самостоятельных монашеских структур, ставших «центрами накопления богатств и недвижимости». Патриарх призывает монахов вернуться к истокам монашеской жизни. Отсюда ссора Архиерейского синода Коптской православной церкви с некоторыми влиятельными монастырями — как, например, обитель Святого Макария. Эксперты предполагают, что оппозицию Тавадросу II возглавляют церковные сановники, которые занимали влиятельные позиции в годы правления предыдущего патриарха Шенуда III.
AsiaNews (Рим, Италия) обращает внимание на «похолодание» во взаимоотношениях православных Антиохийского патриархата с Иерусалимским. Соперничество не носит богословский характер, подчеркивает издание, а является борьбой за контроль над верующими. Речь о Катаре. Эта страна была отдана в юрисдикцию Антиохийского патриархата, однако Иерусалим продолжает игнорировать данный факт. Из-за чего две Церкви прекратили общение между собой. Кризис вспыхнул после возведения в Иерусалиме архимандрита Макария в митрополиты Катара. В то время, когда весь мир переживает угрозу тысячелетнему присутствие христиан на Ближнем Востоке, Антиохийский и Иерусалимский патриархат продолжают дело раскола. Такое поведение может сорвать запланированное на 2016 год в Стамбуле Всеправославное совещание. Следует отметить, что Иерусалимский патриархат, продолжает AsiaNews, занимает особое место в православном мире как хранитель святых мест Иерусалима. Тем не менее патриарх Иерусалимский — аномалия в арабском мире — грек! Некоторые православные эксперты отмечают, что разделение между Антиохией и Иерусалимом вписывается в контекст геополитического столкновения. Антиохия говорит, что патриарх Иерусалима должен быть арабом, а не греком. Но в Катаре с удовольствием дают визы православному духовенству из Афин, напоминая, что Антиохийская патриархия имеет свою штаб-квартиру в Дамаске, где командует президент Башар Асад. Таким образом, православные Церкви погрязли в борьбе между региональными и международными центрами с их собственными экономическими и политическими интересами за пределами своей миссии.
В другом материале AsiaNews пишет о Гонконге, где католики присоединились к маршу с требованиями всеобщего избирательного права. В манифестации приняли участие более 48 тысяч человек. Они возмущены тем, что 17 июня депутаты местного законодательного собрания отклонили пакет реформ по введению всеобщего избирательного права. Перед походом и католики, и протестанты отслужили молебен в Парке Виктории. Сотни христиан присоединились к экуменической службе и молились за политический прогресс Гонконга, создание лучшей среды обитания и в поддержку Церкви, которая «имеет мужество говорить правду». Почетный архиепископ Гонконга кардинал Йозеф Дзен в присутствии католических и протестантских священников благословил присутствующих перед началом марша. «Мы собрались не просто для изменения избирательной системы, а потому, что мы любим наше общество, наш народ, наших людей, — заявил монсеньор. — И в нынешней политической системе мы видим истоки страдания и социальной несправедливости. Уровень жизни населения и политика тесно связаны». Тем не менее, отмечает издание, на этот раз явка протестующих была ниже, чем в предыдущие годы.
История негативного отношения к католикам в США показывает, что Церковь выжила и будет жить, заявил Catholic News Agency (Инглвуд, США) доцент истории Церкви и исторического богословия отец Дэвид Эндрес. Сейчас самое время, считает католический историк, чтобы сердцем прочувствовать, что наш компас — это Писание и Предание, и понять — мы не можем рассчитывать на наше правительство, не можем руководствоваться заявлениями политиков и СМИ в качестве морального гида. Современные угрозы религиозной свободы пугающе похожи на былые истории, и католики должны принять это к сведению, подчеркнул отец Эндрес. В 1922 году штат Орегон принял закон об обязательном переходе в государственные образовательные учреждения всех детей в возрасте от восьми до шестнадцати лет, которые раньше учились в церковно-приходских и частных школах. Эта норма была введена при поддержке ку-клукс-клана для стандартизации американского образования и предотвращения так называемого «иностранного влияния» Католической церкви. Три года спустя Верховный суд отменил закон единогласным решением, постановив, что он нарушил свободу родителей отправлять своих детей в церковно-приходские школы. Историк напомнил и о других печальных для католиков инцидентах. Законы колониальной эпохи запрещали католикам становиться юристами и учителями. В штате Мэриленд родители могли быть оштрафованы за отправку своих детей в Европу для получения католического образования. Монастыри и церкви в нескольких случаях были жертвами погромов. Два прихода в Филадельфии были сожжены в 1844 году после того, как посыпались слухи, будто бы католики пытались заменить протестантские Библии в государственных школ на свои. Как напоминает отец Эндрес, американских католиков постоянно подозревали в нелояльности и недостаточной американской идентичности из-за того, что их верховный пастырь находится в Риме. Сегодня эта проблема вновь встает во главу угла — что в определениях «католик» и «американец» должно быть для верных существительным, а что прилагательным?
Немецкий канцлер Ангела Меркель заявила о том, что ислам является частью Германии, сообщает KATHPRESS (Вена, Австрия), и призвала к большей открытости в отношениях с другими религиями и культурами. «Не отрицая своих собственных корней, мы должны держать открытыми глаза и уши, чтобы видеть и слышать мнения других людей, — подчеркнула канцлер. — Разнообразие только обогащает нас».
Radio Vaticana обратило внимание на интервью, которое итальянской газете Corriere della Sera дал глава Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). И вот как расставила акценты белорусская редакция радиостанции: «Руководитель ОВЦС сказал, что рассматривается возможность встречи патриарха с папой. «В планах нет визита Франциска в Москву. В то же время рассматривается возможность их свидания на нейтральной территории, например, в Австрии или Венгрии», — сказал православный иерарх. Он не захотел назвать никаких дат проведения такого свидания, однако выразил надежду, что встретятся нынешний папа и нынешний патриарх. Он признался, что такая встреча планировалась уже в 1997 году между Иоанном-Павлом II и Алексием II, но тогда планы не были реализованы. Кроме того, он дистанцировался от заявлений Владимира Путина, который после недавнего визита в Ватикан сказал, что, по его мнению, встреча между папой и патриархом должна произойти в ближайшем будущем. «Надо различать, что существуют Русская православная церковь и Католическая церковь. Существуют также Российская Федерация и Ватикан. Путин имеет свои планы, а патриарх свои», — сказал митрополит. Он также выразил сомнения по поводу поддержанного папой Франциском предложения патриарха Коптской православной церкви Тавадраса II, чтобы все христиане праздновали Пасху в один и тот же день».
В обзоре использованы материалы — официальных СМИ Ватикана Radio Vaticana и L'Osservatore Romano; миссионерского информационного агентства Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides; информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews; издания Федерации итальянских католических еженедельников L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa; портала итальянского издательского дома «Стражи Святой земли» Terrasanta.net; ватиканской редакции итальянской газеты La Stampa Vatican insider; североамериканской католической газеты National Catholic Reporter; североамериканского католического информационного агентства Catholic News Agency; североамериканской католической газеты National Catholic Register; портала католической газеты Англии и Уэльса Catholic Herald; австрийского католического информационного агентства Kath.net; австрийского информационного католического агентства KATHPRESS; французской католической газеты La Croix; польского католического информационного агентства Katolicka Agencja Informacyjna; польской ежедневной католической газеты Nasz dziennik; журнала польской Ассоциации христианской культуры Polonia Christiana; информационного сайта портала Milites Christi Imperatoris Католицький Оглядач.