Игорь Громов — технический эксперт, главный инженер проектов Научно-производственного холдинга «Уральский инжиниринговый центр»

В стране практически не осталось институтов для подготовки преподавателей и мастеров технического профессионального образования, а в колледжах и техникумах практически не осталось отвечающих современным требованиям преподавателей. При этом Минобрауки собирается просто повышать их квалификацию, а повышать ее не у кого — учить придется с нуля!

XX век останется в истории человечества как век научно-технического прогресса. Развитие науки, техники и производства шло невероятными темпами. Не отставало и развитие человека — среднее, средне-специальное и высшее образование в Советском союзе стало доступным абсолютному большинству населения, не говоря уже о его качестве. Для продвижения вперед науки воспитывался ученый, для разработки и внедрения техники — высокообразованный инженер, а для ее эксплуатации — квалифицированные техник и рабочий.

После распада СССР внедрение новых технологий в наше производство сначала практически полностью прекратилось — все 90-е годы и начало «нулевых» страна жила за счет советских разработок и инерции — обучение же и воспитание квалифицированного рабочего вообще сошло на нет. Когда в начале XXI века потихоньку заговорили о восстановлении промышленного производства и начали его восстанавливать, про рабочего забыли. Молодых людей готовили без учёта реальных кадровых потребностей, весьма приблизительным было ориентирование на рынок труда, выпускники колледжей и техникумов обычно работали не по специальности, отсутствовали у них и практический опыт, и реальное знание производства.

Какова же ситуация в современном профтехобразовании и какой специалист нужен для решения серьезных проблем нашей экономики и выхода на новый уровень промышленного производства? Как холодный душ на нашу страну обрушились международные санкции, во весь рост встала проблема импортозамещения. Возникла необходимость срочно развивать обрабатывающую промышленность, сельскохозяйственное и пищевое машиностроение, серийно выпускать новые образцы военной техники.

Автор этих строк не только слышал все последние годы бесчисленные «стенания» о нехватке профессионалов в машиностроении, электронной промышленности, автосервисе да и везде, где существуют и используются сложные машины и механизмы, применяются контрольные и диагностические приборы, но и почувствовал это, будучи главным инженером ряда машиностроительных и металлургических предприятий. Общий уровень подготовки рабочего и технического персонала уже давно перестал соответствовать современному уровню производства. И это необходимо признать перед лицом вызовов 2014—2015 годов.

Проблема на самом деле намного шире — современный человек образованием не развивается. Советское образование, когда ученик получал целостную картину мира и учился понимать причинно-следственные связи, заменено так называемой Болонской системой, нацеленной на воспитание потребителя, хотя давно уже открыто признано, что западные школы и колледжи готовят узких специалистов «подобных флюсу». Наша школа в этом отношении не отстает от Запада, а даже догоняет его и обгоняет. А техника тем временем не стоит на месте, постоянно совершенствуется — отсюда нарастание разрыва между техническим прогрессом и развитием человека. Эта проблема сегодня, с моей точки зрения, самая важная среди всех глобальных проблем: не устранив это гуманитарного дефицита мы не сможем надеяться на преодоление экологического, экономического, демографического и политического мировых кризисов.

В России последних десятилетий проблема осложнялась тем, что до недавних пор бытовало мнение, порой и на самом верху, что обрабатывающая промышленность нам не нужна, а все необходимое купим за нефтедоллары. И закрылись более 150 станкостроительных заводов, среди которых Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков, Коломенский станкостроительный, Горьковский завод фрезерных станков, «Красный пролетарий» — всемирно известные предприятия! Ну ладно, средства производства не нужны. Но зачем закрывать Саратовский авиазавод, останавливать Ульяновский авиазавод, гробить НПО им. Кузнецова? Чтобы покупать «Боинги» и «Эйрбасы» и делать из американских комплектующих «Суперджет», способный садится только на центральные аэродромы? И таких примеров множество. В автомобильной промышленности чудом сохранились КАМАЗ, ГАЗ, Миасский «Урал», УАЗ и АвтоВАЗ, но потеряны ЗИЛ, АЗЛК, Ижавто. В тяжелом машиностроении медленно умирают такие флагманы, как Ижорский завод, Уралмаш. В тяжелом состоянии знаменитый Челябинский тракторный.

Если продолжать курс на закупку технологий и оборудования у наших западных «партнеров», заинтересованных продать товар «вчерашнего дня», то в перспективе нас ожидает деградация собственной научной и прикладной базы, а далее по украинскому сценарию. Не хотите? Тогда перед нами путь мобилизации промышленности для поддержания экономического суверенитета государства.

Отметим, что уровнем подготовки в профобразовании недовольны во всех странах мира. И это объективная ситуация — промышленность развивается очень быстрыми темпами и классическое профессиональное образование не в состоянии угнаться за ее запросами ни в Европе, ни в Америке. Весь вопрос в том, как быстро базовое профессиональное образование позволяет выпускнику адаптироваться к условиям современного производства и ожиданиям работодателя!

Современное производство изменилось кардинально — это мир автоматики и нового направления техники: мехатроники. Если раньше для управления станками и прессами необходимо было знать механику и электрику, то сейчас машины с множеством механических подвижных частей исчезают; функции передачи движений, усилий и позиционирования все больше переходят от тяжелых электромеханических к компактным электропневматическим, гидравлическим и гибридным приводам. Управление автоматикой берут на себя промышленные контроллеры и компьютеры по сигналам от миниатюрных датчиков; электрические системы уступают место электронной, оптоволоконной и лазерной технике и т.п. Эти направления развития техники и определяют тот путь, которым предстоит идти профессиональному техническому образованию планеты в начале ХХI века.

Проще говоря, одной механикой и классическими общепрофессиональными дисциплинами современного «мастерового» не воспитаешь, а если не освоить требуемое — неминуемы как серьезное промышленное отставание, так и техногенные катастрофы. Если совсем просто, то рабочий завтрашнего дня — это специалист широкого профиля, владеющий основами программирования, разбирающийся в схемах и приводах машин, установок и линий, на которых он работает, умеющий определить и устранить неисправность, быстро осваивающий новую технику.

Что такое мехатроника? Мехатроника — это компьютерное управление движением! Это техническая система, в которой для осуществления движения в основном используются электрические, гидравлические и/или пневматические приводы — своего рода «мышцы» машин. Управление этими «мышцами» обеспечивает электронный «мозг» машины — системы управления на базе программируемых логических контроллеров (ПЛК) и/или микропроцессоров. Роль «органов чувств» выполняют всевозможные датчики и бесконтактные путевые выключатели (БПВ).

Работающий на современном производстве рабочий должен не потеряться в обращении с электронной техни­кой управления с использованием компьютеров и микроконтроллеров; требуется не только владение электропневматикой, электрогидравликой и элек­тромеханикой во всех их компонен­тах — предприятия всё в большей степени нуждаются в специалистах-универсалах, пони­мающих как электронную технику управления, электромеханику, так и гидропневмоприводы. Причем, речь идет не о знании тонкостей электроники или основ программирования на конкретной машине или станке — речь идет о понимании связей и взаимовлияния элементов мехатроники друг на друга.

Вопрос чему учить — а именно этому. Автоматизация сегодня везде, но мы об этом даже не задумываемся! 220 Вольт 50 Гц в розетке обеспечиваются автоматическими регуляторами на электроподстанциях, горячая и холодная вода дома — автоматические установки теплоцентрали, отопление, канализация. Дверь в троллейбусе открыть — и то работает полуавтомат (так как кнопку нажимает водитель). А вызов абонента по телефону? А стиральная машина, работающая по программе? В этих примерах человек уже не участвует — полная автоматизация.

А ведь на производстве, как и в быту, принципы-то везде общие — апельсиновый сок и автомобильное масло получают разными способами, но и там и там на производстве жидкая среда перекачивается центробежными насосами, параметры течения измеряются однотипными датчиками, а конечный продукт одинаково разливается в емкости.

Какие сегодня существуют общепрофессиональные Дисциплины? Черчение и Метрология, Сопромат и Детали машин, Материаловедение и ОБЖ, Электротехника и электроника, Охрана труда и Информатика, Компьютерная графика. То есть все те же, что и 50 лет назад. А пора бы уже добавить и новую — «Основы мехатроники»! То есть добавить в раздел дисциплин (модулей) базовой части программы, обязательной для освоения независимо от профиля обучения.

Нужно обеспечить положение, при котором занятия по Основам мехатроники должны поочередно проводиться разными кафедрами в одной лаборатории на оборудовании, объединенном данной тематикой, — поочередно, каждый по своему направлению. Это позволит создать у учащегося цельное представление об изучаемой дисциплине и резко повысить эффективность на выходе обучения.

Сегодня это возможно — современное лабораторное оборудование для изучения мехатронных систем должно содержать весь комплекс мехатронных компонентов для обеспечения моделирования их взаимодействия в сложных технических систем. Они должны содержать и систему управления на базе программируемых контроллеров — «мозг» машины, и гидравлический или пневматический привод — «мышцы машины», и все виды выключателей как электромеханических, так и бесконтактных — «органов чувств».

Такое учебное оборудование адекватно поставленным задачам — с одной стороны, оно достаточно простое для понимания его учащимися, а с другой стороны, содержит все необходимые элементы для наглядной реализации сложных взаимосвязей современной технической системы.

Поэтому учреждения профессионально-технического образова­ния и, прежде всего, составители ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов), уже сегодня должны дополнить привычные направления под­готовки новыми, отвечающими ­требованиям современного производства. И, прежде всего, нужно срочно скорректировать программы подготовки в инженерно-педагогических университетах и институтах. И именно там нужно в первую очередь создавать новейшие лаборатории, оснащенные соответствующей учебно-лабораторной техникой и методическими пособиями. Замечу, что все эти учебно-методические комплексы в РФ выпускаются уже более 15 лет и много дешевле западных аналогов (вот только они не пользуются популярностью, так как этих дисциплин пока нет во ФГОСах). А уж затем именно там проводить повышение квалификации преподавателей всех региональных технических СПО — и за несколько месяцев можно выправить перекосы в техническом профобразовании страны. Нужны только политическая воля и искреннее желание сделать эту задачу решить!

Таким образом, изменение образовательных программ с учетом требований современного производства сразу же приведет к качественному росту квалификации выпускников всех технических образовательных учреждений среднего профобразования, конечно же, при условии адекватной квалификации преподавателей. А вот здесь провал: их практически негде готовить, так как требуется делать это серьезно и не менее одного-двух месяцев с отрывом от производства. Неумение руководителей Минобразования заглянуть в завтрашний день привело к тому, что готовить кадры по новому перспективному направлению просто некому: в профильных вузах нет ни соответствующих программ, ни нужных стендов для практического профессионального обучения.

Преподавателей СПО надо обучать с нуля и гидропневмоприводам, и датчикам, и контроллерам, и мехатронике (заодно можно вспомнить и CAD/CAM системы, и работу на станках с ЧПУ)!

Минобрнауки действует по принципу — все хорошее только на Западе! И вот что мы видим: в 2014 году Министерство образования и науки договорилось с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении возвратных средств в размере 10 млрд рублей на реализацию совместного проекта подготовки рабочих кадров (выпускников колледжей и ПТУ) для социально-экономического развития регионов. Как надеется директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Наталия Золотарева, с МБРР в проект придут не только финансовые ресурсы, но и люди с огромным опытом реализации подобных программ как в России, так и в других странах мира. 10 млрд рублей планируется потратить на разработку новых образовательных программ обучения в ПТУ и колледжах, внедрение и развитие практики создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий или организаций (очень спорный вопрос), а также на подготовку и повышение квалификации преподавателей (увы, уже некого повышать) и закупку новой техники — опять промышленной!

Помимо этого, планируется организация программы стажировок для обучения экспертов, мастеров производственного обучения, преподавателей, студентов в учебных центрах Германии, Франции, Финляндии, Швейцарии. Кроме этого, часть денег планируется пустить на подготовку и участие студентов в региональных, межрегиональных, национальных и международных олимпиадах и конкурсах рабочих профессий, например, в WorldSkills Russia (WSR) и WorldSkills International (WSI).

Пока, надо сказать, проект из-за санкций затормозился и пути развития, слава богу, придется искать самим!

И решение проблем не совсем там, где их ищет Минобрнауки — они, наверное, и не подозревают, что сами же и разрушили систему подготовки инженерно-педагогических кадров для технических образовательных учреждений. Вот проблема из проблем. Практически некому стало передавать новое учебно-лабораторное оборудование, которое поставляется в колледжи и ПТУ. При отсутствии преподавателей дело доходит до того, что перед приходом начальства станки с ЧПУ в колледжах посыпают стружкой, принесенной с соседнего завода — якобы на них работают. Почему-то в середине XX века техника считалась сложной и поэтому специально готовили преподавателей и мастеров для качественного профессионального образования. А сегодня что — техника стала менее сложной и уже не надо готовить преподавателей, знающих современные технологии и методики передачи знаний? В стране практически не осталось институтов для подготовки преподавателей и мастеров технического профессионального образования, а в колледжах и техникумах практически не осталось отвечающих современным требованиям преподавателей. При этом Минобрауки собирается просто повышать их квалификацию, а повышать ее некому — учить придется с нуля!

И еще об одном: если зарплата учителя в московской школе выросла до 60 тысяч, то у профессора в ВУЗе Москвы осталась на уровне 25−30 тыс. рублей, а в регионах и того ниже. Вот так экономия бюджетных затрат на преподавателях аукнулась катастрофой в промышленности и отсталостью в науке. Может уже хватит экспериментов?

В МОН с 1991 года считали, что у нас с профобразованием все хорошо. И засуетились только в 2013 году после провала сборной команды РФ на мировом первенстве WorldSkills. Но вывод был сделан примитивный — поедем в Германию учиться и там же купим оборудование для соревнований. А то там еще мало кто побывал: только за последние четыре года почти 500 руководителей образовательных учреждений познакомились на местах с немецкой, французской, китайской и другими системами профобразования. И что? Теперь будем с другими целями ездить? Видимо, пора «в консерватории что-то менять», как говорил классик!

Справка ИА REGNUM: WorldSkills — «международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом».

Все бы хорошо в подобных мероприятиях, но, чтобы соответствовать требованиям соревнований, приходится закупать дорогостоящее оборудование определенных европейских компаний, при этом обязательным условием является использование западных технологий, инструмента, программного обеспечения. Такой подход хорош для Африки или Новой Зеландии, но в России есть и свои станки, и свое программное обеспечение! И готовить ребят надо для своих заводов, а не для соревнований за рубежом. Другое дело задания и стандарты их выполнения по качеству и скорости. Это можно и нужно брать на вооружение, но оборудование и программное обеспечение… Вас это не настораживает?

Однако с точки зрения министерства, участие колледжей в этих соревнованиях является решающим показателем эффективности профобучения. И вот на бюджетные средства закупаются западное оборудование, инструментарий, оснастка, идет обучение по западным программам. При этом отечественные технические и методические разработки остаются не востребованными, а ребят вместо серьезной системной подготовки продолжают просто натаскивать для работы на западном оборудовании.

А ведь нам есть что предложить! Например, успешно используются в учебных центрах крупнейших отечественных предприятий лаборатории и классы, разработанные выпускниками знаменитой Бауманки, российскими учеными-практиками, сотрудниками учебно-производственной компании «Дидактические системы» по направлениям: машиностроение и металлургия, электротехника и электроника, автоматизация, строительство и ЖКХ, автомобили и двигательные установки, вплоть до обучающих комплексов по естественнонаучным дисциплинам — физика, химия, биология. То есть все то, о чем мы говорили ранее. Эта же компания готовит и преподавателей для поставленных лабораторий. Недаром среди ее клиентов и американский завод «Форд» во Всеволожске, и немецкий «Фольксваген» в Калуге, итальянская «Камоцци-пневматик» в Москве, и японская «Эс-Эм-Си» в Санкт-Петербурге. А теперь еще и колледж компании «Вертолеты России» в г. Улан-Удэ, и учебный центр газопровода «Сила Сибири» в Благовещенске. Остается только порекомендовать нашему Министерству образования прислушаться к таким специалистам и использовать их опыт и знания для возрождения отечественной инженерно-технической школы!

Отечественные методики профессионально-технического обучения основаны на понимании студентом сути процессов и учитывают реалии нашей промышленности. Создатели обучающих систем прекрасно осознают, что молодой человек после обучения придет не в стерильный цех отлаженного производства, а в реальную жизнь, где каждый день придется решать сложные технические задачи. Русский мастеровой всегда ценился именно за способность принимать нестандартные решения, поэтому в современном, быстро меняющемся мире системы обучения должны воспитывать не «идеального потребителя», а именно человека творческого, способного учиться и совершенствоваться.