Историческое знание остается важнейшим инструментом консолидации российского общества и конструирования нашего общего будущего. В апреле 2015 года Российское историческое общество сообщило, что в ближайшее время примет решение, какие из новых учебников истории рекомендовать Министерству образования и науки для изучения этого предмета в школе в рамках нового историко-культурного стандарта. В рамках единой концепции школьной истории планируется не один, а три учебника. В мае глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что новые учебники по истории России, написанные на основе единой концепции, появятся в школах уже с 1 сентября этого года.

gis-cist.fr
Ресурсы в Арктике.

Однако вызвавший широкое общественное обсуждение и дискуссии вопрос единого учебника — лишь одна сторона сложной комплексной проблемы. Так, например, проблемным остается соотношение общенациональной истории и местных региональных комплексов. Кроме того, после преодоления советской централизации подготовки научно-педагогических кадров преподавание истории в средней школе в регионах тесно связано как с подготовкой в регионе учителей истории средних школ, так и научно-преподавательских кадров для региональных учреждений Высшей школы. Последние готовят в регионе учительские кадры и новое поколение себе на смену.

Реформа единого учебника предполагает разделение прежде единой линейки преподавания истории в советской школе на два комплекса: с 5 по 9 классы и в 10−11 классах, т. е. преподавание истории будет предполагать два уровня освоения материала.

Ранее прошла реформа Высшей школы с переходом на Болонскую систему с разделением преподавания истории в Высшей школе на два уровня: на бакалавриат и магистратуру, т. е. два уровня наблюдается и здесь. Воплощение реформы в области преподавания истории в Высшей школе мы наблюдаем на частном примере Института социально-гуманитарных и политических наук Северного Арктического федерального университета (ИСГиПН САФУ) в Архангельске.

При создании федерального университета в Архангельске в 2010 году свое историческое образование в составе двух кафедр — Отечественной истории и Всеобщей истории ИСГиПН САФУ унаследовал от исторического факультета Поморского университета — до 1991 года Архангельский государственный педагогический институт. Первый набор бакалавриата в счет общего перехода на Болонскую систему был произведен еще на историческом факультете Поморского университета в 2009/2010 учебном году. Старая форма обучения историков под названием «специалист» оставалась в качестве временной для перехода к двухступенчатой бакалавр-магистр системе обучения. В настоящее время ИСГиПН САФУ при новых ежегодных приемах студентов полностью перешел на Болонскую систему.

Сейчас, в июне 2015 года, ИСГиПН САФУ начал прием студентов по программам бакалавриата и магистратуры.

По существующим правилам, в магистратуру ИСГиПН САФУ принимают абитуриентов с дипломами бакалавров и специалистов по следующим специальностям:

1) Зарубежное регионоведение (41.04.01) — 10 бюджетных мест;

2) История (46.04.01) — 10 бюджетных мест;

3) Культурология (51.04.01) — 7 бюджетных мест;

4) Социология (39.04.01) — 19 бюджетных мест.

Итого: 46 бюджетных мест для обучения по программам магистра по направлению гуманитарных наук в ИСГиПН САФУ.

При приеме в ИСГиПН в 2015 году 118 бюджетных мест на бакалавриате (+15 бюджетных мест для заочного обучения на бакалавриате) соответствуют 46 бюджетным местам в магистратуру и 10 бюджетным местам в аспирантуру. Соотношение: 133 бакалавриат, 46 магистратура и 10 аспирантура.

Историческое образование в двух видах — классическом, педагогическом и в направлении регионоведения на бакалавриате ИСГиПН по приему 2015 года будут получать на бюджетной основе по специальностям:

1) зарубежное регионоведение (46.03.01) — 10 мест;

2) международные отношения (41.03.05) — 10 мест;

3) история, педагоги общеобразовательных школ (44.03.01) — 20 мест + 15 заочно;

4) история (46.03.01) — 10 мест;

Итого: историки бакалавры — 50+15 заочников, т. е. примерно половина гуманитарного бакалавриата — это «историки». Это демонстрирует важность исторической дисциплины в гуманитарном направлении САФУ.

В аспирантуру по историческим специальностям выделяется четыре места: политические науки и регионоведение — одно место (41.06.01), исторические науки и археология — три (46.06.01). Если примерно половина магистратуры отдана «историкам», то относительно аспирантуры — это всего лишь одна треть бюджетных мест. Таким образом, соотношение бюджетных мест «историков» в линии бакалавриат — магистратура — аспирантура выглядит как: 55/20/4. Пропорция соотношения бакалавриат — магистратура — аспирантура показывает, что на выходе подготовки научно-педагогических кадров для Высшей школы в аспирантуре к «историкам» предъявляются повышенные требования. Такова бюджетная образовательная политика.

Чисто внешне обучение в магистратуре ИСГиПН САФУ можно сравнить с аспирантурой. Отличие — в магистратуре имеется значительно большая, чем при обучении в аспирантуре, аудиторная нагрузка с более коротким сроком обучения — 2 года (4 семестра) с аудиторной нагрузкой в 14−16 академических часов в неделю. Экзаменационные сессии магистратуры необременительны по числу экзаменов и зачетов. При этом занятия в магистратуре САФУ строятся так, что позволяют студенту сочетать учебу с постоянной работой. В этом отношении маленьким бонусом учебы в магистратуре является стипендия, как дополнительный скромный доход к основному заработку на стороне, и получение диплома более высокого уровня, чем у бакалавра. Самое главное — в рациональном отношении учеба в магистратуре имеет смысл, поскольку дает возможность для поступления в аспирантуру. Из бакалавриата прямо в аспирантуру поступать нельзя.

Напомним, что продолжительность учебы для бакалавров четыре года, для магистров — два года, для аспирантов — три.

В целом система в звене «бакалавриат — магистратура» выглядит как более экономная по сравнению с предшествующей советской по возможности выбора кадров, способных к научной деятельности. Это рационально. Здесь надо учесть и особенности студенчества в провинциальном университете, когда самые способные из местной молодежи в основном отправляются для учебы в столицы. По нашим наблюдениям, примерно 60% студентов в группе по своему уровню не соответствуют требованиям обучения в университете. Связано это не только с общеобразовательным, но и культурным уровнем. Но даже и при этом условии примерно каждый десятый из студенческой молодежи обладает способностями, которые можно развивать для получения на выходе специалиста, способного к научной деятельности.

Принцип соотношения между бакалавриатом и магистратурой выглядит нормальным и вполне разумным, но только до тех пор, пока мы не начнем разбираться с содержательной стороной образовательного процесса в магистратуре ИСГиПН САФУ.

Летом 2015 года по специальности «зарубежное регионоведение» (41.04.01) кафедра регионоведения и международных отношений ИСГиПН САФУ в магистратуре предлагает модуль «Европейские исследования: арктический вектор», что интересно, с преподаванием на английском языке. Модуль «Европейские исследования» посредством «арктического вектора» планирует обзорные лекции по истории и актуальной политике скандинавских стран с ключевой опорой на «сотрудничество» с норвежцами в Баренц-Евроарктическом регионе (БЕАР).

По специальности «история» (46. 04. 01) кафедра всеобщей истории ИСГиПН САФУ в 2015 году предлагает абитуриентам два модуля: «История и культура стран циркумполярного мира: сравнительные исследования» и «Международное сотрудничество и соперничество в Арктике: история и современность».

Модуль «История и культура стран циркумполярного мира» содержит следующие дисциплины: структуры циркумполярного мира, малые народы циркумполярного мира (очевидная ошибка, речь должна идти о «коренных народах»), научная мастерская историка Северной Европы, история культуры стран циркумполярного мира. Все дисциплины идут в ключе «история и современность».

Модуль «Международное сотрудничество и соперничество в Арктике: история и современность» предлагает следующие дисциплины: новая и новейшая история скандинавских стран, актуальные проблемы исследований по истории стран циркумполярного мира, история и актуальные проблемы международного сотрудничества и соперничества в Арктике.

Очевидно, что магистерские программы ИСГиПН САФУ для специальностей «зарубежное регионоведение» и «история» дублируют друг друга в точке Баренцев регион, «скандинавистика» и «циркумполярный мир». Отмеченное дублирование связано с процессом встраивания в прошлом системы влияния «мягкой силы» Норвегии в структуры преподавания и науки в Поморском университете ректором Владимиром Булатовым. Одним из этих центров с 1990-х годов стала кафедра Всеобщей истории с проф. Андреем Репневским, переквалифицировавшим себя с скандинависты на старте Баренц-сотрудничества в Поморском университете (АГПИ).

Другой центр, занимающийся сейчас магистратурой по направлению Севера Европы в ИСГиПН — кафедру регионоведения и международных отношений ИСГиПН САФУ получил из ликвидированного в июле 2012 года Института управления и регионологии (ИУиР) САФУ. ИУиР в составе Поморского университета под начальством проф. Юрия Лукина был создан в 1993 году его личным другом — ректором Булатовым для научного и идеологического обслуживания региона и Баренц-сотрудничества с норвежцами. Именно ИУиР стал центром т. н. «архангельской школы регионоведения», кружка научных деятелей, создавших поморскую этническую и региональную концепцию, ставшую официальной в Архангельской области. Все пришедшие из ИУиР в ИСГиПН профессора нынешней кафедры регионоведения и международных отношений — проф. Владислав Голдин, проф. Флера Соколова, проф. Сергей Шубин отметились в той или иной мере в работе на этом направлении.

В общем, разница в «скандинавистике» и «циркумполярных мирах», которую будут преподавать в ИСГиПН САФУ магистрам по двум специальностям, будет в том, что по одной группе будет работать бывший проректор по науке у ректора Булатова историк проф. Владислав Голдин, а по другой — бывший заведующий кафедрой у Булатова историк проф. Андрей Репневский. И тот, и другой оба тесно связаны с норвежским Баренцевым секретариатом и главным норвежским арктическим университетом в Тромсё.

Всего, как указали мы выше, прием в магистратуру в ИСГиПН идет по четырем специальностям. И положение с норвежским влиянием «мягкой силы» в преподавании в концептуальном плане в магистратуре на ИСГиПН после рассмотрения двух исторических направлений выглядит совсем удручающе, если мы еще возьмем и третье — культурологию (51.04.01). Здесь кафедра культурологии и религиоведения ИСГиПН САФУ предлагает поступающим в этом году две магистерские программы «Культурное измерение Арктики / Cultural Dimension of the Arctic». Преподавание предполагается вести опять же на английском языке. Авторы магистерской программы «Культурное измерение Арктики» заявляют, что это междисциплинарный образовательный проект в области современного культурного измерения Арктики. Разумеется, междисциплинарность предполагает и в культурологии использование исторических дисциплин в преподавании и научном исследовании. Руководителем программы является проф. Николай Теребихин — известный создатель трансграничной концепции «поморской культуры», «исследователь» этнокультурных ландшафтов «Поморья» и Баренцева региона. До последнего времени проф. Теребихин руководил ежегодным семинаром «Поморские чтения по семиотике культуры».

Одна из основных тем предлагаемого магистерского модуля Теребихина — тема «коренных народов» в выгодной для США и Норвегии трактовке «защиты интересов коренных народов Арктики через институты гражданского общества». В трактовке проф. Теребихина все население Архангельской области до 1917 года — это «коренной народ». Другой предлагаемый проф. Николаем Теребихиным магистерский модуль — «Прикладная культурология» ориентирован «на особенности развития культуры Европейского Севера России и Баренцева Евро-Арктического региона».

Отметим главную особенность отмеченных нами магистерских программ ИСГиПН САФУ — это трактовка отечественной истории исключительно через призму «циркумполярного мира» и норвежской Баренцевой трансграничности. При этом история России в подобном свете — это лишь одна очень маленькая тема в многообразии разных национальных, этнических и культурных субъектов «циркумполярного мира». Полноценная отечественная история, действительная, а не баренцева история, исчезает из преподавания и исследования в магистерских программах ИСГиПН САФУ.

Подобная ограниченность тематики отечественной истории в магистерских модулях ИСГиПН САФУ может направить на мысль, что эту тему в магистратуре могла бы освоить в ИСГиПН кафедра отечественной истории под руководством проф. Михаила Супруна. Однако общей научно-исследовательской темой этой кафедры с 2015 года является «Россия в истории и культуре Евро-Арктического региона», т. е. при освоении магистерской программы и здесь будет поднята тема трансграничности, БЕАР и Скандинавии. Повсюду, куда ни кинь, получается, в ИСГиПН в преподавании истории столкнешься с циркумполярщиной, баренцевой трансграничностью, «коренными народами» и скандинавистикой. Подобная ситуация совершенно ненормальна как в научном, так и образовательном плане. Отечественная история, как самостоятельная тема, устранена из магистерских программ ИСГиПН САФУ.

При нынешней организации преподавания истории в магистратуре САФУ с баренцевым трансграничным уклоном просматривается целый ряд фундаментальных негативных последствий.

1. Здесь нужно понять, что магистратура ИСГиПН САФУ будет формировать при существующей системе — местные научные кадры с базовой установкой на трансграничность в духе «циркумполярного мира». Это сугубо идеологическое видение, вредное России в ситуации борьбы за Арктику. Идея «циркумполярности» уводит от сути колонизационных процессов в Арктике, когда освоение шло с продвижением отдельных цивилизаций и наций в меридиональном направлении с юга на север.

2. При организации дела по болонской системе магистратура в карьерном плане, как мы указывали, будет важна как ступенька к аспирантуре. При нынешнем виде магистратуры 100% кадров местной аспирантуры будут комплектоваться с ориентацией на зарубежную историю и сопутствующие ей житейские бонусы в виде внешних грантов и «научного туризма». И то, и другое отбивает способность к содержательной научной работе. Кроме того, нацеленность магистратуры исключительно на скандинавистику будет ориентировать и бакалавров на эту область. Сейчас, надо понимать, система преподавания баренц-истории замкнулась и началось ее самовоспроизводство.

3. На примере предлагаемых в этом году магистерских курсов прослеживается стремление перевести преподавание в магистратуре ИСГиПН на английский язык. При этом условии почти наверняка за основу преподавания курсов на английском языке скоро будет принят норвежский учебник истории для Баренц-региона на английском языке — The Barents History Book.


О проекте «The Barents History Book» см.:

http://barentshistory.eu/

http://www.regnum.ru/news/polit/1793416.html


Чем придумывать самим, преподавателям легче взять за основу этот готовый на английском языке текст. По замыслу авторов этого проекта, учебник будет использоваться в учебном плане в университетах в Баренцевом регионе, в том числе в России, а также в совместных транснациональных образовательных проектах, вроде программы подготовки «российских бакалавров циркумполярных наук» в университетах Архангельска и Тромсе. Учебник транслирует идеи «асимметричного соседства» — новой идеологии сотрудничества и соперничества Норвегии с Россией. Отметим здесь и то обстоятельство, что ведущий преподаватель в магистратуре по специальности «зарубежное регионоведение» проф. Владислав Голдин принимал прямое участие в написании этого учебника.

4. Учеба магистрантов по достаточно общей проблематике в магистратуре ИСГиПН САФУ не способствует развитию научных компетенций. Здесь достаточно взглянуть на состояние научных дел у самих скандинавистов — преподавателей магистерской программы. Дефицит монографий налицо. Подобный результат порожден причиной, определяемой прежним расхожим советским научным термином — «мелкотемье». Иначе и быть не может, поскольку отношения со Скандинавией не были актуальны для центров Архангельской губернии в ХVII веке. Для ХIХ века они имели третьестепенное значение, а фактор важной для идеологии современного «баренцева сотрудничества» «поморской торговли» между Архангельском и Норвегией, как недавно было выяснено, был крайне преувеличен в местной историографии 1990-х годов.

Самое главное. Концепция классического университета в России с момента их создания предполагала, что преподаватели университета занимаются научной деятельностью и попутно этому учат студентов, готовят через аспирантуру опять же посредством научной деятельности новые кадры. Главное в университете — это научная деятельность, попутно идет образование, или само образование идет через научную деятельность. Так должно обстоять дело в идеале. В подобной системе центральное место в обучении занимает специальный семинар, а дополнительное научно-педагогическое воздействие на студентов осуществляет сама личность преподавателя, его ведущего, — профессора. Темой спецсеминара является текущее научное исследование профессора. В такой университетской системе роль ассистента сводится именно к «ассистентированию» профессору в проведении его спецсеминара. Что касается доцента, то он занят подготовкой к выходу на уровень спецсеминара. Студенты получают поручения по теме спецсеминара. Спецсеминары известных профессоров становятся общественным и культурным явлением, украшением и гордостью университета.

На практике существующая в ИСГиПН САФУ система, унаследованная в гуманитарной своей части от исторического факультета Поморского университета из Архангельского педагогического института (АГПИ), сводится к дидактическому преподаванию посредством «часов» — аудиторных занятий, лекций и семинаров. Подобное преподавание было бы сколько-нибудь оправдано в пединституте, который готовил кадры для средней школы, но никак не в университете. По существу, сейчас в ИСГиПН САФУ в форме преподавания в бакалавриате воспроизводится не университет, а гимназия. Что касается магистратуры, то она по части аудиторных занятий превращена в некий аналог вечерней школы. Спецсеминара, как сердцевины учебного университетского процесса, нет ни там, ни там.