Террор, скандалы и предвыборная гонка: Сербия 1-7 декабря 2003
Террор
За последнее десятилетие в Сербии (и с Сербией) случалось много того, что представляло прямую или косвенную угрозу ее безопасности и безопасности ее граждан. Но ни разу, даже в период событий в Косове 1998-1999 гг. или во время бомбежек НАТО в 1999 г., или после 11 сентября 2000 г. Сербии не грозили террористическими атаками. И этому пришел конец. На этой неделе впервые сербские власти вынуждены были повысить уровень безопасности в Белграде и в стране из-за угрозы террористических атак. Информация об этом сначала попала в прессу косвенным путем. Так газета "Глас јавности" опубликовала информацию о том, что "в Военно-медицинской академии (ВМА) в Белграде, по словам начальника ВМА др. З. Станковича, из-за террористической опасности в регионе, повышен уровень безопасности и контроль входа в больницу. Он пояснил, что речь идет о регулярной предзащитной мере из-за современной ситуации в мире и подозрений, что бы можно было ожидать террористических атак в ближайшем будущем, например в Болгарии" (Глас јавности. 3.12.2003). А после того и Министр внутренных дел, Душан Михайлович официально заявил, что в Сербии повышены меры защиты зданий, которые могут стать целью террористических атак. Как он объяснил, усиленно будут охраняться все важнейшие здания. А на вопрос, является ли теракт в Стамбуле единственным поводом принятия усиленных мер, Михайлович пояснил: "этого само собой достаточно, а если есть достаточное, то не надо уточнять, является ли оно и единственным". Он отказался комментировать информацию прессе о том, что в городе Панчево недавно арестована группа иностранных граждан, которые говорили о возможности терактов в Сербии, но добавил, что эта информация не попала в прессу из Министерства (Данас. 4.12.2003). Рассматривая возможные причины угроз, аналитики и журналисты обратили внимание на несколько моментов. Так газета "Дневник" опубликовала мнение одного из аналитиков Д.Трифуновича о том, что Сербия является возможной целью терактов из-за того что находилась в непосредственном военном конфликте с Боснией, где действовали многочисленние террористические организации. Он добавил: "Исламский совет Северной Америки еще год назад самими важными врагами ислама, помимо евреев и русских, назвал сербов" (Дневник. 4.12.2003). К сожалению, из-за чего именно повышен уровень безопасности в столице, пока можно только догадываться.
Скандалы
Скандальные истории, напрямую не связанные с событиями и риторикой предвыборной гонки, окрасившими политическую жизнь в Сербии в последние полтора года, продолжаются. Самые последние связываются с прослушкой кабинета президента Сербии и Черногории Светозара Маровича и с новыми данными следствия об убийстве премьер-министра Зорана Джинджича, которые во многом отличаются от официальной версии о покушении.
Суть скандальной истории, возникшей вокруг прослушкой кабинета президента Маровича заключается в том, что по некоторым данным в кабинете президента Маровича недавно обнаружена техника для подслушивания израильского производства (Курир. 4.12.2003). Вторая скандальная история связывается с постоянными опровержениями официальной версии покушения на Джинджича в прессе: уже вторую неделю подряд обсуждаюся новые детали его убийства. Еще прежде журнал НИН опубликовал статью, в которой сранивались убийства американского президента Дж.Кенеди в 1963 году и З.Джинджича в 2003 году. По этому поводу журналист процитировал одного из бывших полицейских М. Ницовича: "западному фактору не была по силе концентрация огромной власти в руках только одного человека, а Джинджич власть в Сербии контролировал сильнее, чем Милошевич в свое время" (НИН. 20.11.2003). Теперь, опираясь на новые доказательства, НИН делает вывод, что вещественные доказательства с места покушения, служебные полицейские фотографии, отчет об осмотре и свидетельство охранника убитого премиер-министра М. Веруовича "убеждают, что существовал как минимум еще один стрелявший", вопреки официальному обвинению (НИН. 4.12.2003).
Посольства
В тени этих скандальных историй прошло перераспределение посольских мест между Сербией и Черногории. На основе договора, заключеного летом 2003 из 59 посольских мест и 4 дипломатических миссий Сербии и Черногории в мире, Черногории принадлежат 12 посольств и две миссии - такие как посольства в Москве, Лондоне, Риме, Мадриде, Оттаве, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке (в ООН), в Вене (при ОБСЕ), в Любляне и Тиране. Сербии принадлежат посольские посты, например, в Вашингтоне, Берлине, Париже, Токио, Пекине, Брюселле, Загребе, Сараево, Скопье, Афинах и Будапеште. Некоторые из нынешних послов останутся на своих постах: Иван Вуячич в Вашингтоне, Радомир Диклич в Париже и Светислав Басара на Кипре; некоторые будут сменены: Триво Инджич из Мадрида и Владета Янкович из Лондона. В Москве при очередном перераспределении посольских постов послом будет Милан Рочен, представитель Черногории (Политика. 3.12.2003).
Выборы
Одновременно, внешне без прямого влияния новейших скандалов или террористической угрозы, развивается предвыборная гонка. На первых полосах прессы доминируют заголовки, которые отражают занятость политиков предстоящими выборами и жажду аналитиков предугадать, что будеть потом: "Дневник" исследует, будут ли после 28 декабря отменены решения парламента Воеводины" (Дневник. 2.12.2003); "После выборов грозят недоразумения около выбора председателя парламента и мандата правительства - тем самым существует возможность, что правительство не будет утверждено, а новые выборы некому будеть назначить" (Глас јавности. 2.12.2003); "Кто после выборов в Сербии будеть формировать новое правительство - демократический блок из две или все три партии?" (Данас. 3.12.2003); "Исследование "Политики" и агентства "Фактор плюс": - фаворитами являются Демократическая партия Сербии и Сербская радикальная партия" (Политика. 4.12.2003); "Небольшая вероятность правительства Демократической партии, Демократической партии Сербии и Г17 плюс" (Вечерње новости. 6.12.2003).
На этой неделе свое мнение о предстоящих выборах и свое видение будущего Сербии высказал ряд политиков, претендующих на определенную роль в правительстве. Так глава Демократической партии Сербии Воислав Коштуница высказал свое мнение по поводу отношений Сербии и Европы. На вопрос "возможно ли в Сербии достичь консенсуса по поводу включения в европейскую интеграцию, Коштуница ответил: "Подключение нашей страны к европейской интеграции находится вне всяких вопросов. Вхождение в Европу не является проблемой риторики или формальности, но является тягой к возрождению в Сербии европейских ценностей и стандартов". На вопрос "когда Сербия вступит в Европу", Коштуница ответил: "Когда создадим Европу здесь. И хотелось бы напомнить, что Сербия в 19 веке во многом построила отношения и государство на уровне тогдашних европейских стандартов. Если тогда смогла, почему не сможет сегодня" (Политика. 1.12.2003). Зампредседателя партии "Г17 плюс", бывший глава Госбанка Младжан Динкич высказался на счет экономического будущего Сербии. На вопрос, чего нового предлагает "Г17 плюс" Динкич ответил: "В отличие от других, мы предлагаем более конкретные обещания. Между прочем, мы обещали что, если "Г17 плюс" возьмет на себя отвественост за руководство новым правительством, налоги на зарплаты будут понижени с нынешних 77 до менее чем 50 процентов, что 60 тысяч семейств в Сербии получат выгодние кредиты для покупки домов, что обеспечим 150 тысяч новых рабочих мест в текстильной и обувной промышленности, что аграрная часть бюджета будет повышена в 3 раза" (Курир. 4.12.2003). Со своей стороны, лидер Демократической партии Борис Тадич в интервью газете "Политика" обратил внимание, что "Демократическая партия на этот момент рассматривает все послевыборные возможности: участвовать в правительстве или, если будет нужно, работать в оппозиции. Чтобы мы участвовали в коалиционом правительстве, надо чтобы были исполнены нашие основные принципы и приоритеты, а это кассается эффективного демократического принятия решений и достижения консенсуса по поводу приоритетов - прежде всего перехода к новой фазе экономической политики, государственного статуса, конституции Сербии и Черногории, вопроса Косово и Метохии, совместного видения национальной безопасности и оборонительной системы" (Политика. 5.12.2003).
Церковь и восстановление монархии
В рамках предвыборной гонки прозвучал ряд противоположных мнений, касающихся идеи восстановления монархии в Сербии, что позволило журналу "Глас јавности" опубликовать на первой полосе статью под заглавием "Для одних спасение, для других - лишь новая утрата" (Глас јавности, 01.12.2003.). С одной стороны, идея реставрации монархии и особенно высказывание патриарха Сербской православной церькви Павла в поддержку монархии, вызвали разные реакции. Так газета "Данас" опубликовала комментарий, в котором критически анализируется поддержка монархии патриархом: "Патриарх, тяготея к конституционной парламентарской монархии, в своем обращении опирается на демократические институции и подключается к компании Александра Карагеоргиевича, которому хотелось бы добиться несуществующего престола. Церковь старается обеспечить свое существенное влияние на власть и можно ожидать, что в этом направлении будет находить естественного союзника" (Данас. 1.12.2003). А газета "Политика" опубликовала мнение обозревателя И. Торова о том, что нельзя отвергать тезис, согласно которому нынешний вакуум власти в Сербии представляеть блестящую возможность для определенных структур, прежде всего Сербской православной церкви конституироваться в передовые политические субъекты, которые формально не будуть над государством, но фактически будуть руководить им (Политика. 7.12.2003). С другой стороны, староники идеи восстановления монархии делают упор на идее о том, что именно сейчас наступило время для монархии. Как подчеркнул Драгомир Ацович, член Крунского совета, "три проигранные попытки президентских выборов показывают, что народу надоело издевательство, безответственость, праздные разговоры, происходящие из привычки наших политиков, получив власть, стараться вечно удерживаться на всех уровнях власти" (Данас. 2.12.2003). В конце недели свою точку зрения изложил и сам Александр Карагеоргевич в интервью газете "Глас јавности". На вопрос, на что вообще опирается идея о возобновлении монархии после 68 лет перерыва, особенно в то время когда даже корона самой великой и самой известной монархии находится в кризисе, принц Александр ответил: "Как уже неоднократно заявлял, каждый день представляет хороший момент для восстановления монархии, прежде всего ради сохранения стабильности и демократии. И поэтому нельзя более тратить время. Что касается так называемых обвинений на счет самой великой и самой известной монархии, то это полная дрянь. Монархией, к которой можно отнести этие аллюзии, несоменно является Великобритания. Эта монархия является прочной, и лишь из-за одной личности и внимания к ней прессы существует отрицательный общественный резонанс, но на нынешний момент, пока мы разговариваем, эта монархия пользуется стабильностью. Много лжи можно было услышать в последнее время и могу гарантировать вам на 100%, что все это является именно ложью". Очень любопытно принц Карагеоргиевич ответил и на вопрос, кому принадлежит идея возвращения к монархии, ему или его сотрудникам: "Говоря откровенно, я представляю собой только то, что я есть. Моим предком является Карагеоргий и я очень горжусь этим, его кровь течет в моих венах. В следущем году мы празднуем 200 лет современного сербского государства и я тот, кто продвигает его вперед. Мне хотелось бы двигаться вперед и чтобы наша страна вернулась в мировое русло. И чтобы правительство, избранное народом, могло приступить к руководству страной" (Глас јавности. 6.12.2003).
Косово и Гаага
В ходе предвыборной гонки на этой неделе трактуются два важных вопроса. На первом месте - ситуация вокруг Косово. По этому поводу министр иностранных дел Горан Свиланович заявил в Маастрихте, на министерской встрече ОБСЕ, что "ситуация в Косово и Метохии, к сожалению, далека от того чтобы считаться удовлетворительной" (Дневник. 3.12.2003). А газета "Вечерње Новости" в статье "Росс отнимает Косово" приводить мнение о том, что ряд западных политиков имеет отношение к продвижению идеи независимости Косово: "Похоже, почти все в Сербии - от политиков до обыкновеных людей - опасаются, что Косово и Метохию можно потерять в течение одного дня, одним международным вмешательством подобным удару меча. И похоже верят: опасность может возникнуть не ранее конца следующего года или в течение 2005 года. А "удар мечом", вдохновленный американским проалбанским лобби в Вашингтоне, в котором передовыми фигурами являются Уэсли Кларк, Ричард Холбрук, Джордж Сорос, Мортон Абрамовиц, Джон Лантош и Даниел Сервер - уже начался и может "опускаться" месяцами, но намного короче, чем даже рассчитывают некоторые нынешние пессимисты. Конкретно - "опускание" началось в начале ноября, может быть и с весны, а роль "меча" отведена документу под заглавием "План внедрения стандартов в Косово", который формально можно отнести на счет Дейвида Росса, советника главы УНМИК в Приштине Гарри Холкери. Речь идет о фактическом сценарии полного вытеснения Сербии и Сербии и Черногории из процесса "распространения стандартов в Косово" и их согласия на принятие status-quo, т. е. независимости Косово, поскольку они уже смирились с устранением из "Плана внедрения стандартов в Косово" и из трехугольника Белград - УНМИК - Приштина всех ключевых формул Резолюции №1244 Совета безопасности ООН, в которой говорится, что Косово является неотемлемой частю Союзной республики Югославии, т. е. Сербии и Черногории, находившейся под защитой ООН" (Вечерње Новости. 5.12.2003).
С другой стороны, в ходе превыборной кампании трактуется и ряд вопросов влияния международного сообщества, в том числе и Гаагского трибунала, на внутреннюю ситуацию в Сербии и на возможные результаты парламентских выборов. Так в прессе уделяется внимание тому, что на этой неделе США возобновили нормальные торговые отношения с Сербией (Данас. 4.12.2003). А в газете "Политика" в статье "Наши выборы и Европа: решение все-таки за Сербией" подчеркивается: "Только абсолютно неинформированные люди могут верить, что Европа и мир не будут вмешиватся в выборы в Сербии. Наоборот, надо ожидать, что они в течение декабря будут играть если не очень важную, то все-таки немалую роль в политических событиях в Сербии. То, что мы на нынешний момент находимся под очень осторожным вниманием Европы, показывают некоторые прозвучавшие там заявления. Два дня тому назад (2.12.) например, Петер Шидер, председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы, отметил, что присутствие в списках кандидатов в депутаты обвиняемых Гаагским трибуналом (С. Милошевич, В. Шешель, Н. Павкович) представляет собой "отрицательный сигнал международному сообществу". До этого Солана и Робертсон уже предупредили об опасности нового усиления национализма. К тому подключился и премьер-министр Сербии Зоран Живкович, обвиняя Запад в грубом поведении и слабой поддержке демократических процессов в Сербии" (Политика. 4.12.2003).
Экономика
Помимо всех этих сугубо политических новостей, сербская пресса уделяла внимание и нескольким экономическим и общественним вопросам. В том числе, особое внимание прессы привлекли вопросы приватизации, поскольку с начала приватизации было приватизировано 1.000 предприятий" (Политика. 5.12.2003) Пресса тоже занималась и вопросом импорта продовольствия в страну. По этому поводу газета "Блиц" цитировала мнение В. Станковича, сотрудника Научно-исследовательского центра Промышленной палаты Сербии, о том что импортно-экспортный оборот продовольственной продукции имеет негативный индекс. В прошлом году экспорт составил 534 миллионов долларов, а импорт 549 миллионов долларов, а за первые восемь месяцев этого года экспорт составил 382,4 миллионов долларов, а импорт 449,3 миллионов долларов. В экспортных товарах преобладают фрукты, овощи и переработаные продукты, хлеб и сахар, а в импортных кофе, приправы, южные фрукты, мясо, молоко, фрукты, овощи и т.д. И это в ситуации, когда аграрный сектор является одним из базовых в Сербии и Черногории, занимающий в национальном доходе страны более чем 40 процентов (Блиц. 4.12.2003). Внимание уделялось и тому факту, что, по последним данным Комиссариата ООН по делам беженцев, Сербия находится на 3 месте, после России и Ирака, по числу граждан, которые попросили убежища в другой стране (Политика. 4.12.2003).