Межевич: Выведет ли президент Финляндии Евросоюз из российского цугцванга
ИА REGNUM: Николай Маратович, визит Ниннисте анонсирован как форма обсуждения событий на Украине?
Именно так. События на Украине затрагивают Финляндию напрямую. В 2014 г. Россия заняла 2-е место с долей с долей в 11,7% во внешнем товарообороте Финляндии, в т.ч. 1-е место в финском импорте и 3-е место в экспорте. Так произошло и в 2014 году, когда, например, ожидаемое падение товарооборота России в целом с Евросоюзом составит около 5%, а с Финляндией, по нашим оценкам, — 15%, до уровня в 13,9 млрд. Евро.
По данным Банка Финляндии, общий накопленный объем прямых инвестиций из Финляндии в российскую экономику
Вспомним и то, что Финляндия — это лидирующее направление выезда россиян в дальнее зарубежье (в 2013 г. — 5,5 млн. Поездок). В Финляндии граждане России в 2013 г. осуществили расходы на сумму 3,5 млрд. долл. США. Однако в течение первых трех месяцев 2015 года количество пресечений российско-финляндской границы сократилось на 25%.
ИА REGNUM: А каково состояние финской экономики?
По классификации рейтинговых агентств «Fitch» и «Moody's», Финляндия остается среди лидеров стран еврозоны с высшим кредитным рейтингом (ААА), который остается неизменным с 2005 г. Однако важным для Финляндии сигналом об ухудшении экономического положения страны стало снижение в октябре 2014 г. ее кредитного рейтинга агентством «Standard&Poor's» до АА+. Для Финляндии и это проблема.
В Финляндии снизились темпы экономического роста, проблемы на рынке труда. Несколько конкретных примеров: в первом квартале текущего года финансовый результат деятельности финского торгового концерна «Стокманн» оказался негативным на 50 млн. евро, в то время как в 2014 году убытки составили около 44 млн. Евро. Оборот строительного концерна «ЮИТ» снизился на 7% до 374,9 млн. евро в январе-марте 2015 года. Прибыль с оборота снизилась с 26,9 млн. до 20,5 млн. евро в сравнении с соответствующим периодом в прошлом году. Ситуация сложная как на рынке России, так и в Финляндии. Санкции против России пришлись на весьма тяжелый период в развитии европейской экономике. Эти примеры далеко не единственные. Финляндии есть, что терять от разрушения системы хозяйственных связей с Россией. Финские экономисты не учли косвенные последствия санкционных режимов.
ИА REGNUM: Как это?
Смотрите. Европейские продукты остались в Европе. Значит, рынок для финских товаров оказался «сжат”. Другой пример, экономические проблемы Прибалтики стали экономическими проблемами и для Финляндии.
В этих условиях открытие российских рынков значимая политическая и экономическая задача, стоящая перед финским руководством.
ИА REGNUM: Есть и положительные примеры, российско-финского взаимодействия?
Есть и достаточно много. Rosatom Overseas, дочерняя фирма «Росатома» и компания Fennovoima будут придерживаться соглашения от декабря 2013 года по проекту строительства АЭС «Hanhikivi -1». В соответствии с соглашением, Rosatom Overseas поставит финским партнерам реактор мощностью 1200 МВт для АЭС, строительство которой планируется начать не ранее 2015 года. Стоимость проекта составляет около 6−7 млрд евро, из которых Fennovoima внесет 1,6 млрд евро.
Хельсинкская судоверфь Arctic Shipyard полностью перешла в российское владение. Уникальный опыт гражданского судостроения Финляндии будет востребован для освоения российской Арктики.
ИА REGNUM: почему у Финляндии даже сейчас особые отношения с Россией?
Давайте вспомним об истории. Россия, в общем-то, не планировала территориально развиваться дальше петровских границ, напоминающих нынешнюю линию на Карельском перешейке. Большой европейский конфликт «уменьшил» Швецию и «увеличил» Россию. В России будущая Финляндия получила высокий статус Великого княжества, то есть почти государственность де-факто. Россия никогда не вела в Финляндии жесткой политики, характерной, увы, для российско-польских отношений. Рискну предположить то, что, если бы не первая мировая война и ее следствие — революция, наши отношения окончательно оформились бы в конфедеративные, дружественные.
События 1939−1945 гг. Заставили Москву и Хельсинки по-новому взглянуть друг на друга. Сложилась уникальная система экономического и политического взаимодействия. Да, у нас были тяжелые годы в экономических отношениях (1991−1992; 1997−1998; 2008−2009), но политический диалог развивался.
В течении долгих десятилетий самыми успешными для Финляндии годами были те когда динамично развивались советско и российской финские экономические и политические отношения. Верно и обратное.
Финляндия нейтральная страна, обеспечивает свою оборону хорошо. Возможно, даже слишком хорошо. Вооруженные силы Финляндии больше чем в любой другой стране северной Европы. В последние два десятилетия у наших соседей идет масштабная дискуссия о членстве в НАТО. Мы постоянно слышим то, что Финляндия свободна в своем выборе и согласны с этим. Равным образом и мы свободны в своей реакции на тот или иной выбор.
Вообще же при обсуждении любых проблем экономического и политического развития Европы мнение Финляндии обладает особой значимостью. В том числе и для России. Для того что бы позиция станы была услышана и принята вовсе не обязательно кричать. Демонстрация своей антироссийской позиции способна принести кратковременные дивиденды политикам, но не может решить стратегические проблемы государств, мы это видим в Прибалтике.
В этом контексте позиция Финляндии характеризуется поиском компромисса между декларируемым европейским единством и объективными национальными интересами Финляндии. Эта позиция Финляндии не просто не конъюнктурна она базируется на всем буквально всем историческом опыте независимого государства.
ИА REGNUM: Вы упомянули о европейском единстве. Речь идет о позиции в отношении комплекса российской украинских отношений?
Да объединенная Европа оказалась в положении хорошо известном всем шахматистам. Это цугцванг любой ход ведет к ухудшению ситуации. Первый ход признание легитимности многоуровневого распада Югославии на основе процессов национального и территориального самоопределения. Второй — отказ признать те же процессы в Крыму. Как выйти из этого тупика не ясно. Очевидно лишь то, что Берлин сделал очень многое для того что бы германский потенциал диалога не был использован. Франция в ещё сегодняшнем состоянии не готова. Вопрос о Великобритании не актуален даже как анекдот. Италия не имеет опыта последних десятилетий в организации диалогов по особо трудным вопросам. В этом контексте Финляндия с 1975 года заслужено пользуется статусом удобной площадки, а финские дипломаты доверием ключевых участников европейского переговорного процесса. Таким образом, можно предположить то, что московские переговоры будут непростыми, но в любом случае важными.