Пойдет ли Иран на поводу у Запада?
В настоящее время движение «Талибан» получает поддержку со стороны иранских властей, в частности, оружие и финансовые средства, — такие сообщения недавно появились в западных СМИ. Со ссылкой на некого талибского командира пресса приводит сведения о том, что Тегеран якобы оказывает содействие контрабандистам, обеспечивающим боевиков средствами поражения, в частности, автоматами, пулемётами, гранатами и миномётными снарядами. По некоторым данным, Иран также руководит деятельностью талибских лагерей подготовки боевиков на своей территории, при этом число данных организаций достигло по меньшей мере 4. Wall Street Journal отмечает, что целью поддержки талибов со стороны Ирана, по словам ряда афганских и западных властей, является противодействие экстремистской группировке «Исламское государство», ставшей конкурентом «Талибана». В качестве ещё одного предположения приводится намерение Тегерана оценить текущее влияние США на ситуацию в регионе в условиях объявленного к концу 2016 года вывода основной части контингента из Афганистана.
Следует ожидать, что Иран, как это было не раз, опровергнет эти сообщения западных СМИ, ссылаясь на то, что они не подкреплены конкретными фактами. В Тегеране расценят эту «информационную атаку на Иран», как составную часть гибридной войны, в которой о доказательствах не задумываются. Однако следует напомнить, что информация о контактах иранских властей с афганскими талибами не раз становилась достоянием гласности. Если придерживаться хроники событий, то они выстраиваются так.
В сентябре 2008 посольство Исламской Республики Иран в Афганистане опровергло сообщение британской радиовещательной корпорации Би-би-си о якобы поддержке этой страной афганских талибов. Корреспонденты Би-би-си в одном из своих репортажей утверждали, что встречались с полевым командиром движения «Талибан», который поведал о том, что Иран поставляет талибам мины и стрелковое оружие для ведения подрывной деятельности в Афганистане. В частности, утверждалось, что производимые в Иране автоматы Калашникова, обладающие большой дальностью стрельбы, продаются талибам иранской стороной на $200 — 300 дороже, чем советские или китайские. Иранское посольство в своем заявлении для печати признало эти утверждения далекими от действительности, отметив, что исламская республика поддерживает соседний Афганистан в его стремлении восстановить мир и безопасность в стране.
В декабре 2011 года британский посол в Афганистане Уильям Петти призвал Иран прекратить помогать афганским талибам. В интервью «Радио Свободный Афганистан» Петти сообщил, что британские военнослужащие перехватили партию ракет из Ирана, которые предназначались талибам. Дипломат рассказал, что все материалы по этому делу переданы в Совет Безопасности ООН и приняты меры для перехвата подобных поставок в дальнейшем. Он заявил, что в интересах Тегерана — поддерживать законную власть в Афганистане, а не мятежников. В 2010 году мощный всплеск разоблачений вернул к жизни дискуссию о возможном сотрудничестве Ирана с «Талибаном» и «Аль-Каидой». Поводом для этого послужил мартовский визит президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада в Кабул. Тогда министр обороны США Роберт Гейтс обвинил Иран в ведении «двойной игры» в Афганистане: «Иранцы хотят, чтобы афганское правительство было дружелюбно с ними, но не желают, чтобы оно добилось успеха». При этом министр утверждал, ссылаясь на американскую разведку, что Тегеран снабжает «Талибан» оружием и деньгами. Ахмадинежад, понятное дело, категорически отверг обвинения Вашингтона, вернув Гейтсу упрек в «двойной игре»: «США сами создали „Талибан“ и „Аль-Каиду“, финансировали их и оказывали им всяческую поддержку. Теперь же используют термин „терроризм“ для оправдания своего присутствия в 12 тысячах километров от Америки, на противоположной стороне планеты!».
Однако уже в апреле 2010 года британская Sunday Times опубликовала интервью двух полевых командиров «Талибана», которые признались, что сотни боевиков проходят обучение в Иране. Трехмесячные курсы действуют в зимний период и оплачиваются иранской стороной. Следом представитель армии США подполковник Эдвард Шолтис сообщил, что «Иран предоставлял талибам в Афганистане как материально-техническое обеспечение, так и подготовленных боевиков». При этом было неизвестно, проводится ли обучение террористов «при поддержке Тегерана» или же оно «осуществляется вне правительственного контроля».
Наконец, в июле 2010 года знаменитый сайт Wikileaks обнародовал десятки тысяч документов, подтверждающих сотрудничество между Ираном, «Аль-Каидой» и другими суннитскими экстремистскими группировками гораздо более интенсивно, чем полагала общественность. Эти документы, в частности, сообщали о непосредственных контактах между иранскими чиновниками и руководством «Талибана» и «Аль-Каиды», о контрабандных поставках Ираном оружия «Талибану». Как подчеркивала Wall Street Journal — ссылаясь на афганских и западных высокопоставленных чиновников - сотрудничая подобным образом с талибами и прочими суннитскими радикалами, Иран готовится к ответным действиям в случае удара Израиля или США по его ядерным объектам и рассчитывает ускорить вывод войск коалиции из Афганистана.
В России к информации о поддержке Ираном движения «Талибан» и к перспективам заключения ирано-талибского союза относятся по-разному: некоторые достаточно скептически, другие полностью отвергают. Третьи занимают взвешенную и объективную позицию. С их точки зрения, Иран заинтересован в ослаблении американцев в Афганистане, и хотел бы использовать талибов для ведения партизанской войны против США на афганской территории. При этом сами талибы тоже заинтересованы в сотрудничестве с Ираном. Но, несмотря на опасения, что союз с талибами может ударить по репутации страны не только в глазах Запада, но также постсоветских государств и Китая, для которых талибы и их радикальные союзники представляют потенциальную угрозу, Тегеран намерен и дальше проявлять «прагматическую» гибкость в достижении своих целей. Так что в очередной раз можно сказать: Иран не воспримет внешнее давление и будет готов и дальше вести борьбу с «Большим сатаной». А что же Америка? Очень похоже на то, что, запуская в медийное пространство информацию о связях Ирана с талибами, администрация Барака Обамы преследует сразу несколько целей.
Во-первых, отвлечь внимание общественности от очевидных провалов в Афганистане. Во-вторых, отвлечь талибов-суннитов от США, направив их энергию против шиитского Ирана. В таком случае США убивают сразу двух зайцев — отводят опасность от своих интересов и ослабляют враждебный Иран. Причем этот план не потребует больших денежных затрат со стороны Вашингтона. Давно известно, что радикальных талибов всегда финансировали нефтяные шейхи Саудовской Аравии. Сейчас же как нельзя кстати для США отношения этого королевства с Тегераном обострились до предела.
Но есть ещё одна, главная причина появления, казалось бы, сенсационных сообщений о союзе Ирана и движения «Талибан». По данным СМИ, в последние недели до финальной даты подписания окончательного соглашения по ядерной программе между Ираном и «шестеркой» 30 июня процесс переговоров значительно замедлился. На этот раз камнем преткновения стало то, что Запад не устраивает отказ Тегерана пускать международных инспекторов на военные базы. Параллельно с этой новостью появилось сообщение иранского информагентства IRNA о том, что спецслужбы США фабрикуют документы по Ирану, которые предоставляют в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом в Вене заявил постоянный представитель ИРИ в МАГАТЭ Реза Наджафи. Случайно ли все это? И не идет ли речь о принуждении Ирана к уступкам в вопросах ядерной программы?
Будем следить за событиями после 30 июня. Вот тогда и посмотрим, сбудутся ли мечты президента США в отношении Ирана. А пока что, в порядке послесловия и в качестве примера того, как изощренные кукловоды — англосаксы под личиной «лучших друзей демократии» занимаются банальным переделом мира, в том числе и путем ведения информационных войн, напомним о провокационном заявлении британской Times о том, что «АЭС в Бушере построена „второсортными“ российскими специалистами в одном из самых сейсмически опасных районов мира», а статья, опубликованная на эту тему носила броский и скандальный заголовок «Иран станет следующим Чернобылем?».