Галичина хочет в Европу и боится ее
Украинские униаты завязли в этнофилетизме, что начинает серьезно мешать в диалоге со структурами Европейского союза, а потенциально — и с самим Ватиканом. С одной стороны, лидер Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав Шевчук пытается выдержать баланс между христианским вероучением с его отсутствием разницы между елинами и иудеями. С другой стороны, политическая ситуация на Украине, гражданская война и сопряженные с этим трения как между украинскими униатами и православными, так и на уровне межцерковных отношений с Русской православаной церковью (точнее, их отсутствия после начала зимой 2013 года волнений в Киеве, обернувшихся спустя несколько месяцев государственным переворотом) провоцируют скатывание паствы и священства УГКЦ в архаику. Причем, врагом «христианского благочестия» для униатов и поддерживающих их политических сил становится уже не столько Россия, сколько «секулярная Европа». Так, 1 июня 2015 года на заседании Комитета равенства и недискриминации Парламентской ассамблеи Совета Европы в Париже постоянная делегация от Украины в ПАСЕ «отстаивала жесткую позицию по защите христиан и христианских меньшинств на оккупированных территориях Украины», сообщает пресс-служба депутата Верховной рады Павла Унгуряна, возглавляющего в украинском парламенте Межфракционное депутатское объединение «За духовность, нравственность и здоровье Украины». Кроме того, на заседании состоялась «не менее важная дискуссия относительно навязывания восточно-христианским странам политики ЛГБТ». По словам Унгуряна, «мы убеждаем западноевропейских коллег не заставлять Украину, Грузию и другие страны, в которых господствуют христианские ценности, внедрять в наше законодательство противоречивое для христианских принципов явление ЛГБТ. Президент ПАСЕ в этом вопросе нас поддерживает, хотя есть страны, которые выступают против. Борьба только начинается, и нам нужно просить силы и мудрости у Господа Бога, чтобы отстоять христианские традиции нашего государства».
Это внутренний посыл. А есть еще взгляд со стороны. Обозреватель польского журнала Nowa Europa Wschodnia Земовит Щерек представил его на львовском портале Zaxid.net. «Я понимаю, что естественная точка отсчета для Львова есть Запад, не Восток, — отмечает журналист. — Львов хочет на Запад, и я это понимаю, хотя не могу отделаться от впечатления, что Львов хотел бы видеть Запад несколько иным, чем он есть на самом деле. Львов хотел бы видеть Запад в том виде, в котором существовал Запад в те дни, когда Львов его покинул, то есть до Второй мировой войны. Запад сильных национальных государств, стремящихся к этнической монолитности, которые расчерчивают на карте Европы свои геополитические устремления, которые соревнуются между собой. Такого Запада уже нет, поэтому Львов и хочет в Европу, и в то же время боится ее. Националистические львовяне — как и все европейские националисты — с недоверием смотрят на проект ЕС, который размывает этнические нации, Кончиту Вурст и на уход от «христианских ценностей». Этот Львов, под которым Щерек все же больше понимает Галичину и ее концепцию строительства Украинского государства, сегодня является базовой точкой униатства, хотя и УГКЦ недавно перевела свою престольную кафедру в Киев, чтобы оттуда нести «благую весть» в центр, восток и на юг страны. Агитационная униатская кампания сопровождается утверждением тезиса о большей «христианизации» Галичины по сравнению с другими регионами. Однако в последнее время не все греко-католики согласны с этим.
Постоянный колумнист униатского портала Католицький Оглядач отец Орест-Дмитро Вильчинский подозревает, что Галичина, а вслед за ней и вся Украина может повторить судьбу Ирландии, католического общества, проголосовавшего недавно на референдуме за гей-браки. Вильчинский полагает, что ирландскую католическую идентичность как деревянный дом подточили «термиты», когда национальный проект стал сталкиваться с общеевропейским. «Фактическое исчезновение практик народной набожности из жизни большой части галицких греко-католиков вызвало рост формализма в религиозной жизни и увеличило разрыв между реальной и религиозной жизнью», — замечает колумнист. Отсюда он фиксирует отсутствие «брака» между УГКЦ и гражданским обществом на Галичине. Миф о «консервативном украинском общества» разбивается, если констатировать тот факт, что на Украине нет влиятельной парламентарной партии, которая последовательно выступала за «pro-life ценности», а практически все журналистское сообщество ничем не отличается от своих западных либеральных и левых коллег. Получается парадокс. В политическом контексте УГКЦ тянет своих прихожан в Европу, а в церковном — прочь от нее. И в последнем случае союзником униатов оказываются не украинские политики и медиа, а российские консерваторы, с которыми готов общаться Ватикан и папа Римский Франциск. В данном случае, речь и о президенте России Владимире Путине, чью ориентацию на традиционные христианские ценности и понимание модели брака и семьи разделяют многие сановники Святого престола, в частности, ближайший сотрудник понтифика, префект Секретариата по делам экономики кардинал Джордж Пелл. Но этнофелитизм и историческая память препятствуют украинским греко-католикам воспринять Москву как ситуативного партнера и заставляет их выступать по этому вопросу даже против Ватикана. Что говорить об униатах, если римско-католический епископ украинского происхождения, глава Харьковской и Запорожской епархии Станислав Широкорадюк раскритиковал решение Франциска встретиться с российским президентом. В интервью порталу Обозреватель Щирокорадюк обозвал Путина «дьявольской упрямой натурой», которая «не может покаяться». В интерпретации епископа получается, что папа идет навстречу «дьяволу»?
Американский католический портал National Catholic Register отмечает, что архиепископ Святослав Шевчук пока что «безуспешно» пытается убедить Ватикан выступить против президента России. «Украинские католики особенно разочарованы тем, что, как указывает бывший апостольский нунций в России архиепископ Антонио Меннини, Франциск никогда не воспринимал Путина как «агрессора» и это мнение, говорит Меннини, разделяет большинство в Ватикане, — пишет издание. А эксперт по внешней политике Святого престола Массимо Франко отмечает, что папа всегда поддерживал «осторожную и самостоятельную стратегию» взаимодействия с Россией с «полного согласия» государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина». Основной задачей Святого престола, подчеркивает Франко, является предотвращение «новой холодной войны между Россией и Соединенными Штатами, а также между Католической и Православной церквями». На первый взгляд, украинский вопрос и в особенности конфликт Москвы с униатами является неподъемным камнем преткновения. Однако руководитель отделения в Жешуве Польского геополитического общества, историк Анджей Запаловский видит возможность преодоления этой проблемы. В интервью польской католической газете Nasz Dziennik эксперт заявляет, что молитва папы Франциска о мире и желание президента Путина сохранить за Россией Крым вкупе с федерализацией Украины — это два «в некотором смысле совпадающие элемента». Как замечает Запаловский, кроме того, Москва «уже не хочет Западную Украину», из чего следует, что Кремль «дает свободу для развития на этой земле Греко-католической и Римско-католической церквей». Иначе говоря, церковно-территориальное разграничение Украины может оказаться ходом хотя бы для выхода на «холодный мир», который в перспективе со временем станет фундаментом для восстановления спокойных ровных отношений. Но в случае реализации подобного сценария украинским униатам, видимо, придется вернуться во Львов из Киева. Насколько они готовы к этому, сказать пока трудно. Хотя нельзя исключать и того, что «секулярные цунами», которые в случае интенсификации евроинтеграционных процессов на Украине и непосредственно в Галичине грозят затопить «христианские ценности», заставят греко-католиков принять трудное решение.