Москва делает ставку на БРИКС
На фоне серьезно ухудшившихся отношений России с Западом, политической и экономической изоляции нашей страны всё большее значение приобретают связи со странами Азии и Латинской Америки. Разворот Москвы в сторону растущих азиатских гигантов, стремящихся к большему равноправию в международных отношениях, подкрепляет политический вес России и открывает новые торгово-экономические возможности. Этой весной Москва взяла в свои руки председательство в БРИКС — влиятельном политическом клубе, объединяющем Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, — и вскоре примет у себя саммит этого объединения. Он состоится в Уфе 8−10 июля, параллельно с другим крупным политическим мероприятием — встречей представителей стран — членов ШОС. Москва связывает большие надежды с предстоящим саммитом и с годом председательства в БРИКС, планируя политически консолидировать участников объединения и поспособствовать укреплению его экономического фундамента. Однако российское руководство поджидают трудности на этом пути: объединение достаточно аморфно, а интересы стран — участниц клуба далеко не всегда совпадают.
В преддверии приближающегося саммита БРИКС в Уфе, который вполне может стать одним из самых продуктивных в истории объединения, руководство России значительно усилило свою политико-дипломатическую активность. За последние две недели состоялась целая серия значимых мероприятий, посвященных подготовке к предстоящему саммиту. В течение двух дней, 22−23 мая в Москве проходил седьмой Академический форум БРИКС, участники которого — ведущие эксперты из стран объединения — выработали среднесрочную стратегию развития БРИКС. Спустя три дня, 26 мая, Владимир Путин и Николай Патрушев приняли участие во встрече с высокими представителями по безопасности государств — участников политического клуба. Наконец, 8 июня состоится первый Межпарламентский форум БРИКС, на который впервые приедут представители всех палат парламентов государств объединения. Кульминацией событий станет саммит в Уфе, на который Москва возлагает особые надежды.
Эстафета председательства во влиятельном политическом клубе перешла к России от Бразилии. Объединив усилия с другими участниками объединения, бразильское руководство немало сделало для развития БРИКС в годы своего председательства. Основными результатами стали: заложенный фундамент финансово-экономической самостоятельности объединения, углубление торгово-экономических связей между пятью странами, а также сближение политических позиций по наиболее важным международным проблемам. В июле 2014 года на VI саммите БРИКС в Форталезе государства-участники учредили общий банк объединения. «Новый банк развития» (НБР) поставил своей целью мобилизацию ресурсов для «финансирования проектов в области совершенствования инфраструктуры и устойчивого развития в странах объединения и других развивающихся государствах». Для оказания финансовой поддержки странам-участницам в случае краткосрочных проблем с ликвидностью стороны учредили пул условных валютных резервов. Главным финансовым донором для пула стал Китай, внесший 41 млрд долл. из 100 млрд общих резервов, предназначенных для пула. Были подписаны и десятки других соглашений, среди которых — соглашение о сотрудничестве в сфере инноваций, заключенное между банками развития стран БРИКС. Также стороны согласовали свои позиции по Сирии, Ираку, Украине, палестинской проблеме, конфликтам на Африканском континенте, заявив о приверженности их решению на основе диалога, соблюдения Устава ООН и норм международного права.
Однако Дилма Руссефф (президент Бразилии — А.В.) и ее команда не смогли в полной мере сосредоточиться на развитии клуба пяти стран, так как председательство Бразилии в БРИКС совпало с чередой президентских и парламентских выборов, а также с непростой социальной обстановкой накануне и после проходившего в стране чемпионата мира по футболу-2014. «Многие мероприятия, которые должны были проводиться, были отложены, для того чтобы впоследствии Россия смогла в период своего председательства их осуществить. И то количество мероприятий и встреч, которое планирует провести Россия в рамках своего председательства в группе, конечно же, поражает своим размахом», — поделился своим мнением посол Бразилии в Российской Федерации Антонио Жозе Валлим Геррейро.
Предвосхищая свое председательство в объединении, Москва значительно нарастила активность в рамках БРИКС еще год назад. Этому в значительной степени поспособствовало и начавшееся весной прошлого года ухудшение отношений с Западом, подтолкнувшее Россию к политическому и экономическому сближению с развивающимися странами. На саммите в Форталезе Россия предложила к рассмотрению два ключевых документа: проект Стратегии многостороннего экономического сотрудничества в рамках БРИКС и «Дорожную карту инвестиционного сотрудничества», которая включила в себя 37 конкретных проектов в различных областях. Одним из знаковых предложений Москвы в рамках дорожной карты стала идея учредить Энергетическую ассоциацию БРИКС, создать на её основе Резервный банк топлива и Институт энергетической политики с целью укрепления энергетической безопасности и кооперации между государствами БРИКС. Высока вероятность того, что эти предложения получат свое развитие уже в этом году, в рамках российского председательства в БРИКС и вскоре будут озвучены на Уфимском саммите.
Что касается целей российского председательства в БРИКС в этом году, то они весьма масштабны, обширны и амбициозны. Во-первых, важнейшей, сквозной задачей своего председательства Москва видит постепенную институционализацию объединения. На слуху слова, сказанные несколько лет назад депутатом Европарламента от Великобритании о том, что БРИКС — это вовсе не реальное объединение, а лишь «состояние умов». В этой фразе есть определенная доля истины. БРИКС является политическим клубом пяти государств, решения в котором принимаются на основе консенсуса и взаимного согласия. Москва, обладающая внушительным опытом международного лидерства, судя по всему, намерена изменить существующее положение вещей. Первыми шагами к институционализации, по мнению российской стороны, должны стать регулярные консультации лидеров БРИКС по важнейшим международным вопросам и кризисным ситуациям с целью выработки общей позиции, выступления «единым фронтом» во время работы международных политических и экономических форумов, коллективные встречи лидеров стран БРИКС с руководством международных и региональных организаций. Базисом для солидарной политики объединения должны стать общие подходы во внешней политике: соблюдение Устава ООН, невмешательство во внутренние дела других государств, стремление к большему равноправию в международных финансово-экономических отношениях.
Во-вторых, ключевым направлением председательства России в БРИКС является реализация соглашения об учреждении финансовых институтов — Банка развития и пула условных валютных резервов. Для этого Москва намерена приложить максимум своих усилий. По словам посла по особым поручениям МИД РФ Вадима Лукова, деятельность Банка развития БРИКС должна быть построена на коммерческой основе. «Это не касса взаимопомощи и не касса для выдачи грантов. Новый Банк развития будет построен на коммерческих принципах», — подчеркнул посол. Соглашение о создании Банка развития вступит в силу после того, как его ратифицируют все государства — участники БРИКС. Ориентировочно это произойдет к концу года. Пока же номинированные странами-участницами кандидаты в высший менеджмент банка (пять человек, по одному от каждой страны) будут заниматься запуском его деятельности и подготовкой необходимых нормативных документов. Помимо реализации идеи Банка развития и пула валютных резервов, Москва будет предлагать членам объединения максимально скоординировать позиции экономик государств БРИКС в период председательства Турции и Китая в G20 (2015 и 2016 годы соответственно — А.В.), стремиться к проведению реформы МВФ и скорейшему завершению Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО.
В-третьих, в период своего председательства российская сторона постарается уделить максимальное внимание укреплению внешнеэкономических связей со странами БРИКС. Особое место в этих проектах занимает инвестиционное сотрудничество. В значительной степени изолированная от западных финансовых потоков, Россия намеревается получить серьезные инвестиции в собственную инфраструктуру через Банк развития БРИКС, а также непосредственно через соглашения со странами — участницами объединения. В первую очередь это Китай. Сегодня в рамках новой экономической стратегии «Выхода за рубеж» китайские государственные и частные компании активно инвестируют не только в сырьевые проекты, но и в промышленное производство, строительство, развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивая заказами собственные предприятия. Китай стремительно наращивает объемы внешних инвестиций, превращаясь в главного мирового инвестора. В 2014 году КНР инвестировала в экономики 156 стран, приняв участие в более чем 6 тыс. проектов. Россия занимает 6-е место в списке привлекательных для китайских инвестиций государств. Помимо инвестиционного сотрудничества, Москва намерена активно поощрять взаиморасчеты в национальных валютах, отраслевое сотрудничество в авиастроении, металлургии, машиностроении, фармацевтике и ряде других секторов экономики, а также уделить пристальное внимание взаимодействию в сфере использования минерально-сырьевых ресурсов, включая их добычу и переработку.
И, наконец, еще одной важной целью своего председательства в БРИКС Москва видит укрепление международной информационной безопасности. Интернационализация управления сетью интернет, выработка правил «ответственного поведения государств в информационном пространстве» — эти вопросы будут объектом пристального внимания в период российского председательства в объединении. На июльском саммите в Уфе будет обсуждаться вопрос о создании мобильной операционной системы стран БРИКС. В октябре 2015 года состоится встреча министров связи и IT пяти стран-участниц, где вновь будут подняты вопросы укрепления международной информационной безопасности.
Как мы видим, цели Москвы на период председательства в объединении достаточно амбициозны. Условно повестку председательства России в БРИКС можно разделить на две основные составляющие: торгово-экономическую и политическую. Торгово-экономическая составляющая не вызывает больших вопросов. В ее успешной реализации, по большому счету, заинтересованы все страны БРИКС, главной задачей которых на сегодня является стимулирование поступательного роста своих экономик, повышение социальных стандартов жизни общества, ускоренное инфраструктурное и технологическое развитие. Каждая из стран надеется получить от участия в объединении определенные экономические выгоды, видя в БРИКС полезный вспомогательный инструмент для развития собственной экономики, а в случае с Китаем — еще и для усиления глобального экономического влияния. Следовательно, инвестиционные проекты, запуск работы Банка развития БРИКС, проекты отраслевого сотрудничества должны, в той или иной степени, реализоваться и оправдать себя. Особенно это касается инвестиционных проектов и сотрудничества в области энергетики. Успех каждого из начинаний будет зависеть от степени его востребованности и заинтересованности в нем государств — участников БРИКС, госкомпаний или частного бизнеса этих стран.
Политическая повестка, предлагаемая российской стороной, заставляет обратить на себя более пристальное внимание. Государства — партнеры России по БРИКС, несмотря на свою приверженность идее многополярного мира, стремление к большему равенству в сфере международной торговли и финансов, на сегодняшний день, пожалуй, не готовы разделить с Россией ее внешнеполитическую линию в отношениях с Западом, которая видится им чересчур прямолинейной. Это наглядно проявилось в ходе работы VII Академического форума БРИКС, начавшего свою работу 22 мая.
По словам Нандана Унникришнана, участника форума и вице-президента индийского исследовательского центра Observer Research Foundation, прочнейшие торговые связи большинства стран БРИКС и США исключают возможность какой-либо конфронтации. Действительно, за период с 2000 по 2013 год товарооборот между Индией и США вырос в 5 раз, порядка 12% индийского экспорта сегодня отправляется за океан, усиливается сотрудничество двух стран в атомной энергетике, сфере высоких технологий, оборонной сфере. Схожую позицию занимает и Бразилия. Ренато Бауман, директор исследований по экономической политике и международным отношениям Института прикладных экономических исследований, во время работы пленарного заседания, посвященного проблеме построения справедливого мироустройства, заявил, что Бразилия остается сильно заинтересованной в сохранении сильных экономических связей с рынками США и Канады, а также Евросоюза. Весьма осторожно бразильские эксперты подошли и к поднятой российской стороной теме международной информационной безопасности. Наиболее солидарную с российской стороной политическую позицию занимает Китай, однако и там весьма дорожат экономическими связями с Западом: только лишь в Германии работает более 1300 компаний из Китая, объем китайских инвестиций в экономику объединенной Европы стремительно растет.
Сдерживающими факторами для успешного осуществления Россией председательства в БРИКС может стать целый ряд объективных причин. Первым ограничивающим фактором является замедление темпов развития российской экономики на общем фоне сравнительно небольшой роли России в мировой экономике. В апреле этого года Всемирный банк опубликовал аналитический доклад о состоянии дел в экономике РФ. Согласно приведенным в докладе данным, в 2014 году экономический рост в России составил 0,6%. В следующем году эксперты Всемирного банка прогнозируют экономический спад на 3,8%, но к 2016 году ситуация должна улучшиться — ожидается лишь небольшое снижение показателей на 0,3%. Дефицит экономических и финансовых возможностей ограничивают способность Москвы эффективно проецировать влияние на своих партнеров по БРИКС.
Следующим сдерживающим фактором являются значительные расхождения в интересах участников объединения, а также в их ожиданиях от собственного участия в БРИКС. Если для России и КНР помимо экономики важна политическая составляющая объединения, а именно: использование БРИКС для представительства своих политических интересов перед лицом коллективного Запада, то Бразилия и Индия делают больший упор на экономический характер сотрудничества в рамках объединения, желая иметь большую свободу рук в политических вопросах (не следует сбрасывать со счетов и непростые отношения Пекина и Нью-Дели — А.В.). В БРИКС нет явно выраженного лидера, который мог бы сплотить объединение, — все государства-участники позиционируют себя как лидеры и являются таковыми в контексте своего регионального окружения, обладая четким пониманием собственных национальных интересов.
Впрочем, такой лидер вскоре может появиться. Это Китай. Несмотря на то, что темпы роста китайской экономики снизились до 7,4% по итогам 2014 года, они по-прежнему остаются достаточно высокими. Пекин стремительно наращивает свое экономическое присутствие в ключевых регионах Евразии, Африки и Латинской Америки. В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин анонсировал проект создания «Экономического пояса Шелкового пути» — масштабного плана создания сети современной транспортной инфраструктуры, которая протянется от западных границ Китая до Европы. В октябре 2014 года Китай заявил об учреждении Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), задачей которого станет стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и финансирование инфраструктурных проектов в Азии. Менее чем за полгода к китайскому аналогу Банка развития БРИКС присоединилось свыше 50 государств, среди которых — европейские страны, Израиль, Австралия, государства Ближнего Востока. Запуск работы банка станет знаковым событием в экономической жизни «Большой Азии».
Таковы условия, в которых Россия приступила к осуществлению председательства в БРИКС. Оно открывает перед Россией как новые возможности, позволяя активно формировать экономическую и политическую повестку работы объединения, влиять в своих интересах на направление дальнейшей эволюции БРИКС, так и возлагает на нее большую ответственность — за дальнейшую судьбу объединения и за собственное политическое реноме. Заявленные российским руководством масштабные цели будут успешно реализованы в том случае, если вызовут реальную заинтересованность со стороны партнеров по БРИКС. Ответы на многие вопросы даст предстоящий саммит объединения в Уфе, до которого остается совсем немного времени.