Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 11 декабря 2003
"РФФИ продаст госпакет акций КраМЗа".
(Ведомости, 11.12.03г. AK&M)
КРАСНОЯРСК - Российский фонд федерального имущества (РФФИ) выставил на продажу 41,73% акций Красноярского металлургического завода (КраМЗ), говорится в официальных материалах фонда. Заявки для участия в специализированном аукционе принимаются с 23 декабря 2003 г. по 16 января 2004 г. Итоги торгов РФФИ планирует подвести 5 февраля 2004 г. Начальная цена акций - 437,5 млн руб. Пресс-секретарь "Русала", контролирующего 27,52% акций КраМЗа, Вера Курочкина заявила, что этот актив компании "принципиально интересен".).
"Такси для инвалидов".
(Трибуна, 11.12.03г. Виталий ПЫРХ)
В Красноярске появилось первое пассажирское бесплатное такси для инвалидов. Для этой цели в городском Центре реабилитации инвалидов специально переоборудовали японскую "Тойоту". За один раз она берет "на борт" трех колясочников. Приобретен автомобиль за счет средств Управления социальной защиты населения, в котором сейчас разрабатывается положение о том, кого и куда будет возить бесплатное такси. Инвалиды высоко оценили новшество, справедливо полагая, что такое такси будет в городе не единственным.
"Куда Акакию Акакиевичу податься?".
("Сегодняшняя газета", 11.12.03, Анна Вялкова)
10 декабря - Международный день прав человека. В этот день губернатор Красноярского края Александр Хлопонин провел встречу с представителями правозащитных организаций.
ПРИ СОВЕТЕ администрации края представительство по правам человека работает с 1997 года. Впрочем, представительская сеть толком не развита - правозащитническое движение в России происходит сугубо на добровольных началах при весьма скромной поддержке государства.
Похоже, что о существовании прав человека, как, впрочем, и об инвалидах, в нашей стране принято вспоминать исключительно по соответствующим датам, что грустно. Ложкой меда, впрочем, для журналистов и, вероятно, для самих правозащитников, стала осведомленность губернатора в данной сфере общественных отношений.
Хлопонин сообщил, что знаком с проблемой защиты прав граждан не понаслышке. Проехав за последний месяц почти весь край и плотно пообщавшись с его жителями, губернатор прочувствовал необходимость обратить более пристальное внимание на данную проблему. "Произвол, который существует во всех уровнях власти, необходимо искоренять. Отписки, которые получают люди, доминируют и являются основной проблемой". Хлопонин вновь обратился к теме бюрократии, которая приняла в современной России совершенно чудовищные формы.
Иннокентий Жмаков, уполномоченный по правам человека в Красноярском крае, более четко обозначил стоящие перед обществом проблемы. В первую очередь, это выплаты заработной платы на предприятиях-банкротах. Там зарплата вроде бы считается первоочередным внутренним долгом, за которым идут все остальные выплаты - налоги, долги по кредитам и пр. Однако на деле оказывается, что есть еще и зарплаты для внеочередников. Вне очереди обслуживаются зарплаты антикризисного управляющего предприятия и его команды. Данная проблема требует решения на законодательном уровне, соседние регионы смогли ее решить, в Красноярском же крае рабочие обанкротившегося предприятия по-прежнему толпятся у проходной в ожидании зарплаты.
Вторая горячая проблема, по словам Жмакова, это ветхое жилье, где нарушаются все существующие жилищные нормы. Предложение копить деньги или покупать квартиры в кредит для подавляющего большинства населения страны звучит оскорблением. Отдельно стоит проблема общежитий, где граждане не имеют прав на занимаемую жилплощадь и полностью зависят от хозяина здания, который заламывает баснословные деньги за скромные квадраты.
Иногда стоимость проживания в общежитии выше, чем плата за квартиру. Хлопонин сообщил, что данная проблема действительно уже стоит настолько остро, что требует немедленного решения. Губернатор сообщил, что решения могут быть разными - вплоть до отбирания зданий у недобросовестных владельцев и возвращения их в муниципальную собственность. "Это может быть не совсем правильно звучит, однако выход искать нужно". И это тем более актуально при том, что жилищно-коммунальные субсидии практически не коснулись жителей общежитий. Вопрос должен решаться через целевую краевую программу, предположил губернатор.
Еще одни важный вопрос, отметил Иннокентий Жмаков, это доступность юридических услуг для населения. В Красноярском крае около 800 адвокатов. Это значит, что более чем на 3 тысячи жителей края приходится один адвокат. Более 500 адвокатов проживают в Красноярске и окрестностях. В крае есть районы, где правозащитную помощь может предложить только один адвокат. Данная ситуация тоже заслуживает внимания.
Выступление завкафедрой уголовного права и криминологии КрасГУ, профессора Александра Горелика затронуло совсем другую проблему - права человека и правоохранительные органы. Не секрет, что именно в данных органах права российского гражданина игнорируются чаще всего. "Бьют во всех полициях мира. Вопрос в том, как к этому относится государство", - процитировал профессор собственный учебник. И добавил: в России государство к данному явлению относится снисходительно. Как результат - коррупция в правоохранительных органах, пытки и фальсификация следственных документов.
Способствует тому многое. Но, в особенности, корпоративная политика "своих не сдавать", планы по раскрываемости преступлений. Сколько человек по всей стране подписали "чистосердечные" и сидят, согласно этим планам, сказать почти невозможно. Выход из ситуации, по мнению Горелика - разделение полномочий. Вести следствие и следить за адекватностью следственных действий должны разные организации. В идеале - некие общественные советы. Много позитивного опыта в данном направлении наработано в Перми, Красноярск мог бы позавидовать.
Итак, с правами человека на территории Красноярского края пока все еще очень сложно. Вообще, есть некое устойчивое мнение - чем дальше за Урал, т.е. чем дальше от Москвы и Питера, тем с правами человека сложнее. В российской глубинке - в особенности. В более-менее крупных городах - куда бы ни шло. Ну а в целом классический сюжет о маленьком человеке в современной России актуален не менее, чем в гоголевской. Увы...
"С больной головы на здоровую".
("Сегодняшняя газета", 11.12.03, Илья Снегов)
Пытается переложить свое нежелание договариваться краевая исполнительная власть.
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин не раз заявлял, что использовал прошедшую думскую кампанию как повод отчитаться о проделанной работе. Тем более что кампания эта счастливо совпала с первой годовщиной пребывания молодого политика у рычагов управления крупнейшего российского региона. Однако очень похоже, что предвыборная пора наложила свой отпечаток на риторику губернатора, которая иногда удивляла своим популизмом. Особенно в той части, что касается деятельности нефтяной компании "ЮКОС" на территории края.
НАПОМНИМ, одной из своих несомненных заслуг Хлопонин и его команда считают установление "прозрачных правил игры" с действующими на территории края крупными финансово-промышленными группами. Правила эти вылились в подписание соответствующих соглашений, которые были подписаны со всеми, кроме ЮКОСа.
Вот как комментирует Александр Хлопонин тот факт, что с крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на территорию края так и не удалось договориться:
"Корр.: - Год назад вы ставили своей задачей добиться того, чтобы крупные корпорации платили налоги у вас в крае. Вы добились этого?
Хлопонин: - Да.
Корр.: - По всем компаниям?
Хлопонин: - Кроме ЮКОСа, к сожалению. Есть у нас одна такая компания - такое впечатление, что она сама все делает для того, чтобы о ней все время говорили..."
(Из интервью "Газете").
Другими словами, ЮКОС - плохой, администрация края - хорошая. И договориться им не удается только потому, что ЮКОС будто бы этому противится. Другими словами, рубит сук, на котором сидит. Это - комментарий краевой исполнительной власти. Теперь обратимся к фактам.
Переговоры по поводу подписания соглашения о сотрудничестве между администрацией Красноярского края и НК "ЮКОС" велись с начала 2003 года. Александр Хлопонин по этому поводу несколько раз встречался с Михаилом Ходорковским, в рабочем порядке трудились над документом и их подчиненные. Почему к этой работе стороны подошли столь скрупулезно, понятно - соглашение должно было обеспечить комплексное социально-экономическое развитие Красноярского края, создать благоприятные условия для развития предприятий топливно-энергетического комплекса. Кроме того необходимо было юридически закрепить бесперебойное обеспечение горюче-смазочными материалами предприятий и организаций Красноярского края, финансируемых за счет краевого бюджета. Так, по условиям соглашения ЮКОС обязался предоставлять бюджетным организациям 5-процентную скидку на ГСМ, а также отсрочку платежа на 30 дней и предоставление товарных кредитов.
29 сентября 2003 года текст соглашения "О взаимном сотрудничестве и принципах взаимодействия между Советом администрации Красноярского края и ОАО "Нефтяная Компания "ЮКОС" в 2003-2005 годах" был направлен в администрацию Красноярского края. Со стороны ЮКОСа документ был подписан. Администрация же должна была либо в свою очередь подписать бумагу, либо, в случае несогласия с какими-либо ее пунктами, внятно сформулировать свои претензии. Однако ни того, ни другого сделано не было. Руководители ЮКОСа, безуспешно прождав ответа полтора месяца, 17 ноября были вынуждены отозвать документ из администрации.
По словам администрации, одна из причин, по которой не был подписан документ, - это претензии к ЮКОСу по поводу необоснованно высокой оптовой цены на нефтепродукты. Странно тут хотя бы то, что официально таких претензий нефтяной компании высказано не было.
ЮКОС утверждает, что оптовые цены на их нефтепродукты в Красноярском крае ничуть не отличаются от оптовых цен в соседних регионах - Томской области, Хакасии и других. Но вот розничные цены там действительно существенно ниже. Что компания вполне логично объясняет тем, что в этих регионах она имеет собственную сеть заправочных станций и, соответственно, путем минимизации торговой наценки может держать розничные цены на бензин на стабильно низком уровне. В Красноярске же у ЮКОСа своей розницы нет, а значит, ценовую политику на автозаправках диктуют перепродавцы. Бороться же с высокой ценой путем давления на оптовика, по меньшей мере, неразумно. Если компания и снизит оптовые цены, то, во-первых, рискует нарваться на обвинения в демпинге со стороны своих конкурентов, во-вторых, в Красноярском крае в таком случае вообще может развиться острый дефицит на ГСМ, поскольку дешевые нефтепродукты будут выкачиваться в соседние регионы.
Рынок - вещь тонкая, и подобного административного регулирования он не потерпит. И в НК "ЮКОС" это прекрасно понимают. Но вроде бы и Хлопонин сотоварищи должны это также хорошо понимать - как-никак сами рыночники, и в механизмах этих должны разбираться досконально. Смею предположить, что они и понимают. Просто им выгодно сегодня перекладывать проблемы с больной головы на здоровую. Столичная тенденция обвинять ЮКОС во всех смертных грехах пришлась как нельзя кстати. С одной стороны, можно лишний раз продемонстрировать свою лояльность федеральному центру. Плюс еще и поднабрать очков в предвыборной кампании, включившись в модную нынче забаву - "охоту на олигархов". А с другой - под шумок попытаться решить свои проблемы, выторговав у компании, испытывающей определенные трудности политического характера, совершенно неприемлемые условия дальнейшего взаимодействия.
Думается, в ЮКОСе это поняли, а потому и отозвали соглашение. Там считают, что время подобных ультиматумов еще не пришло. Да и никогда не придет - в цивилизованном бизнесе так не делается. И если администрация Красноярского края хочет действительно установить на вверенной территории цивилизованные и честные правила игры, то из этой истории она должна будет вынести соответствующие уроки.