МИД РФ хочет обвинить Россию в геноциде?
Указ киргизского президента — «правильный шаг со стороны высшего руководства республики», — одобрение послом России формулировок, содержащихся в указе киргизского президента, усиливает позиции сторонников «теории геноцида» киргизского народа Российской империей.
27 мая президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал указ «О 100-летии трагических событий 1916 года». Документ призван увековечить память погибших в ходе национально-освободительного восстания 1916 года, а также определить его роль в возрождении киргизской государственности.
Документ не только определяет перечень предстоящих мероприятий, но и дает трактовку трагическим событиям 99-летней давности. Ответственность за гибель людей в ходе широкомасштабного восстания указом возлагается на политику Российской империи. Сами события поданы как борьба «не против русского народа, а против царского колониализма».
Термин «геноцид», вокруг которого последние годы шли споры, в тексте указа президента Атамбаева отсутствовал. Несмотря на это, часть местных общественных деятелей пытается преподнести ситуацию так, словно документ признает факт попытки Российской империи уничтожить киргизский этнос.
Вот, например, реакция экс-посла Киргизии в США и Канаде Замиры Сыдыковой: «Надо отдать должное президенту Атамбаеву за то, что он признает, что, по оценкам киргизских историков, 40% местного населения погибли в этом восстании и по пути в Китай от голода и холода, а это может квалифицироваться как геноцид».
При этом в президентском указе тиражируются активно внедряемые местными политиками тезисы «40% местного населения погибли» и «сотни тысяч убиты».
На этом фоне комментарий посла России в республике Андрея Крутько о том, что указ киргизского президента в его нынешних формулировках — «правильный шаг со стороны высшего руководства республики», фактически подтверждает завышенные цифры, содержащиеся в исходном документе.
Комментируя подписание указа, посол обращает внимание на отсутствие термина «геноцид», а также на то, что советское правительство предприняло «титанические усилия» для того, чтобы компенсировать вред. «Хочу подчеркнуть, что в тексте указа ни разу не употребляется слово геноцид, что является отражением исторической правды» — говорит посол, не ставя при этом под сомнение ключевой момент — количество жертв.
ИА REGNUM отмечает, что оценка потерь среди киргизского населения в результате восстания 1916 года и его подавления царскими войсками остается спорной и весьма болезненной темой, вокруг которой в Киргизии ведутся оживленные политические спекуляции.
Ряд местных общественных деятелей настаивает на оценке в 100−300 тысяч, отдельные политики националистического толка называют цифры от 500 тысяч до 1 миллиона погибших. Свои позиции они аргументируют, ссылаясь на учебники истории, цитирующие статьи Большой Киргизской энциклопедии, где историк Кушбек Усенбаев пишет, что численность населения в северной части Киргизии сократилось на 41,4%.
В то же время доктор исторических наук, профессор, завкафедрой источниковедения, историографии и исторической информации Киргизского национального университета Шаиргуль Батырбаева на основе анализов переписей населения, проведенных в 1897 и 1917 годах, утверждает, что общее число прямых и косвенных потерь среди киргизов, населявших северные области Киргизии, составило от 30 до 40 тысяч человек. В это число входят убитые, умершие от ран, неродившиеся, а также уехавшие представители титульной нации.
Полноценного научного исследования, посвященного данной теме, в Киргизии не проводилось. Большая часть оценок по этой теме является политически окрашенной и не подтверждена надежными аргументами.