Права женщин в Афганистане: от Абдуррахман Хана до Ашрафа Гани
Первая леди Афганистана Рула Гани назначена почетным председателем Комитета по гендерным вопросам, созданного в рамках миссии НАТО «Решительная поддержка». Комитет будет заниматься работой над программами и проектами по обеспечению гендерного равенства в Афганистане, сообщает информационное агентство «Хаама Пресс». Впервые вопрос с правами женщин в Афганистане возник около 120 лет назад. Тогда правивший в 1880-х годах эмир Абдуррахман Хан пытался предпринять первые попытки продекларировать ограничения на насильственные и ранние браки, законодательно закрепить наследственные права женщин, а также их право инициировать развод, естественно, в жестких рамках требований шариата. Уже в начале ХХ века эту инициативу подхватил его внук эмир Аманулла Хан, который организовал первые школы для девочек, поддержал идею создания женских организаций в стране и предоставил женщине право самостоятельного выбора супруга.
Действующая уже в наше время конституция Афганистана подтверждает равенство прав и обязанностей перед законом всех граждан, независимо от того, мужчина это или женщина. Однако реальное воплощение этого положения основного закона страны оставляет желать лучшего. Как отмечает «Международная амнистия», жизнь афганских женщин, которым конституцией были дарованы широкие социальные права, изменилась в основном только на бумаге. Да, в стране есть Министерство по делам женщин, специальный отдел при президенте Афганистана. Реальность же такова, что, к примеру, только 2% афганок имеют национальные удостоверения личности (таскера), а, соответственно, 98% не имеют никакого документа, подтверждающего их гражданство и юридический статус. 4 из 5 женщин не умеют ни читать, ни писать, то есть 85% афганок неграмотно (при этом аналогичный показатель у мужчин составляет 51%). По данным Международной организации по миграции, «Афганистан остается одним из главных центров торговли людьми, прежде всего женщинами и детьми». В заявлении независимой комиссии по правам человека в Афганистане выражается озабоченность в связи с участившимися случаями торговли девочками в провинциях Герат, Кундуз и Тахар. В январе 2008 года было официально подтверждено 3 случая продажи 4−9 месячных девочек. Родители объясняют данную практику крайней нищетой и желанием спасти девочек от голода и холода.
ЮНИСЕФ констатирует, что в 57% бракосочетаний невеста была младше 16 лет, а 80% браков являются либо вынужденными, либо насильственными, которые устраиваются, чтобы ликвидировать долговые обязательства, а также в качестве средства урегулирования споров или прекращения кровной вражды. Сельское население считает нормальным брачным возрастом для девочек 8−10 лет, несмотря на тo, что были приняты поправки в законодательство, поднимающие брачный возраст до 17 лет. Раннее вступление в брак ведет к росту детской и материнской смертности при родах. На 100 тыс. родов материнская смертность в Афганистане и так составляет 1600 случаев, а у девочек младше 14 лет риск умереть при родах возрастает в 5 раз по сравнению с совершеннолетними роженицами. В среднем афганка за детородный период беременеет 13 раз и рожает 7 жизнеспособных младенцев, при этом каждый седьмой новорожденный не доживает до года, а каждый пятый — до 5 лет. По данным Детского фонда ООН, 97% опрошенных афганок никогда не пользовались противозачаточными средствами и даже не подозревают об их существовании; 21% женщин детородного возраста имеет дефицит веса, 48% страдает от анемии и 75% - от недостатка йода. Несмотря на возросшую доступность медицинской помощи для женщин, прежде всего, при родовспоможении (втрое за последние 3 года), только одна из пяти афганок рожает в условиях медицинского учреждения. В остальных случаях причиной неполучения медицинской помощи и, как следствие, женской смертности является позиция мужа, ссылающегося на культурные и религиозные традиции, при временном отсутствии мужа — необходимость получения согласия родственников-мужчин на любой выход из дома, в том числе и для посещения врача, тотальная неграмотность женщин, недостаток больниц и врачей-женщин, отсутствие транспортной инфраструктуры, низкий уровень безопасности.
Афганистан — одна из немногих стран, где продолжительность жизни у женщин меньше, чем у мужчин, и составляет 44 года, что является одним из самых низких показателей в мире. В результате 30-летней гражданской войны сотни тысяч мужчин были убиты, и, соответственно, огромное количество женщин осталось вдовами. В патриархальном афганском обществе смерть мужа не только лишает женщину экономических ресурсов, но и подрывает ее социальный статус, вдовы чаще становятся жертвами насилия, социальной изоляции, живут в постоянном психологическом стрессе. Как отмечают неправительственные организации, на 26,6 млн населения Афганистана приходится 1,5 млн вдов. Средний возраст вдов — 35 лет, у 90% есть дети, и в большинстве случаев их больше четырех. 94% вдов неграмотно и не умеет ни читать, ни писать. Порядка 50−70 тыс. вдов живут в Кабуле, где проще найти кров и пропитание, чем в более консервативной сельской местности. Средний доход вдовы составляет $16 в месяц, зарабатывают вдовы ковроткачеством, пошивом одежды, но в основном сбором милостыни и проституцией. Женская революционная организация в Кабуле сообщает, что в столице становится все больше женщин, продающих себя. В Кабуле функционирует до 30 публичных домов, в них и на улице работает от 3 до 5 тыс. проституток, и почти все они — жертвы войны, экономической катастрофы, насилия, которому подверглись большинство из них.
По данным «Красного полумесяца» и «Врачей без границ», в Кабуле быстрыми темпами распространяется СПИД, но никакой статистики по этому вопросу никогда не велось. Ежедневно в Афганистане тысячи афганских женщины подвергаются насилию. На днях первичным судом Кабула были вынесены приговоры 11 служащим полиции, приложившим недостаточно усилий для того, чтобы предотвратить публичную расправу над женщиной, обвинённой в сожжении Корана. Погибшая 27-летняя жительница столицы по имени Фархунда приняла страшную смерть в результате расправы толпы — десятки людей избивали ее палками и камнями, а затем заживо сожгли. Расследование трагедии впоследствии пришло к выводу, что обвинение в адрес женщины являлось безосновательным. Известие о трагедии стало большим потрясением для многих афганцев, принявших участие в многочисленных акциях протеста.
Чтобы показать читателю, что не так все безнадежно с вопросом об афганских женщинах, сообщим, что не так давно первая леди США Мишель Обама вручила 21-летней афганской летчице медаль за отвагу. «Мы награждаем Нилуфар за храбрость перед лицом насилия и угроз, за стремление к светлому будущему для девочек и женщин Афганистана. Афганцы и люди во всем мире с гордостью смотрят на ее достижения. Она продолжает летать, несмотря на угрозы талибов и даже некоторых членов своей семьи», — заявила Мишель Обама на праздничной церемонии в Вашингтоне. Отметим, что Нилуфар Рахмани проходила обучение на авиабазе Шинданд в западной афганской провинции Герат и уже в 18 лет поступила на службу в Военно-воздушные силы Афганистана. Будучи лейтенантом ВВС Афганистана, она признана самой смелой женщиной планеты.
Не меньшей отвагой отличаются и женщины-полицейские, которые обучаются пользованию винтовками AMD-65 на полигоне под Кабулом. Они проходят подготовку у итальянских карабинеров, присланных сюда НАТО. Вступление в афганскую полицию — очень смелое решение со стороны женщин, ведь всем известны довольно частые случаи нападения повстанцев на полицию. Для зачисления на службу им необходимо получить письменное разрешение мужа и остальных родственников мужского пола. Из 100 тыс. офицеров страны около 700 — женщины. Их месячная зарплата составляет приблизительно $165. Ранее, когда Афганистаном правили талибы, единственные женщины, которых можно было встретить на улице, были нищие, либо же жены мужчин-инвалидов. По пятницам талибы проводили публичные казни на стадионе в Кабуле. А десять лет спустя на митинге одного из кандидатов в президенты на этом же стадионе большинство присутствующих женщин были даже без паранджи.
Выступая на заседании Комитета по гендерным вопросам в Кабуле, где присутствовали посол Канады в Афганистане Дебор Лайонс, посол Германии Маркус Потцель, члены афганского правительства, а также представители ряда международных организаций, глава миссии НАТО «Решительная поддержка» генерал Джон Кэмпбелл заявил: «Комитет по гендерным вопросам поможет поддержать афганских женщин, которые надели форму. Женщины-военнослужащие и женщины-полицейские, как и их коллеги-мужчины, уже доказали свою готовность отдать жизнь за свой народ. Я приветствую мужество всех женщин, которые служат своей стране. Они являются примером для будущих поколений»