Все на фронт! Оппозиция взяла президентский дворец в Варшаве
В Польше завершается голосование по выборам президента страны. По данным экзит-поллов победу одержал кандидат от оппозиционной партии «Право и Справедливость» (PiS) Анджей Дуда, набравший 53% голосов, как сообщает Reuter, его поздравил уже бывший президент Бронислав Коморовский. Кандидат от оппозиции выиграл, если это, конечно, подтвердит на официальном уровне Государственная избирательная комиссия Польши. И если так, то вполне возможно, что ему придется разгребать тяжелое наследство. Речь не о предвыборных посулах, которые щедро раздавали Коморовский и Дуда — они стоят не больше, чем обещания проходящего через деревню солдата любить вечно местную крестьянку. В ходе избирательной кампании многие вещи, о которых в обычной ситуации молчат, были вынесены на поверхность. А то, что озвучено — это уже факт, с которым приходится иметь дело.
Безусловно, внешнюю политику в Польше определяет во многом кабинет министров и глава дипломатического ведомства. Но при желании президент может серьезно вмешиваться в эту сферу и как ставить палки в колеса правительству, так и творчески поддерживать его. Можно вспомнить, сколько хлопот доставлял во второй половине 2000-х годов покойный президент Лех Качиньский, которому служил тогда Дуда, кабинету Дональда Туска. Один 2008 год и вояж в Тбилиси во время Кавказской войны чего стоил. Однако тогда Польша была в лучшем положении, чем сегодня. Готовилась к разворачиванию программа «Восточного партнерства», польская дипломатия могла оперировать на нескольких направлениях, в том числе нормально разговаривать с Москвой.
Сегодня Варшава блокирована почти везде и практически её собственными усилиями. По итогам саммита «Восточного партнерства» в Риге, завершившегося на этой неделе, эксперт Центра стратегического анализа Кшиштоф Рак констатировал: «Восточное партнерство», по крайней мере, в польских представлениях должно было служить делу расширения Европейского союза на восток. Мы хотели поддерживать и укреплять суверенитет государств, что отделяют нас от России. Наши расчеты оказались неверными. И все благодаря игре, которая разыгрывается между Западом и Россией. Если Украина окажется в сфере влияния Москвы, она потеряет статус буферного государства. В результате Польша окажется прифронтовым государством, что означает значительное ухудшение нашего геостратегического положения". Бывший польский дипломат Витольд Юраш еще сильнее открывает карты. В интервью Fronda. pl он подчеркивает, что максимум, на что сегодня может рассчитывать Варшава, — это проведение очень осторожной региональной политики, поскольку «выбор состоит из провала, очертания которого мы уже можем заметить, нулевых или, возможно, небольших достижений».
В чем причина? Из слов польского дипломата складывается впечатление, что еще во времена каденции Леха Качиньского Варшава всерьез рассматривала реализацию проекта проекта «Междуморье» (геополитическая концепция маршала Пилсудского, предполагающая создание конфедеративного государства из стран Восточной и Центральной Европы) в расширенном варианте с включением в него республик Закавказья. «Он был бы реален, если бы Польша последние полтора десятка лет проводила последовательную в своих принципах и профессиональную по воплощению внешнюю политику», — говорит о причинах провала этой доктрины Юраш, объясняя «непоследовательность» фундаментальным конфликтом внутренней польской политики, вследствие чего две основные партии, меняя друг друга в правительстве, одновременно делают резкие дипломатические развороты. Но это не единственная аномалия в поведении Варшавы.
Похоже, что польские аналитики ошиблись и в интерпретации мотивации и действий как Москвы, так и Киева. Когда экс-министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский осенью прошлого года заявил журналисту американского журнала Politico, что российский лидер Владимир Путин якобы предлагал коллеге Туску «взять обратно Львов», это выглядело как попытка Сикорского представить дело так, будто бы Москва намекала Варшава на свое молчаливое согласие с реанимацией Рижского договора 1921, который передавал тогда Западную Украину и Белоруссию в состав II Республики. То есть полякам дали некие «гарантии» идти вперед, на которые они и рассчитывали. Однако трудно представить, чтобы Москва была той стороной, которую бы воспринимала в этом смысле всерьез Польша. Тем более, обсуждала бы это с Варшавой. Скорее всего, такие авансы полякам не давали и Вашингтон с Берлином.
Более того, против попыток варшавского политического салона расширить зону своего влияния на Украину выступили украинские власти, возглавившие государственный переворот в феврале 2014 года. Когда Верховная рада Украины приняла закон о героизации деятелей ОУН-УПА, ответственных за геноцид поляков в ходе Волынской резни во время Второй мировой войны, а президент Петр Порошенко подписал эти акты, тем самым Киев показал Польше, где очерчены границы «сближения» двух государств. «Бандеровщина» родом с Галичины, той самой Западной Украины, которую пацифицировала, иначе говоря, усмиряла II Республика перед тем как ее саму оккупировала Германия в 1939 году. Возведя на пьедестал ОУН-УПА, украинские власти дали понять Варшаве, что Западную Украину они рассматривают как своего рода сакральную зону и никакой новый вариант в духе неравного договора между руководителем Директории Симоном Петлюрой и маршалом Пилсудским с торговлей украинской землей больше не пройдет.
В условиях жесткого противостояния с Москвой, остановившимся диалогом с Берлином, равнодушием Вашингтона, лукавством Киева и холодностью с Минском у Варшавы не остается каких-либо прорывных направлений во внешнеполитической деятельности, которые могли бы показать польскому избирателю величие государственной мысли. Конечно, это проблема, в первую очередь, для правящей «Гражданской платформы». Впереди выборы в Сейм. До октября-ноября осталось не так много времени, чтобы продемонстрировать ошеломляющий успех во внутренней политике или экономике, разве только раздать избирателям побольше злотых. Но и для PiS наступают не самые простые времена, так как теперь часть ответственности оппозиции в лице президента придется разделить с кабинетом министров. Польские либеральные издания часто пугали своих читателей, что с приходом к власти Ярослава Качиньского и «Права и Справедливости» III Республике наступит конец. Может быть, такой исход Польша увидит раньше, чем это прогнозировалось.