Путиноцентризм по-латвийски: Путин — Спаситель, зрители — палачи
В конце прошлой недели все латышские, многие русские и европейские СМИ сообщили: в пятницу в столице Латвии в рамках выставки «Рига — культурная столицы Европы» была установлена инсталляция в виде распятого на кресте президента России Владимира Путина. Посетителям предлагалось не просто посмотреть, но и самим принять участие в «творческом акте», прибив и так уже прочно висящего на кресте президента России еще несколькими гвоздями — на всякий случай.
В этой новости прекрасно каждое слово. Отметим прежде всего название выставки («культурная столицы Европы»). Культурности в этом примерно столько же, сколько в акциях «пусси райот» или приснопамятных киевских «художников», изобразивших граждан России в виде пьяных хамов с балалайками, сидящих в клетке. Молодым украинским «демократам» очень понравилось. Эстетика во всех этих перформансах и не ночевала, но ведь суть не в этом. Суть в том, что бессильная ненависть к политическим оппонентам якобы может проявляться в любых формах. А тот, кто говорит, что это — не искусство, а самодовольная и безвкусная глупость, всего лишь глупый ватник.
Есть в латвийской инсталляции еще один аспект, казалось бы, очевидный. Но по каким-то недоступным разуму причинам этот аспект не замечали довольно долго.
В день открытия выставки на ее авторов и само «произведение» было совершено нападение. Латышские СМИ особо подчеркивали, что нападающие говорили на русском языке (огромная, что и говорить, редкость в Риге!). Авторы объекта получили легкие телесные повреждения, сам объект — тоже, но его пообещали восстановить к понедельнику. Впрочем, выставку закрыли раньше.
Один из авторов (уже после нанесения ему побоев) заявил, что разочарован «масштабами невосприятия искусства и отсутствием демократических ценностей» у зрителей. Неясно в какой степени абсурдность этого набора слов объясняется именно полученными повреждениями (дай Бог художнику здоровья!). Но после слов автора о том, что он имел в виду не Путина, а условного бизнесмена, для которого «материальный триумф застилает духовный мир», а лицо куклы создано по образу «одного знакомого итальянского предпринимателя», в его (автора) общей адекватности есть серьезные сомнения. Сходство куклы с президентом России видно самым невооруженным глазом.
Но автор — что с него взять? Мало ли в мире сумасшедших. Интереснее реакция властей. Представители посольства России в Латвии в пятницу направили ноту рижским коллегам, попросив принять меры. «Данный факт (проведения такой выставки) не может вызвать ничего, кроме крайнего возмущения и отвращения. Считаем недопустимым появление подобного рода провокационных „художеств“ в столице страны, председательствующей в Совете ЕС. Посольство направило соответствующую ноту Министерству иностранных дел Латвийской Республики. Ожидаем реакции официальной Риги на этот вопиющий случай», — было сказано в сообщении посольства.
В латышском МИД ответили, что сходство между президентом России и изображающей его куклой не видят. Периодически нападающая на политиков младодемократических стран избирательная слепота, в общем, не новость.
Впрочем, появились и адекватные реакции. Представители одной из общественных организаций заявили о намерении спилить этот крест, если выставка не будет закрыта. И не из-за политического скандала, а из-за того, что «произведение» оскорбляет чувства верующих. Президент Латвии Андрис Берзиньш в свою очередь заявил, что авторы арт-объекта «перешли все границы» и что делать этого не следовало.
Но главное в латвийской инсталляции заключается в том, что образ человека, висящего на кресте, вообще-то у всех ассоциируется с Иисусом Христом. Кажется, даже самые горячие поклонники Владимира Путина не доходят до того, чтобы приравнивать его к Спасителю. Но путиноцентризм картины мира некоторых оппонентов президента России воистину «переходит все границы», как совершенно справедливо отметил президент Латвии.
Соответственно, предложение вбивать гвозди в тело распятого на том же символическом языке означает приглашение принять участие в (временной) победе зла над добром. Это даже не Иуда и не Понтий Пилат — те никаких гвоздей никуда не вбивали, тем более — добровольно. Это — на том же символическом языке — уже какое-то радостное упоение добровольно и бесцельно совершаемым злом.
То, что авторы арт-объекта никаких подобных смыслов в свою поделку (разумеется) не вкладывали — это их проблемы. Безграмотность — это проблема безграмотного. Сочетание безграмотности, хамства и псевдодемократического пустословия — это уже общая проблема. А поддержка подобного «творчества» некоторыми европейскими политиками (чего только не поддержишь из чувства ненависти к презренному тирану!) — это уже проблема политического диалога. Сложно вести диалог в условиях, когда в слова «искусство», «культура» и «европейские ценности» (а также «демократия», «уважение» и «достоинство») вкладываются настолько разные смыслы.