Азербайджану следует признать право Карабаха на существование: эксперт
«Выборочное международное признание новых государств способствовало началу вооружённой агрессии Азербайджана в отношении НКР», — такое мнение высказал председатель Общественного Совета по внешней политике и безопасности Нагорно-Карабахской Республики Масис Маилян. Со времени заключения соглашения о перемирии в зоне карабахского конфликта прошёл 21 год, однако мало что изменилось в плане укрепления мира. ИА REGNUM попыталось разобраться в современной ситуации вокруг Нагорного Карабаха, задав главе Совета несколько вопросов.
ИА REGNUM: В чём, на Ваш взгляд, причина никак не разрешающейся ситуации «ни войны, ни мира», и как долго может продержаться такая ситуация?
Существует множество причин, и со временем их число, к сожалению, нарастает. Следует выделить некоторые из них. Фундаментальным препятствием на пути к долгосрочному миру в регионе было и остаётся игнорирование прав граждан Нагорного Карабаха на самоопределение. Это законное право сначала было проигнорировано центральными властями СССР и правительством советского Азербайджана, а после развала Советского Союза — со стороны международных силовых центров. В 1991-1992 годах выборочное международное признание новых государств способствовало началу вооружённой агрессии признанного Азербайджана в отношении самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республики. Другой причиной является изоляция официальных представителей НКР от переговорного процесса. До 1997 года делегация НКР принимала участие в переговорах в качестве представителей одной из трёх сторон в конфликте. Статус Нагорного Карабаха как стороны в конфликте зафиксирован в соответствующих документах ОБСЕ. Благодаря полноценному участию НКР в переговорах в мае 1994 года удалось остановить войну и добиться оформления Соглашения о прекращении огня. Сегодняшний неполноценный и искажённый переговорный формат снижает эффективность процесса урегулирования.
На мирный процесс крайне негативно влияет официальная политика Азербайджана, допускающая применение силовых методов для разрешения политических вопросов. Такая линия поведения сводит на нет все миротворческие инициативы и является угрозой для региональной безопасности.
Ещё одной причиной пробуксовки мирного процесса можно считать отсутствие политической воли и так называемый «риск мира», который содержит в себе новые вызовы. Сложившийся статус-кво может измениться в ту или иную сторону в зависимости от трансформации внутренних или внешних параметров карабахско-азербайджанского межгосударственного конфликта. Внутренним и внешним игрокам следует поддерживать хрупкий мир и работать на позитивное изменение статус-кво, т.е. трансформировать состояние «ни войны, ни мира» в прочный мир.
ИА REGNUM: В какую сторону ситуация может перевесить, грозит ли региону новая война?
Ставка Азербайджана на военную дипломатию и искусственное нагнетание напряжённости в зоне конфликта с целью изменения сложившегося статус-кво может стать источником неконтролируемых деструктивных процессов. Несомненно, такой поворот событий будет иметь отрицательный вектор развития.
К сожалению, наблюдаются тенденции повышения вероятности новой войны: Азербайджан продолжает закупать большое количество вооружений и военной техники, властями строго ограничено посещение журналистами приграничных азербайджанских районов, не прекращается антиармянская пропаганда в СМИ и учебных заведениях, подвергаются репрессиям азербайджанские гражданские активисты, участвующие в миротворческих проектах и т.д.
Кроме того, если после заключения перемирия с разной степенью активности продолжилась так называемая «снайперская война», то уже с лета прошлого года азербайджанская сторона активизировала диверсионно-разведывательную деятельность, фактически начав «диверсионную войну». Для обстрела передовых позиций Армии обороны НКР применяются крупнокалиберное стрелковое оружие, гранатомёты и миномёты. Если не будут предприняты срочные меры по деэскалации напряжённости, то военный сценарий может перевесить.
ИА REGNUM: В чём видите выход из ситуации?
Республике Армения и Арцаху необходимо, прежде всего, опираться на собственный потенциал и поддерживать баланс сил в регионе. Ни для кого не секрет, что перемирие базируется именно на этом балансе. Наши Вооружённые силы не прекращали работу в этом направлении. Свою роль должны сыграть и международные посредники. Представители России, США и Франции должны чётко и недвусмысленно дать понять властям в Баку, что продолжение военной дипломатии и фактическая подготовка к войне бесперспективны и опасны в первую очередь для Азербайджана.
В результате мер, предпринятых РА, НКР и внешними акторами, Азербайджан должен быть поставлен в такие условия, при которых каждый его шаг по нарушению режима прекращения огня будет оборачиваться против интересов этой страны. Ущерб от деструктивных действий должен в разы превышать ожидаемую от диверсий сомнительную выгоду. Если удастся вернуть азербайджанскую сторону в конструктивное русло, то можно будет реализовать ряд совместных мер по укреплению режима прекращения огня, снижению напряжённости в зоне конфликта и позитивному изменению статус-кво. С этой целью нужно предпринимать как военно-технические меры, так и политические шаги. Армянскими сторонами и международными посредниками не раз озвучивались конкретные предложения по усилению контроля над ситуацией на границах.
Считаю, что юридически оформленный отказ всех трёх конфликтующих сторон от использования силовых методов для решения политических проблем обладает большим миротворческим потенциалом и может открыть широкие возможности для мирной трансформации конфликта. Ещё одним выходом из сложившейся взрывоопасной ситуации может стать признание Азербайджаном права Нагорно-Карабахской Республики на существование, а также международное признание права граждан НКР на самоопределение. Подобные действия способны закрыть военную перспективу и создать равные для всех сторон возможности для активного продвижения мирного диалога.
Беседовал Ашот Бегларян — корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте.